Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 23:44, доклад
Макаренко дал интересный психолого-педагогический анализ ложных видов родительского авторитета. Им он противопоставлял истинный авторитет, главным основанием которого является жизнь и работа родителей, их гражданское лицо и поведение, требовал, чтобы родители честно и разумно руководили своими детьми, сознавали свою ответственность перед обществом за их воспитание. Каждая семья, говорил Макаренко, ведет свое хозяйство, ребенок — член семьи и, следовательно, участник всего семейного хозяйства. С ранних лет в семейных условиях он приучается к будущей своей хозяйственной деятельности в более широких масштабах. Именно здесь, в условиях семейной хозяйственной деятельности, у детей воспитываются коллективизм, честность, заботливость, бережливость, ответственность, способность ориентировки и оперативность.
А. С. Макаренко внес много нового, оригинального в освещение проблемы семейного воспитания. Он был одним из первых советских педагогов, занявшихся разработкой этой важной проблемы.
Главнейшим условием
семейного воспитания
Макаренко дал интересный
психолого-педагогический
Подробно осветил Макаренко
такие вопросы, как значение
сказки для детей раннего
А. С. Макаренко —
педагог-новатор, обогативший
Макаренко был педагогом,
успешно применявшим в теории
и на практике воспитания
Макаренко пишет лекции
для родителей о воспитании, в
которых есть общие условия
семейного воспитания, пишет о
родительском авторитете, о трудовом
воспитании в семье, о
"Умение воспитывать
- это все-таки искусство, такое
же искусство, как хорошо
Так считал А. С.
Макаренко, воспитавший
Свою "Книгу для родителей" Макаренко посвятил семейному воспитанию. Общаясь со множеством детей и подростков в колониях, педагог увидел, что многие ошибки в воспитании совершаются именно в семье.
Прежде всего, Макаренко взывает к родителям: будьте ответственными!
"Если вы родили ребенка, - это значит на много лет вперед вы отдали ему все напряжение вашей мысли, все ваше внимание и всю вашу волю. Вы должны быть не только отцом и шефом ваших детей, вы должны быть еще и организатором вашей собственной жизни, ибо вне вашей деятельности как гражданина, вне вашего самочувствия как личности не может существовать и воспитатель".
Воспитание детей - это органичная часть жизни родителей. Отец или мать не могут быть жадинами, сквернословами или пьяницами на работе, а дома перевоплощаться в прекрасных, добрых и чутких воспитателей. Макаренко настаивает на том, что родители должны быть очень внимательны ко всему, что они говорят и делают, и если они увидят, что в их жизни есть нечто такое, что может нанести вред воспитанию детей, то это нечто надо пересмотреть, изменить и, если требуется, совсем уничтожить.
Макаренко подчеркивает, что воспитание детей должно быть осознанным процессом, постоянно находящимся в центре внимания родителей. Если ребенок начинает проказничать, плохо себя вести, то игнорировать это ни в коем случае нельзя. Бывает, что ребенок нашкодит раз, другой, а родители воспринимают его поведение как норму, не обращают внимания. Потихоньку у такого ребенка могут развиться серьезные недостатки, а расстроенные родители будут только печально шептаться наедине, но на людях будут сохранять достоинство, скрывая ущербность своего воспитания. Таких родителей Макаренко называет бракоделами.
Воспитание современного
человека, по Макаренко, - процесс социальный
в самом широком смысле слова.
"Воспитывает все: люди, вещи, явления,
но прежде всего и больше всего -
люди. Из них на первом месте - родители
и педагоги. Со всем сложнейшим миром
окружающей действительности ребенок
входит в бесконечное число отношений,
каждое из которых неизменно развивается,
переплетается с другими
Макаренко дал интересный
психолого-педагогический анализ ложных
видов родительского
А.С. Макаренко выделил типы родительских авторитетов, негативно сказывающихся на воспитании ребенка:
— авторитет подавления — повседневное воздействие на ребенка своим видом, действиями, жесткое и порой жестокое отношение к нему как личности, его действиям и поступкам;
— авторитет расстояния — родители стараются быть подальше от своих детей, встречаясь с ними, как начальники;
— авторитет чванства — возвышение над окружающими в связи со своим положением, в том числе и дома;
— авторитет педантизма — большое внимание детям на уровне бюрократа, требование к детям, чтобы они относились к ним как к непререкаемому авторитету;
— авторитет резонерства — бесконечные назидания и наставления ребенка;
— авторитет любви — стремление повседневной повсеместно демонстрировать свою любовь к ребенку и демонстрация любви ребенка к ним;
— авторитет доброты — чрезмерная мягкость, доброта. Уступчивость по отношению к поведению ребенка;
— авторитет подкупа — послушание ребенка достигается путем подкупа подарками и обещаниями.
Настоящий родительский авторитет — это авторитет, основанный на жизни и работе родителей, их поведении, знании жизни своих детей и стремлении прийти к ним на помощь ненавязчиво, предоставляя возможность детям самостоятельно выходить из сложных ситуаций, формируя свой характер.