Биография К.Д.Ушинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 19:35, контрольная работа

Описание работы

В XIX столетия в странах Романо-германской цивилизации сложилась новая социальная структура. Теряет былое господствующее положение дворянство, уступая его буржуазии. Капиталистическое производство воспроизводит главного противника буржуазии – пролетариат. Формируется сильный интеллектуальный слой, который начинает играть возрастающую роль в духовной жизни и занимает влиятельное положение в социальной структуре общества.Изменившиеся социально-экономические условия привели к существенным переменам во всех областях культуры – науке, литературе, искусстве. Бурный рост производства, необходимость его обслуживать дал толчок развитию научных фундаментальных и прикладных исследований, особенно естественных и технических.

Содержание работы

1. Социально-исторические условия эпохи…………………………….…2
2. Конкретные факты биографии К.Д.
Ушинского…………………………………………………………….......5
3. Значение Ушинского в развитии педагогики………………………...11
4. Список литературы…………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

ухи.docx

— 39.63 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

1.   Социально-исторические  условия эпохи…………………………….…2

2.   Конкретные факты биографии К.Д.

      Ушинского…………………………………………………………….......5

 

3.    Значение Ушинского  в развитии педагогики………………………...11

4.    Список литературы…………………………………………………….17

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социально-исторические условия эпохи.

XIX столетие занимает особое  место в истории развития европейской  цивилизации. На рубеже XVIII – XIX вв. человек создал паровую машину, приведшую к революции в области  производительных сил. Паровая  машина сыграла большую роль  в переходе к машинному производству  и привела к промышленной революции. Во второй половине XIX в. Достоянием человечества стали два открытия:

- открытие электрической  энергии, которая начала использоваться  в двигателях, средствах связи  (телеграф и телефон), для освещения;

- двигатель внутреннего  сгорания (1860 г.), благодаря чему появился  автомобиль (1885-1886 гг.).

Использование электрического двигателя и двигателя внутреннего  сгорания внесло существенный вклад  в развитие производительных сил общества.К концу XIX века завершился раздел мира между крупнейшими капиталистическими державами. Сформировалась колониальная система, ставшая одним из важнейших источников получения прибыли.

В XIX столетия в странах  Романо-германской цивилизации сложилась  новая социальная структура. Теряет былое господствующее положение  дворянство, уступая его буржуазии. Капиталистическое производство воспроизводит  главного противника буржуазии –  пролетариат. Формируется сильный  интеллектуальный слой, который начинает играть возрастающую роль в духовной жизни и занимает влиятельное  положение в социальной структуре общества.Изменившиеся социально-экономические условия привели к существенным переменам во всех областях культуры – науке, литературе, искусстве. Бурный рост производства, необходимость его обслуживать дал толчок развитию научных фундаментальных и прикладных исследований, особенно естественных и технических.

И несмотря ни на что, в 19 веке в России успешно развивались  общественные науки – история, философия, языкознание, политическая экономия. Небывалого подъёма и расцвета достигли русская  литература, живопись, музыка, театральное  искусство, архитектура – русская  культура вышла на передовые мировые  рубежи.

Конец 50-х – начало 60-х  гг. стал эпохой умственного пробуждения  России. Мыслящая Россия к этому  времени научилась читать между  строк. Поэтому, всё, что публиковалось  в периодической печати и в  книгах, становилось предметом споров, рассуждений и размышлений. Идеи западничества получают дальнейшее развитие. А под влиянием славянофильства  складывается течение почвенничества, некоторые стороны которого в 70-80 гг. приобрели черты национализма и панславянизма. Это были так называемые поздние славянофилы. Идея славянофильства нашли своеобразное преломление в религиозно-философских концепциях конца XIX – начала XX в. В трудах В.С. Соловьёва, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского и др.

Небывалого подъёма и  расцвета достигли русская литература, живопись, музыка, театральное искусство, архитектура.

В России была создана самобытная художественная реалистическая литература, критика, давшие миру десятки блестящих  имён.

Мировой славой и признанием русская музыка XIX в. Обязана М.И. Глинке, членам «Могучей кучки» (М.А. Балакирев, А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, критик В.И. Стасов)., П.И. Чайковскому, которые не только использовали русскую тему в своих  произведениях, но вывели её на мировую  арену.В 1870 г. В России возникло уникальное и, пожалуй, единственное в мире Товарищество художников-передвижников, объединившее многих лучших мастеров кисти страны.

Значительных успехов достигло русское театральное искусство – оперное, балетное, драматическое. Его расцвет был достигнут благодаря блестящей плеяде российских артистов, композиторов, драматургов. В конце XIX столетия получил развитие как в столицах, так и в провинции драматический театр.

Представителями российской архитектурной школы в столичных  и губернских городах созданы  неповторимые ансамбли, которые остаются украшением этих городов и в наши дни.

Таким образом, русская культура в XIX в. Вышла на передовые мировые  рубежи.

