Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 14:46, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение основных страноведческих характеристик Японии. В связи с этим задачи, преследуемые курсовой работой, следующие:
- изучить своеобразие страны, выявить ее место в мировой и региональной политике и экономике;
- отразить географическое положение, природные условия и ресурсы (с описанием рельефа, полезных ископаемых, климата, водных ресурсов, почвенно-растительного покрова);
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ ЯПОНИИ
1.1. Географическое положение
1.2. Рельеф, климат и водные ресурсы
1.3. Полезные ископаемые
1.4. Почвенный покров, растительный и животный мир
ГЛАВА 2. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО, НАСЕЛЕНИЕ И КУЛЬТУРА
2.1. Политическое устройство
2.2. Население и культура
ГЛАВА 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВА
3.1. Промышленность
3.2. Сельское хозяйство
3.3. Транспорт
3.4. Внешнеэкономические связи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
II. Энергетика Японии ориентируется преимущественно на импортное сырьё (в основном нефть и нефтепродукты). Импорт нефти составляет более 200 млн. тонн (собственная добыча 0,5 млн. тонн на 1997 год). Сокращается в потреблении доля угля, растёт в потреблении доля природного газа (импортируется в сниженном виде). Растёт роль гидроэнергетики и атомной энергии. Япония располагает мощной электроэнергетикой. Свыше 60% мощностей приходится на ТЭС (наиболее крупные по 4 млн. кВт). С середины 60-х годов сооружается АЭС. В настоящее время работает свыше 20 АЭС на импортном сырье (более 40 энергоблоков). Они дают около 30% электроэнергии. В стране построены самые мощные АЭС в мире (в том числе Фукусима – 10 энергоблоков).
III. Судостроение Японии очень разнообразно: со стапелей судоверфей Иокогамы, Осаки, Кобе, Нагасаки и многих других судостроительных центров сходят крупнейшие в мире супертанкеры и другие суда. Судостроение специализируется на строительстве крупнотоннажных танкеров и сухогрузов. Общий тоннаж построенных в Японии судов составляет 40% мирового тоннажа. По судостроению страна прочно занимает первое место в мире (2 место – Республика Корея). Судостроительные и судоремонтные предприятия размещены по всей стране. Главные центры находятся в крупнейших портах (Иокогама, Нагасаки).
IV. Производство цветных металлов является материало- и энергоёмкими. Относятся к “экологически грязным” отраслям промышленности, поэтому проведена существенная реорганизация отрасли. Только за последнее десятилетие выплавка цветных металлов сократилась в 20 раз. Передельные же заводы размещены практически во всех крупных промышленных центрах.
V. Машиностроение Японии включает в себя множество отраслей (судостроение, автомобилестроение, общее машиностроение, приборостроение, радиоэлектроника, авиационно-космическая промышленность). Действует ряд крупных заводов тяжёлого машиностроения, станкостроения, производство оборудования для лёгкой и пищевой промышленности. Но главными отраслями стали электроника, радиопромышленность и транспортное машиностроение.
1) По выпуску автомобилей (13 млн. штук в год) в последние годы Япония также занимает первое место в мире (продукция отрасли составляет 20% японского экспорта). Важнейшие центры отрасли – Тойота (район Нагасаки), Иокогама, Хиросима.
2) Основные предприятия
общего машиностроения
3) Предприятия радиоэлектронной и электротехнической промышленности ориентируются на центры с квалификационной рабочей силой, с хорошо развитой транспортной системой, с развитой научно-технической базой. На долю Японии в начале 90-х годов приходилось свыше 60% производства промышленных роботов, ½ станков с ЧПУ и продуктов чистой керамики, от 60 до 90% производства отдельных типов микропроцессоров в мире. Япония сохраняет лидирующие позиции в производстве бытовой электроники и электронной аппаратуры. Удельный вес страны в мировом выпуске цветных телевизоров (с учётом производства на зарубежных предприятиях японских компаний составляет более 60%, видеомагнитофонов – 90%, и др.). На продукцию наукоёмких отраслей приходится около 15% всего объёма промышленного производства Японии. А в целом, на продукцию машиностроения – около 40%.
