Агрессивность в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей агрессивности в младшем школьном возрасте.
Задачи исследования:
Проанализировать имеющиеся научные данные относительно личностных особенностей агрессивного поведения младших школьников;
Изучить теоретические концепции формирования агрессивности у детей
Рассмотреть возрастные особенности и новообразования, влияющие на возникновение агрессивного поведения в младшем школьном возрасте.
Выявить и проанализировать взаимосвязь психологических особенностей тревожности с агрессивностью в младшем школьном возрасте;
Изучить роль социально-психологических факторов в развитии агрессивности личности по данным отечественной и зарубежной литературы;
Объект исследования: агрессия

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Проблема агрессивного поведения, в работах зарубежных и отечественных ученных.
Проблема агрессивного поведения ребенка на ранних этапах онтогенеза в возрастной и педагогической психологии.
Основные возрастные новообразования и факторы, влияющие на возникновение агрессивного поведения в младшем школьном возрасте.
Агрессивное поведение как психолого-педагогический и медико-социальный феномен.
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Концепции различных теорий формирования агрессивности.
2.2 Возрастные факторы формирования агрессивности.
2.3 Методы изучения агрессивного поведения младших школьников.
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Файлы: 1 файл

дипломная...doc

— 347.00 Кб (Скачать файл)

Однако многие исследователи полагают, что связь между наследственными биологическими особенностями индивида и склонностью к агрессивному поведению опосредствуется констелляцией ряда самостоятельных, имеющих собственные генетические предпосылки и биологические механизмы черт темперамента. Еще одной важной индивидуально-психологической характеристикой, связанной с агрессией, является импульсивность. (В биологических исследованиях широко используется дихотомия «импульсивная ух спланированная агрессия».) Согласно данным близнецового исследования А.Д. Серожинского с коллегами, импульсивность коррелирует с различными видами агрессии, измеряемыми соответствующими субшкалами. Наибольшие фенотипические корреляции обнаружены между импульсивностью и таким измерением агрессивности, как раздражительность. Кроме того, импульсивность и раздражительность, как оказалось, в большей степени связаны с действием одних и тех же генетических и средовых эффектов, чем импульсивность и другие аспекты агрессии .

К внешним проявлениям агрессии имеют различные биологические процессы и нейроструктуры. Половые гормоны, и особенно тестостерон, в какой-то степени, действительно, «замешаны» в преступлениях, связанных с применением насилия. Не исключено, что существуют некие биологически детерминированные личностные характеристики или диспозиции (например, потребность в повышенном уровне эмоциональной стимуляции, стремление к доминированию), которые и создают видимость существования тесной взаимосвязи между гормонами и агрессией или склонности к криминальному поведению как черты фамильного сходства. Хотя в свое время возможность существования связи между половыми хромосомами и агрессивным поведением была предметом бурных дискуссий, обзор литературы показывает, что если такая связь и существует, то она весьма слаба. Гораздо вероятней, что любая ассоциация между половыми хромосомами и агрессивным поведением при ближайшем рассмотрении может оказаться следствием недостаточного интеллектуального развития, которые нередко сопутствуют аномалиям половых хромосом.

Хромосомные аномалии — изменения числа хромосом или их структуры — вызывают обычно целый комплекс нарушений в строении и функциях различных органов, а также поведенческие и психические расстройства. Среди последних нередко обнаруживается ряд типичных особенностей, таких как умственная отсталость той или иной степени, аутистические черты, неразвитость навыков социального взаимодействия, невнимательность, а также повышенная агрессивность. Каково место повышенной агрессивности в структуре некоторых синдромов, показано в таблице.

Агрессивность в структуре различных синдромов, вызванных хромосомными аномалиями представлена в таблице 2.

 

Таблица 2 Зависимость аномалий хромосом и проявлений агрессивности

СИНДРОМ

ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ

Увеличение числа У-хромосом (типичный кариотип – ХУУ)

Некоторые авторы отмечают пассивно-агрессивное поведение, другие считают лиц с данным синдромом спокойными и законопослушными.

Высокий рост, IQ сдвинут к более низким значениям (в среднем 80-88), повышена частота антисоциального поведения.

Варианты синдрома Клайнфельтера. Увеличение числа Х-хромосом

Повышенной агрессивности не наблюдается.