Первая половина 20 века ознаменовалась для России двумя кровопролитными  войнами и тремя революциями, в результате чего огромная империя  выпала из мировой капиталистической  системы.

Вот в такую не лёгкую, но знаменательную эпоху и жил великий Ушинский.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конкретные факты  биографии К.Д.Ушинского.

Константи́н Дми́триевич Уши́нский (19 февраля (2 марта) 1824, Тула — 22 декабря 1870 (3 января 1871), Одесса) — русский педагог, основоположник научной педагогики в России.

Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля (2 марта) 1824 года в  Туле в семье Дмитрия Григорьевича Ушинского — отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича — Любовь Степановна умерла, когда ему было 12 лет.

После назначения отца Константина  Дмитриевича судьёй в небольшой, но старинный уездный город Новгород-Северский  Черниговской губернии, вся семья  Ушинских переехала туда. Всё детство  и отрочество К. Д. Ушинского прошло в приобретенном отцом небольшом  имении, расположенном в четырёх  верстах от Новгород-Северского на берегу реки Десны. Константин Ушинский в 11 лет поступил в третий класс  Новгород-Северской гимназии, которую  окончил в 1840 году.

После окончания гимназии он поступил учиться на юридический  факультет Московского университета, где слушал лекции блестящих преподавателей, в том числе таких известных  как профессор истории Тимофей  Николаевич Грановский и профессор  философии государства и права  Пётр Григорьевич Редкин, который оказал немалое влияние на последующий выбор К. Д. Ушинского заняться педагогикой.

После блестящего окончания  университетского курса в 1844 году Ушинский был оставлен в Московском университете для подготовки к сдаче магистерского  экзамена. В круг интересов молодого Ушинского помимо философии и  юриспруденции входили и литература, и театр, а также все те вопросы, которые волновали представителей прогрессивных кругов русского общества того времени, в частности пути распространения грамотности и образованности среди простого народа.

В июне 1844 года учёный совет  Московского университета присудил Константину Ушинскому степень  кандидата юриспруденции, а в 1846 году он был назначен исполняющим  обязанности профессора камеральных  наук на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки  финансов в ярославском Демидовском  лицее. С марта по май 1848 года он редактировал неофициальную часть газеты «Ярославские губернские ведомости». Однако прогрессивные демократические взгляды молодого профессора, его глубокая эрудиция, простота в обращении со своими учениками вызвали недовольство руководства лицея, что в конечном итоге привело к конфликтам с начальством лицея, доносам вышестоящему начальству на Ушинского со стороны руководства лицея и установления негласного надзора за ним. Всё это привело к тому, что в 1849 году Ушинский уходит в отставку. После своей отставки из Демидовского лицея Ушинский некоторое время зарабатывал себе на жизнь переводами статей из иностранных журналов, рецензиями и обзорами в журналах, а все его попытки устроиться снова на преподавательскую должность оказывались тщетными.

Через полтора года безуспешных  попыток устроиться на преподавательскую  работу в Ярославле К. Д. Ушинский переехал в Санкт-Петербург, где  первоначально он смог устроиться только на должность столоначальника департамента иноземных вероисповеданий —  достаточно мелкую чиновничью должность. В январе 1854 года, благодаря помощи бывшего коллеги по Демидовскому лицею, К. Д. Ушинскому удалось перейти  на работу преподавателя русской  словесности в Гатчинский Сиротский  институт, который находился под  покровительством императрицы. Задачей  Гатчинского сиротского института  было воспитание людей, верных «царю  и отечеству», а применяемые для  этого методы славились своей  строгостью. Так, за небольшую провинность воспитанника могли посадить под арест в карцер, на прогулку за стены института воспитанники могли выходить только по субботам и воскресеньям. Сам Ушинский так характеризовал позже институтские порядки: «Канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание — за дверьми здания». Интересно, что за пять лет своей преподавательской работы в этом учебном заведении (1854—1859) К. Д. Ушинскому удалось изменить старые и внедрить новые порядки и традиции в институте, которые сохранялись в нём вплоть до 1917 года. Так, ему удалось начисто искоренить фискальство, доносительство, как правило, характерное для учебных заведений закрытого типа, ему удалось изжить воровство, так как самым суровым наказанием для воров стало презрение товарищей. Чувство настоящего товарищества К. Д. Ушинский считал основой воспитания. Уже через год своей службы в Гатчинском сиротском институте К. Д. Ушинский был повышен по службе и назначен инспектором классов.

В стенах этого учебного заведения К. Д. Ушинский обнаружил  архив одного из прежних инспекторов  Гатчинского сиротского института  — Е. О. Гугеля, в котором он нашёл, как писал позже сам Ушинский, «полное собрание педагогических книг». Найденные книги оказали огромное влияние на Ушинского. Впоследствии, под влиянием идей, полученных от прочтения этих книг, он написал одну из лучших своих статей по педагогике «О пользе педагогической литературы». После огромного общественного успеха его статьи, Ушинский становится постоянным автором «Журнала для Воспитания», где он последовательно публиковал статьи, в которых развивал свои взгляды на систему воспитания и образования в России. Он также сотрудничал в журналах «Современник» (1852—1854) и «Библиотека для чтения» (1854—1855).

