Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 20:55, курсовая работа
За последние десятилетия международным сообществом принят ряд документов, в которых провозглашена приоритетность прав детей в обществе, обоснованы направления этой политики. Среди них - «Декларация прав ребенка». Основной ее тезис - «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». Декларация призывала родителей, неправительственные организации, местные власти, правительства, общественность стран стремиться обеспечить детям такие условия, которые позволяют им развиваться здоровыми людьми, свободными от любых форм насилия, с чувством собственного достоинства.
По материалам ЮНЕСКО, полученным при проведении обследования во многих регионах мира, был сделан вывод о том, что все страны оказались вовлеченными в процесс осмысления своих систем образования. Они пришли к заключению, что образование должно быть созвучно современным условиям.
Введение
Глава I. Проблема программности воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике
1.1. О российских программах дошкольного образования
1.2. Переход к вариантности программного
обеспечения работы дошкольных учреждений
1.3.Обновление дошкольного образования
1.4. Современные технологии обучения и воспитания детей
Глава II. Альтернативные формы обучения в дошкольном образовании
2.1 Альтернатива ДОУ в Пермском крае
2.2 Преимущества альтернативных форм
воспитания и обучения в дошкольном образовании
2.3 Актуализация внедрения альтернативных форм обучения в дошкольном образовании города Кунгур Пермского края
Заключение
Библиографический список
При этом ведущая роль должна принадлежать второму блоку - совместной (партнерской) деятельности взрослого с детьми. Содержание образования и организация предметно-развивающей среды должны соответствовать возрастным особенностям развития детей.
Особого внимания требует организация образования детей старшего дошкольного возраста на базе общеобразовательных школ. Образование в школах имеет жесткую формализацию, поэтому какая бы качественная программа не использовалась, процесс начинает постепенно приобретать характер, присущий обучению в начальной школе, что противоречит возрастным особенностям образования и развития старших дошкольников. В силу этого, если дошкольная образовательная группа будет создаваться при общеобразовательной школе, она должна представлять собой самостоятельную структурную единицу, организованную в соответствии с принципами построения образования для детей дошкольного возраста.
Организация образования детей старшего дошкольного возраста на базе учреждений дополнительного образования и учреждений культуры должна происходить в соответствии с требованиями организации дошкольных образовательных групп, предусмотренными для групп кратковременного пребывания на базе дошкольных образовательных учреждений. Однако не стоит отказываться при этом от тех возможностей, которые заложены в специфике самих учреждений дополнительного образования и учреждений культуры, имея в виду широкий контекст включения детей в разного рода культурные практики (музыка, танцы, изобразительное искусство, музейные экспозиции и т.п.).
Образование детей старшего дошкольного возраста на базе семьи и родительских сообществ является в нашей стране слабо развитой практикой, поэтому требует особого внимания со стороны органов управления образованием. Для развития сферы семейного образования детей старшего дошкольного возраста необходимо определить его возможности и ограничения, формы взаимодействия семьи и родительского сообщества со специалистами в области развития и образования детей старшего дошкольного возраста (физиологами, психологами, педагогами). Образование детей старшего дошкольного возраста на базе семьи и родительского сообщества на данный момент не имеет достаточного методического оснащения, что требует дополнительных научных исследований и специального проектирования системы взаимодействия родительского сообщества и специалистов по развитию и образованию детей старшего дошкольного возраста.
Основными моделями образования детей старшего дошкольного возраста являются дошкольные образовательные группы полного дня для детей старшего дошкольного возраста на базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования, и дошкольные образовательные группы кратковременного пребывания детей старшего дошкольного возраста на базе образовательных учреждений, учреждений культуры и родительских сообществ.
Таким образом, эти две модели требуют первоочередного развития в целях создания равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу.
2.2 Преимущества альтернативных форм воспитания и образования в дошкольном образовании
К 2010 году проблема с устройством ребенка в детский сад в Пермском крае должна быть полностью решена. Сейчас региональное министерство образования работает сразу по нескольким направлениям. Разрабатываемый проект «Дошкольное образование» предполагает:
1 выплату ежемесячного пособия на содержание ребенка за счет региональной казны.
