Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:23, реферат
Угольная промышленность – важное звено ТЭК. ¾ Угля используется в промышленности, на тепловых электростанциях как топливо, а так же как технологическое сырье и топливо в металлургии и химической промышленности (коксующиеся угли). Районообразующая роль топлива сказывается тем сильнее, чем крупнее масштабы и выше технико-экономические показатели ресурсов.
Значение отрасли и удельный вес в промышленности России.
Геологические запасы страны…………………………………………………3стр
Основные угольные бассейны России и их характеристика………………4стр
Факторы размещения……………………………………………………………5стр
Территориальное размещение и его значение………………………………..5стр
Благоприятные факторы, способствующие развитию угольной отрасли…..7стр
Проблемы и перспективы развития……………………………………………..9стр
Приложение…………………………………………………………………………14стр
Библиография…………………
Благоприятные факторы, способствующие развитию угольной отрасли.
В первую очередь к ним следует отнести внешние экономические условия, т.к. динамика развития мирового энергетического комплекса свидетельствует, что период падения спроса на уголь и, соответственно, снижения его добычи, сменился заметным ростом того и другого, причем как по типам угля, так и по основным странам-производителям.
Развитые
зарубежные страны в результате достигнутых
успехов в области технологий
экологически чистого сжигания угля
и снижения себестоимости вырабатываемой
на угольных электростанциях
Из этого следует, что постоянное повышение роли угля в мировой энергетике - стабильная тенденция, снижающая зависимость и уязвимость экономики от происходящего в последние годы постоянного и весьма значительного роста цен на нефть.
Высокий уровень цен на нефть и газ, и ожидаемый переход к ускоренным темпам экономического роста в большинстве стран мира и, особенно в странах Азиатского региона, приведет к использованию альтернативных источников энергии, причем углю, благодаря его огромным запасам и повсеместной распространенности будет принадлежать растущая роль в диверсификации производства электроэнергии.
Значительно расширяется спрос на мировых рынках на коксующийся уголь, что связано с увеличением объемов производства сталелитейных компаний Азиатского региона (особенно интенсивно развивающейся металлургической промышленности Индии и Китая).
Поэтому, по нашему мнению, внешние условия развития мировой экономики положительно будут воздействовать на рост добычи российского угля через рост его экспорта.
Это приведет к притоку инвестиций иностранных инвесторов, которые заинтересованы в надежности экспортных поставок угля.
Кроме того, инвестиционная привлекательность угольной отрасли России для иностранных инвесторов связана с наблюдающимся в последние два года ростом цен на уголь на мировых рынках. Так, например, если в сентябре 2003 г. тонна энергетических углей CIF стоила 47.5 долл. США, то в декабре 2004 г. - уже 79, а сегодня доходит до 90-100 долл. США (табл. 2).
Табл. 2 Динамика экспортных цен (нарастающим итогом к 1999 г.)
|
Поэтому,
уже в настоящее время
Вторым важным моментом, который можно отнести к благоприятным факторам, являются внутренние экономические условия.
Инвестиционная привлекательность угольной отрасли с точки зрения внутренних инвесторов определяется рентабельностью добычи угля, т.е. соотношением себестоимости его добычи и ценой реализации.
Так, например, в 2003 г. по сравнению с 2002 г., рост себестоимости 1 тонны добычи угля составил 21.1%, а средней цены реализации только 22.6%. Примерно такое же соотношение наблюдалось и в предыдущие годы. Естественно, что поэтому угольный бизнес до 2004 г. считался малопривлекательным, и внимание к нему было привлечено в основном металлургическими компаниями, потребляющими кокс и заинтересованными в надежности поставок коксующегося угля.
Однако,
уже в конце 2003 г. ситуация изменилась.
В 2004 г. по сравнению с 2003 г. цены на энергетические
угли возросли на 17.9%, а себестоимость
1 тонны добычи угля на 14.9%. Еще более
значительными темпами
Резкий рост цен на коксующийся уголь связан с его дефицитом на свободном рынке. В последние годы, ведущие металлургические компании России приобрели в собственность практически все эффективные угольные предприятия, добывающие угли для коксования дефицитных и особо ценных марок. В результате они монополизировали рынок коксующихся углей.
