Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 17:57, реферат
Государство Израиль омывается Средиземным морем с запада и граничит на севере с Ливаном, на востоке – с Сирией и Иорданией, а на юге – с полуостровом Синай, являющимся частью Египта.
Население Израиля составляет более 5 миллионов жителей, 90% которых проживают в населенных пунктах городского типа.
Площадь Израиля – 21946 кв. км, максимальная протяженность с севера на юг – 560км, с запада на восток – около 120км. Расстояния между населенными пунктами относительно небольшие.Довольно часто люди живут в одном городе, а работают в другом.
Государство Израиль является членом Организации Объединенных Наций с 1949 г. и поддерживает отношения с большинством стран мира. Сохраняя память о веках преследований, помня об ужасах Катастрофы и многолетнем арабо-израильском конфликте, Израиль проводит внешнюю политику, направленную на продолжение мирного процесса, при этом обеспечивая безопасность страны и расширяя сотрудничество со всеми странами.
Израиль был принят в Организацию
Объединенных Наций в качестве ее
59-го члена 11 мая 1949 г. и с тех пор
активно участвует в ее программах, внося
вклад в работу всех структур ООН, занимающихся
проблемами здравоохранения, занятости,
продовольствия и сельского хозяйства,
образования и науки. Израиль принимает
деятельное участие в работе неправительственных
организаций при ООН, занимающихся самыми
разными вопросами: от метеорологии до
эмиграции и от средств коммуникации до
положения женщин. Некоторые из решений
ООН имели для Израиля судьбоносное значение,
в том числе резолюции Совета Безопасности
ООН №242 (от 22 ноября 1967 г.) и №338 (от 22 октября
1973 г.), определяющие приемлемые пути урегулирования
арабо-израильского конфликта.
В течение многих лет ООН содействовала
прекращению вражды между Израилем и арабскими
странами, назначая посредников, контролируя
соблюдение соглашений о прекращении
огня и перемириях и размещая свои контингенты
между враждующими сторонами. В то же время
на протяжении многих лет имели место
попытки использовать ООН как политическую
арену для выступлений против Израиля.
21 арабское государство, составляя "автоматическое
большинство" при поддержке прочих
стран ислама, неприсоединившихся стран
и бывшего коммунистического блока, обеспечивало
принятие Генеральной Ассамблеей антиизраильских
резолюций.
С окончанием холодной войны и развитием
мирного процесса в резолюциях Генеральной
Ассамблеи по Ближнему Востоку прослеживается
более сбалансированный подход. За последнее
время Израиль расширил свое участие в
деятельности ООН, не связанной непосредственно
с Ближним Востоком.
Спустя 11 минут после провозглашения
независимости Израиля, 14 мая 1948 г., президент
США Гарри С.Трумэн заявил о признании
нового государства. Этот акт ознаменовал
собой начало отношений, отмеченных прочной
дружбой и взаимным уважением. Обе страны
строго придерживаются демократических
принципов; их политические и законодательные
системы построены в традициях либерализма;
обе созданы трудом первопоселенцев и
по сей день принимают иммигрантов, помогая
им стать частью нового для них общества.
Однако порой отношения между двумя государствами
складываются непросто. США как сверхдержава
преследуют свои глобальные интересы,
в то время как Израиль, малое государство,
расположенное во взрывоопасном регионе,
заботится о сохранении своего суверенитета
и безопасности.
Одновременно с установлением и развитием
дипломатических и политических отношений
с Израилем США присоединились к эмбарго
западных стран на поставку оружия на
Ближний Восток, считая, что таким образом
они способствуют значительному ослаблению
напряженности в регионе. Начиная с 1952
г. администрация президента Эйзенхауэра,
стремясь заручиться поддержкой арабов
для заключения ближневосточного оборонного
пакта, полностью отказалась от политики
опеки Израиля, которую проводил президент
Трумэн. Только к концу 1950-х гг., когда США
разочаровались в политике египетского
президента Гамаля Абдель Насера, отношения
между Вашингтоном и Иерусалимом вновь
потеплели. При президенте Кеннеди эмбарго
на поставку оружия было отменено. Начиная
с конца 60-х гг., при президенте Джонсоне,
краеугольным камнем американской дипломатии
на Ближнем Востоке становится признание
прав Израиля на безопасное существование
в границах, которые должны быть определены
путем прямых переговоров с арабскими
соседями. Полагая, что сильный Израиль
является необходимым условием достижения
мира в регионе, США взяли на себя обязательство
обеспечить качественное превосходство
армии Израиля над армиями арабских стран.
