Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 11:53, курсовая работа
Сначало немного истории, так как это поможет нам понять как происходило формирование взглядов этого выдающегося деятеля педагогической науки. Ян Амос Коменский родился в 1592 году в местечке Нивнице, находящегося недалеко от моравского города Угерский Брод. Его отец Мартин был имел собственную мельницу, он был довольно образованным человеком, хорошо знал Библию и, как активный член секты «Чешские братья» проводил большую просветительскую работу среди народа [11, с. 132].
Глава
1 Биография Яна Амоса Коменского
1.1 Жизнедеятельность Коменского.
Сначало немного истории, так как это поможет нам понять как происходило формирование взглядов этого выдающегося деятеля педагогической науки. Ян Амос Коменский родился в 1592 году в местечке Нивнице, находящегося недалеко от моравского города Угерский Брод. Его отец Мартин был имел собственную мельницу, он был довольно образованным человеком, хорошо знал Библию и, как активный член секты «Чешские братья» проводил большую просветительскую работу среди народа [11, с. 132].
В 1604г. на Яна обрушилось первое несчастье: эпидемическое заболевание унесло его отца, мать и двух братьев. У Коменского осталась единственная сестра - Маргарита. Сиротам назначили опекунов, но Ян уже не мог продолжать начатую учебу, и лишь изредка посещал школу. В 1604 г. Коменского взяла к себе в г. Стражнице его тетка со стороны отца. Она отдала его в местную школу «братьев» и там он учился один год. Но в 1605 г. Стражнице захватили венгерские войска и почти полность сожгли его. Коменский вынужден был вернуться в Нивнице [5, с. 221].
В 1609 г. он поступает в латинскую школу г. Пшерова, которую закончил с отличием. Так как он пошел в эту школу уже в достаточно зрелом возрасте (ему было уже 16 лет), то он смог серьезно и самостоятельно оценить ее достоинства и недостатки.
И хотя латинские школы считались предовыми, но и они были проникнуты схоластически-догматическим духом. Впоследствии годы, проведенные в этой школе, Коменский во многом считал потерянным временем. Он на себе испытал полную непригодность системы воспитания и обучения, и у него уже тогда зародилась мысль о необходимости улучшить дело народного образования. В дальнейшем эта идея стала девизом его жизни.
После латинской школы Коменский прошел трудовую подготовку в области различных ремесел в одной из школ секты «Чешские братья» которая готовила в проповедники учеников, проявлявших особые способности. Коменский был отправлен общиной учиться в Германию для получения высшего образования.
В 1611 г. Коменский поступает на богословский факультет Грборнского университета. В университете господствовало протестантско-кальвинистское направление, которое в идейном отношении стояло близко к секте «Чешские братья». В это время время богословский факультет Пражского университета тоже готовил протестантское духовенство, но господствовавшие здесь гусисты - утрактивисты враждеюно относились к «Чешским братьям».
Года, проведенные в Герборнском университете (1611-1613), имели большое значение в идейном развитии Коменского. Здесь формируются его общественно-политические и философские воззрения, здесь он получает широкое образование, знакомиться с педагогическими взглядами разных времен и народов. Коменский приобретает известность как талантливый студент и становится исследователем во многих отраслях знания. Большую часть в его творческих успехах сыграли его учителя - профессора Альстред и Пискатор [11, с. 92].
Альстред и Пискатр были последователями хилизма, который признавал тысячилетнее Царствие Христа на земле, когда будут утвержлденыравенство всех и счастье каждогот человека, идеальное благоденствие и добро. Коменский примкнул к этому направлению в студенческие годы.
Роль Альстреда в формировании филосовских воззрений Коменского очень велика. Альстред являлся автором целого ряда философских трудов, и проявлял критическое отношению к догматическому толкованию учителя. Он придерживался прогрессивных взглядов на значение науки. Альстред считал, что изучение природы должно служить на благо человека, и происходить с помощью наблюдения и опытов. Совокупность многих опытов создает индукцию, являющуюся матерью науки. Эти передовые для своего времени идеи оказали сильное влияние на взгляды Коменского.