Таблица 3.1
12 крупнейших конгломератов (промышленно-финансовых групп) Японии (данные 1999 г.) [10]
Число корпораций, входящих в 500 мировых |
Годовая сумма продаж (млрд. долл.) |
Активы (млрд долл.) |
Число занятых (тыс.) |
Шта6-квартира | ||
1 |
«Мицубиси» |
7 |
105,1 |
124,6 |
272.2 |
Токио |
2 |
«Тойота» |
2 |
84,0 |
77,6 |
116,2 |
Нагоя |
3 |
«Мацусита» |
2 |
66,0 |
84,3 |
280,0 |
Осака |
4 |
«Хитати» |
2 |
65,1 |
81,3 |
341,0 |
Токио |
5 |
«Ниппон Стил» |
5 |
59.1 |
78,2 |
99,8 |
Токио |
6 |
«Ниссин» |
3 |
57,0 |
67,9 |
155,1 |
Токио |
7 |
«Фудзи» |
4 |
52,9 |
62,1 |
226,3 |
Токио |
8 |
«Сумнтомо» |
6 |
43.8 |
56,0 |
120,5 |
Осака |
9 |
«Тосиба» |
1 |
37,5 |
49,3 |
173,0 |
Токио |
10 |
«Дан Ити» |
6 |
33,4 |
39,3 |
104,3 |
Токио |
11 |
«Хонда» |
1 |
33,4 |
26,4 |
90,9 |
Токио |
12 |
«Сони» |
1 |
31.5 |
39,7 |
126,0 |
Токио |
4) Предприятия нефтеперерабатывающей, а также химической промышленности тяготеют к основным центрам Тихоокеанского промышленного пояса – в токийской агломерации аланского промышленного пояса. В токийской агломерации (Кавасаки, Тиба, Иокогама), в районе Осаки и Нагои предприятия используют привозное сырьё. По уровню развития химической промышленности Япония занимает одно из первых мест в мире.
5) В Японии также развита целлюлозно-бумажня промышленность.
6) Сохраняет не мало важное значение отрасли лёгкой и пищевой промышленности. Однако растёт конкуренция со стороны развивающихся стран по многим видам трудоёмких производств лёгкой промышленности (за счёт дешевизны рабочей силы в других странах).
VI. Ещё одна важная традиционная
отрасль японской
Очень важная особенность промышленности Японии – её исключительно сильная втянутость в международные экономические связи.
3.2. Сельское хозяйство.
В сельском хозяйстве Японии занято около 3% экономически активного населения, а доля его в ВНП страны составляет около 2%. Для японского сельского хозяйства характерен высокий уровень производительности труда и земли, урожайности культур и продуктивности животных.
Сельскохозяйственное производство имеет ярко выраженную продовольственную направленность
Растеневодство даёт основную часть продукции (около 70%), но его удельный вес снижается. Кормовые и технические культуры страна вынуждена ввозить из за рубежа. Пастбищные земли составляют всего 1,6% от общей площади. Но даже эти участки выходят из оборота сельского хозяйства по мере увеличения импорта дешёвой мясной и молочной продукции. Развиваются новые интенсивные отрасли животноводства. На обрабатываемые земли приходится 13% территории страны. Однако в ряде районов Японии можно получать 2-3 урожая в год, поэтому посевная площадь больше обрабатываемой. Несмотря на то, что обрабатываемые земли занимают небольшую долю в земельном фонде, а их величина, приходящаяся на душу населения очень мала (по сравнению с США меньше в 24 раза, по сравнению с Францией – в 9 раз), свои потребности в продовольствии Япония обеспечивает в основном за счёт собственного производства (около 70%). Практически удовлетворяется спрос на рис, овощи, мясо птицы, свинину, фрукты. Однако страна вынуждена импортировать сахар, кукурузу, хлопок, шерсть. [14]
Для сельского хозяйства Японии характерно мелкое земледелие. Большинство хозяйств – мелкотоварные. Наиболее крупные хозяйства занимаются животноводством. Кроме индивидуальных хозяйств функционируют фирмы и производительные кооперативы. Это значительные сельскохозяйственные единицы.
Прибрежные низменности всех островов, в том числе и в Тихоокеанском промышленном поясе, являются крупными сельскохозяйственными районами, где выращивают рис, овощи, чай, табак, а также интенсивно развивается животноводство. На всех больших равнинах и в природных зонах крупных агломераций расположены птице- и свинофермы, огороды.
