Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 09:55, доклад
Активными методами обучения называют такие методы, которые побуждают к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Они предполагают погрузиться обучающимся в контролируемое общение, включиться в реальные события. При этом создаются условия, в которых учащиеся вынуждены оперировать понятиями разного масштаба, включаться в решение проблемы информационного разного уровня.
Активные методы помогают создать такую образовательную среду, в которой возможно достижение понимания проблемы.
Введение
Что такое обучение?
Оснавная часть
Активные методы обучения
Виды активных методов обучения
Заключение
СРМ
Тема: Активные методы обучения
Выполнила: магистрант Туманбаева Асель
Приняла: ст.преподаватель Булешова Айжан
ПЛАН:
Что такое обучение?
Активные методы обучения
Виды активных методов обучения
Актуальность темы
Роль образования на современном этапе развития Казахстана определяется задачами и требованиями динамично развивающегося современного общества.
В образовании сегодня провозглашается принцип вариативности, который дает возможность образовательным учреждениям выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели.
Обеспечение качественной подготовки специалистов во многом зависит от эффективности учебного процесса.
Будущему специалисту необходимо не только обладать глубокими и гибкими профессиональными знаниями и умениями, но и развитыми профессиональными и социальными качествами и характеристиками. [7].
Полное развитие всех природных задатков способностей, формирование разумной, свободной человеческой личности возможно для каждого здорового человека, детство и юность которого проходят в нормальных человеческих условиях.
Какие же это условия?
Обучение - относительно непрерывные
изменения, которые происходят в человеке
под влиянием получаемого опыта, делая
возможными соответствующие изменения
в человеческом поведении.
Образовательное учреждение должно ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологических моделей.
В опоре на инновационные технологии целенаправленно организуемая профессиональная подготовка способствует развитию познавательной деятельности, самостоятельности, творческой активности, продуктивного мышления студентов, что является крайне востребованным в развитом индустриальном обществе.
Сегодня современные педагогические технологии акцентируют педагога на умения конструировать не только урок, но и создавать особую педагогическую среду, в которой возможна реализация активных методов обучения.
Активными методами обучения называют такие методы, которые побуждают к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Они предполагают погрузиться обучающимся в контролируемое общение, включиться в реальные события. При этом создаются условия, в которых учащиеся вынуждены оперировать понятиями разного масштаба, включаться в решение проблемы информационного разного уровня.
Активные методы помогают создать такую образовательную среду, в которой возможно достижение понимания проблемы.
Грамотное использование педагогом разнообразных активных педагогических методов позволяет сделать учебный процесс обучения не только интересным для студентов, но и результативным.
Возрастает уровень познавательной активности, усваиваемые знания носят гибкий характер, развивается критическое мышление и формируется способность к принятию творческих нестандартных решений.
Особенностями активного обучения являются: принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания, когда активность обучаемых совпадает с активностью преподавателя, а так же повышенная степень мотивации, эмоциональности, творчества. Отличительной чертой является и то, что преподаватель постоянно взаимодействует с обучаемыми посредством прямых и обратных связей, целенаправленно влияя на преимущественное развитие профессиональных, интеллектуальных, поведенческих умений и навыков в сжатые сроки [4].
Эффективность в усвоении учебного материала при использовании активных методов оцениваются по разному. Так, если при лекционной форме изучения материала усваивается не более 20% информации, то в деловой игре - до 90%.
Эффективность в усвоении учебного материала при использовании активных методов оцениваются по разному. Так, если при лекционной форме изучения материала усваивается не более 20% информации, то в деловой игре - до 90%.
Экспериментальные данные Х.Е. Майхнер подтверждают их преимущество в учебном процессе.
Обучаемые сохраняют в памяти: 10% того, что читают; 20% того, что слышат; 30% того, что видят; 50% того, что слышат и видят; в то же время при активном восприятии информации они удерживают в памяти 80% того, что говорили сами; 90% того, что делали сами [4].
М. Новак выделяет не имитационные и имитационные активные группы обучения [5].
.
К не имитационным группам относятся: проблемные лекции; проблемные семинары; тематические дискуссии; мозговая атака; круглые столы; педагогическое игровое упражнение; стажировка
Имитационные подразделяются на игровые и неигровые.
К неигровым относятся: анализ конкретных ситуаций; имитационные упражнения; тренинг;
К игровым относятся:
разыгрывание ролей; деловые игры; учебные игры - это блиц-игры, мини-игры, индивидуальные игровые занятия на ПК; производственные игры - это проблемно-деловые игры; исследовательские игры - это проблемно-деловые игры; организационно деятельностные игры к ним относятся: инновационные и оргмыслительные игры; игровое проектирование.
