Угольная промышленность России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:23, реферат

Описание работы

Угольная промышленность – важное звено ТЭК. ¾ Угля используется в промышленности, на тепловых электростанциях как топливо, а так же как технологическое сырье и топливо в металлургии и химической промышленности (коксующиеся угли). Районообразующая роль топлива сказывается тем сильнее, чем крупнее масштабы и выше технико-экономические показатели ресурсов.

Содержание работы

Значение отрасли и удельный вес в промышленности России.
Геологические запасы страны…………………………………………………3стр
Основные угольные бассейны России и их характеристика………………4стр
Факторы размещения……………………………………………………………5стр
Территориальное размещение и его значение………………………………..5стр
Благоприятные факторы, способствующие развитию угольной отрасли…..7стр
Проблемы и перспективы развития……………………………………………..9стр
Приложение…………………………………………………………………………14стр
Библиография…………………

Файлы: 1 файл

География. Реферат. Пермякова Таня 9в.docx

— 114.53 Кб (Скачать файл)

Благоприятные факторы, способствующие развитию угольной отрасли.

В первую очередь к ним следует отнести  внешние экономические условия, т.к. динамика развития мирового энергетического  комплекса свидетельствует, что  период падения спроса на уголь и, соответственно, снижения его добычи, сменился заметным ростом того и другого, причем как по типам угля, так  и по основным странам-производителям.

Развитые  зарубежные страны в результате достигнутых  успехов в области технологий экологически чистого сжигания угля и снижения себестоимости вырабатываемой на угольных электростанциях электроэнергии, активно используют уголь как  основное топливо. Для многих развивающихся  стран с их быстрым ростом населения энергия угля имеет решающее значение для развития промышленности и удовлетворения потребности в бытовом топливе.

Из этого  следует, что постоянное повышение  роли угля в мировой энергетике - стабильная тенденция, снижающая зависимость  и уязвимость экономики от происходящего  в последние годы постоянного  и весьма значительного роста  цен на нефть.

Высокий уровень цен на нефть и газ, и ожидаемый переход к ускоренным темпам экономического роста в большинстве стран мира и, особенно в странах Азиатского региона, приведет к использованию альтернативных источников энергии, причем углю, благодаря его огромным запасам и повсеместной распространенности будет принадлежать растущая роль в диверсификации производства электроэнергии.

Значительно расширяется спрос на мировых  рынках на коксующийся уголь, что  связано с увеличением объемов  производства сталелитейных компаний Азиатского региона (особенно интенсивно развивающейся металлургической промышленности Индии и Китая).

Поэтому, по нашему мнению, внешние условия  развития мировой экономики положительно будут воздействовать на рост добычи российского угля через рост его  экспорта.

Это приведет к притоку инвестиций иностранных  инвесторов, которые заинтересованы в надежности экспортных поставок угля.

Кроме того, инвестиционная привлекательность  угольной отрасли России для иностранных  инвесторов связана с наблюдающимся  в последние два года ростом цен  на уголь на мировых рынках. Так, например, если в сентябре 2003 г. тонна  энергетических углей CIF стоила 47.5 долл. США, то в декабре 2004 г. - уже 79, а сегодня  доходит до 90-100 долл. США (табл. 2).

Табл. 2 Динамика экспортных цен (нарастающим  итогом к 1999 г.)

  2000 2001 2002 2003 2004 2005
Средняя,% 100 121.0 108.8 120.0 178.9 182
Энергетический  уголь, % 106.9 134.5 118.0 132.7 198.5 210
Уголь для коксования, % 93.3 100.3 100.2 99.2 148.8 160
 

 

Поэтому, уже в настоящее время заинтересованность в инвестиционных вложениях в  угольную промышленность России проявляют  компании Китая, Японии и Южной Кореи  в разработке новых месторождений  в Якутии и Тыве. Примером может  служить проект разработки Элегестского месторождения высококачественных коксующихся углей в Тыве, в котором выразили желание принять участие южнокорейская металлургическая группа Posko и японская Sumitomo.

Вторым  важным моментом, который можно отнести  к благоприятным факторам, являются внутренние экономические условия.

