4)Этническая ситуация
в Канаде.
В XXI веке этническая проблематика
становится всё более актуальной:
усиливаются глобализация и международные
интеграционные процессы, а значит
и возрастает человеческая мобильность.
В связи с чем, особенно интересно
проследить развитие этнической ситуации
в Канаде – одной из самых многонациональных
стран мира, выработавшей и претворяющей
в жизнь уникальную этнополитическую
доктрину мультикультурализма.Целью данной
статьи является охарактеризовать этническое
развитие Канады в начале нового XXI века.
Для реализации данной цели были поставлены
такие задачи, как сбор релевантной статистической
информации, ее обработка и предоставление
аналитического комментария, посредством
которого можно выявить основные тенденции
развития этнической ситуации в данной
стране.В статье были использованы такие
официальные письменные источники, как
Перепись населения Канады за 2006 г., (доступные
на текущий момент времени данные) Переписи
населения Канады за 2011 г., а также иная
официальная документация по этнической
ситуации Бюро статистики Канады (Canada
Statistics) и Министерства гражданства и иммиграции
Канады (Citizenship and Immigration Canada).Согласно последним
данным, в Канаде проживает 35,002, 447 чел.
C 2006 г. по 2011 гг. население страны выросло
на 5.9%, что несколько превышает рост населения
в предыдущий период с 2001 г. по 2006 г. – 5.4%
соответственно. Это свидетельствует
о медленном, но постепенном увеличении
численности населения Канады, что можно
связать не только с иммиграционным фактором,
но и с небольшим увеличением естественного
прироста. Тем не менее, плотность населения
в стране по-прежнему остается невысокой,
поскольку на второй после России по площади
канадской территории проживает непропорционально
маленькое число людей.Канаду справедливо
считают одной из самых регионализированных
держав мира: провинции страны играют
большую роль в федеральной системе и
отличаются особой степенью самостоятельности,
а также уникальными социокультурными
характеристиками. Человек, проживающий
в Канаде, часто идентифицирует себя с
определенной провинцией в первую очередь,
и только потом с федерацией в целом. Принимая
во внимание вышеуказанное обстоятельство,
необходимо отметить такую величину, как
распределение населения в Канаде по провинциям.
Несмотря на то, что по итогам переписи
2011 г. численность населения во всех провинциях
претерпела изменения в сторону увеличения,
конкретные показатели отличаются между
собой: так, минимальный рост населения
был зафиксирован в провинциях Онтарио
Нунавут и в Северо-Западных территориях
(везде ниже среднего показателя по стране
в 5.9% ). И если в последних двух провинциях
ввиду своих этнокультурных особенностей
(это регионы преимущественно автохтонного
населения) сурового климата, удаленности
и недостаточной освоенности более низкие
показатели вполне объяснимы, то для провинции
Онтарио это более непредсказуемое развитие
событий. Несмотря на въезд в провинцию
около 96 тыс. мигрантов в период с 2006 по
2011 г., для Онтарио вышеуказанный показатель
является самым низким с 1986 г. Это можно
объяснить перенаселенностью данного
региона и перенасыщением рынка труда.
Сегодня самыми популярными для внутренней
и внешней миграции в Канаде являются
западные и некоторые восточные провинции,
которые уже обладают достаточной степенью
освоенности, но вместе с тем предлагают
новые геоэкономические и культурные
возможности, незанятые ниши на рынках
труда и капиталов. Закономерно, что это
позитивно отражается на динамике роста
численности населения: так, самые большие
аналогичные показатели зафиксированы
в западных провинциях Альберта (10, 7%),
Британская Колумбия (7%), Саскачеван (6,7%),
Юкон, Манитоба (чуть выше среднего показателя
в 5,9%). Из восточных провинций можно назвать
приатлантические Ньюфаундленленд и Лабрадор,
Новую Шотландию, где впервые с 1986 г. был
зафиксирован прирост населения как таковой.
А население провинции о. Принца-Эдуарда
увеличилось за счет существенного притока
иммигрантов: 8,100 чел въехали в провинцию
в период с 2006 .по 2011 г. по сравнению с 1100
чел в 2001-2006 гг. Это свидетельствует об
иммиграционной привлекательности данных
регионов, причина которой была озвучена
выше. В целом, можно сделать вывод о том,
что сегодня, в начале XXI века население
западных провинций Канады несколько
превышает население провинций восточных:
30,7 и 30, 6% соответственно. Бурный экономический
рост западных провинций, а особенно провинций
Степного региона (Саскачеван, Манитоба,
Альберта), скорее всего, и дальше будет
способствовать повышенной привлекательности
этих регионов как для населения Канады,
так и для потенциальных иммигрантов.