В университетские годы Коменский знакомится с философской литературой, изучает Платона, Аристотеля, Цицерона и других великих античных философов. В 1613 году он пишет записи к одному из диспутов и называет их «Спорные вопросы, собранные в саду философии». Основным вопросом в этих записях является вопрос об источниках и путях познания. Этот вопрос он ставит и в работе «Берет ли всякое познание исток из ощущения», которая была опубликована в 1914 г [5, с. 230]
Можно сказать,
что пагсофические идеи Коменского
своими истоками восходят к периоду
учебы в Герборнском
В феврале 1613 года
Коменский заканчивает
Весной 1614 г. Коменский возвращается на родину. Он назначается руководителем Пшеровской братской школы. С этого времени в жизни Коменского начинается новая эра. Он с большим увлечением работает в любимой школе и очень много делает для того, чтобы облегчить обучение. Он пишет такие работы как «Правила более легкой грамматики» и «Письма к небу».
В пшеровский период своей деятельности Коменский знакомится с философскими и педагогическими произведениями немецкого ученого Иоганна Андреэ, который произвел на него впечатление как чрезвычайно образованный, прогрессивный педагог и мыслитель своего времени. Особенно большое влияние на Коменского оказали дидактические воззрения Андреэ, к которым в дальнейшем Коменский неоднократно обращается в своих трудах.
В 1618 г. община «Чешские братья» назначила Коменского пастырем-проповедником в г. Фульнек в Северной Моравии, где он одновременно руководил и братской школой.
Известно, что
Коменский много сделал для повышения
уровня и благосостояния населения
Фульнека, особенно бедняков и осуществил
большие изменения в
После того как
Габсбурги в 1620 г. победили в битве
у Белой горы и казнили многих
патриотов, а потом добрались
до Фульнека, Коменскому как активному
протестанту оказалось
Однако же душевная травма, вызванная этим горем не смогла сломить волю великого патриота и своим личным примером он вселял в таких же многострадальных соотечественников дух бодрости и непримиримости.
Коменский покидает Моравию и скрывается в маленьком г. Брандисе, где пишет роман-трактат философско-социального направления «Лабиринт света и рай сердца».В этой работе он критикует феодальные отношения и феодальное общество.
В 1624 г. в Брандисе Коменский познакомился с дочерью епископа Марией-Доротеей и женился на ней. До брака Доротея принимала участие в тайной работе общины братьев, а связав свою судьбу с Коменским, стала одним из активных деятелей этого движения.
Весной 1625 г. Коменского отправляют в Польшу для выяснения возможности прибежища чехам в этой стране. По возвращении Коменский ведет пропаганду об освобождении отечества.
Летом 1626 г. Коменский с женой и тестем укрываются в Северо-Восточной Чехии, в Биле-Тржемешне в замке чешского помещика Иржи Садовского. Здесь он пишет дидактическую работу на чешском языке, которая определила круг основных вопросов дидактики и их решение в «Великой дидактике».
31 июля 1627 г.
император Фердинанд II провозгласил
католичество официальной
8 февраля 1628
г. Коменский поселился в
Сразу после переезда Коменский стал преподавать в гимназии «братьев» естествоведческие предметы, а в 1635 г. его избирают на должность ректора гимназии [5, с. 231]
В эти годы Коменский проводит большую работу по усовершенствованию “Великой дидактики”, которую завершает в 1632 году.
Параллельно с работой над «Великой дидактикой» Коменский пишет учебник латинского языка «Открытая дверь языков и всех наук», который произвел переворот в системе преподавания этого важного предмета.
В 1633-1638 гг. Коменский продолжает работу над «Великой дидактикой» и решает издать ее на латинском языке, чтобы она была доступна для всех народов. Но сначала он отправляет рукопись своему другу Иоахиму Гюбнеру, попросив его высказать свое мнение об этой работе. Получив отрицательный отзыв Коменский долгое время воздерживался от издания «Великой дидактики». Только спустя 20 лет она была опубликована в Амстердаме в полном собрании дидактических сочинений. Эта классическая работа Коменского - основополагающий труд научной педагогики и она переведена почти на все языки мира.
