Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 00:11, реферат
Аппликация (от латинского applicatio - накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон.
Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: их радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает техника вырезывания и наклеивания.
Тема. Аппликация в детском саду: материалы, виды, приёмы и способы вырезания.
детское сердце чутко к призыву творить красоту.
Важно только, чтобы за призывами следовал труд,
чтобы труд стал потребностью.
В. А. Сухомлинский
Аппликация (от латинского applicatio - накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон.
Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: их радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает техника вырезывания и наклеивания. Дети, выполняя аппликационные работы, приобретают новые знания, закрепляют представления, полученные на других занятиях. Аппликация, направлена на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Знания, умения, навыки дети воплощают в созидательной деятельности: мастерят красочные настенные панно, декорации для настольного и теневого театра, костюмы и элементы убранства к спектаклям и праздничным утренникам, украшения для участка детского сада, подарки младшим детям, родителям и пр.
Специфика аппликации
дает возможность усваивать
На занятиях дошкольники овладевают целым рядом трудовых умений, связанных с обработкой материала (складывание, вырезание, наклеивание), применением инструментов (ножницы, клей, кисточка и т. д.).
Дети должны научиться работать аккуратно, планомерно, стремиться к достижению положительного результата, преодолевая трудности и прилагая волевые усилия. У них формируется культура труда (заранее готовят необходимые материалы, приводят рабочее место в порядок, планируют последовательность выполнения задания, после занятия убирают материал и инструменты). У ребят совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность. Это становится возможным при систематическом, плановом проведении занятий, организации самостоятельной художественной деятельности, последовательном выполнении программных требований в каждой возрастной группе, постепенном усложнении заданий по мере приобретения опыта. Дети должны научиться разносторонне применять полученные умения в других видах изодеятельности (рисование, лепка, конструирование).
На занятиях по аппликации
у дошкольников воспитывается
умение работать и созидать
в коллективе, руководствуясь при
этом не только личными
Уровень овладения
умениями и навыками, предусмотренными
программой по аппликации, позволяет
осуществить и определить
Виды занятий по аппликации в детском саду
Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть различного содержания. В зависимости от этого принято подразделять занятия по видам: Сюда включается предметная, сюжетно-тематическая и декоративная аппликация. Каждый из этих видов ставит перед ребенком определенные задачи, связанные со специфическими особенностями деятельности, которые заключаются в целенаправленном применении изобразительных и технических умений по вырезанию, раскладыванию и наклеиванию изображений в соответствии с условиями задания. Это по-новому выявляет и активизирует опыт ребенка в области аппликации, стимулирует и развивает его самостоятельность и творчество.
В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства. Для аппликации воспитатель отбирает такие предметы, которые отличаются отчетливой конфигурацией, простой формой, ясными пропорциональными отношениями, локальной окраской.
В зависимости от этих особенностей используются различные приемы вырезания. Так, предметы простой формы (шар, мяч, кубик, флажок) вырезают на глаз из заготовки, близкой к очертаниям предмета, тогда как сложная форма составляется из отдельных частей. Например, неваляшку вырезают из четырех квадратов разной величины путем закругления углов. Затем отдельные детали наклеивают в следующем порядке: к большому кругу прикрепляют меньший (голова) и по бокам наклеивают маленькие кружочки (руки). Прием симметричного вырезания применяется для передачи зеркального соответствия боковых сторон (бабочка, стрекоза, тюльпан, Снегурочка, ракета) или равномерного чередования повторяющихся частей от центра (ромашка, снежинка). Сложные криволинейные контуры предметов асимметричного строения изображают на глаз безотрывным движением ножниц по мысленно представляемому контуру (птицы, животные, рыбы).
На начальном этапе
малыши раскладывают и
По мере освоения приемов вырезания в средней, старшей и подготовительной к школе группах дети могут изобразить предметы, отличающиеся разнообразием формы, строения, сочетания окраски, величинных соотношений (дома разных типов, транспорт, растения, птицы, животные, человек в реальной и сказочной трактовке).
Сюжетно-тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимосвязи в соответствии с темой или сюжетом (“цыпленок клюет зерна”, “рыбки плавают в аквариуме”).
При этом перед ребенком ставятся следующие задачи:
В каждой возрастной
группе эти задачи реализуются
по-разному. Их усложнение связано
с уровнем знаний, умений и
навыков, от которых зависит творческая
вариативность содержания
Уже в младшей группе
дети способны элементарно
Декоративная аппликация - вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические, растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. Здесь ребенок учится стилизовать, декоративно преобразовать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.
В орнаменте окружающий
мир отражается с особой
Ознакомление детей
с народными орнаментами, со способами
украшения поверхности узорами
разной степени сложности
На занятиях в дошкольном
учреждении применяется
В декоративной аппликации может быть применена композиция в виде цветочного букета или красочного вазона. Такие украшения часто встречаются в украинских, польских вырезках из разноцветной бумаги при составлении настенных украшений крупного размера. Они характеризуются особой декоративностью, нарядностью, что подчеркивается симметричным расположением составляющих элементов.
Материалы для занятия аппликацией
В аппликации употребляются самые различные материалы: кожа, войлок, сукно, береста, мех, ткань, соломка, бумага.
Наиболее интересной и доступной для детей дошкольного возраста является аппликация из бумаги ярких расцветок. Сам вид материала, простота его обработки стимулируют творческую активность ребенка, позволяют легко овладеть ручными умениями и навыками. Поэтому в каждой возрастной группе детского сада в соответствии с программными задачами обучения аппликации необходимо иметь специальные материалы и оборудование для занятий: * бумага для фона и элементов аппликации;
* ткань;
* природный материал – крупы, сухие растения и другое;
* клей или клейстер, небольшая емкость для клея;
* ножницы с тупыми концами;
* простой карандаш;
* кисти для клея, подставка и стакан для кисточек;
* сухая и влажная тряпочки;
* бумага или клеенка для работы с клеем;
* коробочки – для готовых фигур и обрезков.
Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают влияние на технику выполнения аппликации.
Бумага может быть различной, но для основы лучше использовать плотную бумагу или картон – они не размокают от клея, а для самого изображения – тонкую цветную бумагу, ее легче резать и наклеивать. Ткань для аппликации лучше использовать плотную, она не намокает при намазывании клеем; крупы – мелкие (манка, греча, пшено, рис и др.), их легче приклеивать, и после высыхания они лучше держатся на основе; сухие растения должны быть плоскими.
Для изготовления аппликации необходимы клей или клейстер. От их свойств зависит качество аппликации, ее прочность, внешний вид. Они должны хорошо склеивать поверхности, быстро высыхать, не оставлять пятен. Клей лучше использовать ПВА для плотной бумаги, ткани или аппликации из природного материала. Клей или клейстер раскладывают в любую невысокую посуду.
Ножницы должны быть с тупыми концами, чтобы ребенок случайно не поранился. Обязательно объясните ребенку правила обращения с ножницами: не размахивать ими, класть на стол режущими краями от себя, не использовать как указку – осторожно обращаться с ножницами.
Для рисования контуров изображений используют простые карандаши. Они должны быть мягкими и хорошо отточенными.
Кисти лучше иметь 2-3 размеров – в зависимости от размера аппликации. Чтобы во время работы клей с кисточек не падал и не пачкал стол, рекомендуется пользоваться подставками. По окончании работы кисти следует вымыть, вытереть и поставить сушиться в стакан ворсом кверху.
Информация о работе Аппликация в детском саду: материалы, виды, приёмы и способы вырезания