Дефицит коксующихся углей является тенденцией, которая сохранится на обозримую перспективу, так как:
Таким
образом, все внешние и внутренние
факторы показывают, что инвестирование
в угольную промышленность становится
привлекательным и эта
Однако,
успешному развитию угольной промышленности
и превращению отрасли в
Проблемы и перспективы развития.
Из многочисленных
проблем, стоящих перед угольной
промышленностью в своем
Важнейшие из проблем, которые требуют своего решения на государственном уровне, можно подразделить на 5 групп:
Центральной проблемой отрасли, которая в значительной степени определяет конкурентоспособность угля, а также стабильное развитие отрасли, является диспропорция в ценах на природный газ и энергетический уголь. Как известно, в основе этой диспропорции лежат регулируемые ФЭК России оптовые цены на газ и свободное ценообразование на уголь.
Несмотря
на то, что цены на газ ежегодно повышаются,
происходит и рост цен на энергетический
уголь. При этом цены на газ возрастают
все же более высокими темпами, чем
цены на уголь. В результате происходит
медленное улучшение
Если в 2000 г. соотношение цен на приобретение 1 т условного топлива газа к энергетическому углю было 0.67, то в 2002 г. - 0.92, в 2004 г. - 0.92, а в 2005 г. равнялось 1. Таким образом, в 2000 г. 1 т условного топлива энергетического угля была дороже газа почти в 1.5 раза. В 2002 г. почти в 1.2 раза, в 2004 г. дороже на 10% и в 2005 цены сравнялись.
По прогнозу Минэкономразвития России дальнейшее постепенное увеличение тарифа на газ, темпы роста которого должны опережать темпы роста цен на уголь, приведет к превышению цены на газ над ценой на уголь. Причем специалистами министерства соотношение цен «газ-уголь» считается приемлемым на уровне 1 к 1.3 или 1 к 1.6, что, по нашему мнению, является недостаточным, так как такое соотношение не является стимулом для перевода работы электростанций с газа на уголь.
Следует отметить, что в настоящее время в США цены на газ превышают цены на уголь в 3 раза, а в Европейских странах намечается превышение в 2.2 раза.
В Энергетической стратегии России соотношение цен «газ-уголь» прогнозируется до 1.4 к 2010 г. и до 1.6-2 раза в последующие годы.
Выход на оптимальное, соответствующее мировой практике, соотношение цен будет активизировать использование угля в электроэнергетике, и способствовать формированию оптимальной структуры топливно-энергетического баланса страны.
Второй важнейшей проблемой отрасли является кредиторская задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, накопившаяся за годы, когда многие предприятия угольной промышленности были убыточными и которые в настоящее время после проведения организационных и технических преобразований, стали рентабельными. Однако груз прошлых лет в виде накопленной задолженности в бюджет и внебюджетные фонды не дает возможности улучшить их финансовое положение. По состоянию на 01 января 2005 г. просроченная кредиторская задолженность в федеральный бюджет, в бюджеты субъектов Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды составила 826 млн. долл. США.
Установленные
принципы реструктуризации просроченной
кредиторской задолженности (включая
пени и штрафы) перед федеральным
бюджетом и внебюджетными фондами
предусматривают погашение
Для успешного решения этой проблемы принципиально возможны 3 варианта реструктуризации просроченной кредиторской задолженности в зависимости от текущего финансового состояния угольной компании:
Конкурентоспособность угля в перспективе в значительной степени будет зависеть и от тарифной транспортной политики государства.
В настоящее время транспортные издержки являются одними из самых значительных составляющих стоимости угля. Достигая в среднем от 25 до 30%. Высокий уровень железнодорожных тарифов и при растянутых расстояниях грузопотоков ограничивают ареалы рентабельной торговли углем на внутреннем и внешних рынках. Так, например, поставки угля на расстояние свыше 1200 км при сложившемся уровне тарифов делают перевозки нерентабельными, при поставке угля на расстояние 2500 км стоимость перевозки 1 т кузнецкого энергетического угля уже равна его прейскурантной цене. При перевозке этого угля на Урал, в Европейскую часть транспортная составляющая в цене равна 45-60%. А Транспортная составляющая в цене потребления воркутинских углей колеблется от 23 до 29%, Канско-Ачинских углей от 25 до 70%. При перевозке на экспорт энергетического угля через порты Тихого океана транспортная составляющая равна 44- 49% от стоимости угля ФОБ, через порты Черного и Азовского морей - 45- 53%, а через порты Северо-Западного бассейна - 40-45%.