Помимо этого в Лешно Коменский пишет работы по естествознанию и начинает планировать «Пансофию». Интересно отметить тот факт, что об этой разработке узнал один английский меценат, крупный коммерсант и к тому же образованный человек Самуэл Гартлиб и обратился к Коменскому с письмом, в котором послал некоторую сумму денег и просил его написать «Пансофию» и заранее прислать ему план этой работы. Коменский составил план “Пансофии” и выслал его в Лондон.
Гартлибу очень понравился замысел «Пансофии», и он без ведома автора издал этот план в Лондоне в 1637 г. под названием «Введение к опытам Коменского». Вторично эта книга была напечатана через два года под названием «Предвестник пансофии».
Эта работа Коменского получила широкий отклик как среди выдающихся мыслителей Европы того времени, так и среди государственных деятелей.
В Лешно Коменский
также создает философско-
Прославленного педагога и мыслителя Коменского в 1638 г. приглашают в Швецию для преобразования школьной системы. Коменский отказался от этого приглашения, так как был в то время занят работой над «Пансофией». Гартлиб, пользующийся большим влиянием в английском парламенте, ставит вопрос о приглашении Коменского в Англию для осуществления идеи пансофии.
В соответствии с идеями Коменского Гартлиб ставил вопрос об учреждении в Англии международной коллегии наук, которая смогла бы обобщить и свести воедино все достижения из различных областей науки и знания. Коменский получил согласие от синода и направился в Англию.
В сентябре 1641 г. Коменский прибыл в Лондон и поселился в семье Гартлиба. Но в момент прибытия страна была охвачена огнем гражданской войны. В такой политической ситуации парламенту было не до образования и культуры. Поэтому план Коменкого и Гартлиба не осуществился.
Несмотря на это, в период пребывания в Англии Коменский сумел написать труд пансофического характера «Путь света», в которой развивает идею всеобщей гармонии и мира между народами и ставит вопрос о создании международного языка и об учреждении всемирного совета.
Политическая обстановка в Англии не способствовала осуществлению идей Коменского в ближайшие годы, и он решил вернуться в Лешно. Однако в это время известный коммерсант Людвиг ван Геер приглашает его в Швецию для работы. Под влиянием государственного канцлера Швеции Оксенштирие, который пытался убедить его в неосуществимости идеи «Пансофии», Коменский прекратил работу над ней и занялся вопросами методики преподавания латинского языка, хотя и считал эту работу второстепенной [11, с. 189]
В 1646 г. Коменский представил в Стокгольме высшему жюри университета еще не законченные дидактико-методические труды и в их числе – «Новейший метод преподавания языков».
В этой работе изложена методика преподавания латинского языка, основанная и построенная на индуктивном методе. Сперва - пример, затем - правило; предмет и параллельно - слово; свободное и осмысленное усвоение, а не мучительное зазубривание - таковы основные начала этого метода.
В соответствии с указаниями жюри Коменский приступил к подготовке к печати и других трудов. А весной 1647 г. Коменский снова приступил к работе над «Пансофией».
В 1648 г. скончался главный епископ «Чешских братьев» и синод пригласил на эту должность Коменского. Он вернулся в Лешно, где ему суждено было стать последним руководителем общины.
В период второго пребывания в Лешно Коменский отредактировал работу Ласицкого «История братьев» и написал работу «Свет во мраке», которая была издана в 1657 году.
В октябре 1648 г. Весгфальским миром закончилась Тридцатилетняя война. По положению договора вера подданных определялась той верой, которую исповедует их господин, что давало равные права кальвинистам, лютеранами католикам, но только феодалам. Чехия по этому договору оказалась под господством Габсбургов, и поэтому католицизм по-прежнему оставался государственной религией. Чешские изгнанники, бежавшие в Польшу, навсегда лишились возможности вернуться на родину.