Анализ предметно развивающей среды ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 13:51, доклад

Описание работы

В связи с введением в практику работы дошкольных учреждений федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы, в частности предметно–развивающей среде, был проведен анализ организации развивающего пространства в моей группе.
В результате аналитической деятельности обозначился ряд проблем:
• предметная среда не в полной мере отвечает требованиям ФГТ;
• я не всегда учитывала принципы её построения;
• в группе не в полной мере представлен качественный и количественный состав необходимых игрушек и пособий;
• присутствует дисбаланс в оформлении и практическом применении оборудования и игр, используемых детьми в самостоятельной деятельности.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 18.08 Кб (Скачать файл)

АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ , ИГРОВОЙ СРЕДЫ

В связи с введением в практику работы дошкольных учреждений федеральных  государственных требований к структуре  основной общеобразовательной программы, в частности предметно–развивающей  среде, мною был проведен анализ организации  развивающего пространства в моей группе.

В результате аналитической  деятельности обозначился ряд проблем:

·        предметная среда не в полной мере отвечает требованиям ФГТ;

·        я не всегда учитывала принципы её построения;

·        в группе не в полной мере представлен качественный и количественный состав необходимых игрушек и пособий;

·        присутствует дисбаланс в оформлении и практическом применении оборудования и игр, используемых детьми в самостоятельной деятельности.

Поэтому одним из важнейших  условий реализации ФГТ в своей  группе я выбрала организацию  предметно-развивающей среды, как  мощного фактора развития интегративных  качеств ребенка, направленных на гармоничное  развитие и саморазвитие детей.

Проблема организации  предметно-развивающей среды актуальна  для всего нашего сада, поэтому  в коллективе была создана временная  творческая группа. Целью работы педагогов  было изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов, требований ФГТ к ДОУ и как  результат – разработка паспортов  предметно-развивающей среды для  детей младшего и старшего дошкольного  возраста. Данный локальный акт определяет перечень пособий и игрового материала  в каждой возрастной группе с учетом регионального компонента и возможностями  дошкольного учреждения.

Далее я приступила к практическому  внедрению идей.

Продумала зонирование группы с учетом того, чтобы материал, стимулирующий  развитие познавательных способностей  располагался в разных функциональных зонах. Для этого в рамках группового пространства сформированы следующие центры:

·        «Талантливые пальчики» или центр творчества детей. Здесь предусмотрена интеграция следующих образовательных областей – «художественное творчество», «познание», «социализация», «безопасность»;

·        «Мир музыки и звуков» - «художественное творчество», «социализация» и.др.

Вышеназванные центры позволяют  детям презентовать свои представления  об окружающем мире в продуктивных видах деятельности.

·        «Эрудиты» - название уже предполагает открытие новых знаний в экспериментальной и поисковой деятельности («познание», «безопасность», «социализация»). Здесь представлен широкий выбор игр, умных книжек, познавательных  альбомов.

·        «Олимпийские резервы» решает задачи следующих образовательных областей – «здоровье», «физическая культура», «безопасность», «познание». Особое внимание уделяю подвижным детям. Для удовлетворения двигательной активности в группе имеется балансир и батут.

·        Дети-почемучки могут удовлетворить свои интересы в центре «Эврика» («познание», «социализация», «труд» и др.). В центре имеется всё необходимое для организации поисковой деятельности.

·        В «Зелёном оазисе» дети с удовольствием наблюдают и ухаживают за растениями. Свои наблюдения и впечатления мы отображаем на сезонных лентах и в календаре природы («познание», «труд»).

·        Дети очень любят заниматься театрализованными играми, играми-драматизациями. С этой целью у нас организован центр «Маленькие артисты» («художественное творчество», «музыка», «чтение художественной литературы»).

Одним из наиболее главных  принципов построения предметно-развивающей  среды считаю принцип учёта половых  и возрастных особенностей детей, реализующий  возможность проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в  нашем обществе нормами. В связи  с этим в группе созданы центры  сюжетно-ролевых игр, как для  девочек, так и для мальчиков, оснащённых необходимым оборудованием.

Для девочек: кукольная мебель, посуда игрушечная, куклы крупные  и средние, парикмахерская Салон  «Очарование», магазин и т.д.

Для мальчиков: «Маленькие строители», «Конструкторская», «Автосалон», игрушки  для обыгрывания построек и т.д.

Согласно программе «РАЗВИТИЕ» в группе оформлен стенд по патриотическому  воспитанию «Наша Родина», где дети могут ознакомиться с символикой России.

При оформлении групповых  помещений я учитываю мнение воспитанников и  использую работы, изготовленные ими под руководством педагогов в ходе совместной деятельности. Включение детей в общий процесс способствует развитию у них эстетического вкуса, более бережного отношения к обстановке, которая создавалась при их непосредственном участии.

Особое внимание  уделяю эстетическому  оформлению помещений, считаю что окружающая обстановка должна создавать психологический комфорт, способствовать пробуждению положительных эмоций, воспитывать хороший вкус у ребёнка находящегося целый день в детском саду.

Как театр начинается с  вешалки, так наша группа начинается с раздевалки. Пастельный цвет стен оттеняет яркую окраску шкафов, что  настраивает окружающих на спокойные  доверительные отношения. Шкафы  для одежды имеют свою индивидуальность (фотографии детей в рамках) Имеется  алгоритм процесса одевания, что способствует формированию навыков самообслуживания в кротчайшие сроки. Созданы условия  для общения с родителями (диванчик).

Информационный стенд  для родителей «Визитная карточка»  представлен подробной информацией  о «жителях» нашей маленькой  страны. Оформлена выставка детских  работ «Наша мастерская». Функционируют  папки-передвижки:  ППД «Добрая дорога детства», «Времена года» и т.д.

Я считаю, что такое оформление  привлекает внимание взрослых  к процессу воспитательной работы, способствует содружеству педагогов и родителей. Групповая комната светлая, просторная тон этому задаёт цвет стен, уместно подобранный дизайн штор благоприятно содействует развитию эстетического вкуса.

Туалетная комната – хозяйство  тетушки Швабры. Здесь размещена  модель умывания, а веселые коврики, душевая с необычной насадкой и веселые полотенца «зовут»  ребят в гости и делают процесс  формирования КГН веселым и радостным.

Уютная спальня, располагающая  ко сну – это заслуга и сотрудников  группы и родителей.

Из всего вышесказанного хочу сделать вывод: созданная предметно-развивающая  среда в нашей группе обеспечивает воспитанникам чувство психологической  защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей и  овладению разными способами  деятельности. Оформление групповых  помещений вызывает у детей чувство  радости, эмоционально-положительное  отношение к ДОУ, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями  и знаниями, побуждает к активной, творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

А для меня такая организованная среда  позволяет приблизиться к позиции ребёнка и организовать его самостоятельную деятельность.        


Информация о работе Анализ предметно развивающей среды ДОУ