Технология проектной деятельности на уроках географии как средство самореализации обучающихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Образование подрастающего поколения является важнейшей задачей
любой социальной системы и любого общества. В современном, постоянно меняющемся мире, задача формирования нового человека как личности, обладающей высокими нравственными качествами, творческим отношением к действительности, общественной активностью, превращается в главнейшую социальную задачу, выступая при этом, необходимым и обязательным условием успешного функционирования и развития общества.

Содержание работы

Введение……………………………………………………3


Проектная деятельность…………………………………4


Заключение………………………………………………..18


Список литературы……………………………………….19

Файлы: 1 файл

1_proekt_geograf.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

- Личных наблюдений и экспериментирования;

- Общения с другими людьми (встречи, интервьюирование, опросы);

- Работы с литературой и средствами массовой информации (в том числе через Интернет).

Учитель играет роль активного наблюдателя: следит за ходом исследований, его соответствием цели и задачам проекта; оказывает группам необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников; обобщает промежуточные результаты исследования для подведения итогов на конечном этапе.

3. Обработка полученной информации.

Необходимое условие успешной работы с информацией – ясное понимание каждым учеником цели работы и критериев отбора информации. Задача учителя – помочь группе определить эти критерии. Обработка полученной информации – это прежде всего её понимания, сравнение, отбор наиболее значимой для выполнения поставленной задачи. Учащимся потребуются умение интерпретировать факты, делать выводы, формировать собственные суждения. Именно этот этап наиболее труден для учащихся, особенно если они привыкли находить в книгах готовые ответы на все вопросы учителя.

III.Этап обобщения информации.

На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Учащиеся:

- Систематизируют полученные данные;

- Объединяют в единое целое  полученную каждой группой информацию;

- Выстраивают общую логическую  схему выводов для подведения  итогов. (Это могут быть: рефераты, доклады, проведение конференций, показ  видеофильмов, спектаклей; выпуск стенгазет, школьных журналов, презентация  в интернете и т.д.).

Учителю необходимо проследить, чтобы учащиеся обменивались знаниями и умениями, полученными в процессе различных видов работ с информацией (анкетирование и обработка полученных знаний, проведение социологического опроса, интервьюирование, экспериментальная работа и т.д.). Все необходимые мероприятия данного этапа должны быть направлены на обобщение информации, выводов и  идей каждой группы. Учащиеся должны знать порядок, формы и общепринятые нормы представления полученной информации (правильное составление  конспекта, резюме, реферата, порядок выступления на конференции и т.д.). И на этом этапе учителю необходимо предоставить учащимся максимальную самостоятельность выбора форм представления результатов проекта, поддерживать такие, которые дадут возможность каждому ученику раскрыть свой творческий потенциал. Процесс обобщения информации важен и потому, что каждый из участников проекта как бы «пропускает через себя» полученные всей группой знания, умения, навыки, так как в любом случае он должен будет участвовать в презентации результатов проекта.

IV. Представление полученных результатов работы (презентация).

На этом этапе учащиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом ( в школе, округе, городе и т.д.). Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом. Любая форма презентации также является учебным процессом, в ходе которого учащиеся приобретают навыки представления итогов своей деятельности. Основные требования к презентации каждой группы и к общей презентации: выбранная форма должна соответствовать целям проекта, возрасту и уровню аудитории, для которой она проводится. В процессе работы по обобщению материала и подготовки к презентации у учащихся, как правило, появляются новые вопросы, при обсуждении которых может быть даже пересмотрен ход исследований. Задача учителя – объяснить учащимся основные правила ведения дискуссий и делового общения; научить их конструктивно относиться к критике своих суждений; признавать право на существование различных точек зрения решения одной проблемы. Работая над проектом, учителю не следует забывать, что основными критериями успешности являются радость и чувство удовлетворения у всех его участников от осознания собственных достижений и приобретенных навыков.

 

 Деятельность на различных этапах проектирования.

В проектном обучении можно установить порядок действий, который в большей или меньшей степени реализуется при  выполнении  учебных проектов различных типов. Ниже в таблице  предлагается один из вариантов последовательности проектных действий учителя и учащихся (по В.В. Гузееву).

Этапы работы учителя и учащихся над проектом

Стадии работы над проектом

Содержание работы на этой стадии

Деятельность учащихся

Деятельность  учителя

Подготовка

Определение темы и целей проекта

Обсуждают предмет с учителем и получают дополнительную информацию. Устанавливают цели

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей

Планирование

Определение источников информации; определение способов ее сбора  и анализа.

