Биографический метод: история и практика использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 04:42, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение биографического метода и его использование в практике социальной работы.
Задачи в соответствии с целью, предполагают:
теоретическое изучение биографического метода, его определение и истоки;
на основе генеалогического исследования рассмотреть способы его применения в практике социальной работы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
§1.1 Истоки биографического метода………….........................................4
§1.2 Сущность биографического метода…………………………………5
§1.3 Метод генеалогического исследования семьи в практике социальной работы……………………11
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы……………………………………………………………....17

Файлы: 1 файл

реферат. вичканова.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт Психологии и Управления

Кафедра теории и практики социально-гуманитарных технологий

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по теме: Биографический метод: история и практика использования.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                              Проверила:

                                                                                              Вичканова О.Ф.

                                                                                              Выполнила:

                                                                                              студентка гр. 1921

                                                                                              Петрова Н. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск, 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

§1.1 Истоки биографического метода………….........................................4

§1.2 Сущность биографического  метода…………………………………5

§1.3 Метод генеалогического исследования семьи в практике социальной работы………………………………………………………………11

Заключение……………………………………………………………………….16

Список литературы……………………………………………………………....17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Россия в последнем  десятилетии ХХ века во многом заново открыла для себя социологическое  образование. Открытием стала и  социальная работа во всех ее составляющих - научном обеспечении, образовании, практической деятельности. Осваивая свое историческое развитие, зарубежный опыт, российское общество выстраивает стратегию развития социальной сферы, культуры социальной жизни.

Для современного специалиста  социальной работы, для всех тех, кто работает в учреждениях социальной сферы и управления сегодня стало особенно важным знания социологии и ее методы исследования. Именно социологические методы исследования помогают осуществлять помощь человеку, социальной группе, национально - этнической и др., нуждающихся в поддержке, имеющих те или иные проблемы.

Изучая общество в  целом, все виды общественных отношений, социологические исследования исследуют, прежде всего, социальные аспекты общественных процессов, социальные явления. Это позволяет социальным работникам ориентироваться, то есть помогают помнить, что собой представляет конкретное общество и те группы, которые слабо социально защищены.

Методы социологического исследования включают в себя эксперимент, метод включенного наблюдения, биографический метод, массовый опрос и др.

Целью данной работы является изучение биографического метода и  его использование в практике социальной работы.

Задачи в соответствии с целью, предполагают:

    • теоретическое изучение биографического метода, его определение и истоки;
    • на основе генеалогического исследования рассмотреть способы его применения в практике социальной работы.

§ 1.1 ИСТОКИ БИОГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА

 

В 1920-40-х гг. биографический метод широко применялся представителями  Чикагской школы, откуда вышло целое направление биографических исследований – изучение культурной проблематики групп иммигрантов, образа жизни преступников и девиантных групп, возникновения преступлений в истории жизни, проблем урбанизированного общества, особенностей языковой и культурной дивергенции. Так, например, в 1920-е гг. чикагский социолог К. Шоу изучал подростковую преступность, используя написанные по его просьбе автобиографические заметки юного правонарушителя, дополненные полицейскими и судебными документами, результатами медицинских освидетельствований и т. п. Всю совокупность этих данных он рассматривал как «историю случая».

Первой собственно социологической  работой, «узаконившей» использование  личных документов, писем и автобиографий  в анализе социальных процессов, стала опубликованная в 1918-1920 гг. книга У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и в Америке». Один из томов этой книги составила автобиография польского эмигранта Владека, описавшего свой путь из провинциального Копина в Чикаго. Этот путь включил в себя и учебу в деревенской школе, и работу помощником в лавке, и выезд в Германию в поисках заработка, предшествовавшие эмиграции в США. Томас и Знанецки первыми выступили с обоснованием использования биографического метода в рамках интерпретативного подхода в социологии. Они полагали, что социальные процессы нужно рассматривать как результат постоянного взаимодействия сознания личности и объективной социальной реальности. В этом взаимодействии личность и «ее» определения реальности выступают и как постоянно действующий детерминант, и как продукт социального взаимодействия. Следовательно, изучение сознания и самосознания — необходимое условие анализа социального мира. Кроме того, Томас и Знанецки предполагали, что исследование, базирующееся на «историях жизни», позволит выйти к более широким обобщениям, касающимся социальных групп, субкультур, классов и т. п.

