Целеполагание в модели воспитательной технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 13:50, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования: определить место и роль целеполагания в модели воспитательной технологии.
Задачи:
Изучить источники и литературу по теме исследования;
Рассмотреть теоретические основы воспитательной технологии;

Файлы: 1 файл

к р по педагогике.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

 

Высшего профессионального образования

 

«УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по (дисциплине):    Педагогика

 

на тему:  Целеполагание в модели воспитательной технологии

 

 

 

 

                                                                                       Преподаватель: Румянцева О.В.

 

Студент: Чистяков Александр Николаевич

 

Направление: Управление качеством в производственно-технологических системах

Группа УКу-12 СР

 

Екатеринбург

2014 г.

 

Содержание

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современное информационное общество предъявляет все большие требования к качеству образования выпускников как на уровне высших и средних специальных учебных заведений, общеобразовательных школ, так и на уровне дошкольного образования. Одной из важнейших проблем эффективной организации воспитательного процесса является проблема целеполагания.

Под целеполаганием в педагогике понимается процесс отбора одной или нескольких целей с выявлением возможных отклонений для управления процессом осуществления идеи. Целеполагание является первичной фазой управления воспитательным процессом, которая предполагает постановку генеральной цели и совокупности целей в соответствии с назначением воспитательной технологии.

Место и роль целеполагания в воспитательной технологии определяется, таким образом, первостепенностью цели по отношению к деятельности вообще и характером самой воспитательной технологии. Следовательно, для определения места и значения целеполагания в модели воспитательной технологии необходимо кратко рассмотреть теоретические основы воспитательной технологии в целом, а также исследовать теоретические и практические аспекты процесса целеполагания.

Цель исследования: определить место и роль целеполагания в модели воспитательной технологии.

Задачи:

  1. Изучить источники и литературу по теме исследования;
  2. Рассмотреть теоретические основы воспитательной технологии;
  3. Исследовать сущность, значение цели и целеполагания;
  4. Выявить особенности процесса целеполагания;
  5. Рассмотреть некоторые методики целеполагания;
  6. Выяснить значение целеполагания в модели воспитательной технологии.

 

  1. Теоретические основы воспитательной технологии

 

Понятие «воспитательная технология» многие исследователи включают в общее понятие «педагогическая технология», ассоциировавшееся в1960-70-е гг. с методикой использования технических средств в обучении. В этом значении оно и сегодня используется в ряде зарубежных публикаций.

Технологией, как правило, называют процесс переработки исходного материала для получения продукта с заранее заданными свойствами. Обращаясь к энциклопедическому словарю, мы находим следующее определение: «технология – это совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции»1. Другими словами, технология отражает методы, которые применяются в процессе изменения исходного продукта для придания ему необходимого качества и вида.

Таким образом, под  технологией в целом можно понимать определенную последовательность использования методов в процессе преобразования исходного материала для получения продукта с заданными параметрами. Важное значение при этом придается оценке точности достижения установленных характеристик.

Говоря о педагогической технологии, большинство исследователей подразумевают совокупность и последовательность реализации педагогических методов, средств и приемов, которые позволяют придать конкретному педагогическому явлению заданные ранее качества и свойства2. 

Воспитательная технология, как часть педагогических технологий, представляет собой, таким образом,  совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели3. При этом она опирается на соответствующее научное моделирование, при котором эти цели задаются однозначно, и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и оценки личностных качеств человека на конкретном этапе развития.

В педагогической системе «воспитательная технология» - понятие, взаимодействующее с образовательными задачами. Однако если образовательная задача выражает цели воспитания и обучения, то воспитательная технология – воспитательные средства и пути их достижения. При этом в структуре образовательной задачи определенные личностные качества учащихся, подлежащие формированию и развитию, выступают как цели воспитания в конкретных условиях, что в целом определяет специфику содержания образования.

Достижение каждой из целей воспитания требует применения строго определенного алгоритма управления воспитательной деятельностью, что позволяет оценивать успешность процесса воспитания и проектировать процессы с заданной эффективностью.

Итак, воспитательный процесс - организованное взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение целей воспитания в организационно-педагогических условиях конкретной воспитательной технологии. Воспитание при этом рассматривается как совокупность последовательных педагогических действий, которые осуществляются в рамках педагогической технологии и представляет собой организованную деятельность, имеющую целью формирование и развитие личностной сферы человека. Такое представление позволяет определить структуру, связи и законы воспитательной деятельности педагогов в реальных условиях.

При построении модели воспитательной технологии разрабатываются последовательно следующие компоненты:

  • целевой;
  • содержательный;
  • операционно-деятельностный;
  • оценочно-результативный.

В соответствии со структурой воспитательного процесса строится и педагогическая деятельность: разрабатываются цели, содержание, способы и виды деятельности и анализ результатов. Определение целей воспитания требует педагогической диагностики - изучения состояния воспитательного процесса, в первую очередь воспитанности людей, а также других условий процесса.

Таким образом, рассмотрев теоретические основы воспитательной технологии, мы уже видим, что важнейшим ее компонентом, отправной точкой, является постановка целей воспитания, что, в свою очередь, выдвигает на первый план необходимость исследований в области  целеполагения и его значения в модели воспитательной технологии.

