Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 23:07, реферат
Братства, как общественные организации, которые были призваны защищать социально-экономические, а потом и религиозные интересы шляхты, мещан и крестьян, начали появляться в XV в. Именно братства стали основой образования школ, где могли учиться дети из различных слоев населения. В качестве основы в образовательных заведениях братчики использовали пример западноевропейских государств.
Введение 3
Организация учебного процесса 4
Львовская братская школа 7
Киевская братская школа повышенного типа 11
Выводы 13
Вопросы к аудитории 14
Литература 15
ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Кафедра педагогики и психологии
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Педагогика»
на тему: «Братские школы на украинских землях»
Выполнила:
студентка 1 курса
группы ЗЛ-11-5
Бондаренко М.Н.
Проверила:
Доцент Билогур В.Е.
Днепропетровск-2012
Содержание
Введение 3
Выводы 13
Вопросы к аудитории 14
Литература 15
Введение.
Братства, как общественные организации, которые были призваны защищать социально-экономические, а потом и религиозные интересы шляхты, мещан и крестьян, начали появляться в XV в. Именно братства стали основой образования школ, где могли учиться дети из различных слоев населения. В качестве основы в образовательных заведениях братчики использовали пример западноевропейских государств.
Первые братские школы появились в 1586 г. при Львовском Успенском и Виленском Троицком братствах, именно эти 2 школы играли ведущую роль в братской образовательной системе до появления Киево-Могилянской коллегии (1632). К самым большим заслугам львовского братства относят знаменитый устав братской школы — «Порядок школьный» (1586).
Братские школы были созданы также в Бресте (1591), Могилёве (1590-1592), при Рогатинском (1589), Городокском (1591), Перемышльском (1592), Комарнинском (1592), Бельском (1594), Люблинском (1594), Каменец-Подольском (90-е гг. XVI в.), Галичском (кон. XVI в.) братствах. На организацию этих братств и их школ оказывало непосредственное влияние Львовское братство, направлявшее учителей, снабжавшее книгами из собственной типографии.
Большое внимание в братских школах уделялось религиозно-нравственному воспитанию студентов в духе Православия, этой цели служили обязательные беседы на моральные темы. Плата за обучение была невысокой и первоначально вносилась в зависимости от достатка родителей. Для детей из бедных семей существовало общежитие, им разрешалось собирать милостыню пением под окнами горожан. Согласно уставу Львовского братства, семья контролировала учебный процесс: каждый ученик в присутствии отца, учителя и свидетелей должен был отчитываться о том, чему его научили. За процессом обучения наблюдали уполномоченные от братств.
1. Организация учебного процесса.
В братских школах давалось начальное и среднее образование, причем светское. Первые братские школы назывались греко-славянскими (за исключением Виленской и Могилёвской), большое внимание уделялось церковнославянскому языку, греческий язык учили не везде, наилучшим образом его преподавали в львовской школе. Очень скоро в программу большинства братских школ было введено преподавание латыни, которая являлась в Речи Посполитой языком судебного делопроизводства, образования и науки, а также польского языка и «простой мовы» (литературный западнорусский язык).
Братские школы были устроены по образцу протестантских гимназий и иезуитских коллегий. Во главе школы стоял ректор, учителя избирались на собраниях братства. В школах преподавались предметы, составлявшие тривиум (trivium) - грамматика, риторика и диалектика - и квадривиум (quadrivium) - арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Курсы философии читались в наиболее крупных школах, медицина и богословие преподавались только в киевском училище.
