Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 18:56, доклад
Васи́лий Григо́рьевич Перо́в — русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.
Василий Григорьевич Перов — не просто один из крупнейших художников второй половины XIX века. Это фигура этапная, стоящая рядом с такими мастерами, как П. Федотов, А. Венецианов, И. Репин, чье творчество знаменовало рождение новых художественных принципов, становилось вехой в истории искусства.
Васи́лий
Григо́рьевич Перо́в — русский живописец,
один из членов-учредителей Товариществ
Василий Григорьевич Перов — не просто один из крупнейших художников второй половины XIX века. Это фигура этапная, стоящая рядом с такими мастерами, как П. Федотов, А. Венецианов, И. Репин, чье творчество знаменовало рождение новых художественных принципов, становилось вехой в истории искусства.
Перов родился в Тобольске 23 декабря 1833 году. Был незаконным сыном местного прокурора, барона Г. К. Криденера, фамилию же “Перов” дал будущему художнику в виде прозвища его учитель грамоты, заштатный дьячок. Окончив курс в Арзамасском уездном училище, был отдан в художественную школу А. В. Ступина в Арзамасе. В 1853 году поступил в Московское училище живописи ваяния и зодчества, где его учителями стали М. Скотти, А. Мокрицкий и С. Зарянка. Его ближайшим наставником становится Е. Васильев, протянувший молодому художнику руку помощи в самый тяжелый для него период. Положительной особенностью обучения в Московском училище была возможность одновременно со студиями писать “картины на ими самими придуманные сюжеты или избранные из предложенных, но никак не заданные”. Впоследствии в опубликованном в 1881 году рассказе “Наши учителя” Перов создает яркие образы педагогов и передает свои впечатления о том времени.
В 1856 году за представленный в императорской Академии художеств этюд головы мальчика получил малую серебряную медаль. За этой наградой последовали другие, присужденные ему Академией: в 1858 году — большую серебряную медаль за картину “Приезд станового на следствие”, в 1860 году — малую золотую медаль за картины “Сцена на могиле” и “Сын дьячка, произведенный в первый чин”, в 1861 году — большую золотую медаль за “Проповедь в селе”. Эти четыре произведения Перова и написанные им вскоре после того “Сцена на могиле” и “Чаепитие в Мытищах”, были выставлены в Москве и Петербурге, произвели огромное впечатление на публику и представили художника остроумным жанристом-сатириком и прямым наследником П. Федотова.
Перов был
одним из членов-учредителей
Любовь к
анекдоту сохраняется у Перова и
позже (картина «Приезд гувернантки
в купеческий дом», 1866, Третьяковская
галерея, Москва). Сатирическое настроение,
однако же, с годами ослабевает, сменяясь
драматической экспрессией либо
добродушным юмором. Колорит Перова
обрел новую, более острую, тональную
выразительность в таких
Сила символико-психологического обобщения
— и соответственно параллели с прозой
Достоевского, — еще более значительны
в «Утопленнице» и в особенности в картине
«Последний кабак у заставы» (обе — 1868,
там же). Туманный утренний город за фигурой
женщины-самоубийцы и в картине с кабаком
закат, гаснущий за городской чертой кажутся
роковым порубежьем, придающим серой бытовой
среде подобие земного ада.
Перов внес также
большой вклад в искусство
портрета. Живописец создал образы
ряда известных деятелей русской
культуры («А. Н. Островский», 1871; «В. И.
Даль», «М. П. Погодин», оба — 1872; все
— Третьяковская галерея). Портрет
Ф. М. Достоевского кисти Перова (1872,
там же) считается лучшим живописным
изображением писателя. Персонажи Перова,
— в том числе крестьянин «Фомушка-сыч»
(1868) или купец И. С. Камынин (1872; оба — там
же), полны особой внутренней значительности
вне зависимости от своего социального
и культурного статуса; яркая индивидуальность
порой сочетается в них с беспрецедентной
(для русской портретной традиции тех
лет) напряженностью духовной жизни, иногда
на грани мучительного трагизма (как в
портрете Ф. М. Достоевского).
Мягкой юмористической разрядкой на этом
фоне кажутся жанровые композиции 1870-х
годов («Птицелов», 1870; «Охотники на привале»,
1871; «Рыболов», 1871; все — Третьяковская
галерея). Созерцая простых обывателей
с их отнюдь не героической, но все же «человечкиной»
душой, Перов здесь —если говорить о литературных
параллелях — приближается к Н. С. Лескову.
Впрямую его литературные симпатии сказываются
в картине «Старики-родители на могиле
сына» (1874, там же), написанной как иллюстрация
к финалу тургеневских «Отцов и детей».
Сам художник обнаруживает и писательский
талант (рассказы из народной жизни «Тетушка
Марья», 1875; «Под крестом», 1881).
В поздний период своего творчества Перов
стремится к созданию грандиозных, обобщающих
образов национальной истории. Однако
законченные исторические картины Перова
(«Суд Пугачева», 1875, Исторический музей))
не принадлежат к числу его шедевров, поскольку
как раз должной степени монументального
обобщения в них и не удается достичь.
Среди учеников Перова (когда он преподавал
в Московском училище живописи, ваяния
и зодчества в 1871-1882 годах) были Н. А. Касаткин,
С. А. Коровин, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин
и другие художники. Скончался Василий
Григорьевич Перов 29 мая 1882 года в селе
Кузьминки (ныне Москва).