Возрождение методологического  интереса к этому типу исследования связывают с работой Д. Берто  «Биография и общество», вышедшей в 1981 г. Уже с середины 1980-х социологические сообщества начинают осознавать, что ничто в мире из того, что мы ви-дим и описываем, не предстает перед нами таковым, каким оно существует на самом де-ле: наше восприятие всегда опосредовано через то, как мы видим мир в настоящее вре-мя. Это означает, что история жизни – это и репрезентация автора, его видения ситуации. В экстремальном постмодернистском варианте это означает, что не существует фактов, есть только лишь интерпретации: «факты» уже не являются фактами, но лишь фигурами текста (слова – «означающие» – потеряли связь с «означаемым» – реальностью).

Н. Дензин дал одно из самых популярных определений биографического метода (метода «историй жизни», «жизнеописаний»): «...биографический метод представляет переживания и определения одного лица, одной группы или одной организации в той форме, в которой это лицо, группа или организация интерпретируют эти переживания. К материалам жизненной истории относятся любые записи или документы, включая "истории случая" социальных организаций, которые проливают свет на субъективное поведение индивидов и групп. Такие материалы могут варьировать от писем до автобиографий, от газетных сообщений до протоколов судебных заседаний».

 

§ 1.2 СУЩНОСТЬ БИОГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА

 

Биографические данные — это основной источник детальных и мотивированных описаний «истории» отдельной личности. И значимые социальные связи, и мотивы действий получают здесь убедительное освещение «с точки зрения деятеля». Чаше всего источником биографических данных становятся личные документы (мемуары, записки, дневники и т. п.) либо материалы интервью и бесед.

Биографический метод  имеет очень много общего с  методом включенного наблюдения и, по сути, является еще одной разновидностью этнографического подхода к «анализу случая». Отличием биографического метода можно считать большую сфокусированность на уникальных аспектах истории жизни человека (иногда – группы, организации) и на субъективном, личностном подходе к описанию человеческой жизни, карьеры, истории любви и т. п. В центре внимания социолога здесь оказывается документальное или устное описание событий с точки зрения самого «случая», т. е. те сведения, которые в медицине называют субъективным анамнезом. Как и метод включенного наблюдения, биографический метод имеет «этнографические» корни. Культурные антропологи и историки часто опирались (и опираются) на «устные истории» или дневниковые записи и мемуары, когда им приходится изучать соответственно «доисторические», не имеющие письменной традиции сообщества, либо «закулисные» политические механизмы.

В центре внимания биографического  исследования – изучение течения  всей жизни человека, ее внутренней динамики, ее «встроенности» в социум, субъективного управления и приобретенного опыта. При этом биографическое исследование имеет, согласно М. Коли, свои нормативные требования: 1) оно должно давать взгляд на жизнь индивида в целом; 2) учитывать взаимосвязь индивидуальной истории жизни и истории общества; 3) осмысливать интерпретационную активность актеров повседневности.

Биографические данные в социологии – это основной источник детальных  и мотивированных описаний «истории»  отдельной личности. Некоторые авторы даже предлагают взамен широко употребляемых  терминов «биографический метод» или  «история жизни» использовать термин «история отдельного случая» (individual case history»), подчеркивающий избирательный, селективный характер жизнеописания.

Биографический метод позволяет  исследовать субъективные стороны  общественной жизни. Данный метод фиксирует  личные отношения человека к тем социальным процессам, социально-психологическим ситуациям, в которые он был включен.

Не претендуя на данном этапе исследования биографического  метода на полноту его анализа, остановимся  лишь на некоторых характеристиках, которые позволяют его рассматривать именно как метод теории социальной работы. С этой целью рассмотрим наиболее распространенные подходы к его анализу.