В 1859 году К. Д. Ушинского  пригласили на должность инспектора классов Смольного института  благородных девиц, где ему удалось  провести значительные прогрессивные изменения. Так, исходя из своего главного принципа демократизации народного образования и народности воспитания, ему удалось убрать существовавшее до этого разделения контингента учащихся на «благородных» и «неблагородных» (то есть из мещанского сословия), он ввёл практику преподавание учебных предметов на русском языке и открыл специальный педагогический класс, в котором осуществлялась подготовка учащихся для работы в качестве воспитательниц. К. Д. Ушинский ввёл в практику педагогической работы совещания и конференции педагогов, а воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей.

Одновременно с преподавательской  работой Ушинский стал редактировать  «Журнал Министерства народного  просвещения», который благодаря  ему превратился в прекрасный педагогический журнал, весьма отзывчиво  относившийся к новым течениям в  области народного образования.

Однако у К. Д. Ушинского  произошёл конфликт с начальницей  института М.П.Леонтьевой, которая обвинила Ушинского в вольнодумстве, непочтительном отношении к начальству, атеизме и других проступках подобного рода. Под благовидным предлогом в 1862 году Ушинского удалили из института — он был направлен на пять лет за границу для лечения и изучения школьного дела. За это время Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию, в которых он посещал и изучал учебные заведения — женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швейцарии, считавшиеся самыми передовыми в части новаций в педагогике. Свои заметки, наблюдения и письма этого периода он объединил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии».

За границей в 1864 году он написал и издал учебную книгу "Родное слово", а также книгу  «Детский мир». Фактически это были первые массовые и общедоступные  российские учебники для начального обучения детей. Более того, Ушинский написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному слову» — «Руководство к преподаванию по „Родному слову“ для учителей и родителей». Это руководство оказало огромное, широчайшее влияние на русскую народную школу. Свою актуальность как пособие по методике преподавания родного языка оно не потеряло и по сей день. Достаточно сказать, что до 1917 года оно выдержало 146 изданий.

В середине 1860-х годов  К. Д. Ушинский с семьёй вернулся в  Россию. Свой последний главный научный  труд, названный К. Д. Ушинским «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», он начал печатать в 1867 году. Первый том «Человек как  предмет воспитания» вышел в 1868 году, а через некоторое время  вышел второй том. К сожалению, третий том остался незавершённым. В  этой своей работе К. Д. Ушинский подходит к рассмотрению психических явлений  на фундаментальной философской  основе, не будучи приверженцем какой-либо определённой философской системы, он вполне самостоятельно дал в своём  труде ценный психологический анализ цепочки: ощущение прекрасного —  чувствование прекрасного — осознание. Так же в этом труде К. Д. Ушинский дал обоснование предмета педагогики, её основных закономерностей и принципов.

В последние годы жизни  К. Д. Ушинский выступал как видный общественный деятель. Он писал статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников, а также принял участие в учительском  съезде в Крыму. Приехав в 1870 году в Симферополь, К. Д. Ушинский побывал  в нескольких учебных заведениях, в том числе женском училище; охотно встречался и с учителями, и с учащимися. Учитель Симферопольской  казённой мужской гимназии И. П. Деркачев вспоминал:

При казённой мужской гимназии был образцовый класс по способу  наглядного обучения. Будучи одним  из основателей этого способа, К. Д. Ушинский заинтересовался работой класса, присутствовал на уроках, которые проводил И. П. Деркачев. В здании казённой мужской гимназии состоялся II съезд учителей Таврической губернии, и К. Д. Ушинский принял участие в его работе. Обсуждался, в частности, вопрос о книгах для классного чтения в народных школах, о необходимости создания таких книг. К этому призывал учителей Константин Дмитриевич Ушинский. Предложение было принято, выработанная на съезде «азбука» в том же 1870 году издана в Симферополе.

Летом 1870 года К. Д. Ушинский лечился кумысом в Альме возле Бахчисарая. Возвращаясь из Крыма к себе домой на хутор Богданка Глуховского уезда Черниговской губернии), он хотел заехать к своему коллеге и другу Н. А. Корфу в село Времевку Александровского уезда на Екатеринославщине, но по ряду причин не смог это сделать. В это же время дома в результате трагического случая на охоте погиб его старший сын Павел. После этого К. Д. Ушинский решает переехать жить с семьёй в Киев, для чего он купил в Киеве по ул. Тарасовской дом, а сам с сыновьями Константином и Владимиром поехал лечиться в Крым. По дороге в Крым он простудился и остановился для лечения в Одессе, где и скончался 22 декабря 1870 года (3 января 1871 года).

Информация о работе Биография К.Д.Ушинского