Активизации речи у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 12:06, реферат

Описание работы

Детский сад – первое звено в системе народного образования. Расширяя кругозор детей, формируя их поведение, волю, характер, педагог воздействует на ребенка посредством слова. Сообщение детям новых знаний в процессе ознакомления с окружающей жизнью, выяснение степени понимания и запоминания этих сведений детьми, показ действий с игрушками, предметами, учебными пособиями, орудиями труда – все это требует специальных, прочно выработанных навыков речи воспитателя: точности использования языковых средств, выразительности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты активизации речи детей в психолого–педагогической литературе 7
1.1 Активизация речи детей как психолого–педагогическая проблема .

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Активизация речи у детей дошкольного возраста.docx

— 40.78 Кб (Скачать файл)

Разумеется, источником содержания детской речи является и речь окружающих ребенка в семье. [40, c. 12]

Осуществляя словарную работу, воспитатели придерживаются следующих принципов:

1) работа над словом  проводится при ознакомлении  детей с окружающим миром на  основе активной познавательной  деятельности;

2) формирование словаря  происходит одновременно с развитием  психических процессов и умственных  способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;

3) все задачи словарной  работы решаются в единстве  и в определенной последовательности.

4) Активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего  числа слов из пассивного словаря  в активный словарь, включение  слов в предложения, словосочетания. [9, c. 89]

Детский сад развивает все способности и наклонности, а между последними нет более существенной и важной по значению, чем способность владеть речью. Поэтому систематическое обучение речи, методическое развитие речи и языка должны лежать в основе всей системы воспитания в детском саду.

Детскому саду должно быть вменено в обязанность создать такую конкретную обстановку, среди которой речь детей смогла бы развиваться и активизироваться правильно и беспрепятственно.

Воспитатели должны стремиться к тому, чтобы дети называли предметы, их признаки, действия, состояния, соотношения, чтобы они умели описать то, что видят, умели сравнивать. [37, c. 23]

Е. И. Тихеева много внимания уделяла обогащению содержания речи. В ее трудах представлена система работы над словом. Запас детских представлений и словарь в системе Тихеевой закрепляются на занятиях без иллюстративного материала, в словарных упражнениях [37].

"Изучение языка должно  идти рука об руку с изучением  вещей. Вещь есть сущность, а слово – нечто случайное, вещь – тело, а слово – одеяние, вещь – ядро, а слово – кора. Поэтому то и другое должно предлагаться человеческому уму одновременно; однако на первом месте вещь как предмет познания и речи" (Я. – А. Коменский).

Основной деятельностью детей является игра. Самостоятельность в области языка детей ни в чем не проявляется так ярко и интенсивно, как в игре и через игру в труде. [37, c. 6]

В играх с детьми полезно создавать ситуации, стимулирующие поисковую активность в сфере словообразования. С детьми старшего дошкольного возраста можно также проводить игры и упражнения на образование названий лиц по профессии и роду деятельности. [39, c. 137]

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком. Бедность словаря мешает общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно – образовательной работой с детьми. Активизация словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основные развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.

Одним из основных механизмов овладения родным языком является подражание.

Такие исследователи, как А. И. Максакова, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, уделяли особое внимание созданию развивающей речевой среды в детском саду как фактору развития речи детей. По их мнению, дошкольным работникам должно быть вменено в обязанность создать такую обстановку, внутри которой "речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно". [24, c. 19]

Сегодня принято выделять четыре основные задачи:

Во–первых, обогащение и активизация словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющих в их лексиконе. Активизация словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).

Во-вторых, закрепление и уточнение словаря. Это задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете.

Язык воспитателя должен быть если не безукоризненным, то вполне грамотным. Недостатки языка воспитателя остро чувствуются в проведении им всей работы с детьми, особенно тогда, когда он отдает распоряжения детям, задает вопросы, беседует с ними. Происходит это потому, что над своей разговорной речью воспитатель не работает, тогда как именно она главное в работе с детьми. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами [2, c. 90].

В-третьих, активизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении – еще и мускульно–двигательный и кинестетический анализаторы.

Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. Например, дети свободно говорят строфы К. Чуковского: "Да здравствует мыло душистое!" – но редкий ребенок, нюхая розу, скажет: "Какой душистый цветок" или, трогая пушистую шапку: "какая пушистая шапка!" В первом случае он скажет, что цветок хорошо пахнет, во втором – что шапка мягкая.

Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связанной речи, в речевой практике [2, c. 85].

В-четвертых, устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.

Все рассмотренные выше задачи взаимосвязаны и решаются на практическом уровне, без употребления соответствующей терминологии. [2, c. 101]

Воспитатель должен помнить, что его речь, обращенная к детям, должна строго соответствовать педагогическим требованиям по содержанию, структуре, выразительности, темпу и силе голоса, так как она обращена к детям и, следовательно, должна их воспитывать. [40, c. 12]

В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога, выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.

К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

- качество языкового оформления  речи;

- ценностно – личностные установки педагога;

- коммуникативная компетентность;

- четкий отбор информации  для создания высказывания;

- ориентация на процесс  непосредственной коммуникации.

