Японское море

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 07:12, реферат

Описание работы

Крайнее южное из советских дальневосточных морей — Японское — лежит между материком Азии и полуостровом Корея, островами Сахалин и Японскими, отделяющими его от других тихоокеанских морей и самого океана. В Японском море преобладают естественные рубежи, но в отдельных районах оно ограничено условными линиями (рис. 1). На севере граница между Японским и Охотским морями проходит по линии м. Сущева — м. Тык на Сахалине. В проливе Лаперуза границей служит линия м. Крильон — м. Соя. В Сангарском проливе граница идет по линии м. Сирия — м. Эсан, а в Корейском проливе по линии м. Номо (о. Кюсю) — м. Фукаэ (о. Гото) — о. Чечжудо — Корейский полуостров. В этих границах море заключено между параллелями 51°45′ и 34°26′ с. ш. и меридианами 127°20′ и 142°15′ в. д. Для конфигурации Японского моря характерна большая протяженность по меридиану, расширение в центральной и южной частях и суженность на севере.

Содержание работы

1. Особенности географического положения и общая конфигурация береговой линии.
2. Происхождение котловины моря, глубина и рельеф дна.
3. Генетические типы берегов.
4. Климатические особенности: атмосферное давление зимой и летом, повторяемость циклонов и антициклонов, ветры, температуры воздуха в феврале и августе, ледовый режим, осадки.
5. Сток рек и его влияние на природу моря
6. Морские течения.
7. Характеристика водных масс (колебания уровня моря, температура, горизонтальная и вертикальная циркуляция вод, соленость.
8. Биологические особенности морей. Фауна и её промысловое значение.
9. Транспортное и экономическое значения морей, условия судоходства и использования природных ресурсов.
10. Охрана природы. Эколого-географические проблемы и пути их решения.
11. Приложения
12. Список литературы и Internet-источники

Файлы: 1 файл

Японское море.doc

— 379.50 Кб (Скачать файл)

В  центральной  и  южной  частях  моря  температура  довольно  плавно  понижается  с глубиной  и  на  горизонте 200  м  равна  примерно 6°,  отсюда  она  понижается  несколько круче  и  на  горизонтах 250—260  м  достигает  величин 1,5—2,0°,  далее  ее  понижение происходит медленно и на  горизонтах 750—1500 м, в некоторых районах на  горизонтах 1000—1500  м,  она  достигает  минимума,  равного 0,04—0,14°,  отсюда  температура повышается  ко  дну до  величин 0,28—0,26°,  а иногда  и до 0,33°.  Образование промежуточного  слоя минимальных величин температуры предположительно связывают с погружением охлажденных в суровые зимы вод северо-западной части моря. Этот слой довольно устойчив и наблюдается круглый год.

Средняя  соленость  Японского  моря,  равная  примерно 34,09‰,  несколько  ниже аналогичной  величины в Мировом океане, что  связано с изоляцией глубинных  вод моря от Тихого океана. Под влиянием поверхностного водообмена с сопредельными морями и Тихим  океаном,  осадков,  льдообразования  и  таяния  льда,  притока  материковых  вод  и других факторов складываются определенные черты распределения солености по сезонам в различных районах моря.

Зимой наибольшая соленость поверхностного слоя (примерно 34,5‰) наблюдается на юге,  что объясняется преобладанием здесь испарения  над  осадками (см.  рис. 2,  б). Наименьшая соленость на поверхности (около 33,8‰) отмечается вдоль юго-восточных и юго-западных берегов моря, где некоторое опреснение вызвано обильными осадками. На большей части моря соленость изменяется от 34,08 до 34,10‰. В весеннее время на севере и северо-западе опреснение поверхностных вод вызвано таянием льда, а в других районах оно связано с увеличением  осадков.  Сравнительно  высокой (34,60—34,70‰)  соленость остается на юге, где в это время усиливается приток более соленых вод через Корейский пролив. [1, c 139]

Летом  средняя  соленость на поверхности изменяется  от 31,5‰ на  севере Татарского пролива до 34,5‰ у берегов о.  Хонсю,  где в это время испарение преобладает над осадками.  В центральных и южных районах моря  осадки  значительно превышают испарение,  что вызывает  здесь опреснение  поверхностных вод.  К осени количество осадков  уменьшается,  море  начинает  охлаждаться,  в  связи с этим  соленость на поверхности  увеличивается.  С  течением  времени  наступает  зимнее  распределение солености.

