Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 13:50, контрольная работа
Цель исследования: определить место и роль целеполагания в модели воспитательной технологии.
Задачи:
Изучить источники и литературу по теме исследования;
Рассмотреть теоретические основы воспитательной технологии;
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по (дисциплине): Педагогика
на тему: Целеполагание в модели воспитательной технологии
Студент: Чистяков Александр Николаевич
Направление: Управление качеством
в производственно-
Группа УКу-12 СР
Екатеринбург
2014 г.
Содержание
Современное информационное общество предъявляет все большие требования к качеству образования выпускников как на уровне высших и средних специальных учебных заведений, общеобразовательных школ, так и на уровне дошкольного образования. Одной из важнейших проблем эффективной организации воспитательного процесса является проблема целеполагания.
Под целеполаганием в педагогике понимается процесс отбора одной или нескольких целей с выявлением возможных отклонений для управления процессом осуществления идеи. Целеполагание является первичной фазой управления воспитательным процессом, которая предполагает постановку генеральной цели и совокупности целей в соответствии с назначением воспитательной технологии.
Место и роль целеполагания в воспитательной технологии определяется, таким образом, первостепенностью цели по отношению к деятельности вообще и характером самой воспитательной технологии. Следовательно, для определения места и значения целеполагания в модели воспитательной технологии необходимо кратко рассмотреть теоретические основы воспитательной технологии в целом, а также исследовать теоретические и практические аспекты процесса целеполагания.
Цель исследования: определить место и роль целеполагания в модели воспитательной технологии.
Задачи:
Понятие «воспитательная технология» многие исследователи включают в общее понятие «педагогическая технология», ассоциировавшееся в1960-70-е гг. с методикой использования технических средств в обучении. В этом значении оно и сегодня используется в ряде зарубежных публикаций.
Технологией, как правило, называют процесс переработки исходного материала для получения продукта с заранее заданными свойствами. Обращаясь к энциклопедическому словарю, мы находим следующее определение: «технология – это совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции»1. Другими словами, технология отражает методы, которые применяются в процессе изменения исходного продукта для придания ему необходимого качества и вида.
Таким образом, под технологией в целом можно понимать определенную последовательность использования методов в процессе преобразования исходного материала для получения продукта с заданными параметрами. Важное значение при этом придается оценке точности достижения установленных характеристик.
Говоря о педагогической технологии, большинство исследователей подразумевают совокупность и последовательность реализации педагогических методов, средств и приемов, которые позволяют придать конкретному педагогическому явлению заданные ранее качества и свойства2.
Воспитательная технология, как часть педагогических технологий, представляет собой, таким образом, совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели3. При этом она опирается на соответствующее научное моделирование, при котором эти цели задаются однозначно, и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и оценки личностных качеств человека на конкретном этапе развития.
В педагогической системе «воспитательная технология» - понятие, взаимодействующее с образовательными задачами. Однако если образовательная задача выражает цели воспитания и обучения, то воспитательная технология – воспитательные средства и пути их достижения. При этом в структуре образовательной задачи определенные личностные качества учащихся, подлежащие формированию и развитию, выступают как цели воспитания в конкретных условиях, что в целом определяет специфику содержания образования.
Достижение каждой из целей воспитания требует применения строго определенного алгоритма управления воспитательной деятельностью, что позволяет оценивать успешность процесса воспитания и проектировать процессы с заданной эффективностью.
Итак, воспитательный процесс - организованное взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение целей воспитания в организационно-педагогических условиях конкретной воспитательной технологии. Воспитание при этом рассматривается как совокупность последовательных педагогических действий, которые осуществляются в рамках педагогической технологии и представляет собой организованную деятельность, имеющую целью формирование и развитие личностной сферы человека. Такое представление позволяет определить структуру, связи и законы воспитательной деятельности педагогов в реальных условиях.
При построении модели воспитательной технологии разрабатываются последовательно следующие компоненты:
В соответствии со структурой воспитательного процесса строится и педагогическая деятельность: разрабатываются цели, содержание, способы и виды деятельности и анализ результатов. Определение целей воспитания требует педагогической диагностики - изучения состояния воспитательного процесса, в первую очередь воспитанности людей, а также других условий процесса.
Таким образом, рассмотрев теоретические основы воспитательной технологии, мы уже видим, что важнейшим ее компонентом, отправной точкой, является постановка целей воспитания, что, в свою очередь, выдвигает на первый план необходимость исследований в области целеполагения и его значения в модели воспитательной технологии.
Ключевым понятием процесса целеполагания является понятие «цель». Цель — это осознанное, выраженное в словах предвосхищение будущего результата деятельности.
Изучая педагогическую литературу, можно встретить различные определения цели:
а) цель — это элемент воспитательного процесса; системообразующий фактор;
б) цель — это этап управленческой деятельности педагога и воспитанника4;
в) цель — это критерий эффективности системы, процесса и управления воспитанием в целом5;
г) цель — это то, к чему стремится педагог и в целом образовательное учреждении.
