Братские школы на украинских землях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 23:07, реферат

Описание работы

Братства, как общественные организации, которые были призваны защищать социально-экономические, а потом и религиозные интересы шляхты, мещан и крестьян, начали появляться в XV в. Именно братства стали основой образования школ, где могли учиться дети из различных слоев населения. В качестве основы в образовательных заведениях братчики использовали пример западноевропейских государств.

Содержание работы

Введение 3
Организация учебного процесса 4
Львовская братская школа 7
Киевская братская школа повышенного типа 11
Выводы 13
Вопросы к аудитории 14
Литература 15

Файлы: 1 файл

Реферат братские школы.doc

— 311.50 Кб (Скачать файл)


ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ИНСТИТУТ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

 

Кафедра педагогики и психологии

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Педагогика»

на тему: «Братские школы на украинских землях»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса

группы ЗЛ-11-5

Бондаренко М.Н.

Проверила:

Доцент Билогур В.Е.

 

 

 

 

 

Днепропетровск-2012

 

 

Содержание

 

Введение          3

  1. Организация учебного процесса       4
  2. Львовская братская школа       7
  3. Киевская братская школа повышенного типа    11

Выводы          13

Вопросы к аудитории        14

Литература          15

 

 

 

Введение.

Братства, как общественные организации, которые были призваны защищать социально-экономические, а потом и религиозные интересы шляхты, мещан и крестьян, начали появляться в XV в. Именно братства стали основой образования школ, где могли учиться дети из различных слоев населения. В качестве основы в образовательных заведениях братчики использовали пример западноевропейских государств.

Первые братские школы появились в 1586 г. при Львовском Успенском и Виленском Троицком братствах, именно эти 2 школы играли ведущую роль в братской образовательной системе до появления Киево-Могилянской коллегии (1632). К самым большим заслугам львовского братства относят знаменитый устав братской школы — «Порядок школьный» (1586).

 Братские школы были созданы также в Бресте (1591), Могилёве (1590-1592), при Рогатинском (1589), Городокском (1591), Перемышльском (1592), Комарнинском (1592), Бельском (1594), Люблинском (1594), Каменец-Подольском (90-е гг. XVI в.), Галичском (кон. XVI в.) братствах. На организацию этих братств и их школ оказывало непосредственное влияние Львовское братство, направлявшее учителей, снабжавшее книгами из собственной типографии.

Большое внимание в братских школах уделялось религиозно-нравственному воспитанию студентов в духе Православия, этой цели служили обязательные беседы на моральные темы. Плата за обучение была невысокой и первоначально вносилась в зависимости от достатка родителей. Для детей из бедных семей существовало общежитие, им разрешалось собирать милостыню пением под окнами горожан. Согласно уставу Львовского братства, семья контролировала учебный процесс: каждый ученик в присутствии отца, учителя и свидетелей должен был отчитываться о том, чему его научили. За процессом обучения наблюдали уполномоченные от братств.

 

1. Организация учебного процесса.

В братских школах давалось начальное и среднее образование, причем светское. Первые братские школы назывались греко-славянскими (за исключением Виленской и Могилёвской), большое внимание уделялось церковнославянскому языку, греческий язык учили не везде, наилучшим образом его преподавали в львовской школе. Очень скоро в программу большинства братских школ было введено преподавание латыни, которая являлась в Речи Посполитой языком судебного делопроизводства, образования и науки, а также польского языка и «простой мовы» (литературный западнорусский язык).

Братские школы были устроены по образцу протестантских гимназий и иезуитских коллегий. Во главе школы стоял ректор, учителя избирались на собраниях братства. В школах преподавались предметы, составлявшие тривиум (trivium) - грамматика, риторика и диалектика - и квадривиум (quadrivium) - арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Курсы философии читались в наиболее крупных школах, медицина и богословие преподавались только в киевском училище.

