Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 15:08, реферат
В связи с падением внутреннего потребления в Испании все большее значение для экономики страны приобретают внешнеторговые связи, главным образом торговля товарами и туризм.
По данным Главного Таможенного управления Испании, в 2011г. товарооборот внешней торговли Испании составил 475,3 млрд. евро. За прошедший пятилетний период 2007-2011 гг. это максимальный показатель по достигнутому товарообороту. Предыдущий максимум пришелся на докризисный 2008 год и составил 472,61 млрд. евро. Минимальный товарооборот был достигнут в 2009 году, когда он составил 365,99 млрд. евро.
Внешнеэкономические связи
В связи с падением внутреннего потребления в Испании все большее значение для экономики страны приобретают внешнеторговые связи, главным образом торговля товарами и туризм.
По данным Главного Таможенного управления Испании, в 2011г. товарооборот внешней торговли Испании составил 475,3 млрд. евро. За прошедший пятилетний период 2007-2011 гг. это максимальный показатель по достигнутому товарообороту. Предыдущий максимум пришелся на докризисный 2008 год и составил 472,61 млрд. евро. Минимальный товарооборот был достигнут в 2009 году, когда он составил 365,99 млрд. евро.
Основными внешнеторговыми партнерами Испании традиционно являются: Франция, Германия, Италия, Португалия, Великобритания, Китай, США и Нидерланды. В 2011 году Россия вошла в число 10 стран, с которыми Испания имеет наибольшие объемы внешней торговли. Товарооборот Российской Федерации с Испанией составил в 2011 году чуть менее 11 млрд. евро.
Экспорт испанских товаров в 2011 году по сравнению с 2010 годом вырос на 14,8% и составил 214,48 млрд. евро.
Основными статьями испанского экспорта являются: автомобили, трактора, велосипеды и иные наземные средства транспорта и их части (16,9% от всего объема экспорта в 2011 году или 36,2 млрд. евро); нефть и нефтепродукты (7,4% или 15,9 млрд. евро); реакторы, машины и оборудование (7,4% от всего объема экспорта 2011 года или 15,9 млрд. евро); и фармацевтическая продукция (3,8% или 8,3 млрд. евро).
Импорт Испании в 2011 году достиг значения в 260,8 млрд. евро, то есть вырос на 8,7% по сравнению с предыдущим годом.
Основными товарами испанского импорта традиционно являются: нефть и нефтепродукты (21,4% от всего объема импорта или 55,8 млрд. евро); автомобили, трактора, велосипеды и иные наземные средства транспорта и их части (10,0% или 25,9 млрд. евро); реакторы, машины и оборудование (8,1% или 21,2 млрд. евро); электромашины и оборудование (7,5% или 19,5 млрд. евро) и фармацевтическая продукция (4,1% или 10,8 млрд. евро).
Отрицательное сальдо внешней торговли Испании имеет устойчивый характер. За последние 5 лет Правительство Испании постоянно стремится уменьшить этот показатель. За 2011 год сальдо баланса внешней торговли Испании составило – 46,33 млрд. евро. По сравнению с 2010 годом оно снизилось на 7 млрд. евро.
Необходимо отметить, что важной статьей доходов для Испании является торговля услугами. За 2011 год объем торговли услугами составил 170 млрд. евро. При этом экспорт услуг составил 102 млрд. евро. Основной статьей доходов в услугах традиционно в Испании является туризм – 43,0 млрд. евро. В секторе потребления услуг в сфере туризма в 2011 году России уделили особое внимание. Правительство Испании поставило цель – достигнуть в 2011 году количества российских туристов в 1 млн. человек. Реально удалось принять около 861 тыс. россиян, что составило сумму в 1,5 млрд. евро. Импорт услуг в 2011 году составил 68,0 млрд. евро. Основными статьями в импорте услуг были деловые услуги - 24,3 млрд. евро, транспортные услуги – 17,1 млрд. и международные туристические услуги - 12,4 млрд. евро.
