Ценности и цели современного образования. Память - общая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 12:40, контрольная работа

Описание работы

Цели образования имеют как внешнюю, так и внутреннюю направленность. Внешняя цель образования как государственно-общественного института состоит в жизнеобеспечении общества в конкретно-исторических условиях, в развитии его производительных сил, общей культуры и в укреплении гражданского статуса отношений (гражданственности) и морально-правовых устоев членов общества.
Кроме того, можно говорить о двух значениях слова "цель" в педагогике. В более узком смысле образовательная цель связана с проблемой передачи педагогами и усвоения обучающимися знаний и может быть названа целью обучения.

Файлы: 1 файл

psihologiya.docx

— 23.40 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский государственный  университет технологии и дизайна»

ИНСТИТУТ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ

 

КАФЕДРА  РЕКЛАМНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

 

Контрольная работа

По дисциплине:  Теория и практика связей с общественностью 

На тему : «Ценности и цели современного образования»

«Память - общая характеристика»

Вариант 5

 

 

Выполнила студентка 1 курса

Группы № СЗ-56С

Зачетная книжка № 1235355

Кокарева Ю.А.

(julia.kokareva@gmail.com)

 

Проверил:

(звание, фамилия и инициалы преподавателя)


 

Санкт-Петербург

2012

 

Ценности и  цели современного образования

 

Разработка целей различной  степени обобщенности и реализация этих целей в образовательной  практике - важная задача педагогики. Цели обучения определяют успешность процесса обучения. В педагогической образовательной системе существует иерархия целей:

- цели образования в  обществе, обусловленные социально-экономическим  состоянием общества, его духовной культурой, жизненными ценностями членов общества;

- цели образования, реализуемые  на различных этапах системы  непрерывного образования;

-цели образования, реализуемые  в учебном процессе конкретного  образовательного учреждения;

- цели образования, реализуемые  через учебный предмет и деятельность  учителя. 

С другой стороны, разные цели образования предполагают и существование  разных систем обучения. Вообще, образование относительно стабильно только в своих материальных объектах; учебных зданиях, пособиях, средствах обучения и т.д. В остальном же образование есть явление духовное, неуловимое, неосязаемое на ощупь. Его суть в движении, активном деятельном общении, взаимодействии, обмене, противодействии, обсуждении, противоречии, борьбе и утверждении идей, мыслей, категорий, понятий, знаний, умений, навыков, стереотипов поведения и деятельности. Это движение образования, связанное, как мы видели в предыдущих разделах, с движением, развитием общества, порождает и новые цели образования. При переходе от "природосообразного" принципа обучения к "культуросообразному" изменились и цели, к которым должен был стремиться педагог в своей деятельности.

Цели образования имеют  как внешнюю, так и внутреннюю направленность. Внешняя цель образования как государственно-общественного института состоит в жизнеобеспечении общества в конкретно-исторических условиях, в развитии его производительных сил, общей культуры и в укреплении гражданского статуса отношений (гражданственности) и морально-правовых устоев членов общества.

Кроме того, можно говорить о двух значениях слова "цель" в педагогике. В более узком  смысле образовательная цель связана  с проблемой передачи педагогами и усвоения обучающимися знаний и может быть названа целью обучения. Такая цель всегда конкретна и связана с конкретным уроком, лекцией и т.д. Некоторые авторы предлагают называть их задачами, или целями, обучения.

Концепцию целей обучения предложил Э. Стоунс, выделивший три уровня умений, которые связаны соответственно с тремя типами задач, для которых эти умения предназначены. Между умениями разных уровней существует иерархическая связь, что важно учитывать при организации процесса обучения. В более общем виде можно говорить о целях образования, являющихся системообразующими по отношению к целям-задачам обучения. Цели образования в таком аспекте являются тесно связанными, практически проекцией ценностей образования и имеют иерархическое строение. В зависимости от ответа, который дается человеком или - более широко - обществом о смысле человеческого существования, формируется и представление о ценности образования как одного из действенных способов передать будущим поколениям свое понимание смысла человеческой жизни. Говоря о ценностях образования, необходимо учитывать три "слоя" ценностей:

- это ценности образования  как ценности государственной; 

- как ценности общественной;

- как ценности личностной.

Первые две ценности образования  отражают коллективную, групповую значимость этого культурного феномена, и  в советский период отечественного образования именно они выступали  во многих педагогических концепциях на первый план. В последнее время приоритет отдается личностной ценности образования, индивидуально мотивированного, пристрастного отношения человека к уровню и качеству своего образования. По-видимому, существует тесная связь между признанием личностно ориентированной ценности образования и тенденцией к пониманию образования как непрерывного процесса, протекающего в течение всей жизни человека. Образование способно не только поддерживать на должном уровне ценности общества, ценности социума, но и обогащать, развивать их.

Увидеть тесную связь образования  и приоритетных ценностей общества можно на примере "культуры полезности" и "культуры достоинства", понятий, введенных известным психологом А.Г. Асмоловым. Культура полезности, или культура, ориентированная на полезность как базовую ценность общества, имеет "единственную цель... - воспроизводство самой себя без каких-либо изменений… образованию отводится роль социального сироты, которого терпят постольку, поскольку приходится тратить время на дрессуру, подготовку человека к исполнению полезных служебных функций". По его мнению, оппозицией такой культуре, такому устройству общества представляет новый тип культуры, ориентированной на достоинство. "В такой культуре ведущей ценностью является ценность личности человека, независимо от того, можно ли что-либо получить от этой личности для выполнения того или иного дела или нет".