 

  1. Целеполагание

 

    1. Сущность, значение цели и целеполагания

 

Ключевым понятием процесса целеполагания является понятие «цель». Цель — это осознанное, выраженное в словах предвосхищение будущего результата деятельности.

Изучая педагогическую литературу, можно встретить различные определения цели:

а) цель — это элемент воспитательного процесса; системообразующий фактор;

б) цель — это этап управленческой деятельности педагога и воспитанника4;

в) цель — это критерий эффективности системы, процесса и управления воспитанием в целом5;

г) цель — это то, к чему стремится педагог и в целом образовательное учреждении.

Педагоги несут ответственность за своевременность, правильность и актуальность цели. Неверно поставленная цель становится причиной многих ошибок и неудач в педагогической работе. Эффективность деятельности прежде всего оценивается с точки зрения поставленной цели, а, следовательно, очень важно правильноверно ее определить.

В модели воспитательной технологии важное значение имеет не только сама цель, но также и то, как она вырабатывается. В таком случае необходимо говорить о целеполагании и целеполагающей деятельности педагога. Цель, таким образом, становится движущей силой воспитательного процесса, когда она значима для всех его участников.

В педагогической науке целеполагание характеризуется как трехкомпонентное образование, включающее в себя:

а) выдвижение и обоснование цели;

б) определение путей ее достижения;

в) проектирование ожидаемого результата.

Целеполагание — это непрерывный процесс. Нетождественность цели и реально достигнутый результат становятся основой переосмысления, возвращения к тому, что было, поиска нереализованных возможностей с позиции перспектив и итога развития педагогического процесса. Это ведет к постоянному целеполаганию6.

Процесс осуществления целеполагания определяет характер совместной деятельности учащихся и педагогов, специфику их взаимодействия, формирования позиции детей и взрослых, проявляющейся в дальнейшей работе.

Целеполагание успешно, когда оно осуществляется с учетом ряда требований, предъявляемых к выдвигаемым целям:

1) Диагностичность. Данный критерий  предполагает выдвижение, обоснование и корректировку целей при постоянном  изучении потребностей и возможностей участников воспитательного процесса и условий воспитательной работы.

2) Реальность целей, которая учет  возможностей конкретной ситуации при выдвижении и обосновании целей.

3) Преемственность, означающая осуществление связей между всеми целями и задачами в воспитательном процессе и выдвижение и обоснование целей на каждом этапе педагогической деятельности.

4) Идентификация целей, достигаемая через включенность всех участников деятельности в процесс целеполагания.

5) Направленность на результат.

Исследование показывает, что если целеполагающая деятельность организована и пронизывает весь педагогический процесс, то у обучающихся вырабатывается потребность в самостоятельном целеполагании на уровне индивидуальной и групповой деятельности. Обучающиеся приобретают такие важнейшие качества, как целеустремленность, деловитость, ответственность, у них развиваются прогностические умения.

 

2.2. Особенности процесса целеполагания

 

В воспитательном процессе педагогу приходится участвовать в целеполагании разного уровня. Существует огромное разнообразие целей и подходов к их классификации.

Прежде всего различают индивидуальные, групповые и общие цели воспитания. Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей; как групповая — у людей, которые участвуют в совместной группе; как индивидуальная, когда предполагается воспитание отдельного человека. Важно, чтобы в определении целей воспитания участвовали педагоги, учащиеся, а родители имели возможность выразить свой заказ.

Общая цель может быть задана группе извне, может быть выработана самой группой, или она формируется в единстве внешнего задания и внутренней инициативы группы. По-разному также может идти определение способов достижения целей.

На практике педагогу чаще всего приходится решать проблему органичного сочетания групповых и индивидуальных целей, а также их взаимодействия при организации групповой деятельности детей, родителей на каждом этапе работы.

Разнообразие целей, множество их типов обуславливают многоаспектность, многоуровневость процесса целеполагания. Организуя целеполагание в конкретной ситуации, педагог должен учитывать уже достигнутые и перспективные, более общие и частные, групповые и индивидуальные цели, устанавливать взаимосвязь между ними, осуществлять композицию и декомпозицию целей и задач на разных уровнях.

Под композицией имеется в виду процесс логического построения и составления, расположения и соотношения подцелей в общую цель. Декомпозиция — это расчленение, разъединение цели на составные части, подцели. Однако в процессе декомпозиции не должна нарушаться целостность цели, все части общей цели должны представлять собой иерархическую структуру. Гармония, согласованность целей — это показатель успешного целеполагания совместной деятельности участников педагогического процесса.

Два процесса, композиция и декомпозиция целей, тесно взаимосвязаны и могут осуществляться одновременно навстречу друг другу, например, по следующим основным линиям:

1) цель личности - цель микрогруппы - цель малой группы - цель школьной общности -цель социума;

2) перспективная цель группы - цель ближайшего этапа в работе - цель дела - цель конкретного действия.

Это лишь некоторые «срезы» в системе целеполагания группы. Они не исчерпывают всей сложности и многообразия рассматриваемого процесса, тесно взаимосвязаны между собой и пересекаются в конкретно взятой ситуации. Так, например, определение целей конкретного дела связано с декомпозицией перспективных целей группы. В свою очередь, общие цели группового дела конкретизируются затем частными, личными целями7.

Информация о работе Целеполагание в модели воспитательной технологии