Актуальные проблемы учебного процесса школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 06:34, доклад

Описание работы

Таким образом, обучение – это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания. Обучение также можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности. А педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию.

Файлы: 1 файл

Актуальные проблемы учебного процесса школьников.docx

— 31.19 Кб (Скачать файл)

АКТУАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ШКОЛЬНИКОВ

 

Обучение – конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого под руководством специально подготовленного лица (педагога, преподавателя) реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием. Правильное понимание самого процесса обучения включает необходимые характеристики:

  • обучение есть специфическая человеческая форма передачи общественного опыта;
  • обучение невозможно без наличия взаимодействия ученика и учителя, без наличия «встречной» активности учащегося, без его соответствующей работы, называемой учением;
  • обучение – это не механическая прибавка к уже имевшимся психологическим процессам, а качественное изменение всего внутреннего мира, всей психики и личности ученика. При усвоении (как высшей стадии обученности) происходит как бы перенос знаний извне вовнутрь (интериоризация), отчего изучаемый материал становится как бы собственным достоянием личности, ей принадлежащим и ею открытым. Специфическая особенность учебной деятельности – это деятельность по самоизменению. Её цель и результат – изменение самого субъекта, которое заключается в овладении определенными способами действия, а не изменении предметов, с которыми действует субъект (Д.Б. Эльконин).

Общие цели обучения:

  • формирование знаний (системы понятий) и способов деятельности (приемов познавательной деятельности, навыков и умений);
  • повышение общего уровня умственного развития, изменение самого типа мышления и формирование потребностей и способностей к самообучению, умение учиться.

В процессе обучения необходимо решить следующие задачи:

  • стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых;
  • организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями;
  • развитие мышления, памяти, творческих способностей;
  • совершенствование учебных умений и навыков;
  • выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.

Таким образом, обучение – это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания [1]. Обучение также можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности. А педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию.

В современной школе существует целый ряд нерешенных или недостаточно решенных проблем, которые актуальны  для профессиональной деятельности учителя:

1. Низкая активность учащихся  в процессе обучения, т.е. недостаточная  интенсивность и эффективность  их встречной деятельности – учения. Мало того, что учитель сам работает на уроке, не менее продуктивно должны работать и ученики.

2. Объяснительно-иллюстративный  характер обучения, при котором  из работы учащихся фактически  выключается их мышление (ученики  «разучиваются думать»), но преувеличивается роль восприятия и наблюдения. В школе нужно, конечно же, объяснять и иллюстрировать, но всё это должно быть подчинено одной цели: пониманию и усвоению учащимися существа изучаемых предметов и науки, а не упрощенному изложению и красочному описанию. Есть такая формула: «Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит, как её находить».

3. Отсутствие творчества, поиска в работе учащихся, преимущественная  загрузка памяти, а не мышления. Ребенок, конечно же, может зазубрить  материал, а потом сдавать его,  повторив всё заученное слово  в слово, но после такого  учения у человека может ничего  не остаться. Такие знания непрочны, недолговечны, неприменимы на практике. Поэтому обучение следует ориентировать  на работу мышления учащихся. Тогда и запоминание будет  осуществляться непроизвольно и  прочно, а сохранение переработанного  материала – много надежнее, и воспроизведение его – более уверенно, сориентировано на практику. В этом случае учение будет носить действительно развивающий характер, т.е. формировать приемы и способы деятельности и тип мышления, вести к усвоению знаний и, наконец, к изменению внутреннего мира учащегося.

4. Низкая управляемость  процесса и результата обучения, так как при традиционном обучении  контролю со стороны учителя  подвергается лишь некоторый  конечный результат, но не сам  ход учебной деятельности. Сам  процесс приобретения и наращивания  знаний практически неуправляем,  а как-то оценивается лишь итог  этого процесса. В этой связи  особые процессы ставит перед  педагогом и школьником отметка  как оценка знаний. Что в ней  количественно, а что качественно?  Оценка – это определение и выражение в балах (отметка), а также в оценочных ситуациях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой. Психологические исследования показали, что оценка должна быть, прежде всего, качественной. Главное в ней – не простая фиксация достигнутого школьником результата, а побуждение к дальнейшей работе, помощь в устранении отмеченных недоработок.

Понятие оценки шире и богаче, чем понятие отметки. Оценка выполняет  ряд функций: обучающую; контролирующую и воспитывающую. Оценка имеет большое значение для управления, как учебной деятельностью учителя, так и учащихся. Она должна служить также цели совершенствования самого учебного процесса и всестороннего, в том числе и нравственного, воспитания учащихся. Оценке необходима объективность, гласность, но и отсутствие формализма, дифференцированный подход к каждой личности и учебной ситуации.

5. Неизбежность общей  ориентировки обучения на середняка,  на школьников с некоторой  средней успеваемостью, но при  этом одинаково нехорошо как  высоко успевающим, так и отстающим  ученикам. Переход школы к общему  среднему образованию ещё более  остро ставит вопрос о необходимости  индивидуализации процесса обучения, о непременном учете возрастных  и индивидуальных особенностей  учащихся, о соответствующей дифференциации  знаний, оценок, а самое главное  – программ [2]. В условиях современного массового обучения все эти вопросы еще ждут своего решения.

Вопросы активизации учения школьников относятся к числу  наиболее актуальных проблем современной  педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.

Ключевой проблемой в  решении задачи повышения эффективности  и качества учебного процесса является активизация учения школьников. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.

Особенно остро встал вопрос о пассивности учащихся в учебной работе. Опираясь на результаты почти 300-часового хронометража, М.Н. Кашин показал, что самостоятельная работа учащихся занимала лишь 10 % времени, причем и эта работа состояла в основном из простого чтения учебника и выполнения тренировочных упражнений. Вдобавок к этому обнаружился курьезный факт: чем старше учащиеся, тем меньше использовалась их самостоятельная работа. Этот вопрос остается актуальным и в современной школе [3].

Познавательный интерес  формируется в процессе обучения через предметное содержание деятельности и складывающиеся отношения между  участниками учебного процесса.

Таким образом, активизация  познавательной деятельности учащихся на уроке – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу на каждом уроке следует организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.

Литература

1. Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М., 1986. – С. 145-148.

2. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1998. – С. 124-128.

3. Шамова Т.И.  Активизация  учения  школьников. – М.: Педагогика, 1982. – С. 363-365.


Информация о работе Актуальные проблемы учебного процесса школьников