Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 19:35, контрольная работа
В XIX столетия в странах Романо-германской цивилизации сложилась новая социальная структура. Теряет былое господствующее положение дворянство, уступая его буржуазии. Капиталистическое производство воспроизводит главного противника буржуазии – пролетариат. Формируется сильный интеллектуальный слой, который начинает играть возрастающую роль в духовной жизни и занимает влиятельное положение в социальной структуре общества.Изменившиеся социально-экономические условия привели к существенным переменам во всех областях культуры – науке, литературе, искусстве. Бурный рост производства, необходимость его обслуживать дал толчок развитию научных фундаментальных и прикладных исследований, особенно естественных и технических.
1. Социально-исторические условия эпохи…………………………….…2
2. Конкретные факты биографии К.Д.
Ушинского…………………………………………………………….......5
3. Значение Ушинского в развитии педагогики………………………...11
4. Список литературы…………………………………………………….17
Содержание
1. Социально-исторические условия эпохи…………………………….…2
2. Конкретные факты биографии К.Д.
Ушинского………………………………………………………
3. Значение Ушинского
в развитии педагогики………………………
4. Список литературы…………………………………
Социально-исторические условия эпохи.
XIX столетие занимает особое
место в истории развития
- открытие электрической
энергии, которая начала
- двигатель внутреннего сгорания (1860 г.), благодаря чему появился автомобиль (1885-1886 гг.).
Использование электрического
двигателя и двигателя
В XIX столетия в странах Романо-германской цивилизации сложилась новая социальная структура. Теряет былое господствующее положение дворянство, уступая его буржуазии. Капиталистическое производство воспроизводит главного противника буржуазии – пролетариат. Формируется сильный интеллектуальный слой, который начинает играть возрастающую роль в духовной жизни и занимает влиятельное положение в социальной структуре общества.Изменившиеся социально-экономические условия привели к существенным переменам во всех областях культуры – науке, литературе, искусстве. Бурный рост производства, необходимость его обслуживать дал толчок развитию научных фундаментальных и прикладных исследований, особенно естественных и технических.
И несмотря ни на что, в 19 веке в России успешно развивались общественные науки – история, философия, языкознание, политическая экономия. Небывалого подъёма и расцвета достигли русская литература, живопись, музыка, театральное искусство, архитектура – русская культура вышла на передовые мировые рубежи.
Конец 50-х – начало 60-х гг. стал эпохой умственного пробуждения России. Мыслящая Россия к этому времени научилась читать между строк. Поэтому, всё, что публиковалось в периодической печати и в книгах, становилось предметом споров, рассуждений и размышлений. Идеи западничества получают дальнейшее развитие. А под влиянием славянофильства складывается течение почвенничества, некоторые стороны которого в 70-80 гг. приобрели черты национализма и панславянизма. Это были так называемые поздние славянофилы. Идея славянофильства нашли своеобразное преломление в религиозно-философских концепциях конца XIX – начала XX в. В трудах В.С. Соловьёва, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского и др.
Небывалого подъёма и расцвета достигли русская литература, живопись, музыка, театральное искусство, архитектура.
В России была создана самобытная художественная реалистическая литература, критика, давшие миру десятки блестящих имён.
Мировой славой и признанием русская музыка XIX в. Обязана М.И. Глинке, членам «Могучей кучки» (М.А. Балакирев, А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, критик В.И. Стасов)., П.И. Чайковскому, которые не только использовали русскую тему в своих произведениях, но вывели её на мировую арену.В 1870 г. В России возникло уникальное и, пожалуй, единственное в мире Товарищество художников-передвижников, объединившее многих лучших мастеров кисти страны.
Значительных успехов достигло русское театральное искусство – оперное, балетное, драматическое. Его расцвет был достигнут благодаря блестящей плеяде российских артистов, композиторов, драматургов. В конце XIX столетия получил развитие как в столицах, так и в провинции драматический театр.
Представителями российской
архитектурной школы в
Таким образом, русская культура в XIX в. Вышла на передовые мировые рубежи.
Первая половина 20 века ознаменовалась для России двумя кровопролитными войнами и тремя революциями, в результате чего огромная империя выпала из мировой капиталистической системы.
Вот в такую не лёгкую, но знаменательную эпоху и жил великий Ушинский.
Конкретные факты биографии К.Д.Ушинского.
Константи́н Дми́триевич Уши́нский (19 февраля (2 марта) 1824, Тула — 22 декабря 1870 (3 января 1871), Одесса) — русский педагог, основоположник научной педагогики в России.
Константин Дмитриевич Ушинский
родился 19 февраля (2 марта) 1824 года в
Туле в семье Дмитрия Григорьевича
Ушинского — отставного офицера,
участника Отечественной войны 1812
года, мелкопоместного дворянина. Мать
Константина Дмитриевича —
После назначения отца Константина
Дмитриевича судьёй в небольшой,
но старинный уездный город
После окончания гимназии
он поступил учиться на юридический
факультет Московского
После блестящего окончания
университетского курса в 1844 году Ушинский
был оставлен в Московском университете
для подготовки к сдаче магистерского
экзамена. В круг интересов молодого
Ушинского помимо философии и
юриспруденции входили и
В июне 1844 года учёный совет Московского университета присудил Константину Ушинскому степень кандидата юриспруденции, а в 1846 году он был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в ярославском Демидовском лицее. С марта по май 1848 года он редактировал неофициальную часть газеты «Ярославские губернские ведомости». Однако прогрессивные демократические взгляды молодого профессора, его глубокая эрудиция, простота в обращении со своими учениками вызвали недовольство руководства лицея, что в конечном итоге привело к конфликтам с начальством лицея, доносам вышестоящему начальству на Ушинского со стороны руководства лицея и установления негласного надзора за ним. Всё это привело к тому, что в 1849 году Ушинский уходит в отставку. После своей отставки из Демидовского лицея Ушинский некоторое время зарабатывал себе на жизнь переводами статей из иностранных журналов, рецензиями и обзорами в журналах, а все его попытки устроиться снова на преподавательскую должность оказывались тщетными.
