Болонский процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 11:28, доклад

Описание работы

Проблема Болонского процесса в наше время является широко обсуждаемой в обществе. Прежде всего следует дать определение.
Болонский процесс - это процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонского соглашения, с целью создания единого европейского пространства высшего образования.

Файлы: 1 файл

Болонский процесс.docx

— 25.97 Кб (Скачать файл)

      МПГУ, филфак,  группа 404,выполнила Трущелёва К.

Болонский процесс.

Проблема Болонского процесса в наше время является широко обсуждаемой  в обществе. Прежде всего следует дать определение.

Болонский процесс  - это  процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонского соглашения, с целью создания единого европейского пространства высшего образования. 

Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации, в  которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете, гармонизации национальных образовательных систем высшего  образования в странах Европы. Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или Болонскую декларацию. Болонский процесс открыт для присоединения других стран. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. 2010 году в Будапеште было принято окончательное решение о присоединении Казахстана к Болонской декларации. Казахстан — первое центрально-азиатское государство, признанное полноправным членом европейского образовательного пространства.

С самого начала Болонский  процесс был призван увеличить  конкурентоспособность и привлекательность  европейского высшего образования, способствовать мобильности студентов, облегчить трудоустройство за счет введения системы, позволяющей легко определить уровень подготовки и степень выпускников. Еще одной важной целью, которая была поставлена с самого начала, является обеспечение высокого качества обучающего процесса. В процессе множественных встреч министров образования были разработаны основные положения единого образовательного процесса. Разделение учащихся на студентов и аспирантов было предложено заменить квалификационными степенями с акцентом на результатах обучения. Концепция общественного контроля высшего образования была введена и в настоящее время воспринимается в качестве основной политики в области европейского высшего образования. Также, основными целями Болонского процесса являются: построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства; формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы; обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования; повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

Создание Европейского пространства высшего образования само по себе не означает достижения всех целей  Болонского процесса. Таким образом, мы можем теперь сказать, что Болонский  процесс и Европейское пространство высшего образования вступили в  новую фазу, а именно консолидации и совершенствования, особенно в  свете очень разной реакции на реализацию Болонского процесса.

Цель декларации — установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

В настоящее время, участниками Болонского процесса являются 47 стран и Европейская комиссия. Таким образом, Монако и Сан-Марино — единственные члены Совета Европы, не участвующие в процессе. Все страны — члены Европейского союза задействованы в процессе.

У Болонского процесса есть свои достоинства и недостатки. Достоинством Болонского процесса является расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счет того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда. Одним из самых положительных моментов является то, что высшее образование становится более универсальным. Студенты могут использовать его в других странах. Система получения знания становится унифицированной подобно автодорожным правилам. Если у тебя есть права, ты свободно сможешь водить машину в любой точке мира. Так и здесь: если у тебя есть диплом бакалавра или магистра, то ты можешь искать работу в любой стране. Для работодателя также не будет составлять труда понять, какие дисциплины ты изучал в вузе, какие оценки у тебя были по необходимым предметам для работы в той или иной области. Второй момент, о котором необходимо упомянуть, заключается в том, что происходит очень быстрое обновление контента образования. Как я уже говорил, происходит мобильность не только студентов, но и преподавателей. Западная система образования сильно отличается от советской. Она подсказывает, что можно больше доверять студенту, поощряя его активность. Там получение знаний строится не на том, чтобы прочитать студентам лекции, а на том, чтобы студенты самостоятельно изучали материал, а потом сдавали его своим преподавателям, но с периодичностью не раз в семестр, а раз в неделю. Дисциплины студент может выбирать сам. Разумеется, не все, есть и стержневые, обязательные дисциплины. За каждого студента отвечает тьютор, который помогает ему составлять его учебный план, а также контролирует его учебную деятельность. Третьим преимуществом является то, что сама система строится по принципу двух уровней высшего образования. Первые четыре года студент учится на степень бакалавра, а следующие два на степень магистра. Это позволяет студенту сменить направление подготовки после бакалавриата. Присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений - в академических обменах с университетами европейских стран. США не только наблюдают за процессом европейской образовательной интеграции, но и достаточно активно участвуют в нем. В 1992 году при ЮНЕСКО была создана рабочая группа по разработке нормативной базы для обеспечения возможности взаимного признания документов об образовании стран Европы и Америки. Однако за два года не удалось прийти к консенсусу, выяснилось, что одной из главных проблем на пути конвергенции двух образовательных систем является проблема сопоставления Европейской системы взаимного признания зачётных единиц с американской системой зачетных единиц. В США применяются более разнообразная и гибкая система учёта учебной нагрузки, состоящая из системы зачётных единиц, подсчёта суммарных оценок по критериям количества и качества, а также дополнительных баллов за успешную учебную и научную работу. По оценкам российских экспертов в области образования, присоединение России к Болонскому процессу может привести к временной путанице с учебными программами. Работодателей, которые учились во времена СССР, нужно информировать о том, что все современные степени высшего образования являются полноценными, но некоторые степени в большей мере предназначены для педагогической или научной деятельности в ВУЗе, например степень магистра и доктора философии. Степень специалиста в ЕС и большинстве стран, которые участвуют в Болонском процессе, отсутствует. Болонский процесс дал развитию образования в России очень много, в частности, он заставил серьезно и критически осмыслить то, что мы имеем, и наметил определенные шаги по движению и по изменению этой системы. Одна из серьезных проблем интеграции российской системы образования в Болонском процессе — недостаточно полная информированность должностных лиц как о текущем положении дел в российском и европейском образовании, так и о целях Болонского процесса. Существует проблема финансирования магистратуры. Не все те люди, которые учатся на бюджетном отделении первые 4 года, смогут продолжить бесплатное образование в магистратуре. С другой стороны, студенты могут решить эту проблему путем поступления в магистратуру других вузов. Многие студенты также не знают о возможности поступления в магистратуру зарубежных университетов. Особенно о том факте, что оформиться туда можно самостоятельно. В настоящее время остро стоит проблема трудоустройства.  Российские работодатели не воспринимают степень бакалавра как полноценное высшее образование. Специалисты считают этот вопрос временным. Если посмотреть на ситуацию в Европейских странах, то в магистратуре люди начинают учиться спустя 2–3 года после получения степени бакалавра. За это время они получают опыт работы в интересующей их сфере и уже окончательно определяются с выбором магистратуры. В настоящее время в Москве бакалаврам действительно непросто найти работу. Но с каждым днём всё больше примеров, когда бакалавры успешно работают как профессионалы с высшим образованием.

Таким образом, в настоящее время сложно однозначно отнестить к Болонскому процессу. Несомненно, у этой системы есть плюсы, причём таких положительных черт больше нигде нет. Но есть и отрицательные моменты, которые тоже не заметить невозможно. Эта система ещё не отлажена до конца, в некоторых странах она только начинает появляться. Но популярность её неоспорима. Что ж, на всё нужно время. Объективно оценить что-либо можно только на расстоянии – временном. Так что время покажет, к чему приведёт Болонский процесс.



Информация о работе Болонский процесс