2 прорабатывается возможность реконструкции и строительства новых детсадов.
3 рассматриваются новые формы предоставления услуг дошкольного образования.
Губернатор
Олег Черкунов поручил краевому министерству
образования уже к 2010 году полностью решить
проблему очередей в детские сады . Проект, получивший название "Дошкольное
образование", сейчас находится в стадии
разработки и уже выносится на суд общественности.
В соответствии с проектом до 2010 года
в шести территориях края, где проблема
с местами в детсадах стоит особенно остро,
откроется сразу 11 новых садиков. Из них
три на 240 мест каждый - в Перми. Ремонту
подвергнутся еще 13 детских садов
Отчасти решит проблему, полагает губернатор, привлечение частного бизнеса. Отныне на компенсации за счет регионального бюджета могут рассчитывать и те родители, чьи дети ходят в частные детские сады .
Одним из самых важных периодов жизни
человека является дошкольное Детство.
Чаще всего ребенок в этом возрасте посещает детский сад.
По разным причинам малыши могут не посещать дошкольные учреждения. Мировоззрения родителей (религия, свои взгляды на воспитание и образования), мама, которая «все равно сидит с младшим ребенком», бабушка, протестующая против « детской тюрьмы» и т.п.
В саду ребенок приобретает:
- умения рисовать, лепить, танцевать, читать, играть.
- знания об окружающем мире,
о профессиях, первые математические понятия.
- навыки самообслуживания, общественного
труда ( убрать за собой постель, отнести
посуду в раковину, полить цветы и т.п.)
- первый социальный опыт, который является основополагающим для всего дальнейшего общения.
Таким образом, развитие ребенка
в детском саду можно назвать
- всесторонним: малыш развивается как
физически, так и умственно, а также идет
развитие его эмоционально-волевой сферы;
- гармоничным: так как программа обучения и воспитания детей в детском саду ведется с учетом возрастных, психофизиологических особенностей ребенка (то есть, в каждой возрастной группе свои занятия по продолжительности, нагрузке и материалу).
Опираясь на эти требования, и надо подбирать альтернативу детскому саду .
Первый вариант замены садика -- группа неполного дня.
Преимущества такого воспитания в том, что это почти то же самое, что и посещение детского садика. Ребенок также с утра приходит, играет с друзьями, занимается по программе с профессиональными педагогами, гуляет. То есть удовлетворяется потребность малыша и в общении, и в движении, и в получении новых знаний, умений и навыков.
Негативная сторона заключается в том, что для родителей день разбит. С таким режимом трудно подобрать хорошую работу.
Может быть два вида группы неполного дня:
- посещение специальной группы в саду , которая так и называется «группа неполного дня»;
- посещение обычной группы, но, по договоренности с воспитателем и заведующей, в таком режиме, как удобно родителям (но необходимо, чтобы посещение сочеталось и с общим режимом группы).
Посещение обычной группы более предпочтительно, так как ребенка также можно привести и после дневного сна. Например, на дополнительные занятия по ритмике или английскому языку, которые чаще бывают во второй половине дня.
Вариант второй: секции и кружки
Второй вариант замены обычного садика -- это всевозможные секции и кружки, а также курсы для малышей. Они включают в свою программу в основном те же занятия, что и детском саду .
Преимущества такого вида в том, что они занимают меньше по времени, которое можно подобрать с учетом распорядка дня. Обычно занятия в таких кружках проходят несколько раз в разное время, что дает возможность родителям подобрать наиболее удобное для них. Также удобны эти занятия и тем, что Вы сами можете выбрать, чем именно будет заниматься Ваш малыш.
Но все-таки отрицательных сторон больше. Во-первых, чаще всего занятия бывают 2-3 раза в неделю, а посему представляют собой такую квинтэссенцию тех занятий, что дают в обычном садике. Только самое основное, а остальное подразумевает занятия дома.
