Воспитание патриотизма на уроках географии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 13:04, реферат

Описание работы

Воспитание гражданина-патриота – стратегическая цель школы – была, есть и будет. Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно-нравственного единства общества.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word12.docx

— 271.15 Кб (Скачать файл)

 
Воспитание патриотизма на уроках географии

 

 

Любить свою Родину, – значит, знать ее.

В.Г. Белинский

1. Введение. Необходимость повышения воспитательного потенциала образовательного процесса

Воспитание гражданина-патриота – стратегическая цель школы – была, есть и будет. Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно-нравственного единства общества.

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Толерантность включает терпимость к чужим мнениям, верованиям, уважение человеческого достоинства и прав других, прощение, сострадание, милосердие, сотрудничество.

В данный момент Россия активно включается в мировой сообщество. Роль и значение страны на мировом уровне растет. Появляется все больше примеров, вызывающих чувство гордости за свою Родину. Дети желают знать как можно больше о своей великой стране и своей малой Родине. Они с большим удовольствием знакомятся с героической историей страны, с памятниками архитектуры, с великими достижениями культуры и искусства, гордятся богатствами и необыкновенной красотой России.

Учителя географии призваны прививать любовь к малой Родине, чувство ответственности за будущее страны и человечества на всей Земле. Наш предмет, содержание учебной программы позволяет проводить патриотическое воспитание на уроках и во внеурочное время. Я хочу показать разнообразие такой воспитательной работы в условиях ограниченных материальных возможностей школы, учителя, семьи и не очень благоприятной социальной обстановки. Главное, не упустить момент начала нарастания патриотичности. Об этом говорят данные анкетирования, проведённые в 10-х классах в феврале 2010 года.

Признаки, по которым определялось понятие «патриотизм».

Наступило время, когда не стало стыдно произносить само слово «патриот», когда флаг страны можно видеть на любых спортивных соревнованиях, когда молодёжь знает гимн своей страны. Подростки желают знать о достижениях страны и её достопримечательностях.

Хотелось бы, чтобы сущность патриотизма заключалась не в гордости, а в ином, гораздо более редком сегодня проявлении человеческого духа – великодушии.

Патриотизм великодушия ничего не делит, он всепричастен, радуется, гордится светлым и страдает, мучается тёмным.

2. Воспитание патриотизма на уроках физической географии

Школьная география относится к числу важнейших учебных дисциплин, содержащих в себе большие возможности для осуществления патриотического воспитания школьников.

Начальный курс географии. Во введении, в части о накоплении географических знаний о Земле и о современных исследованиях, для воспитания патриотических чувств школьников я рассказываю об Афанасии Никитине, Н.М.Пржевальском, Ф.Ф. Беллинсгаузене и М.П. Лазареве. Важно рассказать вдохновенно, привести примеры мужества этих людей, рассказать, как они добивались поставленной цели. Очень жаль, что программой выделяется очень мало учебного времени на рассказ о путешествиях и исследованиях не только в 6 классе, но и в последующих классах. Сколько славных имён приходится только перечислять!

Изучая тему «План и карта», целесообразно предложить задания, имеющие познавательную направленность:

  • 10 января 1821 г. русская экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» открыла остров. Его координаты – 69ю.ш. и 91з.д. (остров Петра I).
  • В 1937 г. В.П. Чкалов совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва – Северный полюс – Северная Америка (49с.ш. и 123з.д.). Обозначьте на карте маршрут перелёта и его направление.
  • При изучении темы «Литосферы» необходимо рассказать о большом вкладе в мировую науку наших учёных и инженеров, создавших совершенно новый способ и технику глубинного бурения. Сверхглубокая скважина на Кольском полуострове достигла 12262 м. Совсем и немного по отношению даже к толще земной коры, а если перевести в высоту 9-этажных зданий. Это высота 400 девятиэтажных зданий. Вот это масштабы. Сколько открытий!
  • Изучение землетрясений также имеет большое воспитательное значение. Переживание трагических последствий этого природного явления на примере землетрясения в Ташкенте и Спитаке, в Нефтегорске, узнавая о том, как быстро пришла помощь со всех уголков страны, вызывает чувство гордости за нашу страну. Мы всегда в числе первых приходим на помощь тем, кто в ней нуждается, будь это Турция или Иран.
  • «Любить свою Родину – значит знать её». Эти слова В.Г. Белинского могут служить призывом для детей.
  • На уроке по теме «Горы» важно использовать все основные методы обучения, для создания образа гор. Это словесный (описательный рассказ), практический и наглядный метод. Для подтверждения слов из песни В. Высоцкого «Лучше гор могут только горы» могут быть пейзажные фотографии и репродукции картин русского художника Н.К. Рериха. Нужно заслушать впечатление детей, побывавших в горах.
  • В теме «Равнины» учитель знакомит школьников с разнообразием и неповторимой красотой наших равнин. Равнина открывает в человеке чувство необычайной широты и свободы.
  • Спасибо, сторона родная, 
    За твой врачующий простор!
  • Н.А. Некрасов.
  • Можно послушать кусочек раздольной, протяжной русской песни и соотнести с широтой и добротой русской души. Эта небольшая вставка позволяет шире взглянуть на содержание темы, ещё раз почувствовать разнообразие и красоту природы России.
  • При изучении темы Мировой океан я даю опережающее задание детям найти материал о способах изучения океанов и морей, о вкладе русских учёных-полярников в изучении Арктики, в исследовании вод Мирового океана.
  • Глубокий воспитательный смысл можно заложить в домашнее задание по этой теме в игровой форме. Предлагаю описать и нанести на контурную карту путь российских судов по двум маршрутам: Санкт-Петербург – Петропавловск-Камчатский и Новороссийск – Владивосток. Работу выполняет группа школьников из трёх человек: капитан, прокладывающий курс корабля, первый помощник капитана, осуществляющий связь с Родиной и представляющий нашу страну во время стоянок в различных иностранных портах, и штурман, ведущий бортовой журнал и наносящий маршрут на контурную карту. Груз, время рейса, стоянки судна выбираются самостоятельно. Условие – маршрут должен проходить через два океана.
  • Урок о реках очень насыщен. Нужно раскрыть много понятий, связанных с речной системой, характером течения. Провести описание реки по картам, лучше всё это сделать на примере Волги, реки, на которой мы живём.
  • Можно начать введение новых понятий после прослушивания следующего стихотворения.
  • Николай Якушев
  • О Волге
  • Неприметен ничем, не широк, 
    По просторам Валдайского края 
    Еле слышно журчит ручеёк, 
    Меж каменьями путь выбирая. 
    То он моет прибрежный песок, 
    То внезапно в кустах пропадает, 
    И не знает ещё ручеёк, 
    Что его впереди ожидает. 
    Сколько вёрст ему надо пройти. 
    Сквозь какие преграды пробиться, 
    Сколько рек с ним сольётся в пути, 
    Сколько чаек над ним закружится. 
    Сколько долгих минует годов, 
    Сколько волн разойдётся кругами. 
    Сколько встанет больших городов 
    Над крутыми его берегами.
  • Работая с картой, нужно обратить внимание, что ни в одной стране нет такого огромного количества рек: плавных, величавых рек равнин и стремительных шумных горных рек. 
    Создать яркий образ разнообразных рек и озёр нашей страны мне помогает книга «Популярная энциклопедия рек и озёр».
  • С огромным воодушевлением слушают ребята рассказ об исследованиях нашего великого соотечественника Н.Н. Миклухо-Маклая, доказавшего равенство всех человеческих рас. Они узнают, ценой какого мужества и отваги заслужил доверие и признательность этот выдающийся путешественник.
  • Таким образом, можно сказать, что начальный курс физической географии обладает довольно большим воспитательным потенциалом, позволяет прививать любовь к родной природе, воспитывать чувство гордости за достижения в науке и технике, позволяющие познать тайны природы.