Рис.1. Урок в школе. Гравюра из «Букваря славенскими, греческими, римскими писмены» Ф. П. Поликарпова-Орлова. М., 1701 (РГБ)

Занятия начинались 1 сентября, ученики приходили в школу к 9 часам, учились 6 дней в неделю. Уроки заучивались наизусть и ежедневно проверялись аудиторами, назначавшимися из учеников. Практиковались классные (exercitio) и домашние (occupatio) письменные упражнения. В старших классах проверка знаний осуществлялась с помощью диспутов по субботам, в киевской школе в конце года устраивались публичные диспуты на латыни. Учителю помогали воспитанники старших классов. Существовала система поощрений, например, лучшие ученики сидели на более высоких местах в классе. Телесные наказания применялись только в младших классах, но учителя обязывались применять их «не тирански». Деление на классы появилось в XVII в. В киевской школе было 7 классов. Особое внимание уделялось преподаванию красноречия и поэтики, на праздники и годовщины ученики составляли торжественные речи, часто в стихах. В братских школах Львова, Луцка, Киева осуществлялись театральные постановки, с этой целью издавались драматические диалоги и декламации (Просфонима. Львов, 1591). Это были оригинальные произведения или переработки греческих авторов.

Самым давним официальным  документом педагогической мысли в  Украине является "Порядок школьный" в 1586 году. На нем отразилось влияние  гуманистических мыслей. Учитель  должен был представлять образец  высоконравственного поведения, на почетных первых лавах в школе рекомендовалось сажать наилучших учеников, "даже когда бы они были очень убогы". Ограничивалось применение телесных наказаний.

Львовская братская школа, как и ряд более поздних, ставила  цель всячески содействовать духовной жизни на западно-украинских землях, вести борьбу против национального гнета, против засилья иезуитов.

Устав («Порядок школьный») Львовской школы и правила  для учеников («Артикулы прав») Луцкой школы являются памятниками педагогической мысли. Согласно уставам, в братские школы принимались дети из всех сословий. Срок обучения устанавливался договором между родителями и учителем. Почётные места в классах распределялись соответственно успехам учеников; телесные наказания ограничивались, вводились элементы учения, самоуправления.

Предметы в этих школах преподавались на родном языке, изучалась  античная литература, философия, развивались  умственные способности учащихся, в  определенной степени - демократизация.

В братских школах использовалась классно-урочная система обучения, при которой доминировал катехизический метод преподавания, построенный на вопросах и ответах. В дидактических целях устраивались театральные представления, в братских школах предусматривалась организация хора и музыкальное образование.

Многие учащиеся стали  впоследствии известными учёными, общественными  деятелями, педагогами.

Рис.2. Аллегория грамматики. Гравюра. «Грамматика словенска». Лаврентий  Зизаний (Тустановский). Вильна, 1596 (РГБ)

 

2. Львовская братская  школа.

Львовская братская школа  — учебное заведение XVII века, старейшая  основанная в 1586 г. церковным братством высшая школа на Украине.

Константинопольский патриарх Иеремия II в особой грамоте 1590 г. предписывал, что в Львове должна быть школа братства Успения Пресвятой Богородицы, а в ней дети благочестивых и православных христиан должны учиться Священному Писанию, славянскому и греческому языкам и т.д. Решением Берестейского Собора от 24 июня 1594 г., Львовская братская школа была подчинена непосредственно Киевскому Митрополиту. Также и польский король Сигизмунд III грамотой от 13 октября 1592 г. предоставил братству право иметь высшую школу и, кроме того, исключительное право печатать и продавать славяно-русские книги и свободно управлять своими делами.

Среди основателей школы при  львовской Свято-Успенской православной церкви были активные деятели Львовского Успенского братства   Кирилл       Транквилион-Ставровецкий,   Арсений  Элассонский, Ю. Рогатинец, И. Рогатинец, И. Красовский, К. Корнякт и др.

Школьный устав, разработанный  львовскими мещанами, предусматривал демократические основы организации  школьного процесса, запрещавшего учителям относиться к «бедным ученикам»  хуже, чем к сыновьям из богатых  семей. Им определялся режим учебной  деятельности учащихся, очерчивался круг их обязанностей, а также учителей, родителей и опекунов. Организация учебного процесса Львовской братской школы, зафиксированная в Школьном уставе, стала образцом для других братских школ — украинских национальных учебных заведений в XVII—XVIII веков.

На учëбу в школу принимались  преимущественно дети львовских  ремесленников и купцов, были также  дети из других городов и сëл. Младшие  школьники изучали грамоту, старшие («студенты») изучали старославянский, греческий и латинский языки, грамматику, риторику, поэтику, элементы философии, диалектику, а также арифметику, геометрию, начала астрономии, богословие и музыку.

Школа сыграла существенную роль в  развитии хорового пения и школьного  театра на Украине.