Во-вторых, занятия в таких кружках не могут удовлетворить
потребность детей в физическом развитии.
Даже если в расписании стоит 1-2 занятия
ритмикой или физкультурой, то это очень
мало. Обычная «садиковая» программа рассчитана
на 3 занятия физкультурой и 2 занятия музыкой,
в которое обязательно входят танцы и подвижные
игры. Так же, как правило, в большинстве садов
к этим занятиям добавляется 2 занятия
в неделю ритмикой. Правда, со средней группы,
то есть с 4 лет.
Поэтому многие мамы задумываются над
тем, чтобы малыш ходил еще в какую-нибудь
секцию. А это снова время и деньги.
Ну, и в-третьих, самое важное, что упускается из виду на таких «курсах» это общение. Его практически нет: ребенка привели, он позанимался, в перерыве (минут 20) поиграл с другими и все. Естественно, что, как и при первом варианте, важным условием при выборе формы занятия, является его место. Оно должно быть обязательно недалеко от дома, чтобы кроха не уставал по пути.
Вариант третий: няни и гувернантки
Этот вариант хорош для детей в принципе не приемлющих детский сад . Это единственные в семье и поздние дети. Дети, которых чрезмерно опекают, которые привыкли к постоянному повышенному вниманию к своей персоне, и не имеющие навыков самообслуживания. А также не уверенные в себе, и малыши с сильным чувством привязанности к маме. Как правило, это дети по темпераменту флегматики или меланхолики. К счастью, «несадовских» детей единицы.
Но, к сожалению, многие родители прибегают к услугам гувернантки, не считаясь с индивидуальными особенностями, а уж тем более с желанием самого ребенка.
Человек, занимающийся воспитанием Вашего малыша, может быть очень опытен и дать ребенку все свои знания. Но никогда он не сможет заменить ему тот первый социальный опыт, который получают дети в детском саду .
Также очень важно, чтобы няня была няней, а для помощи по дому была другая женщина. Ведь очень важно, чтобы ребенку уделялось 100% внимания. Понятно, что готовка и уборка идут в счет времени, которое должно быть потрачено на малыша.
Как правило, дети, воспитывающиеся дома, в школу приходят абсолютно не готовыми к общению не только со сверстниками, но и со старшими. Это приводит к замыканию в себе, чувству одиночества, низкой самооценке и высокой тревожности. Да и сами одноклассники сразу чувствуют «одиночку», и он становится мишенью для насмешек и изгоем.
Также домашнее воспитание и образование не позволяет ребенку полностью удовлетворить потребность в движении. Ни прогулки, ни спортивный уголок дома никогда не заменят ребенку эстафеты или подвижной игры с детьми.
Вариант четвертый: Мини-центры.
Также продолжают сохраняться и две полярные точки зрения на вопрос целесообразности деятельности мини-центров как альтернативной формы дошкольного учреждения. Хотелось бы остановиться на существенных аргументах обеих сторон. Позитивом создания и функционирования мини-центров являются следующие моменты:
-обеспечение низкозатратной моделью дошкольного образования тех, кто не может осилить родительскую плату в дошкольном учреждении полного дня пребывания;
-обеспечение равного доступа к дошкольному образованию всех юных граждан том числе, детей с ограниченными возможностями;
- обеспечение ранней социализации детей, их всестороннего развития и подготовки к обучению в школе;
- психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах правильного ухода за ребенком;
-создание условий для активизации привлечения частного капитала в такой социальный сектор, как дошкольное образование.
Но есть и слабые стороны в жизнедеятельности мини-центров, среди них такие, как:
-минимализация образовательных услуг, предоставляемых мини-центрами, обусловленная двумя факторами: низкозатратностью ухода за ребенком и отсутствием необходимого персонала;
- неэффективность деятельности частных мини-центров из-за экономической нерентабельности этой сферы и отсутствия продуманного на правительственном уровне механизма налоговых послаблений для тех, кто вкладывает деньги в дошкольное образование;
- слабость нормативно-правовой базы, регулирующей все аспекты жизнедеятельности мини-центров: есть типовые правила деятельности мини-центров, но не урегулированы вопросы юридического, финансового статуса данных учреждений:
- предвзятое отношение части общества, в том числе и родителей, к деятельности мини-центров, в первую очередь, к возможности их обеспечить качественное воспитание и обучение детей раннего возраста.
