Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 21:41, реферат
Артикуляционная гимнастика — это совокупность особых, с определенной целью подобранных упражнений, способствующих укреплению мышц артикуляционного аппарата и развитию силы, ловкости и дифференцированности движений данного органа.
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки, составляющие фонетическую систему данного языка
Артикуляционная гимнастика — это совокупность особых, с определенной целью подобранных упражнений, способствующих укреплению мышц артикуляционного аппарата и развитию силы, ловкости и дифференцированности движений данного органа.
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки, составляющие фонетическую систему данного языка
Указания к проведению артикуляционной
гимнастики
Проводить артикуляционную
гимнастику надо ежедневно, чтобы
вырабатываемые у детей
При отборе материала для
артикуляционной гимнастики
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому подход воспитателя должен быть индивидуальным. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, — это может привести к отказу выполнять движение
Комплексы упражнений
Упражнения для развития
движений органов
I. Упражнения, вырабатывающие основные движения и положения органов артикуляционного аппарата:
1. Удерживание губ в улыбке, передние
верхние и нижние зубы
2. Вытягивание губ вперед
3. Чередование губ в улыбке и трубочкой.
4. Спокойное открывание и
5. Язык широкий.
6. Язык узкий.
7. Чередование широкого и узкого языка.
8. Подъем языка за верхние зубы.
9. Чередование движений языка вверх и вниз.
10. Чередование следующих
После отработки упражнений
первого комплекса логопед в
зависимости от того, какие звуки
нарушены у большинства детей,
подбирает соответствующие
II. Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения свистящих звуков.
III. Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения шипящих звуков.
IV. Упражнения, подготавливающие
V. Упражнения, подготавливающие
Во всех возрастных группах
могут быть использованы одни
и те же комплексы, но требования
к проведению артикуляционной
гимнастики и к выполнению
упражнений детьми на каждом
возрастном этапе будут
Начиная с трех лет у детей тренируют основные движения языка, губ, нижней челюсти. С детьми второй младшей группы упражнения проводят в игровой форме. Объем требований к выполнению движений невелик. Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых трудно будет в дальнейшем развивать и совершенствовать движения артикуляционного аппарата.
Детям рассказывают, что в
речи принимают участие рот, губы,
зубы, язык, кончик языка. Знакомят
со следующими движениями
В средней группе для артикуляционной гимнастики используются игровые приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно повышаются требования и к выполнению артикуляционной гимнастики.
Уточняют предыдущие знания
и вводят новые понятия: верхняя
губа — нижняя губа, верхние
зубы — нижние зубы, бугорки
за верхними зубами. Уточняют
движения губ, языка и учат
делать язык одновременно
В старшей группе уже следят за плавностью, легкостью, четкостью выполнения движения, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения и положения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений. Движения становятся легкими, правильными, привычными, поэтому их можно проводить в любом темпе. После отработки комплекса на определенную группу звуков (свистящие, шипящие, или л, р) логопед может включить в артикуляционную гимнастику звукоподражания на этот звук. (Нельзя использовать потешки, скороговорки, так как работа по уточнению произношения звука в речи будет осуществляться на занятиях по звукопроизношению согласно их планированию по группам.)
Закрепляют все, что дети узнали об органах артикуляционного аппарата и их движениях в предыдущих группах. Дают понятие о спинке языка и учат делать язык то широким, то узким.
В подготовительной к школе группе (да и во второй половине года в старшей группе, когда у детей уже сформировано правильное звукопроизношение) для артикуляционной гимнастики берут упражнения на дифференциацию различных звуков (с учетом последовательности развития ее у детей):
а) гласных: и — у, э — о, и — о, э — у, и — э, у — о;
б) длительных и взрывных согласных: м — б, н — г;
в) носовых и сонорных: м — л, н — л;
г) губных и язычных: б — д, ф — х;
д) взрывных и щелевых: б — в, к — х;
е) переднеязычных и заднеязычных: с — х, д — г.
Эта работа способствует
развитию у ребенка
Уточняют основные движения губ, языка, соотнося эти движения с произнесением звуков. Например: “Губы умеют улыбаться, когда мы произносим и, умеют вытягиваться вперед трубочкой, когда мы произносим у”, и т.д.