При анализе торговли услугами за период с 2007 по 2011гг. очевидны некоторые важные тенденции. Так, например, вырос объем экспорта информационных услуг - с 3,9 млрд. евро до 4,8 млрд. Также прослеживается рост деловых услуг - с 20,1 млрд. до 24,4 млрд. евро, услуг в области культуры и досуга - с 1,1 до 1,5 млрд. евро.
В импорте услуг Испанией за пятилетний период с 2007 по 2011 года очевидны следующие тенденции:
- Снижаются показатели: лизинга
- с 1,3 до 0,3 млрд. евро; строительных
и инжиниринговых услуг – с
1,4 до 1,0 млрд. евро; услуги страхования
– с 1,9 до 1,5 млрд. евро; услуги в
коммерции – с 1,5 до 1,0 млрд. евро;
падает роялти и рента от
продажи интеллектуальной
Согласно данным Главного таможенного управления Испании, товарооборот с Российской Федерацией в 2011 году составил около 11 млрд. евро. Он вырос на 36,2% по сравнению с предыдущим 2010 годом. Сальдо внешней торговли между нашими странами имеет стабильный положительный характер в пользу России.
Импорт России из Испании в 2011 году составил 2,52 млрд. евро, то есть он вырос на 26,6% по сравнению с 2010 годом и почти достиг показателя лучшего для внешней торговли Испании с Россией - докризисного 2008 года.
Структура импорта в Россию из Испании в 2011 году выглядит следующим образом:
- промышленное оборудование (тов. Группы 84-89) – 772,5 млн. евро;
- продукты питания – 419,9 млн. евро
- керамические изделия – 122,3 млн. евро;
Экспорт из России в Испанию в 2011 году достиг 8,46 млрд. евро и увеличился на 39,4% по сравнению с прошлым 2010 годом.
Структура экспорта из России в Испанию в 2011 году выглядит следующим образом:
- Различные энергоносители
(в основном нефть и
- Металлы, инструменты и металлоизделия –319,9 млн. евро;
- Химические, нефтехимические и готовые товары –243,2 млн. евро.
Торговля услугами между Россией и Испанией развита слабо и не отвечает потенциалу обеих стран в данной сфере. По данным Банка Испании, за 2011 год товарооборот услуг между нашими странами составил 2,2 млрд. евро. Испания экспортировала услуг на 1,7 млрд. евро, а импортировала на 0,5 млрд. евро.
Прямые иностранные инвестиции играют важнейшую роль в экономике Испании. На начало 2010 года 11848 иностранных предприятий работали на территории Испании, на которых трудились 1,32 млн. человек или 7,1% от всего занятого населения страны. Характерной чертой занятости на предприятиях с иностранным капиталом является то, что более 80% от общего числа занятых работают на крупных предприятиях с числом занятых превышающим 500 человек (ситуация на рынке труда в общем по Испании абсолютно противоположна, абсолютное большинство занятых в экономике работают на малых и средних предприятиях). Вместе с иностранными инвестициями в Испанию пришли новые формы технологических и производственных процессов, управленческих решений. Таким образом, помимо очевидных экономических выгод, прямые иностранные инвестиции оказали и оказывают значительное влияние на развитие Испании.
По состоянию на конец 2011 года объем накопленных прямых иностранных инвестиции в Испанию составил 480,1 млрд. евро (из них акции либо другие формы участия в предприятиях, зарегистрированных в Испании – 373,1 млрд. евро, активы, переведенные с целью финансирования связанных предприятий – 107,0 млрд. евро) . По типу инвестиционных операций испанские финансовые институты различают: создание новых компаний (первичные инвестиции), расширение капитала и инвестиции направленные на финансовую реструктуризацию уже существующих компаний, приобретение долей в испанских компаниях (подразумевается как миноритарное участие, так и приобретение контрольного пакета акций). Традиционно на испанском рынке доминирует форма инвестиции, предполагающая приобретение долей в испанских компаниях. К примеру, в 2009 году этот тип инвестиции составил 54% от общего объема.