Характеристика
моделей образования детей старшего дошкольного возраста «Дошкольные образовательные группы полного дня на базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования»
1. Образовательные группы полного дня для детей старшего дошкольного возраста на базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования (дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста).
1. Количество посещений в неделю |
5 дней в неделю в течение полного дня | ||
2. Педагогические кадры |
Воспитатели, имеющие специальную профессиональную подготовку для работы с детьми старшего дошкольного возраста | ||
3. Преемственность с более низкой ступенью образования |
В дошкольных образовательных учреждениях существует естественная преемственность между образованием детей старшего дошкольного возраста и образованием в младшем дошкольном возрасте | ||
4. Преемственность с системой начального общего образования |
Преемственность между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой заложена на уровне реализуемых образовательных программ, которые предусматривают, что дети старшего дошкольного возраста должны быть подготовлены к систематическому школьному обучению. | ||
5. Особенности предметно-развивающей среды |
Среда предполагает возможности для организации различных видов деятельности детей дошкольного возраста, а'также включает условия для их полноценного питания и отдыха. | ||
5.1. Для обучающих занятий |
Существуют специально организованные места для проведения обучающих занятий. | ||
5.2. Для организации совместной (партнерской) деятельности взрослого с детьми |
Пространство группы детского сада располагает возможностями для гибкой организации предметной среды, постоянно подстраиваемой под развивающие задачи и инициативу детей. | ||
5.3. Для организации самостоятельной деятельности детей |
Все ДОУ располагают пространством для организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста | ||
6. Особенности образовательного процесса |
Образовательный процесс строится в соответствии с существующими образовательными программами для детей старшего дошкольного возраста. Составляющие образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста уравновешены и составляют гармоничное единство. | ||
6.1. Учебный блок |
Представлен обучающими занятиями, соответствующими возрасту детей и организуемыми в соответствии с дошкольными образовательными программами; отличается | ||
высокой технологичностью, доступностью любому профессионально обученному педагогу | |||
6.2. Блок совместной (партнерской) деятельности взрослого с детьми |
Совместная деятельность занимает ведущее место в образовательном процессе. Данный блок предъявляет очень высокие требования к общей культуре, гибкости, творческому потенциалу и интуиции взрослого, без которых модель просто не работает. | ||
6.3. Блок самостоятельной (свободной) деятельности детей |
Организация самостоятельной деятельности детей направляет усилия воспитателя на создание предметной среды, в его функции входит подбор развивающего материала. Данный блок ограничивает образовательную среду только предметным материалом и ставка на "саморазвитие" ребенка приводит к исчезновению систематичности образовательного процесса и резко сужает культурные горизонты ребенка. При этом, данный блок образовательного процесса технологичен и не требует творческих усилий от взрослого. | ||
7. Особенности образовательных программ |
Дошкольные образовательные программы, предназначенные для реализации в ДОУ. | ||
7.1. Комплексные программы |
Комплексные программы определяют основное содержание образовательной деятельности детского сада. | ||
7.2. Парциальные программы |
Парциальные программы способствуют углублению образовательного процесса по определенным направлениям образования и развития детей старшего дошкольного возраста, позволяют расширить возможности организации образовательного процесса за счет расширения форм взаимодействия воспитывающего взрослого с детьми. | ||
8. Возможности полноценного развития детей (широта охвата сфер развития детей) |
Происходит многостороннее развитие детей дошкольного возраста, охватывающее практически все основные сферы. | ||
10. Охрана здоровья детей |
Физическое развитие, формирование здорового образа жизни и охрана здоровья детей - приоритетные задачи. |
Информация о работе Альтернативные формы обучения в дошкольном образовании