3.3. Транспорт
Транспорт. В послевоенный период на первое место по объему грузо- и пассажироперевозок в Японии быстро выдвинулся автомобильный транспорт (соответственно 52 и 60%). Остальное большей частью приходится на морские каботажные перевозки, доля которых постепенно снижается. Еще быстрее уменьшается значение железнодорожного ранспорта, особенно после его приватизации в середине 80-х годов. Растут объемы и авиаперевозок, но их удельный вес пока невелик. Япония занимает второе место в мире по тоннажу торгового флота (почти 87 млн бр. рег. т в 1999 г.), но 73% этого тоннажа ходит под «удобными флагами». Размеры автомобильного парка — 43 млн легковых машин и 22 млн грузовых и автобусов (1998, второе место в мире). С середины 90-х годов основным направлением развития технической базы транспорта стало качественное совершенствование транспортной инфраструктуры. В Японии создана густая сеть автомобильных дорог, основным элементом которой стали скоростные автомагистрали, соединившие все города с населением более 500 тыс. человек. Построена система железнодорожных линий со средней скоростью движения поездов более 200 км/ч. В стране насчитываются несколько десятков крупных морских портов (крупнейший — Тиба), целый ряд аэропортов, способных принимать крупные лайнеры, В 80-е годы непрерывными транспортными путями (через систему туннелей и мостов) были соединены все четыре главных японских острова. Многократно возросшие объемы и напряженность транспортных перевозок в Японии, особенно в зоне главной транспортной оси страны, проходящей через Тихоокеанский промышленный пояс, потребовали повышения надежности и безопасности системы коммуникаций. Ее совершенствование достигается путем широкого внедрения электронно-вычислительной и информационной техники как в системы управления транспортными перевозками, так и в сами транспортные средства. [4]
3.4. Внешнеэкономические связи
Япония – одна из крупнейших мировых торговых держав. Хозяйство в очень большой степени зависит от импорта топлива и промышленного сырья. Но структура импорта существенно меняется: уменьшается доля сырьевых товаров и увеличиваются удельный вес готовой продукции. Особенно растёт доля готовых изделий из НИС Азии (в том числе цветных телевизоров, видеокассет, видеомагнитофонов, запчастей). Страна ввозит также некоторые виды новейших машин и оборудование из экономически развитых стран.
В экспорте готовых промышленных изделий (по стоимости) 64% приходится на машины и оборудование. Международной специализацией Японии на мировом рынке является торговля продукцией наукоёмких высокотехнологичных производств, таких, как производство сверхбольших интегральных схем и микропроцессоров, станков с ЧПУ и промышленных роботов. [6]
Объём внешней торговли Японии постоянно растёт (760 млрд. длр., 1997 год – третье место после США и ФРГ). Основными торговыми партнёрами Японии являются экономически развитые страны, в первую очередь США (30% экспорта, 25% импорта), ФРГ, Австралия, Канада. Крупными партнёрами являются Республика Корея и Китай.
Увеличиваются объёмы торговли со странами Юго-Восточной Азии (29% внешнего оборота) и Европы. Крупнейшие поставщики нефти в Японию – страны персидского залива.
Важным направлением внешнеэкономической деятельности Японии является экспорт капитала. По объёму иностранных инвестиций страна превратилась в одного из лидеров наряду с США и Великобританией. Причём растёт доля вложения капитала в развитие страны. Япония вкладывает свои капиталы в торговлю, банковское дело, кредиты и прочие услуги (около 50%), в обрабатывающую и добывающую промышленность разных стран мира. Острые внешнеэкономические противоречия Японии с США и странами Западной Европы приводят к борьбе за источники сырья, рынки сбыта и сферы приложения капитала. Расширяются масштабы зарубежного предпринимательства японских фирм. Причём, наряду с выносом за рубеж экологически опасных, энерго- и материалоёмких производств (путём строительства предприятий в развивающихся странах), происходит и перенос в эти страны некоторых машиностроительных производств – тех, развитие которых в Японии становится менее респектабельным (переводятся туда, где ниже издержки на рабочую силу).
Особую активность проявляют японские фирмы в НИС Азии – в Республике Корея, на Тайване и Сингапуре. Созданные там с участием японского капитала предприятия текстильной, пищевой, швейной, металлургической, химической отраслей промышленности, электронного и точного машиностроения становятся серьёзными конкурентами собственно японских фирм (особенно мелких и средних) на мировом и даже на внутреннем рынке Японии. [7]
Все крупнейшие промышленные компании Японии являются транснациональными корпорациями, одними из крупнейших в мире. В списке 500 самых крупных ТНК мира очень высокие позиции занимают: Toyota motor, Honda motor – в автомобилестроении; Hitachi, Sony, NEC – в электронике; Toshiba, Fujitsu, Canon – в производстве компьютерной техники и т.д.
Одним из важнейших факторов экономического развития Японии является широкое участие в международной торговле технологиями. В экспорте технологий преобладают лицензии в области электротехнического и транспортного машиностроения, химии, строительства. С географической точки зрения в японском экспорте технологий в 80-х годах преобладали развивающиеся страны. Особенно активно осуществляется обмен лицензиями технологических процессов в области электротехники, химической промышленности и д.р.