Вертикальный  ход солености характеризуется  в общем сравнительно небольшими, но разными от сезона к сезону и от места к месту изменениями ее величин по глубине. Зимой на большей части моря наблюдается однородная соленость от поверхности до дна, равная примерно 34,08—34,10‰ (см.  рис. 2,  б).  Только  в прибрежных  водах прослеживается слабо  выраженный  минимум  солености  в  поверхностных  горизонтах,  ниже  которого соленость несколько повышается и далее остается практически одинаковой до дна. В это время года изменение солености по вертикали на большей части моря не превышает 0,6—0,7‰, а в его центральной части не достигает 0,1‰.

Весеннее  и  дальнейшее  опреснение  поверхностных  вод  начинает  формировать основные  черты  летнего  распределения  солености  по  вертикали.  Летом  минимальная соленость отмечается на поверхности в результате  заметного опреснения поверхностных вод. В подповерхностных  слоях  соленость  увеличивается  с  глубиной, причем  создаются заметные вертикальные градиенты солености, равные примерно 0,03‰ на севере и на юге и около 0,01‰ в центральной части моря. Максимум солености в это время встречается на горизонтах 50—100  м  в  северных  и  южных  районах  и  на  горизонтах 500—1500  м  в южных. Ниже упомянутых слоев соленость несколько уменьшается и почти не изменяется до  дна,  оставаясь  в  пределах 33,93—34,13‰.  Летом соленость глубинных  вод  на 0,1‰ ниже,  чем  зимой. Увеличением  поверхностной  солености  осенью  начинается  переход  к зимнему распределению солености по вертикали. [1, c 139]

Глава 8. Биологические особенности морей. Фауна и её промысловое значение.

Подводный мир  северных и южных районов Японского  моря сильно отличается. В холодных северных и северо-западных районах  сформировалась флора и фауна  умеренных широт, а в южной  части моря, к югу от Владивостока, преобладает тепловодный фаунистический комплекс. У берегов Дальнего Востока происходит смешение тепловодной и умеренной фауны. Здесь можно встретить осьминогов и кальмаров — типичных представителей тёплых морей. В то же время вертикальные стены, поросшие актиниями, сады из бурых водорослей — ламинарий, — все это напоминает пейзажи Белого и Баренцева моря. В Японском море огромное изобилие морских звёзд и морских ежей, различной окраски и разных размеров, встречаются офиуры, креветки, небольшие крабы (камчатские крабы здесь встречаются только в мае, а затем они уходят дальше в море). На скалах и камнях живут ярко-красные асцидии. Из моллюсков наиболее распространены гребешки. Из рыб часто встречаются морские собачки, морские ерши.

Для Японского  моря характерно высокое развитие двух отраслей народного хозяйства: рыбного  с большим разнообразием объектов промысла и морского  транспорта  с  развитой  сетью  перевозок.  В  рыбном  хозяйстве  сочетается  лов рыбы (сардина,  скумбрия,  сайра и  другие  виды) и  добыча нерыбных  объектов (морские моллюски —  мидии,  гребешки,  кальмары;  водоросли —  ламинария,  морская  капуста, анфельция). [1, c 144]

В тесном систематическом  родстве с трепангом стоят  морские звезды и ежи. На песчаных участках дна, часто зарывшись, обитают  плоские ежи. Их панцирь как бы покрыт темно-фиолетовым фетром. Очень колючи круглые ежи, массовые представители прибрежной фауны Приморья. Икра морских ежей очень популярна в Азии. На побережье в настоящее время существует значительный промысел, ориентированный на Японию.

Морские звезды - массовые обитатели в самых различных  подводных сообществах. Скелетные  пластинки звезд состоят из карбоната  кальция и формируют их необычный  внешний вид. Эти удивительные животные восхищали античных художников. В  Японском море много видов звезд. Амурская звезда в размахе лучей достигает 32 см. В поисках пищи она ползает со скоростью 10 см в секунду. Этот хищник питается еще более медлительными, а то и вовсе прикрепленными моллюсками. Всеядна другая не менее распространенная звезда - патирия. Она в больших количествах обнаруживается после штормов вдоль береговой полосы.

