Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 10:10, курсовая работа
Современные АМО – это методы, направленные на активизацию мышления обучаемых, характеризующиеся высокой степенью интерактивности, мотивации и эмоционального восприятия учебного процесса, и позволяющие:
активизировать и развивать познавательную и творческую
деятельность обучаемых;
повышать результативность учебного процесса;
формировать и оценивать профессиональные компетенции,
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
1.1 Понятие и классификация методов активного обучения…………………5
1.2 Формы организации обучения с использованием активных методов
в вузе…………………………………………………………………………….12
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ………………………………………………………………..…...22
2.1 Методика проведения активного метода обучения – дебаты…..………22
2.2 Опыт и анализ проведения активного метода обучения – дебаты……..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Цель проблемного семинара – выявить как можно больше точек зрения и расширить горизонт мышления участников.
Тематическая дискуссия – это способ обсуждения какого-либо спорного вопроса, проблемы в учебной группе. Чаще всего используются такие дискуссионные методы, как групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуации морального выбора и др.
Групповая дискуссия как прием позволяет использовать систему логически обоснованных доводов для воздействия на мнения, позицию участников учебной группы в процессе непосредственного общения. Сопоставляя противоположные мнения участников, можно увидеть проблему с разных сторон, уточнить взаимные позиции и тем самым уменьшить сопротивление восприятию новой информации, нивелировать скрытые конфликты, поскольку в процессе открытых высказываний появляется возможность устранить эмоциональную предвзятость в оценке позиции участников, выработать групповое решение или групповую поляризацию.
Разбор казусов из практики деятельности предприятий, отдельных работников предполагает анализ необычных ситуаций, «недоразумений» с точки зрения существующих экономических и нормативно-правовых положений. Анализ таких казусов, на наш взгляд, позволяет участникам учебной группы не только разобраться в особенностях сложившейся ситуации, но и разработать рекомендации по достойному выходу из нее.
Ситуация морального выбора характеризуется наличием субъективного конфликта мотивов, хотя бы один из которых соответствует моральной норме, или наличием субъективных альтернатив разрешения ситуации, которые обладают примерно равным «весом» для личности.
Групповая консультация предполагает вовлечение всего коллектива обучаемых в творческое обсуждение поставленных вопросов. Вопросы формулируются обучаемыми (или их группами).
Преподаватель помогает найти верный ответ. Групповая консультация наиболее эффективна при завершении изучения дисциплины (модуля) фундаментального характера.
Мозговая атака или мозговой штурм – это метод коллективного генерирования идей и конструктивной их проработки для решения проблемы.
При мозговой атаке происходит разделение во времени трех этапов решения проблемы:
Мозговая эстафета – метод генерирования идей, отличающийся от мозговой атаки тем, что ее участники за определенное время (5–10 минут) предлагают свои рекомендации по решению туре мозговой эстафеты каждый участник зачитывает свои предложения, а остальные выставляют им оценки, например, по пятибалльной системе. Себе оценка не выставляется. Повторять или не повторять схожие советы – решает сам участник мозговой эстафеты. Лучше повторять, так как полностью идентичных предложений практически не бывает, а самые незначительные отличия вариантов неожиданно приводят к резко отличающимся оценкам. Нередко выставляются две оценки – за саму идею и за то, как она высказана (красота, четкость, понятность формулировки). Это позволяет выбрать лучший из сложных вариантов. Записи могут быть как анонимными, что позволяет меньше бояться критики, так и с указанием автора. Руководитель мозговой эстафеты следит за тем, чтобы все предложения получили персональный номер в общей нумерации. Каждый автор совета прежде всего называет очередной номер, следующий за последним номером предыдущего оратора.
Через каждые 15–20 предложений или 5 минут работы с зачитыванием рекомендаций одними и проставлением оценок другими проводится минутный перерыв, в ходе которого участники могут задать уточняющий вопрос, сформулировать новые предложения, вытекающие из услышанного, вычеркнуть свои предложения, если такие уже поступили от других. После занятий листки собираются руководителем и обрабатываются.
Педагогические игровые упражнения – разновидность развлекательных игр (викторины, конкурсы, состязания, кроссворды, криптограммы и пр.), в которых в качестве игрового используется учебный материал.