Педагоги несут ответственность за своевременность, правильность и актуальность цели. Неверно поставленная цель становится причиной многих ошибок и неудач в педагогической работе. Эффективность деятельности прежде всего оценивается с точки зрения поставленной цели, а, следовательно, очень важно правильноверно ее определить.
В модели воспитательной технологии важное значение имеет не только сама цель, но также и то, как она вырабатывается. В таком случае необходимо говорить о целеполагании и целеполагающей деятельности педагога. Цель, таким образом, становится движущей силой воспитательного процесса, когда она значима для всех его участников.
В педагогической науке целеполагание характеризуется как трехкомпонентное образование, включающее в себя:
а) выдвижение и обоснование цели;
б) определение путей ее достижения;
в) проектирование ожидаемого результата.
Целеполагание — это непрерывный процесс. Нетождественность цели и реально достигнутый результат становятся основой переосмысления, возвращения к тому, что было, поиска нереализованных возможностей с позиции перспектив и итога развития педагогического процесса. Это ведет к постоянному целеполаганию6.
Процесс осуществления целеполагания определяет характер совместной деятельности учащихся и педагогов, специфику их взаимодействия, формирования позиции детей и взрослых, проявляющейся в дальнейшей работе.
Целеполагание успешно, когда оно осуществляется с учетом ряда требований, предъявляемых к выдвигаемым целям:
1) Диагностичность. Данный критерий предполагает выдвижение, обоснование и корректировку целей при постоянном изучении потребностей и возможностей участников воспитательного процесса и условий воспитательной работы.
2) Реальность целей, которая учет возможностей конкретной ситуации при выдвижении и обосновании целей.
3) Преемственность, означающая осуществление связей между всеми целями и задачами в воспитательном процессе и выдвижение и обоснование целей на каждом этапе педагогической деятельности.
4) Идентификация целей, достигаемая через включенность всех участников деятельности в процесс целеполагания.
5) Направленность на результат.
Исследование показывает, что если целеполагающая деятельность организована и пронизывает весь педагогический процесс, то у обучающихся вырабатывается потребность в самостоятельном целеполагании на уровне индивидуальной и групповой деятельности. Обучающиеся приобретают такие важнейшие качества, как целеустремленность, деловитость, ответственность, у них развиваются прогностические умения.
В воспитательном процессе педагогу приходится участвовать в целеполагании разного уровня. Существует огромное разнообразие целей и подходов к их классификации.
Прежде всего различают индивидуальные, групповые и общие цели воспитания. Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей; как групповая — у людей, которые участвуют в совместной группе; как индивидуальная, когда предполагается воспитание отдельного человека. Важно, чтобы в определении целей воспитания участвовали педагоги, учащиеся, а родители имели возможность выразить свой заказ.
Общая цель может быть задана группе извне, может быть выработана самой группой, или она формируется в единстве внешнего задания и внутренней инициативы группы. По-разному также может идти определение способов достижения целей.
На практике педагогу чаще всего приходится решать проблему органичного сочетания групповых и индивидуальных целей, а также их взаимодействия при организации групповой деятельности детей, родителей на каждом этапе работы.
Разнообразие целей, множество их типов обуславливают многоаспектность, многоуровневость процесса целеполагания. Организуя целеполагание в конкретной ситуации, педагог должен учитывать уже достигнутые и перспективные, более общие и частные, групповые и индивидуальные цели, устанавливать взаимосвязь между ними, осуществлять композицию и декомпозицию целей и задач на разных уровнях.
Под композицией имеется в виду процесс логического построения и составления, расположения и соотношения подцелей в общую цель. Декомпозиция — это расчленение, разъединение цели на составные части, подцели. Однако в процессе декомпозиции не должна нарушаться целостность цели, все части общей цели должны представлять собой иерархическую структуру. Гармония, согласованность целей — это показатель успешного целеполагания совместной деятельности участников педагогического процесса.
Два процесса, композиция и декомпозиция целей, тесно взаимосвязаны и могут осуществляться одновременно навстречу друг другу, например, по следующим основным линиям:
1) цель личности - цель микрогруппы - цель малой группы - цель школьной общности -цель социума;
2) перспективная цель группы - цель ближайшего этапа в работе - цель дела - цель конкретного действия.
Это лишь некоторые «срезы» в системе целеполагания группы. Они не исчерпывают всей сложности и многообразия рассматриваемого процесса, тесно взаимосвязаны между собой и пересекаются в конкретно взятой ситуации. Так, например, определение целей конкретного дела связано с декомпозицией перспективных целей группы. В свою очередь, общие цели группового дела конкретизируются затем частными, личными целями7.
Информация о работе Целеполагание в модели воспитательной технологии