Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 17:50, курсовая работа
Важное место в жизни каждого ребенка занимает школа, которая как сложный социальный механизм отражает характер, проблемы, противоречия общества, но благодаря своему воспитательному потенциалу она способна помочь в определении ориентации личности каждого ученика. Задача педагога в школе – помочь ребенку определиться в этом обществе, выбрать правильное направление, чтобы он не потерялся в многообразии и сложности сегодняшней жизни.
Введение…………………………………………………………………………...3
§1.Воспитание и его роль в обучении…………………………………………...4
§2.Учебно-воспитательный процесс и его основные функции……………….13
§3.Воспитание патриотизма на уроках географии, как потенциал школьного географического образования ………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………28
Литература……………………………………………………………………….29
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального
образования « Арзамасский
Кафедра географии и экологии
Китаев Дмитрий Михайлович
студент 5 курса естественно-
географического факультета
курсовая работа
Воспитательный потенциал
школьного географического
Научный руководитель:
Шеманаев В.А.
Арзамас ,2011
Содержание
Важное место в жизни каждого ребенка занимает школа, которая как сложный социальный механизм отражает характер, проблемы, противоречия общества, но благодаря своему воспитательному потенциалу она способна помочь в определении ориентации личности каждого ученика. Задача педагога в школе – помочь ребенку определиться в этом обществе, выбрать правильное направление, чтобы он не потерялся в многообразии и сложности сегодняшней жизни.
В настоящее время для педагогики проблемы патриотического воспитания молодежи становятся наиболее актуальными. Многолетние очернение и отрицание любых достижений России привело к широкому распространению в среде молодежи негативного отношения к своему Отечеству. Современная действительность в России иногда не дает поводов для гордости за свою страну, поэтому приходиться обращаться к тем вопросам о природе страны, которые могут вызвать гордость за Отечество.
Как научить ребят любить свою Родину, гордиться великой Россией, когда на детей обрушивается поток негативной информации, и облик нашей могучей державы меркнет? Решением этой задачи должны заниматься все учителя нашей страны.
География среди всех школьных
предметов играет роль мостика между
естественными и общественными
науками, она универсальна, охватывает
всю систему: природная среда - общество
- человек. Поэтому именно этот предмет
способствует развитию у учащихся гуманитарно-
Наши дети должны радоваться жизни, и чувство гордости за родную страну должно рождаться в душах детей. Любовь к родному краю не появляется сама по себе, а воспитывается специально, родителями, педагогами и воспитателями. Большую роль в таком воспитании играют уроки географии.
Воспитание - Процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
Сегодня главная цель средней
общеобразовательной и высшей школы
– способствовать умственному, нравственному,
эмоциональному и физическому развитию
личности, всемерно раскрывать ее творческие
возможности, формировать гуманистический
характер индивидуальности ребенка
с учетом его возрастных особенностей.
Установка на развитие личности растущего
человека придает «человеческое
измерение» таким целям школы, как
выработка у молодых людей
осознанной гражданской позиции, готовности
к труду и социальному
Рассмотрим составные части воспитания: умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое. Эти составные части выделяются уже в древнейших философских системах, затрагивающих проблемы воспитания.
Умственное воспитание вооружает
обучаемых системой знаний основ
наук. В ходе и результате усвоения
научных знаний закладываются основы
научного мировоззрения. Мировоззрение
– это система взглядов человека
на природу, общество, труд, познание. Оно
предполагает глубокое понимание явлений
природы и общественной жизни, умение
сознательно объяснять эти
Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований. Задачи умственного воспитания следующие:
- Усвоение определенного объема научных знаний;
- Формирование научного мировоззрения;
- Развитие умственных сил, способностей и дарований;
- Развитие познавательных интересов;
- Формирование познавательной активности;
- Развитие потребности
постоянно пополнять свои
Непреходящая ценность умственного
воспитания как важнейшей задачи
школы сомнению не подвергается. Протест
учеников, учителей, родителей, широкой
общественности вызывает направленность
умственного воспитания. Его содержание
в большей мере направляется не на
развитие личности, а на усвоение суммы
знаний, умений, навыков. Из сферы образования
иногда выпадают такие важнейшие
его компоненты, как передача опыта
различных форм и видов деятельности,
эмоционально-ценностного
Физическое воспитание - Управление физическим развитием человека и его физическим образованием. Физическое воспитание является неотъемлемой составной частью почти всех воспитательных систем. Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепкого молодого поколения, способного трудиться с высокой производительностью, переносить повышенные нагрузки, быть готовым к защите Отечества. Физическое воспитание также способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.