Из животных, чья взрослая жизнь проходит в  прикрепленном состоянии, Наиболее известны устрицы и мидии. На небольшой  глубине часто встречаются тихоокеанские  мидии, будучи биофильтраторами, они вносят большой вклад в очищение прибрежных вод.

В более глубоких местах можно встретить самых  больших в мире мидий, достигающих  длины 20 см. Возраст таких особей может достигать 100 лет. Мясо мидий  вкусное и полезное, однако в некоторых местах в какое-то время эти моллюски могут накапливать вредные вещества и микроорганизмы в опасных для человека дозах.

Самым перспективным  объектом промысла и разведения в  Японском море является приморский гребешок. Он передвигается за счет выбрасывания воды при резком захлопывании створок.

Самыми известными и популярными из съедобных моллюсков  являются, конечно, устрицы. На Дальнем  Востоке России, в Корее, Китае  и Японии обитает гигантская или  тихоокеанская устрица.

Главное морское  богатство края, конечно, рыба. Помимо ценных лососевых рыб - горбуши, кеты, симы, живущих в море, но нерестующих в пресных водах, основу уловов в настоящее время составляют минтай. Несколько лет назад ловилось много иваси.

Минтай - самая  многочисленная тресковая рыба в  Тихом океане. В залив Петра Великого она приходит лишь зимой и в начале весны для нереста и нагула. Мировой улов минтая составляет 4 миллиона тонн, причем половина улова приходится на Россию.

Дальневосточная сардина иваси находилась совсем недавно на втором месте по уловам промыслового флота Дальнего Востока. Ежегодная добыча иваси составляла 600 тысяч тонн.

Ценнейшая промысловая  и очень популярная среди русского населения рыба - сельдь. Это типично  стайная рыба открытых морей. Тихоокеанская  сельдь интенсивно нагуливается у берегов, питаясь мелкими планктонными организмами. Жирность ее может достигать 18-25%. Численность сельди также сильно колеблется. Она откладывает икру на камни, травы и водоросли. 

Среди обитателей Японского моря существуют многие очень необычные и в тоже время промысловые животные. К ним принадлежат осьминоги и кальмары. Один из самых больших в мире - гигантский осьминог.

    Очень  известен камчатский краб. Размах  его ног может достигать 150 см. Он распространён от Корейского  полуострова до Берингова пролива и вдоль американского побережья на глубинах до 270 м. Основной промысел краба сосредоточен у берегов Западной Камчатки, где в отдельные годы добывалось почти 8 миллионов особей. Многолетняя эксплуатация краба в разных местах достигла максимального уровня. Недавно запрет на вылов этого вида ракообразных в северо-западной части Японского моря снят и рыбаки Приморья добывали в год около 1,8 тысяч тон краба. Следует учесть, что вес этого великана составляет 7 кг. В пищу идёт лишь содержимое ног. В последние годы из хитинового панциря получают ценное вещество - хитозан. Выварочная вода, остающаяся после приготовления консервов может использоваться на приготовление различных ароматических добавок.

 Что касается  агрессивных и ядовитых животных, то в Приморье их не очень много. Опасные виды акул в прибрежной зоне встречаются крайне редко. Случаи нападения на людей не известны. Единственной серьёзной опасностью для купающихся у берегов Приморья может быть только медуза-крестовик. [6]

Глава 9. Транспортное и экономическое значения морей, условия судоходства и использования природных ресурсов.

