Строение и экологическое значение атмосферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 08:20, реферат

Описание работы

В гравитационном поле Земли атмосфера приобретает слоистое строение. Из общей массы атмосферы (5,15 · 1015т) почти половина сосредоточена в пределах первых пяти километров, считая от уровня моря. Слой атмосферы толщиной десять километров содержит уже 75% всей её массы. Приблизительно до этого уровня простирается тропосфера, хотя благодаря суточному вращению земли она имеет различную толщину в разных районах Земного шара: 8 – 10 км над полюсами, 10 – 12 км над умеренными широтами и 16 – 18 км на экваторе. Вместе с водяным паром тропосфера заключает в себе 80% всего атмосферного воздуха.

Содержание работы

1.Строение и экологическое значение атмосферы 3

2.Рассовые, религиозные, национальные особенности человеческого общества в
отношении к природной среде 6

3.Экологическая паспортизация предприятий

Литература

Файлы: 1 файл

Вариант 1.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1.Строение и экологическое  значение атмосферы                                                   3

 

2.Рассовые, религиозные, национальные  особенности человеческого общества  в 

   отношении к природной среде                                                                                6

 

3.Экологическая паспортизация  предприятий                                                          

 

Литература                                                                                                                    

 

 

 

 

 

 

1.Строение  и экологическое значение атмосферы

 

В гравитационном поле Земли атмосфера  приобретает слоистое строение. Из общей массы атмосферы (5,15 · 1015т) почти половина сосредоточена в пределах первых пяти километров, считая от уровня моря. Слой атмосферы толщиной десять километров содержит уже 75% всей её массы. Приблизительно до этого уровня простирается тропосфера, хотя благодаря суточному вращению земли она имеет различную толщину в разных районах Земного шара: 8 – 10 км над полюсами, 10 – 12 км над умеренными широтами и 16 – 18 км на экваторе. Вместе с водяным паром тропосфера заключает в себе 80% всего атмосферного воздуха.

Температура в тропосфере является убывающей функцией от высоты. На каждые 100 м температура падает в среднем на 0,65ºС. Именно в тропосфере протекает большинство метеорологических процессов, происходит конвективный перенос влаги и формируются облака. До 80% и более всей влаги содержится в тропосферном слое.

Выше тропосферы находится стратосфера, простирающаяся до высоты 40 – 55 км от поверхности земли. Этот слой уже сильно разрежен и содержит небольшое количество влаги. В нижней части стратосферы температура отличается постоянством (≈ -50ºС), незначительно изменяясь лишь в зависимости от времени года. Начиная с высоты 30 км температура довольно быстро растет достигая положительных значений (до +20ºС). Это объясняется поглощением солнечной радиации используемой для разрыва молекулярных связей (диссоциацию молекул), в результате чего в стратосфере появляются более подвижные свободные атомы.

Переходной слой между  тропосферой и стратосферой называется тропопаузой. Высота может меняться в зависимости от широты и времени года. Район тропопаузы характеризуется ветрами, нередко сильными (до 100м\с), обычно западного направления. Выше 20 км в летнее время преобладают восточные ветры.

Выше стратосферы находится ионосфера, которая имеет вертикальную протяжённость в сотни километров. Обычно её делят на нижнюю часть – мезосферу и верхнюю – термосферу. В мезосфере температура изменяется также как и в тропосфере, то есть падает с высотой и достигает наименьших значений (больше -100ºС) на уровне мезопаузы - границы между мезосферой и термосферой.

В термосфере, простирающейся от 80 до 800 км от поверхности Земли, вновь наблюдается рост температуры.

Достигнув значения около 1500ºС на высоте 200 – 300 км, температура далее остаётся практически постоянной до границы атмосферы (от 2000 до 20000 км), которая является очень условной. Рост температуры в термосфере обусловлен поглощением солнечной энергии, расходуемой на ионизацию атомов. Поэтому здесь наблюдается значительное количество положительно заряженных ионов и свободных электронов. Этот слой распространяет радиоволны короткого диапазона, здесь бывают магнитные бури и полярное сияние.

Атмосфера – это неотъемлемая составляющая часть среды существования  живых организмов. Воздух насыщает воду и пронизывает грунты и горные породы. Воды насыщенные атмосферными газами присутствуют в грунтах и  горных породах.

Без атмосферного воздуха  немыслима жизнь человека и других организмов биосферы. Ежедневно человек  потребляет не менее 12 кг воздуха (в  состоянии отдыха), при физической работе потребление может возрасти более чем в 10 раз.