Рис.1. Урок в школе. Гравюра из «Букваря славенскими, греческими, римскими писмены» Ф. П. Поликарпова-Орлова. М., 1701 (РГБ)
Занятия начинались 1 сентября, ученики приходили в школу к 9 часам, учились 6 дней в неделю. Уроки заучивались наизусть и ежедневно проверялись аудиторами, назначавшимися из учеников. Практиковались классные (exercitio) и домашние (occupatio) письменные упражнения. В старших классах проверка знаний осуществлялась с помощью диспутов по субботам, в киевской школе в конце года устраивались публичные диспуты на латыни. Учителю помогали воспитанники старших классов. Существовала система поощрений, например, лучшие ученики сидели на более высоких местах в классе. Телесные наказания применялись только в младших классах, но учителя обязывались применять их «не тирански». Деление на классы появилось в XVII в. В киевской школе было 7 классов. Особое внимание уделялось преподаванию красноречия и поэтики, на праздники и годовщины ученики составляли торжественные речи, часто в стихах. В братских школах Львова, Луцка, Киева осуществлялись театральные постановки, с этой целью издавались драматические диалоги и декламации (Просфонима. Львов, 1591). Это были оригинальные произведения или переработки греческих авторов.
Самым давним официальным документом педагогической мысли в Украине является "Порядок школьный" в 1586 году. На нем отразилось влияние гуманистических мыслей. Учитель должен был представлять образец высоконравственного поведения, на почетных первых лавах в школе рекомендовалось сажать наилучших учеников, "даже когда бы они были очень убогы". Ограничивалось применение телесных наказаний.
Львовская братская школа, как и ряд более поздних, ставила цель всячески содействовать духовной жизни на западно-украинских землях, вести борьбу против национального гнета, против засилья иезуитов.
Устав («Порядок школьный») Львовской школы и правила для учеников («Артикулы прав») Луцкой школы являются памятниками педагогической мысли. Согласно уставам, в братские школы принимались дети из всех сословий. Срок обучения устанавливался договором между родителями и учителем. Почётные места в классах распределялись соответственно успехам учеников; телесные наказания ограничивались, вводились элементы учения, самоуправления.
Предметы в этих школах преподавались на родном языке, изучалась античная литература, философия, развивались умственные способности учащихся, в определенной степени - демократизация.
В братских школах использовалась классно-урочная система обучения, при которой доминировал катехизический метод преподавания, построенный на вопросах и ответах. В дидактических целях устраивались театральные представления, в братских школах предусматривалась организация хора и музыкальное образование.
Многие учащиеся стали впоследствии известными учёными, общественными деятелями, педагогами.
Рис.2. Аллегория грамматики. Гравюра. «Грамматика словенска». Лаврентий Зизаний (Тустановский). Вильна, 1596 (РГБ)
2. Львовская братская школа.
Львовская братская школа — учебное заведение XVII века, старейшая основанная в 1586 г. церковным братством высшая школа на Украине.
Константинопольский патриарх Иеремия II в особой грамоте 1590 г. предписывал, что в Львове должна быть школа братства Успения Пресвятой Богородицы, а в ней дети благочестивых и православных христиан должны учиться Священному Писанию, славянскому и греческому языкам и т.д. Решением Берестейского Собора от 24 июня 1594 г., Львовская братская школа была подчинена непосредственно Киевскому Митрополиту. Также и польский король Сигизмунд III грамотой от 13 октября 1592 г. предоставил братству право иметь высшую школу и, кроме того, исключительное право печатать и продавать славяно-русские книги и свободно управлять своими делами.
Среди основателей школы при
львовской Свято-Успенской
Школьный устав, разработанный львовскими мещанами, предусматривал демократические основы организации школьного процесса, запрещавшего учителям относиться к «бедным ученикам» хуже, чем к сыновьям из богатых семей. Им определялся режим учебной деятельности учащихся, очерчивался круг их обязанностей, а также учителей, родителей и опекунов. Организация учебного процесса Львовской братской школы, зафиксированная в Школьном уставе, стала образцом для других братских школ — украинских национальных учебных заведений в XVII—XVIII веков.
На учëбу в школу принимались преимущественно дети львовских ремесленников и купцов, были также дети из других городов и сëл. Младшие школьники изучали грамоту, старшие («студенты») изучали старославянский, греческий и латинский языки, грамматику, риторику, поэтику, элементы философии, диалектику, а также арифметику, геометрию, начала астрономии, богословие и музыку.
