Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 12:09, реферат
Удэгейцы - народ тунгусо-манчжурской языковой группы. До конца XIX века удэгейцев в качестве самостоятельного этноса не выделяли. Их и орочей считали одним народом. Первым, кто обосновал их этническую самостоятельность, был С.Н. Браиловский. Он же первым ввел в употребление и этноним удихэ (удээ, удэхэ), ставший самоназванием народа в 30-х гг. XX века. До этого общего самоназвания не было. Каждая территориальная группа имела свое самоназвание: хунгарийская —хунгакэ, бикинская — бикинка, анюйская —унинка и др.
Говорят на удэгейском языке, который вместе с орочским занимает в южной группе тунгусо-маньчжурских языков промежуточное положение. В настоящее время принято выделять три диалектные группы: самаргинско-хунгарийскую, хорско-анюйскую и бикино-иманскую. Все удэгейцы русскоязычны.
Удэгейцы - народ тунгусо-манчжурской языковой группы. До конца XIX века удэгейцев в качестве самостоятельного этноса не выделяли. Их и орочей считали одним народом. Первым, кто обосновал их этническую самостоятельность, был С.Н. Браиловский. Он же первым ввел в употребление и этноним удихэ (удээ, удэхэ), ставший самоназванием народа в 30-х гг. XX века. До этого общего самоназвания не было. Каждая территориальная группа имела свое самоназвание: хунгарийская —хунгакэ, бикинская — бикинка, анюйская —унинка и др.
Говорят на удэгейском языке, который вместе с орочским занимает в южной группе тунгусо-маньчжурских языков промежуточное положение. В настоящее время принято выделять три диалектные группы: самаргинско-хунгарийскую, хорско-анюйскую и бикино-иманскую. Все удэгейцы русскоязычны. На родном языке говорят лишь старшее поколение.
Можно выделить три основных этнических компонента, на базе которых формировался удэгейский этнос: автохтонный палеоазиатский, аустронезийский и тунгусский, первоначальную основу которого составляли пешие охотники илоу, пришедшие из Забайкалья. В процессе взаимодействия илоу с местными племенами к VII веку на юге Дальнего Востока сложилась новая тунгусоязычная общность мукри, дальнейшее развитие которой происходило в сложных этнополитических условиях в неразрывной связи с историей и культурой соседних стран и народов. Особенно большое влияние оказали на нее древнетюркские и древнемонгольские народы, что в конечном итоге и привело к образованию этносов южно-тунгусской языковой группы, в т.ч. удэгейцев.
Территория расселения и численность
К приходу русских удэгейцы расселялись по берегам рек, впадающих в Японское море, начиная от реки Раздольной до устья реки Тадуши, а также занимали территорию бассейнов Бикина, Хора, Анюя, Хунгари, Имана, Вака и некоторых других рек. По мере колонизации этой территории русскими переселенцами ареал расселения удэгейцев неуклонно сокращался. К началу XX века в Приморье удэгейцы сконцентрировались в бассейнах труднодоступных рек Самарга и Бикин, в Приамурье — в верховьях Хора, Анюя и Хунгари.
В настоящее время удэгейцы проживают компактно в Хабаровском (613 чел.) и Приморском (918 чел.) краях. Общая численность по переписи 2002 г. — 1657 человек.
В 30-е годы началось расселение удэгейцев в более крупные и благоустроенные поселения. Перестала существовать приморская территориальная группа. Часть приморских удэгейцев переселилась на Самаргу и вместе с местной группой удэгейцев поселились в селе Агзу, другие оказались на Бикине и в других районах Приморья. Процессы концентрации удэгейского населения продолжались и в последующие годы. С одной стороны, это способствовало консолидации этноса, росту этнического самосознания аборигенов, улучшению их социально-экономического положения, повышению культурного и образовательного уровня. С другой, оказались утраченными многие элементы их традиционной культуры. В настоящее время удэгейцы сосредоточены в нескольких селах Приморского и Хабаровского краев. Наиболее «удэгейские» из них — Красный Яр, Гвасюги и Агзу, хотя и в этих поселках кроме удэгейцев живут русские и другие народы Севера.