Степень умственной отсталости пропорциональна числу Х-хромосом, часты различные психические аномалии

Синдром кольевой Х-хромосомы

Гетеро – и аутоагрессивное поведение не коррелирует со снижением интеллекта

Умственная отсталость, импульсивность, невнимательность, аутистические черты

Синдром «кошачьего плача» в хромосоме 5р

Наблюдается агрессивное поведение, причем агрессивность коррелирует со снижением интеллекта

Приступы плохого настроения, самоповреждающее поведение, стереотипии и аутистические черты

Микроделеция в хромосоме 8

Наблюдается повышенная агрессивность

Гиперактивность, показатели интеллекта хотя и невысокие, находятся в нормативном коридоре значений

Синдром Смита- Маджениса (выпадение участка хромосомы 17)

Агрессивность и другие серьезные поведенческие проблемы встречаются в 60 – 80 % случаев

Умственная отсталость (10 в среднем составляет 40-54), приступы плохого настроения, импульсивность, невнимательность


 

Таким образом, увеличение У хромосомы способствует на генетическом уровне предпосылкой к формированию агрессивности как черты личности. Существует зависимость уровня агрессии от длины У-хромосомы. Чаще всего это связано с тем, что они имеют рост значительно выше среднего и поэтому их считают более социально опасными. Лица с ХУУ- хромосомами показывают значительно более низкие результаты умственного развития, чем люди с ХУ-хромосомами и существует мнение о том, что это способствует более легкому привлечению лиц с данным набором хромосом к уголовной ответственности.

Хотя некоторые факты довольно убедительно подтверждают существование связи между склонностью к агрессии и набором половых хромосом существует сравнительно мало данных, свидетельствующих о том, что половые хромосомы играют решающую роль в формировании агрессивного поведения. Выявленная исследованиями связь некоторых хромосомных аномалий с агрессивным поведением является отражением скорее недостаточного умственного развития, нежели врожденной склонности к совершению преступлений с применением насилия.

 

ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

2.1 Концепции различных  теорий формирования агрессивности

 

Самым ранним теоретическим положением об агрессии, является то, согласно которому данное поведение по своей природе преимущественно инстинктивное.

АГРЕССИЯ КАК ИНСТИНКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ психоаналитический подход: врожденное стремление к смерти и разрушению.

В своих ранних работах Фрейд утверждал, что все человеческое поведение проистекает, прямо или косвенно, из эроса, инстинкта жизни, чья энергия направлена на упрочение, сохранение и воспроизведение жизни. Здесь агрессия рассматривалась просто как реакция на блокирование или разрушение либидозных импульсов. Агрессия как таковая не трактовалась ни как неотъемлемая, ни как постоянная и неизбежная часть жизни.

После первой мировой войны, Фрейд постепенно пришел к более мрачному убеждению о существовании второго основного инстинкта, танатоса — влечения к смерти, чья энергия направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этого инстинкта с эросом и что между ними существует постоянное напряжение. Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других. Утверждение о том, что агрессия берёт начало из врожденных, инстинктивных сил, в целом находило поддержку даже среди критиков .

Агрессия как инстинктивное поведение: взгляд на проблему с позиций эволюционного подхода.

Существуют три взгляда с позиций эволюционного подхода на человеческое агрессивное поведение. Три подхода сходятся в признании того, что предрасположенность человека к агрессии является следствием влияния естественного отбора.

Например, согласно А. Адлеру, агрессивность является неотъемлемым качеством сознания, организующим его деятельность. Агрессия понимается в более широком контексте напряжения противостоящих начал: жизни и смерти, субъекта и объекта, тезиса и антитезиса, любви и войны. Универсальным свойством живой материи является соревновательность, борьба за первенство, стремление к превосходству. Агрессивное или, выражаясь словами А. Адлера, "агонизирующее" сознание порождает различные формы агрессивного поведения от открытого до символического, каким, например, является хвастовство, цель которого состоит в символической реализации собственного могущества и превосходства. Это связано с тем, что агрессивный инстинкт включает в себя женский нарцисстический компонент. Агрессивность, вплетаясь в контекст культуры, приобретает и другие символические формы (ритуалы, обряды), а также иные виды социальной активности.

Другой представитель психоанализа Э. Фромм рассматривал два совершенно разных вида агрессии. Это оборонительная, "доброкачественная" агрессия, которая служит делу выживания человека; она имеет биологические корни и затухает как только исчезает опасность или угроза жизни. Другой вид представляет "злокачественная" агрессия – это деструктивность и жестокость, которые свойственны только человеку и определяются различными психологическими и социальными факторами.

Этологический подход. Лоренц, лауреат Нобелевской премии, выдающийся этолог, придерживался эволюционного подхода к агрессии, демонстрируя неожиданное сходство с позицией Фрейда.

