Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 22:31, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение на основе различных источников работы вербальной и невербальной коммуникации и их сравнительная характеристика. Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
раскрыть понятие и сущность вербальной коммуникации;
дать характеристику средств вербальной коммуникации;
рассмотреть понятие и сущность невербальной коммуникации;
сделать обзор видов невербальной коммуникации;
выявить особенности вербальной коммуникации;
проанализировать особенности невербальной коммуникации.
Введение
Глава 1. Характеристика вербальной коммуникации
1.1 Понятие и сущность вербальной коммуникации
1.2 Средства вербальной коммуникации
Глава 2. Характеристика невербальной коммуникации
2.1 Понятие и сущность невербальной коммуникации
2.2 Классификация видов невербальной коммуникации
Глава 3. Сравнительная характеристика вербальной и невербальной коммуникации
3.1 Особенности вербальной коммуникации
3.2 Особенности невербальной коммуникации
Заключение
Список использованных источников и литературы
Организация пространства и времени коммуникативного процесса имеет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Экспериментальными исследованиями доказано, что, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к собеседнику. Вместе с тем незнание преимуществ определенных пространственных форм организации общения может повлиять на переговорный процесс, равно как и незнание особенностей, в частности, расстояния, на которой партнеры разговаривают друг с другом, поскольку у представителей разных народов является неодинаковой. Прежде всего речь идет о четко определенном воздушном пространстве вокруг тела человека, а также о том, как люди, принадлежащие к разным этносам, реагируют на попытки нарушить этот вид территории. В свое время основоположник «пространственной психологии» Э. Холл исследовал формы пространственной организации общения, в частности зафиксировал нормы приближения собеседника к партнеру, свойственные американской культуре: интимный пространство (0-45 см), персональный пространство (45-120 см), социальный пространство (120-400 см), публичное пространство (400-750 см)2.
Во многих европейских наций
интимная зона составляет 23-25 см. Китайцы
во время разговора подходят друг
к другу ближе, чем американцы.
Для них увеличение расстояния означает
безразличие в отношениях, слишком
большую официальность, а американцы,
наоборот, уменьшение расстояния могут
истолковать как нарушение «
В психологической литературе приводится
немало примеров общения японца и
американца: японец, чья интимная зона
составляет 25 см, всегда делает шаг
вперед, общаясь с американцем, последний
отступает на шаг назад, чтобы
расширить свой зональный пространство.
Исследованиями доказано, что вторжение
постороннего человека в интимную зону
вызывает внутри ее организма различные
физиологические реакции и
В контексте организации
Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что невербальные, или неречевые, коммуникации, являясь составляющей коммуникационной системы языка, также специфичны для каждой культуры. Действия, движения человека, размещение предметов в пространстве несут информацию сами по себе, без слов.
Заключение
В заключение необходимо отметить, что
в процессе общения реализуются
такие специфические
Традиционно принято отождествлять речь со словом, то есть с вербальной знаково-символической функцией речи. Между тем, звуковая речь как средство общения несет слушателю, и при этом независимо от семантики слова, то есть как бы «между слов», невербально весьма значительную и важнейшую для слушателя информацию о говорящем, его отношении к собеседнику, к предмету разговора, к самому себе и т.п.
Таким образом, хотя речь и является
универсальным средством
Из двух видов межличностной коммуникации – вербальной (речь) и невербальной – невербальная коммуникация является более древней, вербальная коммуникация – наиболее универсальной.
Как вербальные, так и невербальные
средства по своей природе являются
знаками, они выполняют базовые
функции коммуникации – информационную,
прагматическую и экспрессивную. Фонационные
средства наиболее тесно связаны
с вербальными средствами – фактически
они «озвучивают» слова в речевом
контексте, придают высказываниям
коммуникативную завершенность
и выразительность, и в этом сложность
выявления их собственных функций.