Культурные и методические требования к речи педагога:

- строгое соответствие  содержания речи воспитателя  возрасту детей, их развитию, запасу  представлений, с опорой на их  опыт;

- владение педагогами  методическим мастерством, знание  приемов, необходимых для оказания  соответствующего влияния на  речь детей, и умение их применять  во всех случаях общения с  дошкольниками и др.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

- Правильность – соответствие  речи языковым нормам. Педагогу  необходимо знать и выполнять  в общении с детьми основные  нормы русского языка: орфоэпические  нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования  и изменения слов.

- Точность – соответствие  смыслового содержания речи и  информации, которая лежит в ее  основе. Особое внимание педагогу  следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует  формированию у детей навыков  точности словоупотребления.

- Логичность – выражение  в смысловых связях компонентов  речи и отношений между частями  и компонентами мысли. Педагогу  следует учитывать. Что именно  в дошкольном возрасте закладываются  представления о структурных  компонентах связного высказывании, формируются навыки использования  различных способов внутритекстовой связи.

- Чистота – отсутствие  в речи элементов, чуждых литературному  языку. Устранение нелитературной  лексики – одна из задач  речевого развития детей дошкольного  возраста. Решая данную задачу, принимая  во внимание ведущий механизм  речевого развития дошкольников (подражание(, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов – паразитов, диалектных и жаргонных слов.

- Выразительность – особенность  речи, захватывающая внимание и  создающая атмосферу эмоционального  сопереживания. Выразительность речи  педагога является мощным орудием  воздействия на ребенка. Владение  педагогом различными средствами  выразительности речи (интонация, темп  речи, сила высоты голоса и  др.) способствует не только формированию  произвольности выразительности  речи ребенка, но и более полному  осознанию им содержания речи  взрослого, формированию умения  выражать свое отношение к  предмету разговора.

- Богатство – умение  использовать все языковые единицы  с целью оптимального выражения  информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте  формируются основы лексического  запаса ребенка, поэтому богатый  лексикон самого педагога способствует  не только расширению словарного  запаса ребенка, но и помогает  сформировать у него навыки  точности словоупотребления, выразительности  и образности речи.

- Уместность – употребление  в речи единиц, соответствующих  ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ. [24, c. 19]

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения: Методическое пособие для воспитателей детского сада. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 128 с.

2. Алексеева М. М.. Яшина  В. И. Методика развития речи и  обучение родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. – м: Издательский центр "Академия", 2006. – 400 с.

3. Астафьева Н. С. Оценка  деятельности воспитателя. Практический  материал в помощь старшему  воспитателю ДОУ. – М.: Восхождение, 2008. – 64 с.

4. Аншукова Е. Ю.Аналитическая деятельность старшего воспитателя/ журнал Управление ДОУ. -2004. – №3 с. 29

5. Арбекова Н. Е. развитие связанной речи у детей 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий/ Н. Е. Арбекова. – М.: Издательство ГНОМ, 2011. – 172 с.

6. Белая К. Ю. Методическая  работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с.

7. Белая К. Ю. Руководство ДОУ: Контрольно – диагностическая функция. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.

8. Белая К. Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: Подготовка к проведению. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 48 с.

9. Бородич А. М. Методика развития речи детей. Курс лекций для студентов пед. ин-тов по специальности "Дошкольная педагогика и психология". М.: "Просвещение", 2001.- 255с.

10. Бондаренко т. М. диагностика  педагогического процесса в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей  и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП  Лакоценин С. С., 2010 – 176 с.

11. Волубуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.

12. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. – М.: "Просвещение", 2001. – 336 с.

13. Виноградова Н. А. Методическая  работа в ДОУ. Эффективные формы  и методы: метод. пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. Ю. Н. Родионова. – М.: Айрис – пресс, 2008. – 192 с. – (Дошкольное воспитание и развитие)

14. Горбушина Л. А., Николаичева  А. П. Выразительное чтение и рассказывание  детям дошкольного возраста: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. – М.: "Просвещение", 2002. – 144 с.

15. Голицына Н. С. Организация  и содержание работы старшего  воспитателя ДОУ. – М.: "Издательство  Скрипторий 2003", 2008. – 104 с.

16. Голицына Н. С. Копилка  педагогических идей. Работа с  кадрами. – М,: "Издательство Скрипторий 2003", 2007. – 80 с.

17. Герасимова А. С. Уникальное  руководство по развитию речи/ анна Герасимова; под ред. Б. Ф. Сергеева. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 160 с.

18. Ельцова О. М. значение беседы в работе с дошкольниками/ Журнал "Справочник старшего воспитателя", 2008, № 2, 20 с.

19. Журова Л. Е., Н. В. Дурова Обучение дошкольников грамоте: методическое пособие.\ под ред. Н. В. Дуровой. – М.6 Школа – Пресс, 2007. – 144 с.

20. Зенченко С., Зинкевич Е. Старший воспитатель: система работы по повышению квалификации педагогов/ Журнал "Дошкольное воспитание", 2003, № 5, 50 с.

21. Котелевская А. В., Анисимова т. Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. Серия "Мир вашего ребенка". Ростов н/Д: издательство "Феникс". 2002. – 256 с.

Информация о работе Активизации речи у детей дошкольного возраста