Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 15:22, статья
В последнее время воспитатели стали широко использовать в работе артикуляционную и дыхательную гимнастику. Итак, что же представляют собой дыхательная и артикуляционная гимнастика?
Начнем с такого более широкого понятия, как артикуляция - это деятельность органов речи, необходимая для произнесения отдельных звуков речи и их комплексов.
Артикуляционная и дыхательная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата (глотательных, жевательных, химических), развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе (язык, губы, мягкое нёбо) и органов дыхания (гортань. трахея, бронхи, лёгкие, диафрагма, межрёберные мышцы).
В.А.Проничева
Нижнетагильская государственная
социально-педагогическая академия
Артикуляционная и дыхательная гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста
Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе.
Многие дети в этом возрасте имеют речевые недостатки, неправильно произносят некоторые звуки. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет наступает патология.
Если не обращать внимания на речевые недостатки, они закрепляются и влияют на качество жизни и дальнейшее обучение ребенка в школе, поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.
В последнее время воспитатели стали широко использовать в работе артикуляционную и дыхательную гимнастику. Итак, что же представляют собой дыхательная и артикуляционная гимнастика?
Начнем с такого более широкого понятия, как артикуляция - это деятельность органов речи, необходимая для произнесения отдельных звуков речи и их комплексов.
Артикуляционная и дыхательная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата (глотательных, жевательных, химических), развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе (язык, губы, мягкое нёбо) и органов дыхания (гортань. трахея, бронхи, лёгкие, диафрагма, межрёберные мышцы) [1, С.12].
Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений органов речи, необходимых для правильного произнесения звуков, подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам.
Уже с младенчества ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения бормотанием, лепетом. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Жевание, сосание, глотание способствует развитию крупных мышц. Для процесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Точность, сила и дифференцированности этих движений развиваются у ребенка постепенно на протяжении всего дошкольного детства. Этому способствует система упражнений, направленных на развитие моторики органов артикуляции.
Упражнения артикуляционной гимнастики подразделяют на статические (неподвижные), направленные на удержание определенного положения губ, языка; и динамические (подвижные) - требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, профилактике возникновения болезней дыхательных путей, а также восстановлению носового дыхания при его нарушении.
Дыхательные упражнения в свою очередь подразделяются на:
1. упражнения, вызывающие длительный направленный выдох (игры типа вертушки, мельницы, предметы на воде)
2. игры на поддувание (ребенок поддувает на легкие предметы – вату, бумажку, легкие шарики)
3. игры на развитие физического дыхания (надувает шарики, пускает мыльные пузыри)
4. упражнения на развитие речевого дыхания (вдох и выдох через рот и нос)
5. упражнения с проговариванием звуков [3, С. 26].
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
2. В комплексе должны присутствовать 2-3 статических и 2-3 динамических упражнения.
3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики нужно соблюдать определенную последовательность: идти от простых упражнений к более сложным.
5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
6. Ребенок должен хорошо
видеть лицо взрослого, а также
свое лицо, чтобы самостоятельно
контролировать правильность
При проведении дыхательной гимнастики также необходимо соблюдать некоторые требования:
• Занятия можно выполнять ежедневно, но не более 3 – 6 минут, в зависимости от возраста детей, во избежание головокружений продолжительность упр. должна быть 3-4 раза.
• Проводить занятия необходимо в хорошо проветриваемом помещении,
• Обязательно до еды, можно во время утренней гимнастики.
• Нагрузка на ребенка должна увеличиваться постепенно, за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений.
• Вдыхать воздух через нос и рот, выдох делать через рот.
• Вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно.
• В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и не опускать при выдохе.
• После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.
Рассмотрим комплекс дыхательной гимнастики для дошкольников.
Цель: укреплять носоглотку, верхние дыхательные пути и лёгкие с напряжением тонуса определённых групп мышц.
Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движении.
1. «Подыши одной ноздрёй».
Повторить упражнение «Подыши одной ноздрёй» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой.
2. «Ёжик».
Поворот головы вправо – влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ёжик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы. Повторить 4-8 раз.
3. «Губы «трубкой».
1. Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межрёберные
мышцы.
2. Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все
лёгкие до отказа.
3. Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).
4. Пауза в течении 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и
выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. Повторить 4-6 раз.
4. «Ушки».
Покачивая головой вправо – влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо – влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный. Повторить 4-5 раз.
5. «Пускаем мыльные пузыри».
1. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы
носоглотки.
2. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как
бы пуская мыльные пузыри.
3. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы
носоглотки.
4. Выдох спокойный через
нос с опущенной головой.
6. «Язык «трубкой».
1. Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «о». Язык
высунуть и тоже сложить «трубкой».
2. Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им все
лёгкие, раздувая живот и рёбра грудной клетки.
3. Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы
подбородок коснулся груди. Пауза – 3-5 секунд.
4. Поднять голову и
спокойно выдохнуть воздух
7. «Насос».
1. Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.
2. Выполнять наклоны вперёд
– вниз и при каждом
наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как
при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и
вдохов).
3. Выдох произвольный. Повторить 3-6 раз.
Таким образом, артикуляция и дыхание имеют огромное значение в речи ребенка. Необходимо регулярно делать различные упражнения для того, чтобы ребенок в дальнейшем мог правильно и понятно выражать свои чувства, мысли, чтобы он мог беспрепятственно общаться с другими людьми, не испытывая при этом дискомфорта.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Рождественская В.И. Воспитание правильной речи: логопедическое пособие/В.И. Рождественская - М.: Просвещение, 1967.
2. Швайко Г.С.Игры и игровые упражнения для развития реч: Кн. Для воспитателя дет.сада. - М.: Просвещение, 1998.
3. Семинар-практикум «Методика применения артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя» Удальцова С.А.