Школа сыграла существенную роль в развитии хорового пения и школьного театра на Украине.
В 1591 году учениками Львовской братской школы под руководством еë первого ректора Арсения Элассонского была напечатана греческо-церковнославянская грамматика «Адельфотес. Грамматика доброглаголиваго еллинословенскаго языка…».
Среди ректоров и преподавателей Львовской братской школы в разное время были известные учëные, писатели, поэты и просветители.
Значительные пожертвования
школе сделал гетман
Львовская братская школа оказала значительное влияние на развитие образования не только на Украине, но и в Белоруссии, Молдавии, Валахии и других странах. В еë стенах была воспитана целая плеяда выдающихся общественных и культурных деятелей ХVII века.
Информацию о том, как организован учебный процесс находим в Уставе Львовской братской школы, где определялся режим учебной деятельности учащихся, очерчивался круг их обязанностей, а также учителей, родителей и опекунов.
Учеников, как правило, делили на три группы: одни учились распознавать буквы, другие - читать и учить наизусть определенный учебный материал, третьи - рассуждать, объяснять прочитанное. Читать и писать учились на славянском языке. Учеников даже знакомили со славянской нумерацией.
К содержанию образования в школах первого типа, кроме чтения и письма, входили: счет, рисование, изучение катехизиса, особое место занимало пение. Обучение проводили в субботу. Как известно, церковный хор состоял из учеников. В некоторых братских школах, например в Киевской, практиковалось многоголосое пение в 4, 6 и 8 голосов.
В школах вводились элементы классно-урочной системы обучения, а также различные методы: объяснение, беседа, самостоятельная работа, диспут, взаимное обучение. Для закрепления учебного материала широко практиковалось повторения. За порядком в школе, поведением учащихся и выполнением домашних заданий следили выделены на каждую неделю дежурные ученики. В школе часто бывали родители учеников, которые помогали учителям присматривать за поведением детей. Отдавая детей в школу, родители подписывали с ректором школы договор, в котором указывались обязанности школы и родителей.
Организация учебного процесса Львовской братской школы зафиксирована в Уставе, который стал образцом для других братских школ.
В 9 часов утра начинались занятия летом, а зимой учитель сам определял время начала обучения. Ученик занимал место в классе, которое определялось результатами его успехов. Если кто-то из учеников не появлялся на уроке - учитель посылал кого-то из воспитанников выяснить причину. Учебный день начинался с молитвы, а затем школьники отвечали домашнее задание и проверялись выполненные дома письменные работы. После этого учитель объяснял новый материал и выдавал ученикам задание, чтобы они переписали его дома. Иногда урок проходил в форме беседы или диспута. Потом отдых. Дети обедали и снова возвращались в школу, выполняли и проверяли домашние задания друг у друга.
Устав предусматривал не только режим учебной деятельности учащихся, но и регламентировал работу учителей. Так за поведением воспитанников следили специально предназначенные воспитатели или старшие воспитанники школы.
Особого внимания заслуживают отношения братской школы и родителей, которые были зафиксированы в уставе. Когда отец приводил сына в школу, то подписывал соглашение с учителем, где говорилось, что школа должна научить ученика. Кроме того, в соглашении определялись и обязанности родителей или опекунов - способствовать обучению и воспитанию своего ребенка. Соглашение подписывалась, в присутствии двух свидетелей, зачастую это были соседи. Обязанностью родителей была проверка домашнего задания.
В школу принимались
дети всех сословий. Детям из бедных
семей предоставлялась
Что касается содержания - образование носило гуманитарный характер. В частности, изучали грамматику греческого, славянского, латинского, польского языков.
Диалектику и риторику преподавал один учитель. Учебники по этим предметам были написаны на латыни, но в Уставе Львовской братской школы были указания по изучению этих дисциплин и философских наук за пособиями, написанными на славянском языке.
Среди предметов, которые изучали в школе - курс интегрированной математики. Например: арифметику изучали вместе с геометрией и астрономией. Были распространены и предметы эстетического цикла: рисование, пение.