Библиотекарь в условиях информационного общества, роль библиотекаря в информационном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 08:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотреть систему профессионального образования библиотекарей .
В соответствии с предметом и целью данной работы определены следующие задачи:
образование библиоткарей с начала возникновения профессии
система профессинально образование библиотекарей в настоящее время

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..2
Глава 1. Образование библиоткарей с начала возникновения профессии ..….6
1.1 Зарождение профессии бибилиотекарь………………………………….….6
1.2.Образование библиотекарей в XVIII- XX веках..………………………..8
Глава 2: Библиотекарь в условиях информационного общества, роль библиотекаря в информационном обществе……………………………….….12
2.1 Что значит быть библиотекарем сегодня………………………………..…12
2.2 Развитие информационного общества и «вызовы» для специалистов..16
Глава 3. Система профессинально образование библиотекарей в настоящее время………………………………………………………….………………….19
3.1 Профессиональное развитие библиотекаря в информационном обществе………………………………………………………………………….19
3.2 Компьютерная компетенция библиотекарей: структура, диагностика, формирование……………………………………………………………………24
3.3 Организация повышения квалификации сотрудников в условиях внедрения новых информационных технологий………………………………27
Заключение……………………………………………………………………… 34
Список литературы………………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

Курсова яработа по теме Система проф оба библиотекаря.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

Превращение библиотекаря в ключевую фигуру, от которой зависит реальное повышение уровня информационной культуры личности, предполагает формирование креативной личности будущего специалиста. Понятие «креативность» в переводе с латинского означает созидание. Креативной в различных словарях (философских, психологических, иностранных слов и т.д.) понимается созидающая, творческая личность, способная к продуцированию новых идей, располагающая возможностями, которые проявляются не только в мышлении, чувствах, общении, но и в отдельных видах деятельности, в процессе создания новых продуктов. Формирование творческой (креативной) личности специалиста в сфере информационной культуры осуществляется в процессе обучения.

В процессе подготовки специалистов осуществляется глубокое изучение, обобщение библиотечной практики и передового библиотечного опыта, его теоретическое осмысление и выработка практических рекомендаций по совершенствованию деятельности библиотеки в деле подготовки грамотных пользователей информации. Библиотекари не только принимают активное участие в значительном количестве мероприятий, затрагивающих актуальные вопросы формирования информационной культуры личности, но и успешно демонстрируют собственные творческие наработки, занимая призовые места в различных конкурсах.

Сегодня мы уже можем утверждать, что определенные изменения произошли в системе повышения квалификации библиотекарей-практиков. Формирование их компетентности в информационном обществе осуществляется на той же концептуальной основе, что и обучение студентов университета культуры и искусств. Регулярно проводятся специализированные курсы и семинары для библиотекарей школьных, детских и муниципальных библиотек для взрослых [2, с.8-14]. Опыт организации обучения практиков убеждает:

- первый этап обучения  должен быть связан с получением теоретических знаний: предоставление о новой информационной подготовки современного пользователя информации и концепции формирования информационного общества, ее структурных элементах и критериях оценки;

- второй этап должен  быть ориентирован на освоение психолого-педагогических знаний, традиционных и инновационных педагогических технологий. На этом этапе формируются необходимые для подготовки занятий умения: выбор рациональных методов обучения, подбор дидактических материалов и средств контроля и диагностики знаний и т.д.

- третий – заключительный  – этап логично провести в  форме публичной защиты творческой  работы (текста урока), сопровождаемой  подготовленной его автором видеопрезентацией.  Оценка слушателями каждой работы  осуществляется на основе следующих критериев: информативность, компетентность, логичность, доказательность, культура речи.

В результате такого обучения слушатели получают не только теоретические  знания, но и осваивают технологию подготовки и проведение библиотечных занятий.

Использование в процессе обучения различных форм (лекция- диалог, проблемная лекция, семинар–дискуссия, практикум–семинар, консультации, круглый  стол, публичная защита выполненной  работы) способствует не только продуктивному  освоению теоретических знаний, формированию умений, но и проявлению творческих возможностей слушателей, повышению их компетентности в сфере формирования информационного общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Компьютерная компетенция библиотекарей: структура, диагностика, формирование

 

Стратегическая цель развития библиотек России связана  с актуальной потребностью современных  российских библиотек в развитии персонала. Развитие персонала библиотеки подразумевает повышение престижа библиотечных профессионалов как профессиональной группы и обеспечение возможности построения и реализации личных стратегий конкретных людей. При этом должны быть учтены разработанные Европейским союзом ключевые компетенции личности, в список которых вошли и компетенции специалистов в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Для библиотекарей это  особенно важно, поскольку особое внимание в современных стратегиях развития библиотечного дела приобретает  информатизация библиотек и создание единой научно-образовательной информационной среды современной России [17, с. 640].