Согласно Лоренцу, агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Он предполагал, что этот инстинкт развился в ходе длительной эволюции, и имеет своим источником инстинкт борьбы. Он считал, что агрессивная энергия генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Другими словами, чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для того, чтобы агрессия «выплеснулась» вовне.

С ее помощью можно объяснить тот факт, что у людей, в отличие от большинства других живых существ, широко распространено насилие в отношении представителей своего собственного вида. Согласно Лоренцу, кроме врожденного инстинкта борьбы, все живые существа наделены возможностью подавлять свои стремления; Таким образом, опасные хищники, например, львы и тигры, которых природа щедро снабдила всем необходимым для успешного умерщвления других живых существ (проворством, огромными когтями и зубами), имеют очень сильное сдерживающее начало, препятствующее нападению на представителей собственного вида, в то время как менее опасные существа — люди — обладают гораздо более слабым сдерживающим началом. Он полагал, что участие в различных действиях, не связанных с причинением ущерба, может предотвратить накопление агрессивной энергии до опасных уровней и таким образом снизить вероятность вспышек насилия. Лоренц утверждал также, что любовь и дружеские отношения могут оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявление.

Охотничья гипотеза. Ардри, сценарист из Голливуда, «археолог-любитель», написал несколько книг, благодаря которым многие люди познакомились с популярной версией эволюционной теории. Ардри утверждает, что в результате естественного отбора появился новый вид — охотники: «Мы нападали, чтобы не голодать. Мы пренебрегали опасностями, иначе перестали бы существовать. Мы адаптировались к охоте анатомически и физиологически». Эта охотничья «природа» и составляет основу человеческой агрессивности.

Еще два изобретения, имеющие своим началом человеческую потребность «убивать, чтобы жить», делают возможным участие в социальном насилии и войнах. Во-первых, чтобы успешно охотиться группами, люди придумали для общения язык, содержащий такие понятия, как «друг» и «враг», «мы» и «они», служащие для оправдания агрессивных действий против других. Во-вторых, появление оружия, поражающего на расстоянии, такого как лук и стрелы (вместо дубинок и камней), привело к тому, что люди стали более удачливыми «вооруженными хищниками». Итак, Ардри уверяет, что именно охотничий инстинкт как результат естественного отбора в сочетании с развитием мозга и появлением оружия, поражающего на расстоянии, сформировал человека как существо, которое активно нападает на представителей своего же вида.

Социобиологический подход. Социобиологи доказывают, что индивидуумы, скорее всего будут содействовать выживанию тех, у кого имеются схожие гены (то есть родственников), проявляя альтруизм и самопожертвование, и будут вести себя агрессивно по отношению к тем, кто от них отличается или не состоит в родстве, то есть у кого наименее вероятно наличие общих генов. Они будут пользоваться любой возможностью, чтобы навредить им и, возможно, ограничить возможности последних иметь потомство от членов собственного клана.

Очевидно, успешная репродукция более вероятна, если у индивидуума имеется достаточное количество пищи и партнеров, с которыми можно производить потомство. Чья-либо генетическая пригодность не будет повышаться, если агрессивная конкуренция приведет к гибели его рода.

Критика эволюционных подходов. Не обнаружено генов, напрямую связанных с агрессивным поведением. Аналогичным образом не нашли подтверждения представления Лоренца об агрессивной энергии. Критике подвергается и опыт обобщения наблюдений за теми живыми существами, чей мозг устроен более примитивно и на которых менее, чем на людей, влияет общественный и культурный контроль.

АГРЕССИЯ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ПОБУЖДЕНИЯ: МОТИВАЦИЯ ПРИЧИНЕНИЯ УЩЕРБА ИЛИ ВРЕДА ДРУГИМ

Более распространенным является предположение, согласно которому агрессия берет начало от побуждения, определяемого как «неинстинктивная мотивационная сила, являющаяся результатом лишения организма каких-либо существенных вещей или условий, и возрастающая по мере усиления такого рода депривации». В случае агрессии побуждения рассматриваются как производные от аверсивной (от англ. aversion — отвращение, антипатия)стимуляции и их напряжение снижается благодаря агрессивным действиям.

Агрессивное побуждение: фрустрация и агрессия

В основе теории агрессии, сформулированной Доллардом и другими лежат два положения. Они известны как теория фрустрации — агрессии.

Информация о работе Агрессивность в младшем школьном возрасте