На  берегу  Японского  моря,  во  Владивостоке,  заканчивается  транссибирская магистраль.  Здесь  находится  наиболее  значительный  перевалочный  транспортный  узел, где происходит  грузообмен между железнодорожным и морским  транспортом. Далее по Японскому  морю  грузы  следуют  на  морских  судах  в  разные  зарубежные  и  советские порты,  равно  как  они  поступают  из  других  портов  в  порты Японского моря: Советская Гавань, Находка, Ванино, Александровск-на-Сахалине, Холмск. Эти порты обеспечивают морские  перевозки  не  только  по Японскому  морю,  но  и  за  его  пределами. В  последнее время порты Ванино и Холмск на Сахалине связаны морской паромной переправой, что еще более усилило транспортную роль Японского моря. [1, c 145]

Порт Нахо́дка — российский морской порт федерального значения в заливе Находка и на северо-западном побережье Японского моря. Входит в крупнейший портово-транспортный узел России на Тихом океане «Восточный-Находка. Грузооборот в 2010 году составил 15,32 млн тонн.

Включает морские  универсальные и нефтяные терминалы  в заливе Находка, а также рыбные терминалы в бухтах Андреева, Подъяпольского, Южно-Морская, Гайдамак, Преображения, Моряк-Рыболов, Назимова, Пяти Охотников, Соколовская, а также в устье реки Опричнинка. Номенклатура грузов: уголь, нефтепродукты, контейнеры, металл, металлолом, рефгрузы.

Порт Ванино — крупнейший транспортный узел Хабаровского края. Он расположен на северо-западном берегу бухты Ванина в Татарском проливе и на Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Навигация в порту открыта круглый год. В зимний период, когда акватория бухты покрыта льдом (с января по март), проводка судов осуществляется с помощью ледоколов.

В торговом порту  имеется 22 грузовых причала и пирса  общей протяжённостью более 3 км. Они  входят в состав четырёх перегрузочных  комплексов и нефтеналивного терминала.

Ванинский порт — транспортный узел, связывающий  воедино железнодорожный, морской и автомобильный пути сообщения. Через Ванино поставляются грузы в северо-восточные регионы России, Японию, Южную Корею, Китай, Австралию, США и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Выгодное географическое расположение порта открывает ближайший выход к морю грузам, идущим с запада по Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожным магистралям.

Холмский морской  торговый порт расположен на западном побережье южной части острова  Сахалин, в вершине незамерзающего залива Невельского.

Акватория порта Северным и Южным молами и прямой линией, соединяющей их конечности, делится на внутреннюю акваторию, на которой расположена гавань торгового порта, и внешний рейд.

Порт открыт для навигации круглый год  и доступен для любых среднетоннажных  судов дедвейтом до 7000 тонн. Ширина входного фарватера 140 м., глубина на входе в гавань 11 — 12 м. Лоцманская проводка судов на акватории порта является обязательной.

Круглогодичная  навигация, наличие паромно-железнодорожного сообщения с материком, обеспечивает порту первостепенное значение в осуществлении транспортных связей островной области с другими регионами России.

Глава 10. Охрана природы. Эколого-географические проблемы и пути их решения.

Вследствие интенсивной хозяйственной деятельности на берегах и в самом бассейне море испытывает значительную антропогенную нагрузку, которая выражается главным образом в загрязнении вод, а порой проявляется в нерациональном рыболовстве и добыче некоторых морепродуктов.

По имеющимся  данным, в 1996 г. в Японское море было сброшено всего 1 82 млн м3 сточных  вод, из которых 148 млн м3 требуют  очистки. Со сточными водами в море поступили загрязняющие вещества: нитраты, нефтепродукты, железо, синтетические поверхностно-активные вещества, фенолы.

Основные источники  загрязнения - промышленные предприятия, коммунальное хозяйство, порты, суда, электростанции и т. п. Загрязняющие вещества попадают в море непосредственно с берега со сточными водами и приносятся реками. В связи с этим наиболее загрязнены прибрежные воды возле крупных городов и портов, в районах развитого сельского хозяйства и в приустьевых зонах. Так, залив Петра Великого загрязняют стоки Владивостока, а также реки Артемовка, Партизанка, Раздольная. Сброшенные в море воды приносят с собой значительное количество загрязняющих веществ (нефтепродукты, нитраты, железо и др.), предельно допустимые концентрации которых были превышены в 2 – 3 раза, а в отдельных районах, например, в бухте Золотой Рог, в значительно больших размерах. Воды этого залива обычно квалифицируют как грязные, а в некоторых районах даже как очень грязные.

Информация о работе Японское море