Так, Ж.- П. Альмодовар в работе «Рассказ о жизни и индивидуальная траектория»  говорит о важности междисциплинарного диалога при исследовании биографического метода. Он подчеркивает, в частности, что часто психологи  и социологи исследуют одни и те же явления, но с разных сторон й степенью проникновения в сущность этих феноменов.

При использовании данного метода, как считает Альмодовар, важно учитывать 2 момента: во-первых, «эффект дистанции» (или междисциплинарные традиции использования этого метода) и, во-вторых, редукции получаемой от индивида информации, т.к. извлеченный из нее смысл, естественно, не совпадает с тем, который в нее первоначально вложил субъект.

Французские исследователи  Д. Берто и И. Берто-Вьям предлагают в виде нового инструментария использование  биографического метода – метод  «история семей». Изучение истории  семей яснее позволяет выявить  внутренние факторы, влияющие на становление и реализацию внутренних сил человека. Такой метод как «история семей» позволяет выделить механизмы трансляции любых компонентов процесса социализации (стиля, уровней, моделей поведения, ценностных ориентаций, жизненных позиций и т.д.).

Существуют различные формы  биографического метода: ненаправленные интервью, свидетельства родственников, различного рода переписка, фотография, автобиографические фрагменты, сообщения  о своей жизни в целом, автобиография  ученых, писателей, общественных деятелей и т.д.

Все эти формы биографического  метода позволяют выявить специфику  жизненного опыта человека, характер реализации его жизненных сил  в процессе совместной жизнедеятельности  с другими людьми, при включении  его в разные социальные группы.

Использование метода «социальных  биографий» в какой-то мере обусловлено  тем, что в одни и те же периоды  жизни перед всеми членами  любой социальной группы возникают  одни и те же проблемы, которые могут  стать темой их «жизненной истории».

История жизни - это единственный материал, который может послужить основой исследования того, как индивид строит социальный образ самого себя, в результате жизненного взаимодействия нескольких сил. Начав со "вступительной сцены детства" до последнего момента помогает рассказчику найти единственную точку зрения на сменяющие друг друга этапы жизни - жизни, рассматриваемой как долгое путешествие. Побуждение рассказывать историю своей жизни возникает из ощущения, что такая длительность…находится под угрозой.

Принято различать три основных типа "историй жизни": полные, тематические, отредактированные. Полная "история жизни" в идеале очерчивает весь жизненный опыт субъекта.

Выделяют следующие виды биографического  интервью:

    • лейтмотивное интервью: респонденту помогают сразу подойти к определенной теме и придерживаться ее впоследствии;
    • нарративное интервью: собеседника просят подробно рассказать историю своей жизни в свободной форме, но в хронологической последовательности событий;
    • открытое интервью: интервьюер выступает в роли любопытного знакомого, который задает наводящие вопросы по ходу повседневного разговора.
    • интенциональные - это проекты, жизненные цели, намеренно сделанные шаги, которые должны выводить из нежелательной ситуации, формы действий, нацеленные на то, чтобы узнать новое;
    • институциональные - это посещение школы, последовательность образовательных шагов, семейный цикл, профессиональная карьера.

Основная особенность  метода - ведущая роль исследователя  в соответствии с теоретической  логикой, избирательно редактирующего и интерпретирующего исходный рассказ субъектов для того, чтобы ответить на поставленные в исследовании вопросы. Нередко множество отредактированных "историй жизни" становится иллюстративным или доказательным материалом в теоретическом, по сути, исследовании. Примером может служить знаменитая работа И. Гофмана "Стигма". Под "стигмой" понимается свойство, рассматриваемое как порочащее, неуместное для представителя определенной социальной категории и отмечающее его от социально определяемой "нормы". Так, в главе, посвященной типам "духовной карьеры" стигматизированных людей, Гофман использует десяток различных автобиографических источников, мемуаров, "жизненных историй", чтобы показать, как влияют на личностную идентичность время и обстоятельства осознания субъектом своей стигмы, ее очевидность для окружающих. Субъектами "жизненных историй" здесь оказываются и человек, заболевший в юности полиомиелитом, и профессиональная проститутка, и слепая девушка, и гомосексуал.

Информация о работе Биографический метод: история и практика использования