Под презентацией обычно понимается представление заинтересованной аудитории некоторой новой или малоизвестной информации, продукции или услуги. Технология презентации в контексте применения АМО является формой представления и защиты проектного решения. Данная технология помогает овладеть навыками подачи информации, техникой публичного выступления, убеждения, умения отвечать на вопросы аудитории и выходить из затруднительных положений. Необходимые требования: соблюдение временного регламента, содержательность, наглядное представление материала (раздаточный материал, презентация PowerPoint), стиль речи.
Олимпиада или научно-практическая конференция выступают как активные методы обучения, если контролируется и гарантируется самостоятельность подготовки к ним студентов, а сама работа носит исследовательский характер.
Каждый из перечисленных видов АМО отличается определенными признаками, имеет свое назначение и рациональную область применения. Многие виды АМО в современных условиях успешно применяются на основе информационно-коммуникационных технологий. Наибольший эффект достигается при системном подходе к выбору различных методов обучения в соответствии с теми задачами, которые ставит перед собой преподаватель.
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
2.1 Методика применения активного метода обучения – дебаты.
Дебаты – это интеллектуальная игра, особая форма дискуссии, которая ведется по определенным правилам: две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить членов жюри (судей) в своей правоте и продемонстрировать опыт риторики. Дебаты могут принимать различные формы, их можно проводить как на обычном, так и на сдвоенном уроке. Дебаты способствуют расширению кругозора, развитию интеллектуальных способностей, исследовательских и организационных навыков, творческих качеств, коммуникативных умений, ораторских способностей, формированию гражданской позиции и навыков жизнедеятельности в демократическом обществе.
История дебатов. Фактически дебаты появились, когда человек впервые с чем-то не согласился и постарался отстоять свою точку зрения. Формально дебаты ведут свое начало из Древней Греции, где они были важной частью демократии. В Афинах граждане спорили о преимуществах и недостатках предлагаемых законов, ученики учились спорить, анализируя проблемы с разных точек зрения, чтобы лучше понять их. В Средние века в Европе образование включало курсы ораторского мастерства и дебатов. Студенты практиковались в защите своих идей и критике противоположных взглядов. В XVII в. дебаты велись на английском языке. В начале 1920-х гг. американские университеты начинают активно внедрять технологию дебатов в практику обучения. Во время выборов президента США в 1960 г. была показана первая серия теледебатов между Д.Кеннеди и Р.Никсоном, которая принесла дебатам популярность. В настоящее время дебаты широко распространены в школах и университетах мира. Огромный образовательный потенциал этой технологии определил интерес к ней и в нашей стране.
Основные элементы дебатов:
1. Суть дебатов: убедить нейтральную сторону (судей) в том, что аргументы одной из команд лучше, чем аргументы ее оппонентов. Хотя суть проста, стратегия и техника, с помощью которой достигается желаемый результат, могут быть сложными. 2. Тема. В дебатах тема формулируется в виде утверждения, например: «Использование генных технологий является объективной реальностью будущего человечества». 3. Утверждающая сторона. Спикеры утверждающей стороны пытаются убедить судей в правильности своей позиции, соответствующей теме. Дают четкие определения основным понятиям и направлениям доказывают значимость генных технологий для будущего (в данном конкретном примере). 4. Отрицающая сторона. Спикеры отрицающей стороны стараются доказать судьям, что позиция утверждающей стороны неверна (например, стараются доказать, что существуют другие возможности для обеспечения существования человечества, что достижения генной инженерии могут нанести непоправимый вред). 5. Аргументы. Каждая группа старается убедить судей, что правильной является именно ее позиция. Аргументы могут быть сильными или слабыми. Важно, чтобы судьи увидели, что аргументы группы хорошо продуманы и обоснованы и что они могут выдержать атаку оппонентов. 6. Поддержка и доказательства. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить судье свидетельства (цитаты, факты, статистические данные), поддерживающие их позицию. 7. Перекрестные вопросы. Большинство видов дебатов (но не все) предоставляют каждому участнику возможность отвечать на вопросы спикера-оппонента. Вопросы могут быть использованы как для разъяснения позиции, так и для выяснения потенциальных ошибок противника. Полученная в ходе перекрестных вопросов информация может быть использована в выступлениях следующих спикеров. 8. Решение судей. После того как судьи выслушивают аргументы обеих сторон, они заполняют судейский протокол, в котором фиксируют решение о том, какой команде отдано предпочтение по результатам дебатов (аргументы и способы доказательства которой были более убедительными).