На сегодняшний день существует много разработанных активных методов обучения, так, к примеру, в практической педагогической деятельности на занятии можно использовать следующие методы, это метод мозгового штурма, фундаменталистский метод, кейс-стади метод, метод «грозди», метод дерево решений, метод «сократический диалог», метод проекта, метод «займите позицию», метод «цепочки» и др.
Каждый из перечисленных методов имеет свои специфические особенности.
Рассмотрим особенности некоторых из них.
Фундаменталистский метод
Данный метод вырабатывает умения выражать, выдвигать идеи или аргументировать ответ.
Суть данного метода заключается в том, что фундамент создается основаниями идей.
Поэтому фундаменталистский подход состоит в поиске научных или иных могучих оснований исследуемой идеи.
Это укрепляет уверенность в ее существе, связывает с более сильными, утвердившимися идеями, мобилизует известные знания, укрепляет студентов в понимании совершенства идей.
Метод мозгового штурма
Цель данного метода заключается в организации коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Данный метод вырабатывает умение концентрировать внимание, мыслительные усилия на решении конкретной задачи, а также формирование опыта коллективной мыслительной деятельности и умение работать в малой группе.
Метод «сократический диалог».
Цель - формулируют управленческую проблему и разбирают альтернативные подходы. Данный метод формирует умения отстаивать свою точку зрения, публично выступать, а также умение слушать и развивать мышления.
Метод «грозди».
Основная цель - определения проблемы и задач исследования. Наличие центральной идеи (понятия) создает стержень, вокруг которого удерживаются мысли, а ветвистая структура позволяет им свободно распространятся и развиваться. Такой структурно-логический метод способствует тщательный формулировке задачи. Данный метод вырабатывает умение строить таблицы, схемы, иллюстративно выделять главное, умение видеть целиком и по частям.
Метод проекта
В основе метода проектов лежит развитее познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда предлагает решение какой-либо проблемы предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки. Результат работы над теоретическим проектом - презентация путей решения изучаемой проблемы, а над практическим - конкретный проект, готовый к внедрению. Данный метод позволяет формировать исследовательские умения и разрабатывать развивающие проекты.
Основная цель данного метода, это умение находить выход из сложившийся ситуации. Преподаватель предлагает студентам проблему. Необходимо в течение 5 минут письменно выдвинуть 15 идей.
Обучение с использованием конкретных ситуаций. Особенность данного метода заключается в том, что преподаватель не дает качественной оценки и любое высказывание воспринимается как допустимое.
Метод «Цепочки»
Студентам дается задания раскрыть проблему по следующим вопросам, отвечая по цепочке: «Кто?», «Что?», « Где?», «Когда?» и т.д. В зависимости от темы преподаватель варьирует, добавляет вопросы самостоятельно. Данный метод позволяет формировать умение описывать ситуацию, умение мобилизации и умения выделять главное, выступать ит.д.
Заключение
Все рассмотренные выше методы предполагают активную самостоятельную познавательную деятельность студентов, направленную на решение поставленной проблемы, учебного задания и т.д.
Они помогают формировать опыт поиска решений в нестандартных, разнообразных ситуаций. Позволяют студентам по настоящему «прожить» учебный процесс, научить студента думать, оценивать, принимать решение и нести ответственность, а также работать в постоянно меняющихся условиях.
Результатом применения активных методов обучения является увеличение опыта творческой деятельности, готовность к практической активной деятельности, умение моделировать и принимать профессиональные решения.
Литература:
1. Абрамова Г.А., Степанович В.А. Деловые игры: теория и организация. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – С.30 - 106.
2. Барнс Л.Б., Кристенсен К.Р., Хансен Э.Дж. Преподавание и метод конкретных ситуаций: Пер. с англ. / Под ред. А.И. Наумова. – М., 2000. – 501 с.
3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход: Метод. пособие. – М.: Высшая школа, 1991. – С. 127 - 130.
4. Мынбаева А.К, З.М. Садвакасов. Инновационные методы обучения, или как интересно преподавать, Алматы, 2007.
5. Педагогические технологии. Ростов: Издательский центр «Март», 2002.
6.
Педагогика и психология
7. Чуб Е.В. Компетентностный подход в образовании // Инновации в образовании. - 2008. - № 3. - С. 21 – 26.