При президентах Никсоне и Картере США
оказывали содействие в достижении соглашений
о прекращении огня между Израилем и Египтом
и между Израилем и Сирией (1973–1974 гг.),
Кемп-Дэвидских соглашений (1978 г.) и египетско-израильского
договора о мире (1979 г.).
При президенте Рейгане
отношения между двумя странами
продолжали углубляться и их содержание
было закреплено формально. В дополнение к уже существовавшим
соглашениям был подписан Меморандум
о взаимопонимании (1981 г.), который заложил
фундамент для создания ряда совместных
планирующих и консультативных органов,
что в свою очередь привело к ряду практических
шагов в военной и гражданской областях.
Новый уровень сотрудничества был зафиксирован
в расширенном меморандуме, подписанном
в 1988 г. Президент Буш поддержал мирную
инициативу Израиля (1989 г.), и США выступили
в роли одного из организаторов Мадридской
мирной конференции (1991 г.), приведшей впоследствии
к мирным переговорам в Вашингтоне. Администрация
президента Клинтона играет ключевую
роль в ближневосточном мирном процессе,
активно поддерживая соглашения между
Израилем и палестинцами, мирный договор
между Израилем и Иорданией, переговоры
с Сирией и усилия по расширению сотрудничества
в регионе, в том числе прекращение арабского
бойкота. США также взяли на себя ответственность
за сведение к минимуму угрозы безопасности
Израиля, которая может возникнуть вследствие
его стремления к миру. Более того, в последнее
время США приняли ряд серьезных мер по
поддержке Израиля в его борьбе с терроризмом.
Углубляющееся сотрудничество между Израилем
и США американская администрация определяла
по-разному: от провозглашения необходимости
сохранения Израиля "основополагающим
принципом" американской внешней политики
с упором на "особые отношения" между
двумя государствами до признания "американских
обязательств" перед Израилем. В начале
80-х гг. США считали Израиль "важным
стратегическим союзником", а в 1987 г.
Израиль получил статус "основного
союзника США вне структуры НАТО". Поддержка
Израиля в Конгрессе США является двухпартийной.
Ярким подтверждением того, что Конгресс
поддерживает дружественные отношения
между США и Израилем, явилось одобрение
ежегодной военной и экономической помощи,
мирного процесса и борьбы Израиля с терроризмом,
а также утверждение в 1995 г. законодательных
актов, в которых объединенный Иерусалим
признается столицей Израиля и содержится
призыв учредить к маю 1999 г. посольство
США в Иерусалиме. Термин "особые отношения"
подразумевает тесное экономическое,
политическое, стратегическое и дипломатическое
сотрудничество. В настоящее время Израиль
ежегодно получает от США экономическую
и военную помощь на сумму 3 млрд. долларов,
кроме того, с подписанием двустороннего
торгового соглашения о зоне свободной
торговли (1985 г.) возрос товарообмен. Увеличивается
число совместных предприятий, финансируемых
израильскими и американскими промышленными
фирмами, а некоторые штаты заключили
прямые двусторонние договоры с Израилем,
которые предусматривают сотрудничество
в различных областях – от культуры до
сельского хозяйства. На международных
форумах США, как правило, поддерживают
Израиль, препятствуя принятию антиизраильских
резолюций в ООН и других международных
организациях. Две страны обмениваются
разведывательной и военной информацией,
сообща борются против международного
терроризма и распространения наркотиков.
Дружба между США и Израилем встречает
поддержку влиятельной еврейской общины
Америки и широких кругов американского
общества.
