Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:15, реферат
Цель работы: рассказать ребятам, что такое вулканы и какой вред могут причинить
Задачи:
Узнать, что такое вулкан, изучить его строение и рассмотреть виды вулканов.
Помочь учащимся понять, почему вулканы – это грозное явление природы.
Познакомить учащихся с интересной профессией вулканолога.
Введение 4
Глава 1 – Вулканы 5
Глава 2 – Грозное явление природы 6
Глава 3 – Профессия вулканолога 7
Заключение 8
Список литературы 9
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №10»
Вулканы
Работу выполнил ученик 2 Б класса
Н. Е. Бурдасов
Пермь, 2013
Большая часть поверхности нашей планеты покрыта водой. Наблюдателям из космоса Земля, не закрытая облаками, видится голубой. Её правильнее было бы назвать не планета Земля, а планета Океан. Над поверхностью океана возвышаются острова — небольшие участки суши, со всех сторон окружённые водой. Самые крупные из них - Гренландия, Новая Гвинея, Калимантан, Мадагаскар. Кроме островов над океанами поднимаются крупные массивы суши — материки. Их шесть — Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия. Также на планете Земля существует множество различных географических образований, таких как горы, нагорья, гейзеры… Одними из них являются огненные столпы – вулканы.
Буквально год назад произошло очень сильное извержение вулкана в Ирландии. По всем новостям показывали раскаленную лаву, стекающую с горы, черный дым в небе и горы пепла. Летом я был в гостях у своего деда, у которого увидел интересную колбочку с непонятной для меня пылью. К моему удивлению, это был пепел того самого вулкана из Ирландии!! С разрешения дедушки я вскрыл банку и потрогал его. Эта серая масса оказалась приятной на ощупь с резким запахом гари. Незабываемые ощущения, ребята.
Но вот снова наступил учебный год. Новые уроки, друзья. Как и в прошлом году, мне задали написать научную работу на интересующую меня тему. Тут - то я и вспомнил про дедушкину банку с «пылью», которая заинтересовала меня еще летом. И вот я задался вопросами, из чего же состоит вулкан, какие они бывают и почему они очень опасны?
Цель работы: рассказать ребятам, что такое вулканы и какой вред могут причинить
Задачи:
Вулкан — это конусообразная гора с отверстием (кратером) на вершине, из которого, если вулкан действующий, извергаются потоки расплавленных пород, лавы, , ядовитых газов. Из жерла, соединяющего поверхность нашей планеты с глубокими ее недрами, с огромной скоростью и грохотом вылетают многотонные камни — вулканические бомбы.
Слово «вулкан» происходит от имени бога огня и кузнечного дела Вулкана из древнеримских мифов.
Строение вулкана:
Виды вулканов:
Грозным явлением природы можно назвать извержение вулкана. Извержение вулкана— процесс выброса вулканом на земную поверхность раскалённых обломков, пепла, излияние магмы, которая, излившись на поверхность, становится лавой. Извержение вулкана может иметь временной период от нескольких часов до многих лет. Извержение вулканов – очень грозное, опасное для людей природное явление. Самым известным извержением в нашей стране было извержение в 1956 г. 30 марта на полуострове Камчатка вулкана Безымянный. Сильный взрыв вулкана Безымянный на полуострове Камчатка в значительной мере прошел незамеченным, так как не было погибших. Однако по интенсивности он стоит в одном ряду с “пелейскими” извержениями.
30 марта в 17 час. 10 мин. чудовищной силы взрыв расколол вершину покрытого снегом Безымянного, который до этого поднимался на высоту 3048 м над уровнем моря. В считанные секунды от вулкана как отрубили 183 м вершины, и из кратера на высоту 30–40 км поднялась вулканическая пыль.
Вулканолог Г.О. Горшков, находившийся неподалеку в поселке Ключи, так описал эту сцену: “Туча сильно клубилась и быстро меняла свои очертания... Она казалась очень плотной и почти осязаемо тяжелой. Вместе с тучей возник и усиливался грохот грома, сопровождаемый непрекращающимися вспышками молний. Около 17 час. 40 мин., когда туча уже прошла зенит, начал выпадать пепел... и к 18 час. 20 мин. стало так темно, что невозможно было рассмотреть собственную руку, даже если поднести ее к самому лицу. Люди, возвращавшиеся с работы, бродили вокруг деревни в поисках своих домов. Раскаты грома грохотали с оглушающей силой, не прекращаясь. Воздух был насыщен электричеством, самопроизвольно звонили телефоны, перегорали громкоговорители в радиосети... Чувствовался сильный запах серы”.
Горячий слой пепла, покрывший площадь 482 км2, растопил снег и образовал в долине реки Сухая Хапица и долинах, расположенных на склонах прилегающих вулканов, стремительные грязевые потоки. Эти потоки смывали огромные, весившие сотни тонн валуны и несли их через долину, сметая все на своем пути. Деревья были вырваны с корнем или сожжены. Через 3 недели после извержения Г.О. Горшков обнаружил тысячи струек фумарольных газов, поднимающихся с поверхности 30-метрового слоя пепла на площади 47 км2.
Вулканолог – это специалист, который изучает процессы образования вулканов, их строение и состав продуктов извержения. Цель вулканолога заключается в разработке методов предсказания извержений и защите людей от извержений. Эта профессия связана с риском и огромной ответственностью.
Вулканология в России получила развитие только в годы Советской власти. Зародыши русской вулканологии можно видеть в описаниях вулканов почти у всех путешественников и исследователей Камчатки, начиная с С. Крашенинникова (1755 г.), затем А. Эрмана (1836), К. Дитмара (1901) и особенно К.И. Богдановича (1904). Изучение геологии и вулканов продолжали ученики К.И. Богдановича - С.А. Конради, Е.В. Круг и Н.Г. Келль.
Вулканы – очень опасные географические образования. Люди ещё не могут противостоять их разрушительным извержениям, но уже разработаны пути, с помощью которых можно сократить разрушительные последствия извержений. С помощью искусственных взрывов путь лаве открывается в наиболее безопасном направление. Однако этот путь требует многолетних специальных наблюдений, “прослушивания” вулкана в нескольких местах. Такие прослушивания регистрируют постепенные приближения к поверхности очага жидкой лавы.
1) Заварицкий A. H., «Hачало русской вулканологии»
2) Mакдоналд Г., «Вулканы»
3) Горшков Г. C., Hабоко C. И., «Pазвитие русской вулканологии»