Таким образом, можно предположить, что
демографическая диспропорция между восточными
и западными провинциями продолжит расти
в сторону последних.
Увеличение населения, несомненно,
является одним из доминантных факторов,
влияющих на непосредственно этническую
картину. Это тем более актуально
для Канады – одной из самых
многонациональных стран мира, взявшей
на вооружение доктрину мультикультурализма.
Разработанная еще в 1971 г. правительством
П.Трюдо, официальновключенная в Канадскую
хартию прав и свобод 1982 г. и оформленная
как законодательный акт в 1985 г., доктрина
мультикультурализма превратилась в уникальный
инструмент этнической политики, не имеющий
мировых аналогов. Политика мультикультурализма
провозглашает всяческое содействие представителям
этнокультурных групп в сохранении и усилении
их самобытности, помощь в интеграции
в канадское общество, способствование
творческому культурному обмену и освоению
двух официальных языков. В то же время
осуществляется содействие сохранению
и других языков канадских этнокультурных
групп как неотъемлемой части их культуры.
Таким образом, мультикультурализм признает
этнический и культурный плюрализм в Канаде
как одну из фундаментальных ценностей
канадского общества Принцип «единство
в многообразии» или «этнокультурной
мозаики» объявляется системообразующим
для канадской идентичности.Мультикультурализм
призван противостоять обезличенной массовой
культуре потребления. Безусловно, что
подобные установки как способствуют
популярности Канады у потенциальных
иммигрантов, так и фактически позволяют
канадскому правительству превратить
фактор иммиграции в фундаментальный
для последующего развития страны, активно
использовать его для решения внутриполитических
и внешнеполитических задач. Таким образом,
современную Канаду и такой её аспект,
как этническое развитие, невозможно сегодня
представить без доктрины мультикультурализма
и стимулируемой ей благоприятной иммиграционной
политики.Вышеозначенное подтверждает
и статистика. Так, уже в 2006 г. в Канаде
проживали представители более 200 этнических
групп. Что касается этнической самоидентификации,
то здесь можно отметить две параллельно
развивающиеся тенденции: с одной стороны,
ввиду растущего этнического многообразия
страны, 41, 6% населения указывают на свое
мультиэтничное происхождение, что несколько
выше аналогичных показателей в 2001 г. и
1996 г. (38,2 % и 35,8% соответственно). Наиболее
распространенными вариантами происхождения
являлись: английское, французское, шотландское,
ирландское, немецкое, итальянское, китайское,
индейское и украинское. Тем не менее,
32,2% населения указали на свое происхождение
как на «канадское». Это свидетельствует
о том, что концептуальная мультикультурная
политика через идею «этнокультурной
мозаики» в то же время создает и распространяет
канадскую культуру, канадскую идентичность
со своей системой ценностей. Ожидаемо,
что в XXI веке процент «канадцев» будет
расти.Отдельную, очень значимую роль
сегодня в этническом развитии Канады
играют представители так называемых
«видимых меньшинств» (visible minorities) – т.е.
представители неевропейских этносов,
отличные по своим фенотипическим признакам
(цвет кожи, разрез глаз и т.д.). Именно «видимые
меньшинства» составляют большую часть
канадских иммигрантов: с 2001 г. – до 75%
иммигрантов, в 1996 г. – 72-74% . Вполне вероятно,
что этот показатель будет постепенно
медленно расти и дальше.В настоящее время
в Канаде проживает 5,068,100 представителей
«видимых меньшинств», что составляет
16, 2 % от общей численности населения страны13.
Это на 5% больше, чем во второй половине
1990-х гг. Общий рост численности «видимых
меньшинств» в Канаде составил 27%, что
в 5 раз превышает темпы роста населения
страны в целом. Подавляющее большинство
представителей «видимых меньшинств»
оседает в крупных городах (95,9 %), среди
которых самым популярным является Торонто.
В городах меньшинства нередко проживают
в своеобразных этнических «communities» и
открывают центры, посвященные родной
культуре. Подобные центры пользуются
большой популярностью в Канаде и патронируются
властными органами, поскольку отвечают
проводимой политике мультикультурализма.