К ним относятся: социально-информационная
– при помощи акцентных и других
особенностей произношения актуализируются
признаки социального статуса
Изучение взаимодействия вербальных
и невербальных средств коммуникации
ведется довольно давно, но, к сожалению,
в большинстве случаев
Таким образом, можно сделать вывод, что как вербальная так и невербальная коммуникация играет очень важную и неоспоримую роль в коммуникативном процессе.
Список использованных источников и литературы
Андрианов М.С. Невербальная коммуникация. – М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2007. –256 с.
Биркенбил В.Ф. Язык интонации, мимики, жестов. / Пер. с немецкого А. Желнина. – СПб.: Питер, 1997. – 214 с.
Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. – М.: Инфра-М, 1997. – 272 с.
Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. 3-е изд. – М.: Изд-во ЛКИ, 2007. – 112 с.
Измайлова М.А. Деловое общение. – М.: Дашков и К, 2009. – 298 с.
Клюев Е.В. Речевая коммуникация. – М.: Рипол Классик, 2002. – 320 с.
Коццолино М. Невербальная коммуникация: теории, функции, язык и знак. – Харьков: Гуманитарный центр, 2009. – 248 с.
Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 226 с.
Ли Д. Практика группового тренинга: Вербальная и невербальная коммуникации; Совладание со стрессом, визуальная поддержка; Оценка результатов тренинга. / Пер. с англ. А. Маслова. – Спб.: Питер, 2001. – 224 с.
Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. – М.: Институт психологии РАН, 1998. – 163 с.
Никандров В.В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. – СПб.: Речь, 2002. – 411 с.
Скаженик Е.Н. Деловое общение. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. – 312 с.
Тен Ю.П. Культурология и межкультурная коммуникация. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 329 с.
Терин В.П. Массовая коммуникация. – М.: Институт социологии РАН, 2000. – 224 с.
Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. – М.: Социальные отношения, 2005. – 246 с.
Терин В.П. Массовая коммуникация. - М.: Институт социологии РАН, 2000. - С. 197
Клюев Е.В. Речевая коммуникация. – М.: Рипол Классик, 2002. – С. 28
Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. – М.: Инфра-М, 1997. – С. 51
Практика группового тренинга: Вербальная и невербальная коммуникации; Совладание со стрессом, визуальная поддержка; Оценка результатов тренинга. / Пер. с англ. А. Маслова. – Спб.: Питер, 2001. – С. 33
Терин В.П. Массовая коммуникация. – М.: Институт социологии РАН, 2000. – С. 19
Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. – М.: Инфра-М, 1997. – С. 72
Клюев Е.В. Речевая коммуникация. – М.: Рипол Классик, 2002. – С. 43
Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. – М.: Институт психологии РАН, 1998. – С. 21
Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. 3-е изд. – М.: Изд-во ЛКИ, 2007. – С. 16
Биркенбил В.Ф. Язык интонации, мимики, жестов. / Пер. с немецкого А. Желнина. – СПб.: Питер, 1997. – С. 58
Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. – М.: Институт психологии РАН, 1998. – С. 75
Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. – М.: Социальные отношения, 2005. – С. 89
Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – С. 42
Клюев Е.В. Речевая коммуникация. – М.: Рипол Классик, 2002. – С. 305
Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – С. 114
Измайлова М.А. Деловое общение. – М.: Дашков и К, 2009. – С. 132
Измайлова М.А. Деловое общение. – М.: Дашков и К, 2009. – С. 133
Тен Ю.П. Культурология и межкультурная коммуникация. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – С. 221
Андрианов М.С. Невербальная коммуникация. – М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2007. – С. 9
Коццолино М. Невербальная коммуникация: теории, функции, язык и знак. – Харьков: Гуманитарный центр, 2009. – С. 11
Измайлова М.А. Деловое общение. – М.: Дашков и К, 2009. – С. 184
Никандров В.В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. – СПб.: Речь, 2002. – С. 217
11Тен Ю.П. Культурология и межкультурная коммуникация. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – С. 226
11Скаженик Е.Н. Деловое общение. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. – С. 206
Информация о работе Социально психологические особенности вербальной и невербальной коммуникации