Канада и Израиль
уже многие годы поддерживают дипломатические
отношения, строящиеся на общих демократических
ценностях и подкрепляемые
На заседании Генеральной
Ассамблеи ООН 29 ноября 1947 г. в голосовании
по резолюции, предлагавшей создать на территории британского
мандата в Палестине два государства,
еврейское и арабское, из 20 стран Латинской
Америки, являвшихся членами ООН, 13 высказались
за такое разделение. Сегодня из 33 государств
Центральной и Южной Америки и Карибского
бассейна 32 поддерживают полные дипломатические
отношения с Израилем.
В 1950–60 гг. укреплению контактов между
Израилем и латиноамериканскими странами
в немалой степени способствовали программы
двустороннего сотрудничества, в рамках
которых Израиль делился своими достижениями
в таких актуальных для Латинской Америки
сферах, как сельское хозяйство, медицина,
организация кооперативов, региональное
и местное развитие. Тысячи латиноамериканцев
прошли обучение в Израиле в рамках специальных
программ, многие израильские специалисты
разрабатывали различные проекты развития
по всей Латинской Америке. Сотрудничество,
к которому в 70-х гг. подключились государства
Карибского бассейна, продолжается и сегодня.
Политическая ситуация в регионе и во
всем мире в 60–70-х годах привела к ослаблению
поддержки Израиля странами Латинской
Америки и Карибского бассейна, которая
с тех пор проявляется главным образом
при голосовании в ООН и его органах. Отношения
между Израилем и странами Латинской Америки
в целом дружественные, о чем свидетельствуют
частые взаимные визиты глав государств,
министров, парламентских делегаций, религиозных
деятелей, профсоюзных лидеров и мэров
городов. Израиль экспортирует в Латинскую
Америку продукцию химической промышленности
и сельского хозяйства, оборудование и
электронику, а импортирует мясо, зерно,
кукурузу, сахар, какао-бобы, кофе и металлы.
В настоящее время импорт и экспорт растут,
в Латинской Америке активно действуют
израильские банки, строительные фирмы
и сельскохозяйственные компании, занимающиеся
планированием и разработками. Примерно
с 20 государствами имеются соглашения
о контактах в области науки и культуры.
Эти соглашения координируются Институтом
израильско-иберо-американской культуры
в Иерусалиме.
Схожие системы правления, общие социальные ценности, а также долгая и порой трагическая история еврейских общин Европы формируют ту основу, на которой строятся отношения между Израилем и европейскими странами.ХХЭти отношения выражаются в сотрудничестве в сферах экономики, культуры, науки, технологии и политики, а также в диалогах с главами государств, министрами, парламентариями и общественными деятелями.
Ввиду того что экономические
отношения Израиля с соседними
арабскими странами только завязываются,
Западная Европа является его самым
естественным торговым партнером. Создание
в 1975 г. зоны свободной торговли с Европейским
экономическим сообществом привело к
значительному увеличению израильского
экспорта в Европу в период с 1975 по 1996 год
и еще большему увеличению европейского
импорта в Израиль. Развитие более тесных
деловых контактов между израильскими
и европейскими предпринимателями и инвеститорами,
возникновение совместных предприятий
и укрепление экономических связей со
странами – членами Европейской ассоциации
свободной торговли способствуют увеличению
товарообмена. В 1995 г. Израиль и страны
Европейского союза заключили расширенное
соглашение, обеспечивающее возможность
еще более тесных связей. Поток туристов
между странами Европы и Израилем способствует
установлению прочных личных контактов
и лучшему взаимопониманию. Страны Европы
поддерживают усилия, направленные на
разрешение арабо-израильского конфликта
путем развития мирного процесса.
Отношения между Израилем и странами
Центральной и Восточной Европы, получившие
новое направление после освобождения
этого региона от советского контроля,
в настоящее время становятся все более
близкими, особенно в области экономики,
культуры, туризма и международного сотрудничества.
Многие из этих стран являются кандидатами
в члены Европейского союза и НАТО, и экономические
соглашения с ними приобретают важное
значение.