Определение способа представления результатов (формы отчета). Установление процедур и критериев оценки результата и процесса разработки проекта. Распределение заданий и обязанностей между  членами команды

Вырабатывают план действий

Формулируют задачи

Предлагает идеи, высказывает предложения

Исследование

Сбор информации

Решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты

Выполняют исследование, решая промежуточные задачи

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью

Анализ и обобщение

Анализ информации,

Оформление результатов, формулировка выводов

Анализируют информацию

Обобщают результаты

Наблюдает, советует

Представление или отчет

Возможные формы представления результатов: устный, письменный отчеты

Отчитываются, обсуждают

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника

Оценка результатов и процесса

 

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использованных источников, делает предложения по качеству отчета


 

Последовательность выполнения проектов:

Этапы

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

1. Начинание

Определение темы, уточнение целей, исходного положения Выбор рабочей группы

Уточняют информацию. Обсуждают задание

Мотивирует уч-ся. Объясняет цели проекта. Наблюдает

2. Планирование

Анализ проблемы Определение источников информации Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде

Формируют задачи. Уточняют информацию. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха

Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает

3. Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта

Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование

Наблюдает. Консультирует

4. Выполнение

Выполнение проекта

Выполняют исследование, работают над проектом. Оформляют проект

Наблюдает. Советует

5. Оценка

Анализ выполнения проекта. Анализ достижений поставленной цели

Участвует в коллективном самоанализе проекта

Наблюдает, направляет процесс

6. Защита проекта

Подготовка доклада. Обоснование процесса проектирования

Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов

Участвуют в коллективном анализе


 

В проектной деятельности меняется роль учителя. Из всеведущего и непререкаемого наставника он постепенно превращается в компетентного коллегу, старшего партнера по исследованию и разработке проекта.

Роль учителя:

- помогает ученикам в поиске  источников, способных помочь в  работе над проектом;

- сам является источником информации;

- координирует весь процесс;

- поддерживает и поощряет учеников;

- поддерживает непрерывную обратную  связь, чтобы помогать продвижению  учеников в работе над проектом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В нашей школе уже третий год действует внутришкольный эксперимент: «Разработка элементов образовательной технологии на основе проектно-исследовательской деятельности учащихся».

Я вошла в группу учителей-экспериментаторов; в рамках этого проекта мною были проведены открытые уроки, даны мастер-классы. Я принимала участие в школьных методических семинарах по темам: «Организация инновационных форм проведения учебных занятий как средство повышения качества образования», «Организация учебных проектов как одна из наиболее эффективных форм проведения учебных занятий в профильной школе».

Мною были разработаны и проведены следующие проекты:

- «Морской город будущего» - география, 7 класс;

- «Степень комфортности климата  России» - география, 8 класс;

- «Демографическая проблема современности» - география, 10 класс;

- «Бизнес-план моей фирмы» - экономика, 11 класс;

- «Грозят ли Саратовской области  землетрясения» - география, 7 класс           и многие другие.

Особый интерес у учащихся вызывает исследовательская деятельность по изучению родного края:

- научно-исследовательская работа  «Марфинская жемчужина» на областном  экологическом конкурсе «Наследие  природы» заняла 1 место;

- проект «Аткарский «Версаль»» занял 1 место на областном конкурсе детского творчества «Имя Саратова на карте страны» в номинации «Край родной, навек любимый».

Достоинство проектной технологии в том, что она учит школьников находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений. Можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни ученик, справившийся с работой над учебным проектом, окажется более приспособленным и адаптированным в реальном деле.

Проектная деятельность развивает мышление, память, умение добывать информацию из различных источников, анализировать и интегрировать знания, воспитывает духовные, волевые, интеллектуальные и другие качества, раскрывает таланты. Она является стимулом к успеху учителя и ученика.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Хрестоматия по психологии.

2. Киселев П.А. Как развить память ребенка - Санкт-Петербург: Аквариум, Дельта, 1996.

3. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – М.: Арена, 1994

4. Кучеряева Л.А., Шадуро Е.А. Организационные формы обучения в классно-урочной системе – Саратов, 2005

5. Тихомирова Л.Ф.. Басов А.В. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов - Ярославль: Академия развития, 1996.

6. Яковлев Н., Сохой А.М. Методика и техника урока в школе. – М.: Просвещение, 1985

7. Педагогика. Учебное пособие под ред. П.И. Пидкосистого - М: Роспедагенство, 1996.

8. Современный урок. Предметно-содержательный  журнал. № 3, 4, 10 – М.: Центр «Педагогический  поиск», 2008

 

 


Информация о работе Технология проектной деятельности на уроках географии как средство самореализации обучающихся