Актуальные проблемы образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 14:35, реферат

Описание работы

Цель данной работы – изучить основы социологии образования, роль образования в социализации личности. Соответственно задачи: рассмотреть актуальные проблемы образования в России;
рассмотреть тенденции развития российского образования.
Структура данной работы выстроена в соответствии с последовательным решением поставленных задач.

Содержание работы

Введение 3
1. Предмет социологии образования 5
2. Актуальные проблемы образования в России 7
2.1. Проблема социальной дифференциации и качества образования 9
2.2. Проблемы средней и высшей школы. Соотношение овладения профессиональными знаниями и общегуманитарной культуры. 10
2.3. Формирование нравственных ориентиров у молодёжи 12
2.4. Понижение социального статуса учителя. Проблема государственного финансирования. 14
3. Основные тенденции развития образования в России. Пути преодоления существующих проблем. 16
Заключение 18
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

Актуальные проблемы образования в России реферат.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

 

2.4. Понижение социального статуса учителя. Проблема государственного финансирования.

 

Совершенствование народного  образования немыслимо без измерения  той ситуации, в которой находится  учительство, значительная часть педагогического  корпуса.

Если придерживаться формальных критериев — наличия специального образования, стажа работы и т.п., то большинство педагогов отвечают своему назначению. Но если оценивать их деятельность по существу, надо признать, что многие из них отстали от требований времени.

Основная группа педагогов — женщины, Хотя давно стало очевидным, что в воспитании мальчиков, юношей (да и девочек) школа испытывает острую нехватку «мужского влияния». Хотя за последнее время существенно повышена зарплата учителей, средние размеры заработка у работников народного образования все еще намного ниже, чем у рабочих и инженерно-технических работников промышленности и строительства, да и в сравнении со средней заработной платой в стране.

Формирование педагогических кадров связано со спецификой их труда. Оно органически не приемлет ущемления их прав и авторитета. Упорядочение режима труда и отдыха педагогов — тоже необходимая предпосылка их гражданского и профессионального роста. Улучшения требуют жилищно-бытовые условия преподавателей. Несмотря на предоставленные им льготы, обеспечение их жильем, медицинской помощью, новой литературой остается открытым вопросом.

Школа серьезно отстает  в насыщенности оборудованием, компьютерной техникой, материалами и тем самым  ставит своих воспитанников в  положение, когда они не могут выступать полноценными участниками соревнования на информационном поле.

Одна из функций народного  образования - стимулирование самообразования, самоподготовки, постоянной жажды знаний. Самообразование, самостоятельное  приобретение знаний и навыков отнюдь не исчерпывается школьной системой. Конечно, школа может и должна давать человеку навыки самостоятельной работы с книгой, документом и т.п. Но самообразование строится на базе общего и профессионального образования, а не взамен его. Новые технические и информационные возможности учебного телевидения, кассетной видеотехники, персональных компьютеров, дистанционного обучения предстоит еще широко использовать для нужд самообразования. Судьба новых поколений все больше определяется общей культурой человека: развитостью логического мышления, языковой, математической, компьютерной грамотностью.

 

  1. Основные тенденции развития образования в России. Пути преодоления существующих проблем.

 

В целом существующая система образования, ее многообразные  звенья представляют собой весьма противоречивую картину, в которой позитивные сдвиги еще нередко перемежаются с негативными или неопределенными тенденциями.

Преодоление инерции  общественного сознания в оценке образования - дело непростое. Успех  здесь определяется, прежде всего, сдвигами в социально-экономических условиях общества. Но воспитательные усилия школы могут дать значительный опережающий эффект, если в пропаганде профессий, их общественной значимости социальный идеал органически увязывается с интересами людей, социальных и демографических групп населения, если школа работает в этом направлении в тесном контакте с родителями, с общественными организациями.

Поиск наиболее рациональных путей обновления всех ступеней народного  образования потребует от социологии еще больших усилий по всестороннему анализу реального положения, определения тенденций его развития, а также участия в решении назревших проблем формирования интеллектуального потенциала страны.