Инвестиционная  привлекательность угольной отрасли  с точки зрения внутренних инвесторов определяется рентабельностью добычи угля, т.е. соотношением себестоимости  его добычи и ценой реализации.

Так, например, в 2003 г. по сравнению с 2002 г., рост себестоимости 1 тонны добычи угля составил 21.1%, а  средней цены реализации только 22.6%. Примерно такое же соотношение наблюдалось  и в предыдущие годы. Естественно, что поэтому угольный бизнес до 2004 г. считался малопривлекательным, и внимание к нему было привлечено в основном металлургическими компаниями, потребляющими кокс и заинтересованными в надежности поставок коксующегося угля.

Однако, уже в конце 2003 г. ситуация изменилась. В 2004 г. по сравнению с 2003 г. цены на энергетические угли возросли на 17.9%, а себестоимость 1 тонны добычи угля на 14.9%. Еще более  значительными темпами происходило  увеличение цен на коксующийся уголь - почти в 2 раза. В 2005 г. начался новый  виток роста цен на уголь, который  вызван начавшейся тенденцией постепенного замещения на внутреннем рынке нефти  и газа в связи с резким ростом цен на них.

Резкий  рост цен на коксующийся уголь  связан с его дефицитом на свободном  рынке. В последние годы, ведущие металлургические компании России приобрели в собственность практически все эффективные угольные предприятия, добывающие угли для коксования дефицитных и особо ценных марок. В результате они монополизировали рынок коксующихся углей.

Дефицит коксующихся углей является тенденцией, которая сохранится на обозримую  перспективу, так как:

  • отсутствуют существенные резервы для прироста коксующихся углей в традиционных районах их добычи (Печорский и Кузнецкий бассейны);
  • спрос на коксующийся уголь будет возрастать даже при снижении производства металлургической продукции на внутреннем рынке, так как целью реализации может стать экспорт;
  • металлургические и коксохимические компании и в дальнейшем будут стремиться к созданию собственной сырьевой базы путем приобретения и строительства новых шахт и разрезов, добывающих коксующийся уголь.

Таким образом, все внешние и внутренние факторы показывают, что инвестирование в угольную промышленность становится привлекательным и эта тенденция  сохранится в долгосрочном периоде.

Однако, успешному развитию угольной промышленности и превращению отрасли в высокорентабельное производство препятствует ряд проблем, которые не решаются в течение  последних лет. 

Проблемы  и перспективы  развития.

Из многочисленных проблем, стоящих перед угольной промышленностью в своем перспективном  развитии, следует обратить внимание на те проблемы, которые связаны  с внешними условиями хозяйствования, так как производственные проблемы эффективного функционирования угольных шахт и разрезов решают и будут  успешно решать и в дальнейшем собственники угольных компаний и акционерных  обществ.

Важнейшие из проблем, которые требуют своего решения на государственном уровне, можно подразделить на 5 групп:

  • ликвидация диспропорции цен на газ и уголь;
  • реструктуризация кредиторской задолженности по платежам в бюджет     и внебюджетные фонды;
  • тарифная транспортная политика;
  • проблемы налогообложения;
  • улучшение качества угольной продукции.

Центральной проблемой отрасли, которая в  значительной степени определяет конкурентоспособность  угля, а также стабильное развитие отрасли, является диспропорция в ценах  на природный газ и энергетический уголь. Как известно, в основе этой диспропорции лежат регулируемые ФЭК России оптовые цены на газ и свободное ценообразование на уголь.

Несмотря  на то, что цены на газ ежегодно повышаются, происходит и рост цен на энергетический уголь. При этом цены на газ возрастают все же более высокими темпами, чем  цены на уголь. В результате происходит медленное улучшение соотношения  цен «газ-уголь» в пользу угля.

Если  в 2000 г. соотношение цен на приобретение 1 т условного топлива газа к  энергетическому углю было 0.67, то в 2002 г. - 0.92, в 2004 г. - 0.92, а в 2005 г. равнялось 1. Таким образом, в 2000 г. 1 т условного  топлива энергетического угля была дороже газа почти в 1.5 раза. В 2002 г. почти в 1.2 раза, в 2004 г. дороже на 10% и в 2005 цены сравнялись.