Традиционно крупнейшими инвесторами в испанскую экономику являются Нидерланды – 29,0% от общего объема накопленных инвестиций, Италия –14,6%, Франция – 11,0%, Германия – 10,1%, Люксембург - 9,3%, Великобритания – 7,0%. Высокая доля Нидерландов и Люксембурга в общем объеме иностранных инвестиций в экономике Испании объясняется тем, что крупные международные компании предпочитают проводить инвестиционные операции через эти страны, пользуясь специальным налоговым режимом, существующим в этих странах. Если исключить фактор использования международными корпорациями стран со специальным налоговым режимом, то итальянские компании являются крупнейшими инвесторами в испанскую экономику – 48,5 млрд. евро накопленных инвестиций или 15,1% от общего объема, американские компании представляют 13,4% или 42,9 млрд. евро, английские – 12,6%, французские – 12,6%, германские – 10,7% .
Испанский промышленный сектор выступает главным реципиентом иностранных инвестиций - 33,3% от общего объема накопленных инвестиций, объем инвестиций в энергетику составляет 20,7% от общего объема. Среди отраслей промышленности можно выделить производство не металлических товаров бытового и промышленного потребления (стекло, керамика, товары из глины, цемента и гипса), металлургию, производство автомобилей, химическую промышленность.
Иностранные инвестиции в оптовую и розничную торговлю составляют – 11,7 % от общего объема накопленных инвестиций, инвестиции в телекоммуникационный сектор - 9,6%. В Мадрид и Каталонию поступает 43,1% от всех прямых иностранных инвестиций в Испанию. Испания занимает 7 место среди экономик мира по объему прямых иностранных инвестиций.
Общий объем прямых иностранных инвестиций в испанскую экономику в 2011 году вырос на 18,4% по сравнению с 2010 годом и составил 28,4 млрд. евро. Из этого объема 5,9 млрд. евро представляют ETVE. Объем инвестиций в производственные сектора экономики вырос на 85,7%, составив 22,5 млрд. евро. За этот же период иностранные инвесторы реинвестировали 3,5 млрд. евро, таким образом, чистый объем иностранных инвестиций в экономику Испании составил 18,9 млрд. евро, что на 108,9% больше чем в 2010 году. В 2011 году 90,7% всех иностранных инвестиций были направлены на расширение и реструктуризацию уже существующих предприятий.
Наибольший объем инвестиций (исключая фактор использования крупными компаниями налоговых оазисов) в 2011 году осуществили компании из Великобритании – 30% от общего объема, следом идут французские инвесторы – 25,1%, Нидерланды – 6,6%, США – 6,4%, Германия - 5,0%.
В 2011 году инвестиции в беспроводные телекоммуникационные сети составили 4,03 млрд. евро или 17,9% от общего объема иностранных инвестиций в производственные сектора экономики. В 2010 году в развитие телекоммуникационных сетей иностранные компании инвестировали лишь 5 млн. евро. В гражданскую авиацию Испании в 2011 году инвестировано 3,9 млрд. евро или 17,6% от общего объема (в 2010 году иностранные инвестиции в авиацию составили лишь 38 млн. евро). В компании, занимающиеся посредническими валютными операциями инвестировано 1,8 млрд. евро или 7,6 % от общего объема. Из секторов промышленности можно выделить: производство алюминия – 4,3%, производство цемента – 4,0%, энергетика – 3,4%.