В частности, поддержка осуществляется
посредством развития и финансирования
этнических СМИ, культурных мероприятий
– например, организацией так называемых
«месяцев наследия» того или иного этноса.Наиболее
многочисленным «видимым меньшинством»
в Канаде, в начале XXI века являются представители
народов Южной Азии: восточноиндийского
(69%), пакистанского (9,3%), шри-ланкийского
(7,8%), панджаби (4,1%), тамильского (2,7%) и бенгальского
(1,8%) происхождения. Это совершенно новая
тенденция, наблюдаемая в современной
картине этнического состава Канады. Если
раньше самым обширным «видимым меньшинством»
в стране являлись китайцы, а за ними афро-канадцы,
то в XXI веке акценты сместились. Сегодня
иммиграционные потоки из Китая в Канаду
по-прежнему стабильны, но по своей интенсивности
уступают предыдущим периодам. Многие
канадские китайцы становятся таковыми
не столько в результате прямой иммиграции,
сколько в качестве представителей новых
поколений, потомков некогда иммигрировавших
предков. Популярность Канады у южноазиатских
иммигрантов во многом объясняется тем,
что им зачастую не приходится выдерживать
традиционного конкурентного отбора.
Для представителей неспокойных бедных
регионов в Канаде существует особая программа
помощи беженцам, гарантирующая мягкий
иммиграционный режим. Участниками данной
программы и становятся представители
южноазитских этносов.Таким образом, вслед
за южноазиатскими «видимыми меньшинствами»,
вторую позицию по численности в Канаде
занимают китайцы, третью – афро-канадцы.
Примечательно, что 52% «афро»-канадцев
имеют не африканские, а карибские корни.
Среди латиноамериканцев, которых в Канаде
также относят к «видимым меньшинствам»,
по данным переписи, больше всего испаноязычных
представителей. Самыми многочисленными
«видимыми меньшинствами» из Юго-Западной
Азии в Канаде являются ливанцы и иранцы.Важным
показателем «мозаики», «единства в многообразии»,
можно обозначить также количество смешанных
браков. Суммарно смешанных браков (зарегистрированных
и гражданских) на 2006 г. в Канаде насчитывалось
289 400, что на 33% больше, чем в 2001 г. Среди
всех канадских браков смешанные составили
3, 9%, что превышает количество оных в 2001
и 1991 гг. (3,1 % и 2,6% соответственно). Таким
образом, можно прогнозировать дальнейшее
увеличение в Канаде числа смешанных браков.Несмотря
на то, что, как уже было сказано выше, каждая
провинция Канады характеризуется пестрым
этническим составом, стоит отдельно отметить
особые этнокультурные образования –
этническое сообщество франкоязычной
провинции Квебек и территорий автохтонного
населения – провинций Нунавут, Юкон и
Северо-Западных территорий. Несмотря
на то, что по-прежнему большую часть населения
Квебека составляют франко-канадцы, в
2006 г. получившие статус особой нации «квебекуа»
(quebecois), в провинцию въезжает всё большее
число иммигрантов из франкофонных стран,
образующих в Квебеке свои анклавы «видимых
меньшинств», из них 90% обосновываются
в Монреале. Сегодня, в начале XXI века в
провинции проживает 188 000 афро-канадцев,
что на 23, 5% превышает показатели за 2001
г. , из них 52, 5% имеют гаитянское происхождение,
около 27% - африканское. Также в Квебеке
за последний период на 48% увеличилось
число арабских «видимых меньшинств»,
представители которых происходят из
Алжира, Марокко и Туниса, и на 50, 4% стало
больше латиноамериканцев, в основном
родом из Перу, Сальвадора, Мексики, Колумбии.
Данные тенденции обещают быть долгосрочными,
так что судя по всему в XXI веке этнический
состав Квебека продолжит дифференцироваться
и усложняться, количество франко-канадцев
будет постепенно потесняться представителями
франкоязычных «видимых меньшинств».Что
касается провинции Нунавут и Северо-Западных
территорий, а также Юкона, то в данном
регионе по-прежнему доминируют представители
автохтонных народов, преимущественно
индейцы. На Юконе они составляют 51,5 % населения.
В Северо-Западных территориях , 9% населения
являются инуитами, однако треть в рамках
переписи 2006 г. указала на своё происхождение
как на английское. 84% населения провинции
Нунавут являются инуитами, 14,5 % имеют
английское происхождение. Здесь не произошло
значительных изменений в этнической
структуре региона за последний период.
Тем не менее, в XXI веке даже в северных
провинциях коренных народов можно зафиксировать
проникновение малочисленных представителей
«видимых меньшинств»: так, в данном регионе
в 2006 г. уже проживала 1000 филиппинцев и
700 китайцев. Это свидетельствует не только
о медленном, но постепенном освоении
северных провинций, но и о той серьёзной
роли, которую сегодня в этнической картине
Канады играют «видимые меньшинства»
и которую они, несомненно, всё больше
станут играть в будущем.Таким образом,
мы кратко рассмотрели основные тенденции
современного этнического развития Канады
– одной из самых многонациональных стран
мира, чей опыт не только отражает, но и
предвосхищает парадигму XXI века – века
этнического многообразия и последующей
суперэтничности.