  • Курс «География материков и океанов», конечно, обладает гораздо меньшими возможностями для воспитания чувства патриотизма, хотя и здесь нужно как можно ярче показать роль и значение наших выдающихся путешественников и исследователей: В.В Юнкера, Е.П. Ковалевского, А.В.Елисеева, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, Н.И. Вавилова, С. Дежнёва. В. Беринга, А.И. Чирикова, П.П. Семёнова-Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского, П.К. Козлова. Они ценой необыкновенного мужества и целеустремлённости способствовали освоению природных богатств и просторов не только своей страны, но и всей Земли. Эти великие граждане способствовали установлению связей России со многими странами и народами. Они служили на благо своей страны.
  • Изучение курса «Физическая география России» обладает наибольшим воспитательным потенциалом. В этом курсе воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны, выработка социально ответственного поведения относятся к числу главных целей данного курса. Среди главных задач курса – создание образа своего родного края.
  • Очень велика цена первого урока в этом курсе. Он должен пройти на очень высоком эмоциональном подъёме с привлечением самых различных средств воздействия на настроение, на состояние души подростков. Много разных сценариев перепробовала при проведении урока – введения «Россия – Родина моя». Теперь за основу беру разработку урока из сборника «Современный урок географии», часть 5. Ребята пишут мини-сочинение на тему «Что для меня Родина?». Очень радуют меня ответы многих ребят. Некоторые пишут непрофессиональные, но чистые, искренние стихотворения.
  • Всем известно, что именно к этому курсу престиж знаний у учащихся падает. Они меньше времени тратят на приготовление домашнего задание, а если предмет перестаёт быть интересным, то и качество знаний резко снижается. Поэтому большое внимание уделяю отбору учебного материала, формам и методам его преподнесения, формам проверки усвоения знаний, умений и навыков. Это способствует и выполнению воспитательной нагрузки данного курса. Чтобы ярко представить природу родной страны и оживить деловой язык школьного учебника, надо обращаться не только к художественной литературе, я обращаюсь к музыкальным произведениям. Метод изучения географии через музыку и музыкальные образы – один из путей развития мышления и эмоционального восприятия мира. Я начинала со звуков природы: шум ручья, водопада, звуки дождя и раскаты грома, щебет лесных птиц; позволявшие оживить течение урока, наполнить его новыми ощущениями. Сейчас использую классические произведения, в том числе С. В. Рахманинова, Н. А. Римского – Корсакова. Есть много других музыкальных отрывков, с помощью которых можно более полно составить образ равнины, гор, вулканов и землетрясений, рек, озёр и водопадов.
  • В 8 классе большое значение имеет самостоятельная работа с несколькими источниками знаний, в том числе с компьютерными программами и с материалом различных сайтов. Для создания зрительного образа территории создаю презентации. Это выход из создавшейся ситуации, когда не достаточно наглядных пособий.
  • В курсе физической географии России большими возможностями для воспитания патриотизма служат такие темы уроков, как «Географическое положение и границы России», «Реки России», «Озёра России», «Природные зоны. Зона лесостепей и степей», любой природный район страны.
  • При разработке таких важных, значимых уроков, учитываю, конечно, опыт своих коллег, использую публикации, прежде всего в журнале «География в школе» и в газете «География». Теперь неоценимую помощь оказывают материалы коллег в Интернете. Для повышения качества и разнообразия уроков прошла дистанционные курсы «Интернет – ресурсы на уроках географии».
  • Разработку урока «В удивительном мире камня» совершенствовала несколько лет. Собрала большое количество иллюстраций. Есть небольшая коллекция минералов и декоративных камней. Дети приносят большое количество украшений, просто красивых по цвету и форме камней. Равнодушных на таком уроке нет. Эту разработку можно использовать в урочное и во внеурочное время при проведении недели географии. Моя разработка была напечатана в журнале «География в школе», 5, 2005.
  • Урок «Байкал – жемчужина Сибири» в виде пресс-конференции позволяет задействовать весь класс. Среди воспитательных целей урока ставлю: формирование чувства любви к родной природе; формирование экологического сознания учащихся на примере экологических проблем Байкала и их причин; эстетическое воспитание при работе с художественными произведениями (музыка, поэзия, проза, пейзажные фотографии), посвящённые Байкалу; совершенствование навыков работы в группах.
  • Проверку знаний в игровой форме, с использованием занимательного материала я провожу во всех параллелях и несколько раз в году. Вот и завершая изучение физической географии своей страны, я провожу географический КВН «Дорогая моя страна».
  • Таким образом, курс «Физическая география России» способствует воспитанию патриотов своей страны.
  • 3. Значение курса «Экономической и социальной географии России» в патриотическом воспитании школьников
  • В курсе «География России. Население. Хозяйство» также есть немало возможностей для патриотического воспитания подростков. С каждым годом всё больше внимания уделяем изучению темы населения. Ведь хозяйства без населения не может быть. Учащиеся находят удивительный материал о жизни, быте и традициях больших и малых народов, о народах страны и Саратовской области.