Если анализировать территориальную структуру прямых иностранных инвестиций в 2011 году, то явное лидерство принадлежит Мадридской автономии – 12,5 млрд. евро, 55,7% от общего объема, рост по сравнению с 2010 годом – 139,8%. Инвестиции общенационального характера составили 17,7% от общего объема или 4,0 млрд. евро. Объем этих инвестиций за 2011 год вырос практически в 5 раз. В Каталонию в 2011 году иностранные инвесторы вложили 3,0 млрд. евро или 13,4%, что на 24,4% меньше чем в 2010 году.
По информации Департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Минэкономразвития России, в 2011 году испанские капиталовложения в российскую экономику составили 134,2 млн. долларов США, т.е. выросли на 23% по сравнению с предыдущим 2010 годом. Общий объем накопленных на конец 2011 года испанских инвестиций в России составил 1,52 млрд. долл. США. Испанские инвестиции в России направлены в основном на два сектора экономики нашей страны:
- обрабатывающие производства – 89,4 млн. долл. США;
- оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и т.п. – 33,8 млн. долл. США.
По данным испанского реестра иностранных инвестиций общий объем накопленных российских инвестиций на 11 марта 2011 года составил 180,2 млн. евро.
Основными являются вложения в сектор недвижимости -72,5%; в сектор оптовой и розничной торговли – 10,3% и в сектор услуг в сфере общественного питания – 3,7%.
Формы управления внешнеэкономическими организациями Испании. Стратегия внешнеэкономической деятельности Испании успешно реализуется благодаря четко функционирующим промежуточным между бизнесом и государством институтам и звеньям с определенным специализированным кругом задач. Учредителем этих институтов является, как правило, государство в лице своих органов исполнительной власти и создаются они как с участием бизнес структур, так и самостоятельно.
После формирования в конце 2011г. нового Правительства Испании, полномочия по выработке внешнеэкономической политики перешли в подчинение Министерства экономики и конкурентоспособности Испании, а именно в Государственный секретариат по торговле.
Помимо административных органов в Испании существует целая система различных государственных, полугосударственных и частных организаций, в задачи которых входит содействие национальным фирмам в осуществлении внешнеэкономической деятельности. Подобные организации действуют, как правило, под непосредственным контролем со стороны Министерства экономики и конкурентоспособности Испании. Целями их деятельности являются предоставление информационных и консультационных услуг по внешнеэкономическим вопросам, финансирование внешнеэкономических мероприятий (семинары, выставки, бизнес форумы), содействие продвижению товаров и инвестиций на внешние рынки и д.р.
Особую роль среди подобного рода организаций играет испанский Институт внешней торговли «ICEX». Несмотря на определенную финансовую и оперативную самостоятельность, он находится в подчинении Министерства экономики и конкурентоспособности и на практике исполняет принятые этим ведомством стратегические решения. В отличие от Министерства, которое занимается выработкой внешнеэкономической политики, ICEX – реализует ее на практике. Для этих целей на его деятельность из бюджета ежегодно выделяется 150 млн. евро, из которых 80 % направляется на финансирование мероприятий, содействующих развитию экспорта и 20 % - на информационно-консультационную работу.
Основными сферами деятельности ICEX являются: профессиональная подготовка в сфере внешней торговли, предоставление общей и специализированной информации по внешним рынкам и мероприятия по развитию испанского экспорта, содействие выполнению секторных программ по экспорту и «интернационализации» испанских предприятий, а также оказание помощи тем фирмам, которые не имеют опыта внешнеэкономической деятельности.
Начиная с 1995 года, ICEX осуществляет свою деятельность по содействию внешней торговле в тесном сотрудничестве с правительствами автономных областей, а также в координации с экспортным планом торговых палат Испании. Показательно в этом отношении участие представителей автономных областей в руководящих органах Института и в Комиссии содействия внешнеэкономическим связям. В последние годы активизировались контакты и сотрудничество ICEX с отраслевыми объединениями экспортеров.
Институт предоставляет общие сведения о внешнеэкономических связях и законодательстве их регулирующем, информацию по группам товаров (потребительские, продовольственные, оборудование), по рынкам отдельных стран.