По прогнозу Минэкономразвития России дальнейшее постепенное увеличение тарифа на газ, темпы роста которого должны опережать  темпы роста цен на уголь, приведет к превышению цены на газ над ценой  на уголь. Причем специалистами министерства соотношение цен «газ-уголь» считается  приемлемым на уровне 1 к 1.3 или 1 к 1.6, что, по нашему мнению, является недостаточным, так как такое соотношение не является стимулом для перевода работы электростанций с газа на уголь.

Следует отметить, что в настоящее время  в США цены на газ превышают  цены на уголь в 3 раза, а в Европейских  странах намечается превышение в 2.2 раза.

В Энергетической стратегии России соотношение цен  «газ-уголь» прогнозируется до 1.4 к 2010 г. и до 1.6-2 раза в последующие  годы.

Выход на оптимальное, соответствующее мировой  практике, соотношение цен будет  активизировать использование угля в электроэнергетике, и способствовать формированию оптимальной структуры топливно-энергетического баланса страны.

Второй  важнейшей проблемой отрасли  является кредиторская задолженность  по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, накопившаяся за годы, когда  многие предприятия угольной промышленности были убыточными и которые в настоящее  время после проведения организационных  и технических преобразований, стали  рентабельными. Однако груз прошлых  лет в виде накопленной задолженности  в бюджет и внебюджетные фонды  не дает возможности улучшить их финансовое положение. По состоянию на 01 января 2005 г. просроченная кредиторская задолженность  в федеральный бюджет, в бюджеты  субъектов Российской Федерации  и государственные внебюджетные фонды составила 826 млн. долл. США.

Установленные принципы реструктуризации просроченной кредиторской задолженности (включая  пени и штрафы) перед федеральным  бюджетом и внебюджетными фондами  предусматривают погашение задолженности  в течении 5 лет, а начисленных  пени и штрафов в течении последующих 2-х лет. Несмотря на длительные сроки  погашения задолженности, многие угольные предприятия, имеющие накопившуюся задолженность, с трудом могут выдержать  эту довольно весомую финансовую нагрузку с учетом выплат пени, штрафов и необходимых выплат налогов текущего периода.

Для успешного  решения этой проблемы принципиально  возможны 3 варианта реструктуризации просроченной кредиторской задолженности  в зависимости от текущего финансового  состояния угольной компании:

  • предприятиям с устойчивым финансовым положением следует установить проведение реструктуризации задолженности в соответствии с действующими принципами;
  • предприятиям с менее устойчивым финансовым положением для стабилизации их финансового положения следует установить списание суммы кредиторской задолженности эквивалентной сумме (или ее части) инвестиций, вкладываемых в основной капитал за счет собственных средств;
  • предприятиям с неустойчивым финансово-экономическим состоянием, но имеющим народно-хозяйственное значение, следует полностью списать просроченную кредиторскую задолженность. Улучшение финансового состояния угольных предприятий путем реструктуризации просроченной кредиторской задолженности по предлагаемой схеме позволит превратить угольную промышленность в совокупность конкурентоспособных и рентабельных предприятий.

Конкурентоспособность угля в перспективе в значительной степени будет зависеть и от тарифной транспортной политики государства.

В настоящее  время транспортные издержки являются одними из самых значительных составляющих стоимости угля. Достигая в среднем от 25 до 30%. Высокий уровень железнодорожных тарифов и при растянутых расстояниях грузопотоков ограничивают ареалы рентабельной торговли углем на внутреннем и внешних рынках. Так, например, поставки угля на расстояние свыше 1200 км при сложившемся уровне тарифов делают перевозки нерентабельными, при поставке угля на расстояние 2500 км стоимость перевозки 1 т кузнецкого энергетического угля уже равна его прейскурантной цене. При перевозке этого угля на Урал, в Европейскую часть транспортная составляющая в цене равна 45-60%. А Транспортная составляющая в цене потребления воркутинских углей колеблется от 23 до 29%, Канско-Ачинских углей от 25 до 70%. При перевозке на экспорт энергетического угля через порты Тихого океана транспортная составляющая равна 44- 49% от стоимости угля ФОБ, через порты Черного и Азовского морей - 45- 53%, а через порты Северо-Западного бассейна - 40-45%.

Информация о работе Угольная промышленность России