  • У меня создана разработка урока «Добрым людям на загляденье». Оказывается, к 9 классу о многих промыслах, известных за пределами страны, ребята имеют самые общие представления.
  • Интересно проходят уроки-экскурсии по городам страны: прежде всего по Москве и Санкт-Петербургу, по городам «Золотого кольца». По теме «Москва и Московский столичный регион» мною совместно с девятиклассниками создано несколько презентаций. Результатом стала и презентация на тему «Ты стоишь, Москва святая, на семи своих холмах…». Возникает чувство гордости за необыкновенный силуэт столицы, созданный трудом известных и неизвестных архитекторов, художников и зодчих.
  • После поездки в столицу Татарстана была создана на основе впечатлений и дополнительного материала об этом уникальном городе презентация «Тысячелетняя Казань».
  • Викторину «Широка страна моя родная» провожу после изучения раздела «Общий обзор России», что позволяет стимулировать познание географии своей страны.
  • После того, как увидели в одной из саратовских газет маршрут «Золотое кольцо губернии», разработанный Министерством молодёжной политики, спорта и туризма, захотелось познать этот маршрут, составить более подробное описание маршрута. Начали, естественно со своего родного города. Священное чувство любви к Родине складывается у каждого человека многими путями, но очень важной составляющей этого чувства является красота земли, и, прежде всего тех мест, где ты родился, сказал первые слова, учился, мужал. В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал «Красота родного края – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Вот эту красоту и познаём, изучая географию родного края. Работаем над историей и описанием города, над созданием фотоальбома на тему «Здесь мой отчий дом».
  • Способствует усвоению знаний об истории и функциях российских городов проверка в виде задания «Подбери пару: город и соответствующее ему определение» и составление кроссвордов.
  • Проведение пресс-конференций по проблемам Большой Волги, транспортного комплекса позволяют осуществить деятельностный подход при изучении географии. 
    Составление кроссвордов на заданную тему развивает внимание во время урока и заставляет поработать с картами атласа, а значит, ещё лучше знать свою страну.
  • 4. Заключение
  • Проблема патриотического воспитания – это, действительно, государственной важности задача. И я стремлюсь её решить на уроках географии и во внеурочное время через развитие у учащихся духовности, высокой социальной активности, патриотизма. О роли школы в воспитании патриотизма можно видеть на диаграмме по итогам анкетирования старшеклассников.
  • Воспитывать патриотизм – значит всеми силами стараться развить в ребёнке чувство святости дорогого и близкого, культивировать вдохновение и воодушевление перед священным. В этом процессе не нужно, да и нельзя к этому принуждать, ибо святое – это то, что дано, а священное – это то, что окружает.
  • Патриотическое воспитание – это пробуждение мотивационно-ценностного ядра нравственных поступков, социальных поступков, ориентированных на служение Отечеству и своим близким.
  • Мотивационно-ценностное ядро человека включает, прежде всего, фундаментальные ценности: Родина, Отечество, родная земля, семья, родители, дети, ближние. 
    География, как предмет гуманитарного цикла, наряду с историей и литературой, играет важную роль в патриотическом воспитании учащихся.
  • Воспитательный и развивающий потенциал школьной географии.
  • География — единственный школьный предмет, формирующий у учащихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы.
  • Значение географии определяется:  
  • -  огромным воспитательным и развивающим потенциалом, способствующим развитию личности;        
    - формированием географического мышления, которое дает возможность видеть объекты и явления в тесной связи и взаимозависимости во времени и в пространстве, позволяет понимать современную ситуацию; 
    - пониманием современного мира как многоликого, но  единого, неделимого; осмыслением места России  в  мире, осознанием включенности каждого в жизнь своей страны; 
    -  реализацией  идей гуманизации, проявляющихся в «очеловечивании» географического содержания, рассматривающего природу и хозяйство через человека,  формированием «географических образов мест»,  более глубоким изучением тем, связанных   с населением.
  • Школьная география, особенно география своей Родины, всегда относилась к разряду мировоззренческих дисциплин, где сильна идеологическая составляющая. Именно география вкупе c  историей  в значительной мере  решают основную задачу российской  школы: формирование у учащихся российской идентичности как главного условия укрепления  российской государственности.   Эта задача ставится в качестве приоритетной  в  разрабатываемых   образовательных стандартах второго поколения.
  • Новый 2009-2010 учебный год начинается в условиях обсуждения и принятия нового поколения Государственных образовательных стандартов,  которые должны будут обеспечивать развитие системы образования в условиях быстро меняющейся образовательной среды.  
     