В 1591 году учениками Львовской братской школы под руководством еë первого ректора Арсения Элассонского была напечатана греческо-церковнославянская грамматика «Адельфотес. Грамматика доброглаголиваго еллинословенскаго языка…».

Среди ректоров и преподавателей Львовской  братской школы в разное время были известные учëные, писатели, поэты и просветители.

 Значительные пожертвования  школе сделал гетман запорожских  казаков П. Сагайдачный.

Львовская братская школа оказала  значительное влияние на развитие образования  не только на Украине, но и в Белоруссии, Молдавии, Валахии и других странах. В еë стенах была воспитана целая плеяда выдающихся общественных и культурных деятелей ХVII века.

Информацию о том, как организован учебный процесс находим в Уставе Львовской братской школы, где определялся режим учебной деятельности учащихся, очерчивался круг их обязанностей, а также учителей, родителей и опекунов.

Учеников, как правило, делили на три группы: одни учились распознавать буквы, другие - читать и учить наизусть определенный учебный материал, третьи - рассуждать, объяснять прочитанное. Читать и писать учились на славянском языке. Учеников даже знакомили со славянской нумерацией.

К содержанию образования в школах первого типа, кроме чтения и письма, входили: счет, рисование, изучение катехизиса, особое место занимало пение. Обучение проводили в субботу. Как известно, церковный хор состоял из учеников. В некоторых братских школах, например в Киевской, практиковалось многоголосое пение в 4, 6 и 8 голосов.

В школах вводились элементы классно-урочной системы обучения, а также различные методы: объяснение, беседа, самостоятельная работа, диспут, взаимное обучение. Для закрепления учебного материала широко практиковалось повторения. За порядком в школе, поведением учащихся и выполнением домашних заданий следили выделены на каждую неделю дежурные ученики. В школе часто бывали родители учеников, которые помогали учителям присматривать за поведением детей. Отдавая детей в школу, родители подписывали с ректором школы договор, в котором указывались обязанности школы и родителей.

Организация учебного процесса Львовской братской школы зафиксирована  в Уставе, который стал образцом для других братских школ.

В 9 часов утра начинались занятия летом, а зимой учитель сам определял время начала обучения. Ученик занимал место в классе, которое определялось результатами его успехов. Если кто-то из учеников не появлялся на уроке - учитель посылал кого-то из воспитанников выяснить причину. Учебный день начинался с молитвы, а затем школьники отвечали домашнее задание и проверялись выполненные дома письменные работы. После этого учитель объяснял новый материал и выдавал ученикам задание, чтобы они переписали его дома. Иногда урок проходил в форме беседы или диспута. Потом отдых. Дети обедали и снова возвращались в школу, выполняли и проверяли домашние задания друг у друга.

Устав предусматривал не только режим учебной деятельности учащихся, но и регламентировал работу учителей. Так за поведением воспитанников следили специально предназначенные воспитатели или старшие воспитанники школы.

Особого внимания заслуживают отношения братской школы и родителей, которые были зафиксированы в уставе. Когда отец приводил сына в школу, то подписывал соглашение с учителем, где говорилось, что школа должна научить ученика. Кроме того, в соглашении определялись и обязанности родителей или опекунов - способствовать обучению и воспитанию своего ребенка. Соглашение подписывалась, в присутствии двух свидетелей, зачастую это были соседи. Обязанностью родителей была проверка домашнего задания.

В школу принимались  дети всех сословий. Детям из бедных семей предоставлялась материальная помощь. А сироты были под полной опекой братства, которое требовало  от учителей своей школы одинакового отношения ко всем ученикам. Учитель должен учить и любить всех детей наравне, указано в Уставе Львовской братской школы, - как сыновей богатых, так и сирот убогих, и тех, что по улицам ходят, пищи просят. Положение ученика в школе зависело не от материального положения родителей, а от его личного успеха в учебе и поведении.

Что касается содержания - образование носило гуманитарный характер. В частности, изучали грамматику греческого, славянского, латинского, польского языков.

Диалектику и риторику преподавал один учитель. Учебники по этим предметам были написаны на латыни, но в Уставе Львовской братской школы  были указания по изучению этих дисциплин  и философских наук за пособиями, написанными на славянском языке.

Среди предметов, которые изучали в школе - курс интегрированной математики. Например: арифметику изучали вместе с геометрией и астрономией. Были распространены и предметы эстетического цикла: рисование, пение.

Информация о работе Братские школы на украинских землях