Чтобы обосновать свою позицию, команда использует кейс – структурированную систему доказательств. В состав кейса входят аргументы (высказывания, посредством которых осуществляется доказательство тезиса) и промежуточные допущения, которые вводятся в процессе рассуждения и устраняются затем при переходе к окончательному результату рассуждения.
Классификация вопросов. Умение формулировать точные, а главное продуктивные, полезные вопросы – одно из важнейших умений участников дебатов. Цель любого вопроса – получение новой информации в виде ответа. Вопрос не является суждением. Поэтому он не может быть истинным или ложным. Чтобы задать вопрос, необходимо уже иметь какое-то представление о предмете суждения. Чтобы ответить на вопрос, нужны определенные знания, способность правильно оценить содержание и характер вопроса. Основные типы вопросов: уточняющие, восполняющие, логически корректные, логически некорректные. Необходимо помнить, что формат дебатов – это только схема, с которой можно (и нужно) импровизировать для того, чтобы добиться наилучшего результата – убедительности. В дебатах должно присутствовать столкновение мнений, которое достигается посредством тщательного опровержения того, что только что было сказано оппонентом.
2.2 Опыт и анализ проведения активного метода обучения – дебаты.
Для проведения исследования по теме курсовой работы был проведен один из активных методов обучения – дебаты. Для исследования были выбраны студенты группы 11-ПО-2 ВКГТУ им. Д.Серикбаева. Метод обучения проводился по дисциплине «Промышленная экология».
Тема дебатов: «Атомная энергия - наилучший источник энергии».
Цель игры:
Для проведения дебатов формируется две команды участников. Каждая команда состоит из 4 человек, которых принято называть спикерами. Команда, защищающая тему игры, называется утверждающей, а команда, опровергающая тему, называется отрицающей. В дебатах спикеры утверждающей стороны пытаются убедить судей в правильности своих позиций.
Судьи решают, какая из команд оказалась более убедительной в доказательстве своей позиции. Судьи заполняют протокол игры, в котором отмечаются области столкновения позиций команд, указываются сильные и слабые стороны выступлений.
План игры
3) Раунд вопросов- 10 минут
Команда отрицания задает вопросы команде утверждения.
На вопросы отвечают спикеры команды утверждения.
4)Выступление команды отрицания - 7 минут.
5)Раунд вопросов- 10 минут
Команда утверждения задает вопросы команде отрицания.
На вопросы отвечают спикеры команды отрицания.
6) Заключительное выступление команды утверждения - 5 минут
В заключительном выступлении спикеры команды утверждения опровергают аргументы и доказательства отрицающей команды, представляют сравнительный анализ позиций команд для усиления и доказательства утверждающей линии.
7) Заключительное выступление команды отрицания - 5 минут
В заключительном выступлении спикеры команды отрицания опровергают аргументы и доказательства утверждающей команды; представляют сравнительный анализ позиций команд для усиления и доказательства отрицающей линии 8) Выступление судей. Подведение итогов игры.
С развитием научно-технического прогресса, увеличивается объем информации, обязательной для усвоения. Установлено, что информация быстро устаревает и нуждается в обновлении. Отсюда вытекает следующее, что обучение, которое ориентировано главным образом на запоминание и сохранение материала в памяти, уже только отчасти сможет удовлетворять современным требованиям. Значит, выступает проблема формирования таких качеств мышления, которые позволили бы студенту самостоятельно усваивать постоянно возобновляющуюся информацию, развитие таких способностей, которые, сохранившись и после завершения образования, обеспечивали человеку возможность не отставать от ускоряющегося научно-технического прогресса. Из этого можно сказать, что нужны новые методы и подходы в обучении, которые могли научить студентов учиться, т.е. самостоятельно находить и усваивать нужную информацию. Ведь, то, что усвоено самостоятельно, методом проб и ошибок усваивается лучше. Активные методы обучения создают условия для формирования и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков у студентов вуза. Они оказывают большое влияние на подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности. Вооружают студентов основными знаниями, необходимыми специалисту в его квалификации, формируют профессиональные умения и навыки, т.к. для практики необходима теория, а для теории практика. Использование преподавателями активных методов в вузовском процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей студентов.