    В мире ускорились процессы глобализации, усиливающие взаимозависимость стран и культур, активизирующие международную кооперацию и разделение труда. Нормой становится жизнь в условияхполикультурного общества, которая выдвигает повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и к толерантности его членов. Все эти процессы ускоряются в условиях информационной революции, которая существенно меняет возможности коммуникации, условия доступа к информации и возможности принятия решений. Развитие новых наукоемких технологий предъявляет иные требования  к современному человеку, чьим лозунгом должен стать лозунг «Образование через всю жизнь».  Все эти изменения нельзя не учитывать в процессе обучения географии.
  • Отражая смену ценностных установок образования - от освоения предметов к развитию личности, цели образования определяются  через систему ценностных ориентиров, при этом воспитание личности ребенка прописывается как его важнейшая составная  часть и личностный результат. Наряду с учебными программами в стандарт предполагается включить  программу воспитания и социализации учащихся, призванную обеспечить единство обучения, воспитания и развития школьников.
  • Отличительной особенностью стандартов второго поколения будет новая структура образовательных программ. В ней, в отличие от предыдущего стандарта должны быть: 
  • •    программы формирования универсальных учебных действий,  
    •    рекомендации по оценке учебных достижений учащихся, 
    •    программы воспитания и социализации, включая систему внеучебной деятельности.
  • Наиболее важным для учителей-практиков является усиление внимания к конечным результатам учебно-воспитательного процесса, которые должны выразиться в четком выделении требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Понятие «результат образования» должен трактоваться  с позиций деятельностного подхода.
  • Это могут быть:
  • личностные  результаты, которые проверяются в ходе социологических исследований; 
    метапредметные  и предметные  результаты которые  проверяются посредством индивидуальной аттестации учащихся. 
  • Метапредметные или надпредметные результаты образования применимы как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных проблем.  Они отражают сформированность универсальных учебных действий, которые свидетельствуют об уровне развития личности учащегося, его умении учиться, т.е. его способности к саморазвитию и самосовершенствованию  путем  сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В повседневной учебной деятельности  универсальные учебные действия и связанные с ними навыки учебной работы - это способность ученика к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Умение объяснять явления действительности, ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей, решать проблемы, связанные с выполнением определенной социальной роли (потребителя, избирателя, и др.), искать, анализировать и обрабатывать информацию, ориентироваться в мире профессий.  
  • К предметным результатам относятся специфичные для географии  как учебного предмета  знания, умения, навыки и специальные компетенции (например, умение мыслить пространственно и комплексно), опыт творческой деятельности (например, участие в географических исследованиях и проектах, имеющих социальный  или экологический характер), ценностные установки (например,  убежденность в необходимости рационального природопользования). 
  • Системная работа по формированию метапредметных и предметных  знаний и умений способствует  развитию личностных качеств учащихся (личностные результаты обучающихся) – системы их ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. 
  • Достижение требуемых результатов происходит при компетентностном подходе к обучению в условиях использования в практике преподавания современных педагогических технологий — информационной, проектной, исследовательской, модульной, критического мышления, а также дифференцированного, личностно-ориентированного, проблемного обучения и др. 
  • Соответствие реально достигнутых результатов ожидаемым должно подтверждаться путем различных аттестационных процедур –  проверочных работ, экзаменов и др. 
  • К результатам, которые подлежат оценке в ходе аттестации выпускников, относится способность к решению учебно-практических задач на основании: системы научных знаний и представлений о природе, обществе; умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенных способов деятельности; коммуникативных и информационных умений. 
  • Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, где велика роль учителя, его понимание и подготовленность к  обеспечению развивающего потенциала новых образовательных стандартов.  
  • До принятия и вступления в силу стандарта второго поколения преподавание географии в новом учебном году  будет вестись  на базе Федерального компонента государственного стандарта общего образования «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089 (приказ Министерства образования России). 
  • Как и прежде, учитель может руководствоваться  обязательным минимумом  содержания основного общего образования (приказ МО РФ от 19.05.1998 № 1236), и среднего (полного) общего образования (приказ МО РФ от 30.06.1999 № 56).