Владение навыками использования  информационно-коммуникационных технологий в настоящее время входит в  систему ключевых компетенций личности, наряду с такими компетенциями, как  социальная, культурная, межкультурная, коммуникативная, предпринимательская. Библиотечная деятельность – важный компонент социальной регуляции общества. Библиотеки создают дополнительные жизненные блага за счет предоставления обществу продуктов и услуг, несущих новое знание. Для библиотекаря использование информационно-коммуникационных технологий является инструментом его профессиональной деятельности и одним из ресурсов профессионального развития. Требование непрерывного повышения квалификации библиотекарей в области информационно-коммуникационных технологий – один из важнейших компонентов федеральной программы «Электронная Россия» [18, с. 44-47].

Информационно-коммуникационная компетенция библиотекарей складывается из комплекса навыков, формирование и развитие которых необходимо проводить  на многоуровневой основе

В Российской Федерации  действует многоступенчатая система  профессиональной подготовки библиотечных работников, которая включает подготовку специалистов со средним библиотечным образованием (колледжи культуры и  искусств), высшим библиотечным образованием (академии, университеты, институты культуры и искусств; кафедры гуманитарных вузов), специалистов высшей квалификации (аспирантура), и различные формы их переподготовки (система дополнительного профессионального образования). Все это составляет систему непрерывного образования библиотечных работников. Модель профессиональной компетенции библиотекаря представляет собой определение и описание ряда личностных характеристик, а также особенностей мотивации, которые связываются с высокопрофессиональной информационно-библиотечной деятельностью, это ряд свойств, которые могут быть установлены в результате практических исследований профессиональных качеств специалистов библиотек.

Таким образом, модель информационной компетенции это один из элементов  процесса профессионального развития библиотекаря и как профессионала и как личности. В общем виде мы представляем её как двухэлементную систему включающую общие компетенции и профессиональные. Все профессиональные свойства, связываются с высоким уровнем предоставления информационно-библиотечных и библиографических услуг в различных направлениях профессиональной деятельности и имеют отношение к специальным библиотечным автоматизированным системам.

Внедрение учебно-методического  комплекса позволит также библиотечным сотрудникам осуществить развитие личных стратегий профессиональной деятельности повышения квалификации. В систему будут включены учебные курсы по актуальным проблемам информатики, разработанные на основе анализа данных диагностики библиотекарей региона. Основой для создания дистанционной образовательной системы явятся доступные в Интернете полнотекстовые базы данных учебно-методических материалов.

Прежде чем обучать  необходимым интегрировать умения и навыки в специфическую модель, которая характеризуется набором целей, а затем средствами, которое могут их реализовать: в конечном счете, представляется, что в результате обучения библиотекарь должен смоделировать некий компьютерный персональный центр профессиональной деятельности. Центр может быть реальным не сразу. Однако библиотекарь должен в форме модели четко понимать какие аппаратные средства и какие программные средства (класс, тип) должны быть им освоены для эффективной профессиональной деятельности. У специалиста не должно быть вопросов связанных с целевым использованием того или иного оборудования и программного обеспечения. Должно произойти совмещение модели некомпьютерной профессиональной деятельности с возможностями компьютерных технологий. При этом пользователь должен осознать, вероятно, взаимовлияние профессиональных навыков и умений должно лично ориентировать компьютерные технологии под задачи профессии и исходя из личных возможностей и умений конкретного специалиста.

Соблюдение этих принципов  позволит обеспечить, достигнуть необходимой  гармонии в обеспечении определенной унификации в знаниях и умениях, с необходимой академической свободой и обеспечение мотивации у обучающихся, связанной не с получением сертификата, а с формированием новой профессиональной среды включающей технологии как составную часть профессиональных навыков [2, с. 8-14].

 

3.3 Организация повышения квалификации сотрудников в условиях внедрения новых информационных технологий

 

В библиотеках, за последние  годы произошли большие изменения, связанные с широким использованием новых информационных технологий. Библиотека уверенно превращается в современный информационный центр с действующей интегрированной автоматизированной технологией выполнения библиотечных процессов, с широким использованием читателями баз данных и ресурсов Интернет. Под влиянием компьютеризации постепенно изменяется труд библиотекарей, он становится более сложным, требующим принципиально новых знаний и умений, в отличие от тех, которых было достаточно для выполнения традиционных библиотечных процессов [5, с. 48]. На первый взгляд, изменить профессиональное сознание библиотекарей можно легко и быстро. Однако практика показывает, что, пожалуй, без больших усилий можно обучить пользоваться персональным компьютером, но изменить приобретенные ранее знания и навыки достаточно сложно, так как библиотекари интуитивно накладывают свой профессиональный опыт на новые способы выполнения работы. Необходимо время для восприятия нововведений и формирования в сознании нового смысла различных видов деятельности. Очевидно, что постоянная, хорошо организованная работа с кадрами и, прежде всего, внутрибиблиотечная система повышения квалификации сотрудников призвана помочь профессиональной переподготовке библиотечных работников.