Глобальные цивилизационные  сдвиги, которые мы сейчас наблюдаем, ставят под сомнение не только само биологическое существование человеческой особи, но и правомерность следования в развитии человечества рационалистическому мировоззрению. Резко увеличивается биосоциальная нагрузка на личность. Образование, являясь "культурным орудием", без которого наша сознательная жизнь и психика, предоставленные природным процессам, являли бы собой хаос и беспорядок, имеет нададаптивный характер, приобщая молодое поколение к культуре вчерашнего и сегодняшнего дня, формируя мировоззрение дня завтрашнего. Поэтому понятие существования не только имеет биологическое значение, оно подразумевает весь понятийный аппарат человека, способ мышления, воплощающийся в его деятельности, в способах взаимодействия с окружающей действительностью и в определении своего места в ней. Существование как мировоззренческая категория органически вплетается в ткань образовательного процесса школы. Понятие социализации как функции образования, понимаемое как "процесс и результат включения растущего человека в общество, благодаря усвоению и более или менее активному воспроизводству личностью социального опыта, исторически накопленной культуры...", сегодня должно быть расширено до уровня усвоения и включения личности в общецивилизационное мировоззренческое пространство, где образование является ведущим и определяющим фактором.

 

Заключение

 

В данной работе рассмотрены  основные проблемы в сфере образования  современного российского общества. Ситуация в этой сфере достаточно сложная. Это обусловлено социально-экономическим кризисом, который до сих пор не преодолён. Несомненно, принимаются меры для улучшения ситуации в данной отрасли, но они не слишком эффективны. Основные проблемы образования в России:

  • ненадлежащее финансирование со стороны государства;
  • ухудшение качества образования в связи с социальной дифференциацией населения;
  • понижение социального статуса учителя.

Образованные, грамотные  люди — это основная движущая сила развития человечества в XXI веке. И мы, сегодняшние студенты, которые завтра будут учеными и менеджерами компаний, должны это очень хорошо понимать. Тому, кто не развивается, не идет вперед, придется уступить свое место другому, более конкурентоспособному специалисту.

Исследование проблем  структуры образования связано  с  изучением его социальных функций: передача накопленных   знаний, преемственность социального опыта и духовная   преемственность поколений, социализация личности, ее  саморазвитие и самореализация, накопление ею духовного,  интеллектуального, социального потенциала.

Образование  выступает историко-культурным феноменом менталитета  общества, его сознания. В образовании создаются предпосылки для выявления и развития творческих способностей  общества, для последовательной передачи накопленных   обществом знаний, умений, культурного наследия всех  поколений.

Социология образования  рассматривает влияние образования  на все стороны жизни  общества - экономическую,  социальную, политическую, духовную.

Подводя выводы по работе, хотелось бы отметить, что процесс образования взаимодействует с другими социальными  процессами и является одним из важнейших механизмов социализации человека, продолжающимся всю его жизнь. Все проблемы общества, как в зеркале, отражаются в системе образования. От сегодняшнего образования зависит, каким будет человек завтра.

 

Список литературы

 

  1. Добреньков В.И. Кравченко А.И. Социология: в 3т. Т. № 3: Социальные институты и процессы. – М.: ИНФРА-М, 2000.
  2. Зборовский Г.Е. Социология образования. – М, 2005
  3. Кравченко А.И. - Социология. Общий курс. – М., 2002.–640 с. 
    Козырев Г.И. Социология: Уч.пос.для вузов. – М, 2005
  4. Комаров М.С. Введение в социологию. - М.: Наука, 1994.
  5. Пузиков В. Социология образования: место и роль в системе социально-гуманитарного знания. www.prof.msu.ru
  6. А.М. Осипов, В.В. Тумалев. Социология образования» Учебное пособие //Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 320 с.
  7. Шарков Ф.И. Социология: курс лекций: уч.пос.для вуз. – М, 2006
  8. Холостова Е.И. «Социальная работа». Учебное пособие. Москва. 2005 г.

Информация о работе Актуальные проблемы образования в России