Через полтора года безуспешных
попыток устроиться на преподавательскую
работу в Ярославле К. Д. Ушинский
переехал в Санкт-Петербург, где
первоначально он смог устроиться только
на должность столоначальника
В стенах этого учебного заведения К. Д. Ушинский обнаружил архив одного из прежних инспекторов Гатчинского сиротского института — Е. О. Гугеля, в котором он нашёл, как писал позже сам Ушинский, «полное собрание педагогических книг». Найденные книги оказали огромное влияние на Ушинского. Впоследствии, под влиянием идей, полученных от прочтения этих книг, он написал одну из лучших своих статей по педагогике «О пользе педагогической литературы». После огромного общественного успеха его статьи, Ушинский становится постоянным автором «Журнала для Воспитания», где он последовательно публиковал статьи, в которых развивал свои взгляды на систему воспитания и образования в России. Он также сотрудничал в журналах «Современник» (1852—1854) и «Библиотека для чтения» (1854—1855).
В 1859 году К. Д. Ушинского пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц, где ему удалось провести значительные прогрессивные изменения. Так, исходя из своего главного принципа демократизации народного образования и народности воспитания, ему удалось убрать существовавшее до этого разделения контингента учащихся на «благородных» и «неблагородных» (то есть из мещанского сословия), он ввёл практику преподавание учебных предметов на русском языке и открыл специальный педагогический класс, в котором осуществлялась подготовка учащихся для работы в качестве воспитательниц. К. Д. Ушинский ввёл в практику педагогической работы совещания и конференции педагогов, а воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей.
Одновременно с
Однако у К. Д. Ушинского произошёл конфликт с начальницей института М.П.Леонтьевой, которая обвинила Ушинского в вольнодумстве, непочтительном отношении к начальству, атеизме и других проступках подобного рода. Под благовидным предлогом в 1862 году Ушинского удалили из института — он был направлен на пять лет за границу для лечения и изучения школьного дела. За это время Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию, в которых он посещал и изучал учебные заведения — женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швейцарии, считавшиеся самыми передовыми в части новаций в педагогике. Свои заметки, наблюдения и письма этого периода он объединил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии».
За границей в 1864 году он написал и издал учебную книгу "Родное слово", а также книгу «Детский мир». Фактически это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Более того, Ушинский написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному слову» — «Руководство к преподаванию по „Родному слову“ для учителей и родителей». Это руководство оказало огромное, широчайшее влияние на русскую народную школу. Свою актуальность как пособие по методике преподавания родного языка оно не потеряло и по сей день. Достаточно сказать, что до 1917 года оно выдержало 146 изданий.
В середине 1860-х годов К. Д. Ушинский с семьёй вернулся в Россию. Свой последний главный научный труд, названный К. Д. Ушинским «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», он начал печатать в 1867 году. Первый том «Человек как предмет воспитания» вышел в 1868 году, а через некоторое время вышел второй том. К сожалению, третий том остался незавершённым. В этой своей работе К. Д. Ушинский подходит к рассмотрению психических явлений на фундаментальной философской основе, не будучи приверженцем какой-либо определённой философской системы, он вполне самостоятельно дал в своём труде ценный психологический анализ цепочки: ощущение прекрасного — чувствование прекрасного — осознание. Так же в этом труде К. Д. Ушинский дал обоснование предмета педагогики, её основных закономерностей и принципов.
В последние годы жизни К. Д. Ушинский выступал как видный общественный деятель. Он писал статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников, а также принял участие в учительском съезде в Крыму. Приехав в 1870 году в Симферополь, К. Д. Ушинский побывал в нескольких учебных заведениях, в том числе женском училище; охотно встречался и с учителями, и с учащимися. Учитель Симферопольской казённой мужской гимназии И. П. Деркачев вспоминал:
При казённой мужской гимназии был образцовый класс по способу наглядного обучения. Будучи одним из основателей этого способа, К. Д. Ушинский заинтересовался работой класса, присутствовал на уроках, которые проводил И. П. Деркачев. В здании казённой мужской гимназии состоялся II съезд учителей Таврической губернии, и К. Д. Ушинский принял участие в его работе. Обсуждался, в частности, вопрос о книгах для классного чтения в народных школах, о необходимости создания таких книг. К этому призывал учителей Константин Дмитриевич Ушинский. Предложение было принято, выработанная на съезде «азбука» в том же 1870 году издана в Симферополе.
Летом 1870 года К. Д. Ушинский лечился кумысом в Альме возле Бахчисарая. Возвращаясь из Крыма к себе домой на хутор Богданка Глуховского уезда Черниговской губернии), он хотел заехать к своему коллеге и другу Н. А. Корфу в село Времевку Александровского уезда на Екатеринославщине, но по ряду причин не смог это сделать. В это же время дома в результате трагического случая на охоте погиб его старший сын Павел. После этого К. Д. Ушинский решает переехать жить с семьёй в Киев, для чего он купил в Киеве по ул. Тарасовской дом, а сам с сыновьями Константином и Владимиром поехал лечиться в Крым. По дороге в Крым он простудился и остановился для лечения в Одессе, где и скончался 22 декабря 1870 года (3 января 1871 года).