Образ жизни и система обеспечения
Традиционное хозяйство удэгейцев основывалось на охоте и рыболовстве. Подсобное значение имело собирательство, в том числе женьшеневый промысел. Рыболовство играло определяющую роль у живущих в бассейне рек Японского моря, на крупных притоках Уссури и Амура. Основу удэгейского рыболовства составляла добыча кеты осенью и горбуши летом. В верховьях рек основным жизнеобеспечивающим занятием была охота. Охотились удэгейцы круглый год. Добывали лося, изюбра, кабана, пятнистого оленя, кабаргу и других животных. Охота на пушных зверей получила широкое распространение в последней четверти XIX века, когда в крае появились скупщики пушнины.
Коллективизация и последующие хозяйственные реорганизации в корне изменили весь образ жизни народа. В начале 60-х гг. в районах проживания удэгейцев были созданы госпромхозы, специализирующиеся на охотничьем промысле. Однако очень скоро в большинстве хозяйств удэгейцы были вытеснены из этой сферы русскими охотниками. Лишь в госпромхозе «Пожарский» Приморского края они в основном сохраняли традиционные занятия. В целом же к концу 80-х гг. в традиционных отраслях работало лишь одна пятая удэгейцев. Остальные были заняты в бюджетной сфере, сельском и лесном хозяйстве.
В условиях рыночных реформ
деятельность промысловых хозяйств
повсеместно стала
В последние годы в районах
были созданы ряд родовых общин
удэгейцев, которые пытаются создать
рабочие места для
Этно-социальная обстановка
Более половины удэгейцев (62.4
%) — это сельские жители. В национальных
селах, где живут удэгейцы, накопилось
множество непростых социально-
В первой половине 90-х гг. серьезным фактором, дестабилизирующим этно-социальную обстановку в районах проживания удэгейцев, стала попытка краевых властей передать российско-корейскому совместному предприятию «Светлая» право на разработку лесных массивов в верховьях Бикина. На защиту тайги поднялось все удэгейское население. С помощью общественности, экологических организаций страны и края, мирового сообщества удалось добиться отмены этого решения. Сложнее ситуация в Хабаровском крае в бассейне Хора и Сукпая, где основные лесные массивы уже вырублены в предшествующие годы, а оставшиеся переданы в аренду различным кампаниям, в том числе зарубежным, таким как «Римбунан Хиджау», печально известной своей вырубкой леса в других странах.
Этно-культурная ситуация
Усилившиеся в советские годы межэтнические контакты, совместное проживание с русскими и другими народами, рост численности смешанных в этническом отношении браков существенно изменили этнокультурный облик народа. Но этническое самосознание удэгейцев сохраняется. В условиях демократизации общественной жизни ярко проявляется стремление к этнической консолидации, борьбе за свои права. Для всех групп удэгейцев характерен определенный «культурный ренессанс», стремление к восстановлению культурных традиций. В удэгейских селах работают фольклорные ансамбли («Су гагпай» в селе Гвасюги, «Бикингэ», «Агдэйми» в Красном Яре и др.), этнографические музеи. В селе Красный Яр создается этнокультурный центр. Относительно высок процент людей с высшим и специальным образованием. Среди удэгейцев много представителей творческой интеллигенции. Широко известность в стране и за рубежом получила повесть Джанси Кимонко «Там где бежит Сукпай». Народные мотивы составляют основу творчества удэгейского художника Ивана Дункай и писателя Николая Семеновича Дункай.
Предпринимаются попытки вернуть к жизни удэгейский язык. В 2002 г. удэгейский язык родным назвало 4,3 % удэгейцев. Родным языком пользуется лишь старшее поколение в бытовой сфере. Удэгейская письменность на основе латинской графики была создана в начале 30-х гг. В ее основу был положен говор хорских удэгейцев. Однако в качестве письменного язык просуществовал недолго. В 1989 г. разработан новый вариант письменности на русской графической основе, но широкого распространения она пока не получила. Экспериментальное преподавание языка ведется в селе Красный Яр, Агзу и Гвасюги. Изучение языка в школах сдерживает отсутствие стабильных учебных пособий, кадров учителей.
Перспективы сохранения удэгейцев как этноса
Несмотря на невысокую
численность, снижение естественного
прироста в 90-е годы, серьезные социально-
Суляндзига Р.В., Кудряшова Д.А., Суляндзига П.В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. М, 2003. 142 с.