В начале 90-х годов  в библиотеках сложилась ситуация, когда резко снизился интерес к повышению квалификации, так как выверенная практикой библиотечная технология не требовала больших усилий от сотрудников, в то же время организация повышения квалификации в русле традиций была не востребована ими, потеряла свои позиции. Кроме того, следует заметить, что у сотрудников отсутствовала внутренняя мотивация повышать свою квалификацию, это не гарантировало продвижение по службе, не давало никаких дополнительных благ. Преодоление кризисных явлений в отлаженной системе повышения квалификации кадров библиотеки связано с началом внедрения новых информационных технологий. На этом пути встало несколько проблем:

Отсутствовали практические рекомендации по методике работы, так  как практика библиотеки менялась значительно  быстрее, чем библиотечная теория.

Ощущалась острая потребность  в обучении персонала, как теоретическим  основам, так и практическим, профессиональным знаниям, необходимым для работы в новых условиях, поскольку основная часть специалистов библиотек получила профессиональное образование в 70-80-е годы, задолго до перемен.

Требовалось быстро переобучить  сразу большое количество сотрудников, что требовало много средств, сил и времени.

Изменить профессиональное сознание библиотекарей, избавить их от сложившихся стереотипов мышления, научить воспринимать новые идеи помогло участие библиотек в международных проектах. Главная проблема библиотек — не в компьютерах, а в изменении управления, в профессиональном развитии библиотекарей, ведь, чтобы изменения были действенными, они должны произойти в головах людей.

Следующим шагом стало  обучение практически всех сотрудников  библиотеки работе на персональном компьютере, а также проведение ознакомительного курса для заведующих отделами и  главных специалистов библиотеки по ресурсам и услугам Интернет. На этом этапе в качестве основной задачи обучения рассматривались психологические аспекты восприятия новой техники. Поскольку большая часть библиотекарей никогда не работала на компьютере, а тем более с удаленными информационными ресурсами, исходя из необходимости снять существующий барьер, или просто боязнь техники, и дать возможность как можно большему количеству сотрудников попробовать работать на персональном компьютере, в сети Интернет. В результате разнообразного обучения в библиотеках появились люди, способные критически осознать роль и функции библиотеки в информационном обществе, умеющие войти в мир инновационной технологии, стремящиеся к изменениям [8, с. 3-6].

Из опыта проведения структурных и технологических  изменений в библиотеках можно извлечь простой урок: к успеху перемен ведут не технические аспекты деятельности, а готовность библиотекарей воспринимать новые идеи, изменять свое отношение к роли информации в современном обществе. Нельзя сказать, чтобы этот очевидный вывод однозначно воспринимался всеми, ведь до сих пор об обновлении содержания работы судят по наличию персональных компьютеров, а не по готовности персонала к изменениям.

По мере освоения современных  информационных технологий перед библиотеками встали принципиально новые вопросы, связанные с автоматизированной обработкой и методикой поиска информации, с обучением и предоставлением сетевых сервисных услуг пользователям. Чтобы справиться с ними, библиотеки были вынуждены выступить как основной центр обучения для своих сотрудников, а отдельные, наиболее подготовленные библиотекари, выступали в роли преподавателей. Сначала было обучение сотрудников знаниям и умениям, необходимым на конкретном участке работы. При этом не ставились задачи обучить сразу всех и всему. Библиотекари привлекались к обучению по мере производственной необходимости [9, с.37]. Постепенно, с расширением использования ими новых технологий, расширялась и степень охвата обучения. В библиотеках сложилась уникальная ситуация, когда процесс обучения шел параллельно с освоением новых технологий, то есть, тому, чему учат заблаговременно, учили во время работы. В этот переходный период приходилось больше отвечать на вопросы, обсуждать текущие проблемы непосредственно на месте, убеждать, чем проводить занятия. Без сомнения, это имело свои как положительные, так и отрицательные стороны. Так, не всегда успевали глубоко осмыслить то, что произошло, были ошибки. Плюс же был в том, что нужды практики подкреплялись знаниями, которые были тотчас востребованы. Другим положительным моментом явился возникший состав преподавателей-практиков, что дает великолепную возможность сотрудникам повышать профессиональный уровень в стенах библиотеки. Сегодня семинары дополняются заключительным занятием, на котором проверяется качество обучения.

Информация о работе Библиотекарь в условиях информационного общества, роль библиотекаря в информационном обществе