Наличие атмосферы является необходимым условием поддержания многих биосферных процессов. Составляющие атмосферу газовые компоненты, прежде всего кислород и углекислый газ, активно участвуют в обмене веществ живых организмов, что касается азота, которого в атмосфере больше всего, то он играет важную биологическую роль в общем круговороте веществ благодаря азотфиксирующей способности некоторых видов растений. Расходуемый на формирование биомассы азот потом возвращается в атмосферу в процессе денитрификации при разложении органических остатков.

Кроме того, азот важен  и как инертный разбавитель кислорода  воздуха. Так, даже незначительные изменения  в составе воздуха грозят тяжёлыми последствиями для жизнедеятельности  организмов.

Происходящими в атмосфере  процессами обусловливаются климатические явления. Регулируя тепло и влажность, свет, облачность, туманы атмосфера определяет агроклиматический потенциал территорий. В зависимости от прозрачности атмосферы регулируется процесс попадания солнечных лучей к земной поверхности.

Атмосфера играет фундаментальную роль во всех производственных процессах, требующих затрат энергии. Эта энергия черпается за счёт сжигания атмосферного кислорода.

Защитные функции атмосферы  проявляются в экранировании  земной поверхности от попадания  на неё различных космических тел (метеоритов, метеоритной пыли), большинство которых сгорает в плотных слоях атмосферы.

Озон, который присутствует в воздухе вблизи земной поверхности, имеет незначительную концентрацию. Он образуется в верхних слоях атмосферы из атомарного кислорода в результате фотохимической реакции под действием солнечной радиации, которая вызывает диссоциацию молекул кислорода. Он поглощает часть инфракрасного излучения Земли. Благодаря этому он удерживает около 20% теплового излучения Земли, регулируя глобальный температурный баланс. Одновременно с этим озон стратосферы выполняет роль фильтра для космической и солнечной радиации, надёжно защищая живые организмы от повышенного ультрафиолетового излучения.

 

 

 

 

 

2.Рассовые, религиозные,  национальные особенности человеческого общества в отношении к природной среде

 

Процессы экологического воспитания и образования неразделимы, они  находятся в постоянном взаимодействии. Особо важное значение в становлении  высоконравственного отношения  человека к природе имеет экологическое воспитание в семье и школе. Здесь закладываются основы гуманитарного отношения к природе.

Экологическое воспитание в семье во многом зависит от родительского  авторитета. От того, как семья в  целом и каждый взрослый в отдельности  реагируют на сохранение природной среды дома, в парке, в лесу и т.д. Семейная жизнь, работа родителей, их гражданское лицо, их поведение формируют первые ростки детского отношения к природе и человеку.

В экологическом воспитании важное значение имеет сила подражания. Нужны живые хорошие примеры перед глазами.

За 1991 – 1995 гг. усилилось  внимание к проблемам экологического воспитания как со стороны учёных, так и со стороны практических работников. По темам «Экология и  дети», «Пусть будет прекрасна Земля», «Дети и природа» и т.д. проводятся межрегиональные, областные, городские конференции, постоянно действующие семинары, дискуссии, выставки, конкурсы на лучшую постановку экологического воспитания.

Вот некоторые интересные факты Москвы и Нью – Йорка.

  1. В конце июля 1991 г. два десятка школьников из Москвы были высажены с борта вертолёта на «необитаемый» остров Мудьюг в Белом море. Маленькие «десантники» начали игру «Робинзонада - 91».

По условиям игры «Робинзонада - 91» дети должны были продержаться на «необитаемом острове» 11 дней, питаться только тем, что самим удастся добыть на острове, пользоваться минимальным запасом выданного ещё в Москве продовольствия – 2 кг на человека.

Задача экспедиции: научиться  выживанию должно не только общество в целом, но и каждый отдельный человек, и особенно ребёнок. Основа для выживания – духовное развитие личности, адаптация и гармонизация человека с природой. Воспитывать эти качества нужно с детства.

До конца срока продержались всего семеро. Мало кто из ребят  выдержал и психологический тест на общение с неожиданно появившимися на острове «пиратами». По приезду в Москву робинзоны сразу же стали договариваться о новых совместных походах.

  1. В штате Нью – Йорк существует организация «Дети против загрязнения». Они, например, организовали компанию за применение в школьных буфетах одноразовой посуды из полистирола, который легче и лучше, чем бумага, перерабатывается в стройматериалы.

