Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 13:04, реферат
Активные методы обучения - есть ответ дидактики на потребность естественных законов усвоения знаний, открытых психологической наукой, и именно они обеспечивают утверждение системы развивающего обучения в вузе.
Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и по пути совершенствования организации и управления учебным процессом или государственной системы образования. Условием достижения серьезных положительных результатов считается активного участие в процессе активизации как преподавательского, так и управленческого звена вуза и ответственных государственных структур, то есть всех субъектов учебного процесса, и возможно более широкое использование ими различных средств и методов активизации.
Активные методы обучения.
Активные методы обучения - есть ответ дидактики на потребность естественных законов усвоения знаний, открытых психологической наукой, и именно они обеспечивают утверждение системы развивающего обучения в вузе.
Активизация обучения может
идти как посредством
Активных методов в педагогике много. Есть в преподавании каждого учебного предмета свои специфические методы, которые активизируют мышление учащихся при решении учебных задач по профилю данной дисциплины. Однако все они классифицированы и расписаны в методической литературе с позиции дидактики, т.е. в педагогическом аспекте.
Дидактические предпосылки.
К дидактическим предпосылкам
можно отнести педагогические технологии
в той или иной мере реализующие
и развивающие отдельные
Проблемное обучение развивает
подход к активизации творческой
деятельности обучающихся посредством
представления проблемно
Программированное обучение
внесло серьезный вклад в разработку
подходов к индивидуализации обучения
на основе специально построенных учебных
курсов индивидуального пользования,
получивших новый толчок к развитию
в связи с развитием
Контекстное обучение отталкивается
от положения теории деятельности,
в соответствии с которой, усвоение
социального опыта
Игровое обучение доказало
высокую эффективность
Принципы построения образовательного процесса активного типа.
Выделяют следующие принципы активного обучения, реализуемые при организации учебного процесса:
Индивидуализация - под индивидуализацией
понимается создание системы многоуровневой
подготовки специалистов, учитывающей
индивидуальные особенности обучающихся
и позволяющей избежать уравниловки
и предоставляющей каждому
Индивидуализация обучения может осуществляться по:
1. Содержанию, когда обучающийся имеет возможность корректировки направленности получаемого образования. Эту возможность слушатель получает в случае применения программ обучения по индивидуальным планам, в рамках целевой подготовки, при использовании элективных дисциплин, а также развитием деятельности научных обществ слушателей.
2. Объему учебного материала,
что позволяет способным
3. Времени усвоения, допуская
изменение в определенных
Активизация учебно-познавательной
деятельности достигается за счет повышения
уровня учебной мотивации, которое,
в свою очередь, наблюдается при
максимально возможном
Гибкость - сочетание вариативности подготовки, предусматривающей деление на специальности и специализации и еще более конкретное в соответствии с запросами заказчиков и с учетом пожеланий обучающихся. С возможностью оперативного, в процессе обучения, изменения ее направленности. Варианты подготовки должны появляться и изменяться уже в процессе обучения, учитывая изменения, происходящие на рынке труда, что позволяет снизить инерционность системы высшего образования, а обучающимся предоставляет возможность выбора профессии в широком спектре вариантов ее направленности и в соответствии с развитием профессиональных интересов. Этот принцип реализуется при работе вуза по подготовке специалистов по прямым связям, получившей название целевой подготовки по прямым договорам. При заключении договоров уточняются требования заказчика к выпускнику, корректируется направленность теоретического обучения, содержание и формы практики и т.д.
Элективность - предоставление слушателям максимально возможной самостоятельности выбора образовательных маршрутов - элективных курсов, получением на этой основе уникального набора знаний или нескольких смежных специальностей, отвечающих индивидуальным склонностям обучающихся, специфике планируемой ими будущей профессиональной деятельности или просто познавательным интересам. Этот принцип частично получил свое воплощение в современных государственных образовательных стандартах РФ.
Контекстный подход - подчинение содержания и логики изучения учебного материала, в первую очередь общеобразовательных дисциплин, исключительно интересам будущей профессиональной деятельности, в результате чего обучение приобретает осознанный, предметный, контекстный характер, способствуя усилению познавательного интереса и познавательной активности.
Развитие сотрудничества - практическим осознанием необходимости перехода на принципы доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности обучающихся и преподавательского состава вуза в деле подготовки специалиста. Реализация на практике принципов педагогики сотрудничества. Оказание обучающимся помощи в организации их учебной деятельности в сочетании с сохранением требовательности к ее результативности. Развитие уважения, доверия к обучающемуся, с предоставлением ему возможности для проявления самостоятельности, инициативы и индивидуальной ответственности за результат.
Использование методов активного
обучения в педагогической практике
- решение проблемы активизации учебной
деятельности в школах, так или
иначе, лежит в основе всех современных
педагогических теорий и технологий.
Большинство из них направлено на
преодоление таких, давно ставших
привычными и трудноразрешимыми, проблем
высшей школы, как: необходимость развития
мышления, познавательной активности,
познавательного интереса. На введение
в обучение эмоционально-личностного
контекста профессиональной деятельности.
При этом все они в качестве
средств достижения поставленных целей
используют те или иные инструменты
из числа методов активного
Принципы учебного процесса с использованием активных методов.
Учебный процесс с использованием активных методов обучения опирается на совокупность общедидактических принципов обучения и включает свои специфические принципы:
1. Принцип равновесия
между содержанием и методом
обучения с учетом
2. Принцип моделирования.
Моделью учебного процесса
3. Принцип входного контроля.
Этот принцип предусматривает
подготовку учебного процесса
согласно реальному уровню
4. Принцип соответствия
содержания и методов целям
обучения. Для эффективного достижения
учебной цели преподавателю
5. Принцип проблемности.
В этом случае требуется такая
организация занятия, когда
6. Принцип «негативного
опыта». В практической деятельности
вместе с успехом, допускаются
и ошибки, поэтому необходимо
учить человека избегать
· изучение, анализ и оценка ошибок, допущенных в конкретных ситуациях. Материалом для таких занятий могут быть критические публикации в периодической печати и реальные факты из жизни своей группы;
· обеспечение ошибки со стороны учащихся в процессе освоения знаний, умений и навыков. Учащимся предлагается для анализа ситуация или ставится проблемная задача, сформулированная таким образом, что при ее решении ученик неизбежно допускает ошибку, источником которой, как правило является отсутствие необходимого опыта. Дальнейший анализ последовательности действий ученика помогает обнаружить закономерность ошибки и разработать тактику решения задачи. Одновременно ученик убеждается в необходимости знаний по данной проблеме, что побуждает его к более глубокому изучению учебного курса.
7. Принцип «от простого к сложному». Занятие планируется и организуется с учетом нарастающей сложности учебного материала и применяемых методов в его изучении: индивидуальная работа над первоисточниками, коллективная выработка выводов и обобщений и т.д.
8. Принцип непрерывного
обновления. Одним из источников
познавательной активности
9. Принцип организации
коллективной деятельности. Ученику
часто приходиться
Решение этой задачи в процессе занятий следует осуществлять по этапам.
На первом этапе
преподаватель выявляет с
На втором путем
организации групповой работы
над конкретной ситуацией у
учащихся формируется
На третьем этапе в условиях деловой игры вырабатываются навыки совместной деятельности, анализа и решения задач, разработки проектов и т.п. При этом, организуя коллективную работу на занятиях, учитель должен формулировать задания таким образом, чтобы для каждого ученика было очевидно, что выполнение невозможно без сотрудничества и взаимодействия.
10. Принцип опережающего
обучения. Этот принцип подразумевает
овладение в условиях обучения
практическими знаниями и