  • В этих документах сформулированы общие требования к уровню подготовки выпускников. 
    Среди них важнейшие умения, большая часть которых относится к разряду универсальных учебных умений: 
  • -  отбирать необходимые источники информации, уметь работать с ними, в том числе с текстом учебника, географическими картами и различной информацией на цифровых носителях;     
    -  систематизировать, анализировать, обобщать и синтезировать информацию; 
    -  оценивать территориальные аспекты природных и общественных процессов; 
    -  искать решения географических задач и проблем; 
    -  выражать свою точку зрения, принимать участие в обсуждении проблем развития      различных территорий. 
  • Как в основной, так и в старшей школе все более широко вводятся элективные курсы, способствующие дифференциации и индивидуализации обучения и наиболее полному выявлению интересов, склонностей и способностей учащихся. Элективные курсы по географии отличаются разнообразием тематики и возможностью интегрировать географическое содержание с такими предметами, как  экономика, история, экология, мировая художественная культура и т.д. Поэтому целесообразно ввести в учебный план школы элективные курсы  по географии:     
  • - в 8 - 9 классах (в рамках  предпрофильной подготовки  1 час в неделю или модули на 18, 24, 48 час); 
         - в 10 – 11 классах   (1 час в неделю либо модули на  24, 36, 72 часа).
  • Программы по различным элективным курсам можно найти в сборниках  «Программы. География. Элективные курсы» /Сост. В.П. Дронов.- М.: Дрофа, любой год издания.
  • С разнообразными авторскими программами, тематическим и поурочным планированием элективных курсов, которые разработаны учителями г. Москвы можно познакомиться в методической лаборатории географии МИОО (адрес и телефон лаборатории размещены на сайте http://geo.metodist.ru).
  • В Москве есть школы,  в учебном плане которых запланировано изучение географии на профильном уровне. Содержание профильного курса  должно соответствовать соответствующему стандарту среднего (полного) общего образования по географии и примерной программе1.
  • Преподавание географии должно вестись по учебникам одной содержательной линии, включенным в   Федеральные перечни и имеющим гриф Министерства образования и науки. 
  • Новые линии учебников Землеведение – Страноведение – Отечествоведение являются основой для реализации  образовательных и воспитательных целей обучения школьной комплексной географии,  которая становится все более гуманистичной, культурологической, способной воспитывать патриотов, любящих свою Родину, ее природу и своих соотечественников.    
  • На сегодняшний день изданы полные завершенные линии учебников (УМК), рекомендованные МО образования и науки: 
  • линия МГУ (под ред. О.А. Климановой и А.И. Алексеева)
  • линия МПГУ (под ред. В.П. Дронова)
  • линии учебников издательства «Просвещение. Сферы», «Вентана – Граф», «Русское слово»
  • Целью начального курса «География. Землеведение» (Природа Земли и человек) является изучение географической оболочки Земли,  в пределах которой происходит взаимодействие  человека и природы. Географическая оболочка рассматривается не столько как самый крупный природный комплекс, но как арена проживания человека, где разворачивается его основная деятельность по преобразованию природной среды.
  • В 7 классе (Материки, океаны, народы и страны) рекомендуется переход на изучение курса «География. Страноведение». Главная особенность  этого курса  - формирование целостного образа земного шара на основе широких по своему содержанию характеристик различных его территорий - материков, субрегионов, отдельных стран.     Страноведческий подход состоит в едином взгляде на взаимодействие природы, населения,  хозяйства, что и составляет суть комплексного страноведения. Процессы и явления, происходящие на Земле как планете и на политической каре мира, рассматриваются сквозь призму отдельных стран, объясняются  особенностями природы, истории, населения, хозяйства и культуры стран и регионов. В центре содержания курса – человек. 
  • Курс «География России» завершает географическое образование учащихся в основной школе.  Он содержит основное количество информации, проверяемой в рамках ЕГЭ. Основная задача  курса - сформировать у учащихся представление  о родной стране,  подвести их к пониманию своего места в стране и в мире. Образ России, формируемый у школьников, должен быть, с одной стороны,целостным, а с другой – территориально дифференцированным, разнообразным. Россия рассматривается как единство в многообразии. Одна из задач  курса – ориентация в российском пространстве, формирование умения адаптироваться к окружающей среде, в том числе  экономической, социальной, культурной. Курс подводит учащихся к пониманию необходимости «готовности к переменам». Пожалуй, именно этот курс несет основную нагрузку при формировании российской идентичности.
  • Курс «География мира» в старшей школе способствует формированию политической грамотности учащихся, пониманию современного состояния экономики и политики различных региональных группировок стран

Информация о работе Воспитание патриотизма на уроках географии