Как известно, американцы – большие любители карнавалов и  всяческих праздничных шествий. Католический колледж праздновал окончание учебного года. Пели, танцевали, дудели, свистели, жевали, пили воду из бумажных стаканчиков. Завершал шествие ряд мальчишек, вооружённых палками с острыми гвоздями на концах. Они очень ловко и так же приплясывая, как и вся колонна, подцепляли гвоздями бумажки, стаканчики, обёртки от жвачки и отправляли всё в пластиковый пакет. И уже самым последним шёл дворник с походным пылесосом в руках.

  1. Не раз приходилось слышать, как по душам и с любовью ведут беседу со своими юными друзьями наши школьные учителя и воспитатели детских садов. Запомнилась беседа о собаках. Рассказ шёл о том, что человек с незапамятных времён приручил собаку и сделал её своим другом, как собаки, привязанные к своему хозяину – кормильцу охраняли его очаг, его стада, помогали ему в охоте, как, разлученные с хозяином, они переплывали бурные реки, пересекали горные хребты и ущелья, а после смерти хозяина отказывались от пищи и умирали на его могиле. Ребята узнали о том, как большие собаки – водолазы спасают утопающих людей, как верно и беззаветно служат они в пограничных войсках, помогая отважным часовым нашей страны вылавливать шпионов и диверсантов.

Такие беседы не прошли бесследно. Ребята стали гораздо лучше относиться к животным, деревьям и птицам, и это важно, так как в детских душах пробудилось то, что впоследствии должно было сделать их настоящими людьми.

В экологическом воспитании школьные учителя умело используют русскую и мировую литературу. В ней есть прекрасные произведения, в которых с глубокой любовью изображены разные животные: стихи Пушкина и Лермонтова, Некрасова и Кольцова, рассказы Тургенева, изумительный «Холстомер» Л.Толстого и посвящённый Холстомеру «Изумруд» Куприна, «Каштанка» Чехова, «Сны Чанга» И.Бунина, романы Джека Лондона «Джерри островитянин», «Майкл, брат Джерри», «Внук Тальони» П. Ширяева, «Русский лес» Л.Леонова, рассказы и очерки М.Пришвина, «Медвежонок» Сергеева – Ценского, полные человеческой жалости и грусти стихи Есенина «Корова», «Лисица», «Песнь о собаке», стихотворение Маяковского о лошади и многие другие.

После прочитанных книг и бесед с учителями ребята пристальнее и внимательнее вглядывались в жизнь природы и убеждались в том, что человек должен быть чутким и сердечным участником того великого, что непрерывно совершенствуется в живой природе с первых лет жизни – одна из самых важных задач человечества. Ведь это формирование человеческого характера. С этой целью для юношей и девушек необходимо широко открыть двери библиотеки, чтобы книги о любви к живому стали достоянием широкой массы молодёжи, потому что сохранить природу смогут только люди, лишённые равнодушия, жестокости и зла.

Уровень общественного экологического сознания во многом определяет направление и интенсивность природоохранной деятельности государственных и неправительственных организаций. Процессы воспитания, образования, информационно – просветительской деятельности способствуют преодолению потребительской политики природопользования на земле, развитию экологических прав и обязанностей, формированию их экологического мировоззрения. Это задачи экологического воспитания и образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Экологическая  паспортизация предприятий

 

Цели и задачи экологической паспортизации

Для инвентаризации вредных выбросов в атмосферу, сбросов неочищенных и очищенных сточных вод в поверхностные водоемы, а также твердых бытовых отходов введен экологический паспорт предприятий.

Экологический паспорт (ЭП) включает общие сведения о предприятии, используемом сырье, описание технических схем выработки основных видов продукции, очистки, данные о твердых и других отходах, а также сведения о наличии в стране и в мире технологий, обеспечивающих достижение наилучших показателей по охране природы. Это первая часть паспорта. Вторая часть содержит перечень планируемых мероприятий, направленных на снижение нагрузки на окружающую среду (с указанием сроков их выполнения, объемов затрат, удельных и общих объемов выбросов вредных веществ до и после осуществления каждого мероприятия).

Цель экологической  паспортизации заключается в  установлении предельно допустимых вредных воздействий промышленных объектов и технологий на окружающую среду с учетом ее фонового состояния: выбросов, стоков твердых бытовых  отходов. В задачу природоохранного паспорта входят:

♦ изучение следствий (состояния  окружающей среды) к детальному дифференцированному  изучению причин (ситуации по каждому  объекту и группам родственных  объектов);

Информация о работе Строение и экологическое значение атмосферы