Поскольку до второй мировой войны эти
страны были центром мирового еврейства,
память о Катастрофе европейских евреев
является важным фактором в отношениях
Израиля с ними. Рассматриваются вопросы
возвращения национализированной еврейской
общественной и частной собственности
прежним владельцам или законным наследникам,
а также признания граждан этих стран,
рисковавших своей жизнью для спасения
евреев во времена нацизма, "праведниками
мира".
Отношения Израиля с Россией и странами
Содружества Независимых Государств (СНГ)
в последнее время набирают силу, о чем
свидетельствует участие России в мирном
процессе на Ближнем Востоке. Установлены
отношения с мусульманскими странами
СНГ (Азербайджаном, Казахстаном, Киргизстаном,
Туркменистаном, Узбекистаном и Таджикистаном).
Главы некоторых из этих государств посетили
Израиль и подписали соглашения о двустороннем
сотрудничестве; теснее становятся экономические
связи.
Параллельно дипломатическим отношениям
идет установление отношений этих стран
с образовавшейся в последние годы в Израиле
большой общиной новых репатриантов, налаживаются
прочные культурные и экономические связи.
Вместе с тем продолжается репатриация
евреев в Израиль.
Отношения между Израилем и странами Черной Африки стали
складываться в середине 50-х гг., еще до
того, как многие из них обрели независимость.
Первые контакты были установлены с Ганой
(1956 г.), затем дипломатические, торговые
и культурные связи, а также техническая
помощь распространилась на большинство
стран к югу от Сахары. Израиль, который
и сам получил независимость незадолго
до того, охотно делился опытом с молодыми
африканскими государствами. В конце 60-х
– начале 70-х гг. Израиль поддерживал полные
дипломатические отношения с 33 странами
Черной Африки. Были установлены взаимовыгодные
экономические контакты и создан ряд совместных
предприятий.
В период нефтяного кризиса 1973 г. большинство
государств Черной Африки разорвали дипломатические
отношения с Израилем под влиянием арабских
стран, обещавших им дешевую нефть и финансовую
помощь, а также выполняя внесенную Египтом
резолюцию Организации африканского единства
(ОАЕ) о разрыве отношений с Израилем. Полные
дипломатические отношения сохранились
лишь с Малави, Лесото и Свазилендом; прочие
страны поддерживали контакты с Израилем
через посольства третьих государств.
Торговые связи не были полностью разорваны;
многие африканские студенты продолжали
обучаться в Израиле, а израильские специалисты
работали в Африке.
Начиная с 80-х гг. дипломатические отношения с африканскими странами стали постепенно восстанавливаться. Этот процесс активизировался с прогрессом мирных переговоров между Израилем и его арабскими соседями: сегодня 40 африканских стран поддерживают связи с Израилем, включая взаимные визиты глав правительств и министров. В мае 1994 года президент Государства Израиль Эзер Вайцман присутствовал на исторической церемонии вступления в должность Нельсона Манделы – первого чернокожего президента Южной Африки.
Израиль поддерживает дипломатические отношения с большинством государств Азии. С развитием экономики и усилением политического влияния этих стран на международной арене, а также началом мирного процесса на Ближнем Востоке стало расти политическое, культурное, а главное, экономическое сотрудничество между ними и Израилем. Техническое сотрудничество с Израилем в области сельского хозяйства и образования также сыграло важную роль в установлении отношений с развивающимися странами этого региона. В 1991–92 гг. Израиль установил дипломатические отношения с Китаем, Индией и Монголией. В 1993 г. – с Вьетнамом, Камбоджей и Лаосом, что дало импульс к дальнейшему развитию сотрудничества. С середины 80-х годов неуклонно расширяется сотрудничество между Израилем и Японией, о чем свидетельствует подписание ряда соглашений, обмен визитами премьер-министров и министров и вклад Японии в развитие мирного процесса. Многие годы Израиль поддерживает полные дипломатические отношения с Австралией и Новой Зеландией. В последнее время установлены связи с 10 островными государствами Океании, недавно получившими независимость; многие из них принимают участие в израильских проектах международного сотрудничества.