Задачи физического воспитания следующие:
- Укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
- Повышение умственной
и физической
- Обучение новым видам движений, развитие и совершенствование основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);
- Формирование гигиенических навыков;
- Воспитание нравственных
качеств (смелости, настойчивости,
решительности,
- Формирование потребности
в постоянных и
Систематическое физическое воспитание начинается с дошкольного возраста, физкультура – обязательный предмет в школе. Существенным дополнением к урокам физкультуры служат разнообразные формы внеклассной работы. Физическое воспитание тесно связано с другими составными частями воспитания и в единстве с ними решает задачу формирования гармонично развитой личности.
Трудовое воспитание - Формирование трудовых действий и производительных отношений, изучение орудий труда и способов их использования. Трудно представить себе современного воспитанного человека, не умеющего много и плодотворно трудиться, не владеющего знаниями об окружающем его производстве, производственных отношениях и процессах, применяемых орудиях труда. Трудовое начало воспитания – важный, проверенный веками принцип формирования всесторонне и гармонично развитой личности.
Трудовое воспитание охватывает
те аспекты воспитательного
Нравственное воспитание - Формирование понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих моральным нормам общества. Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям. Нравственность – это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других, а для себя.
Нравственные понятия и суждения дают возможность понимать, что хорошо, что плохо, что справедливо, что несправедливо. Они переходят в убеждения и проявляются в действиях, поступках. Нравственные поступки и действия – определяющий критерий нравственного развития личности. Нравственные чувства – это переживания своего отношения к нравственным явлениям. Они возникают у человека в связи соответствием или несоответствием его поведения требованиям общественной морали. Чувства пробуждают к преодолению трудностей, стимулируют освоение мира.
В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества. Непреходящие нравственные качества – честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим.
Эстетическое воспитание
- Базовый компонент
- овладение эстетическим
и культурным наследием
- овладение эстетическим
и культурным наследием
- формирование эстетического
отношения к действительности, развитие
эстетических чувств, приобщение
человека к прекрасному в
- развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты;
- формирование эстетического идеала;
- стремления быть прекрасным во всем: мыслях, делах, поступках.
Говоря описательно, воспитание в
развитии личности выступает важным
фактором наряду с наследственностью
и средой. Оно обеспечивает социализацию
личности, программирует параметры
ее развития с учетом многогранности
воздействия различных
- диагностика природных
- организация учебно-
- использование положительных факторов в развитии качеств личности;
- содержания воспитания, средств и условий социальной среды;
- воздействие на социальные
условия, устранение и
- формирование специальных
”Целостность человека, обладающего
единой социальной сущностью и наряду
с этим наделенного природными силами
живого чувственного существа, основана
на диалектике взаимодействия социального
и биологического”. Воспитание не может
изменить унаследованных физических данных,
врожденный тип нервной деятельности,
изменить состояние географической,
социальной, домашней или других сред.
Но оно может оказать формирующее
влияние на развитие путем специальной
тренировки и упражнений (спортивные
достижения, укрепление здоровья, совершенствование
процессов возбуждения и
Только под влиянием научно обоснованного воспитания и создании соответствующих условий, учете особенностей нервной системы ребенка, обеспечении развития всех его органов, учете его потенциальных возможностей и включении в соответствующие виды деятельности индивидуальные природные задатки могут перерасти в способности.
Информация о работе Воспитательный потенциал школьного географического образования