Очевидно, что культура достоинства  требует новой парадигмы образования - образования, ориентированного на воспитание чувства собственного достоинства человека, чувства свободы, профессиональной и общеобразовательной (общекультурной) компетентности. Это требует коренного изменения содержания и организационных форм всей образовательной системы, изменения ценностей образования как социального и культурного явления. Настоящий период времени характеризуется деидеологизацией общества, переосмыслением и изменением системы ценностей, в том числе и ценностей образования, и определяется рядом ученых как "аксиологическая революция". Социально-экономические реформы, бурный темп жизни, экономический кризис, переход к рыночной экономике в одно мгновение низвергли то, что еще недавно казалось немыслимым. "Старые" ценности, еще недавно казавшиеся неопровержимыми, заменяются "новыми", чуждыми предшествующей практике ценностными ориентациями.

 

Память – Общая  характеристика

 

Память – это один из психических процессов, включающий в себя запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызвавшие их явления исчезли. Это процессы организации прошлого опыта, делающие возможным его последующее использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

 

Люди всех времен относились к памяти как к большой ценности. Греческая мифология рассматривала память как дар богов, и не спроста, ведь памятью человек пользуется постоянно. Она играет большую роль в сохранении его индивидуально-личностных и деловых характеристик. Человек полностью лишенный способности запечатлять, сохранять, узнавать и воспроизводить свой прошлый опыт, фактически перестает быть личностью. Память относят к особым процессам, отдавая ей роль своеобразного «интегратора» относительно всех остальных психических познавательных процессов. По определению В. Гжегорчика, «единственной мерой времени является память... Если бы не память, жизнь была бы невозможна; если бы не забывание, жизнь была бы невыносимой». Эти слова вряд ли у кого вызовут сомнения. Трудно представить себе жизнь без памяти.

При характеристике памяти выделяют следующие ее процессы: запоминание, сохранение, забывание, а также воспроизведение (актуализацию, возобновление) материала.

Запоминание - процесс памяти, направленный на закрепление новой  информации путем связывания ее с  приобретенным ранее знанием. Запоминание  протекает в трех формах:

1) запечатление - кратковременное  и долговременное сохранение  материала, предъявлявшегося однократно  на несколько секунд;

2) непроизвольное запоминание  – непреднамеренное сохранение  в памяти неоднократно воспринимаемого  материала;

3) преднамеренное запоминание  (заучивание) – целенаправленное  запоминание с целью сохранения  материала в памяти.

Сохранение – процесс  памяти, в результате которого в  коре головного мозга удерживается полученная информация. Исследованиями установлено, что сохранение отдельных  элементов учебного материала во многом зависит и от того места, которое  они занимают в общем ряду информации. Как правило, первый и последний  элементы ряда удерживаются лучше, чем  средние. Это явление в психологии называется краевым эффектом памяти.

Забывание – это процесс, заключающийся в невозможности  воспроизведения ранее закрепленного  в памяти материала. Психологические  исследования показали, что в первое время после заучивания материал забывается быстрее, чем в дальнейшем, причем бессмысленный материал забывается значительно быстрее, чем связанный  по смыслу.

Виды памяти:

Наиболее распространенной является классификация П.П. Блонского, выделявшего следующие виды памяти.

В зависимости от особенностей запоминания и воспроизведения  материала

Двигательная память позволяет  нарабатывать практические и трудовые навыки. В основе двигательной памяти лежат процессы запоминания, сохранения в сознании двигательных актов, совокупности движений, передвижения человека в  пространстве.

Эмоциональная (аффективная) память состоит в запечатлении и  сохранении в сознании переживаний  и чувств. Она характеризуется  быстротой формирования, особой прочностью сохранения, непроизвольностью воспроизведения  информации. Эмоциональная память является необходимой предпосылкой в развитии способности к сочувствию и сопереживанию.

Образная память позволяет  сохранять в сознании образы однажды  воспринятого жизненно важного объекта. Это память о внешнем виде объекта  и его местонахождении в пространстве. Она включает в себя зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую память

Словесно-логическая память на словесные стимулы отражает как  внешние объекты и события, так  и внутренние переживания. Словесно-логическая память – ведущий вид памяти.

В зависимости от характера  деятельности

Произвольная память характеризуется  преднамеренностью запоминания, зависит  от сосредоточения внимания, в основе которого лежит механизм отбора информации из общего потока. Это наиболее продуктивный вид памяти.

Непроизвольная память осуществляется непреднамеренно, попутно, на неосознанном уровне.

В зависимости от способа  запоминания

Механическая память не опирается  на осмысление запоминаемого материала.

Смысловая память основывается на обобщениях и систематизированных  ассоциациях запоминаемого материала.

В зависимости от продолжительности  хранения материала в памяти

Ультракороткая память (иконическая – для зрительного и эхоническая – для слухового восприятия) – вид памяти, связанный с удержанием информации в сенсорном регистре; далее она преобразуется в кратковременную.

Кратковременная память –  определенная фаза в упрочении памяти, отражающая ранние этапы фиксации информации. На ранних этапах фиксации следы информации подвижны и поддаются «стиранию» под влиянием любых внешних воздействий. Эти этапы связаны с нейродинамическими процессами, обеспечивающими поддержание  функциональных связей нейронов, участвующих  в центральной интеграции воспринимаемого  образа. Кратковременная память обеспечивает первичную ориентировку при одномоментном  восприятии обстановки.

Время функционирования кратковременной  памяти – не более 30 сек. Ее объем  ограничен 5 - 7 объектами. Однако при  воспроизведении образов кратковременной  памяти из них может извлекаться  дополнительная информация.

Долговременная память обусловливается  структурно-химическими изменениями  в нейроне, стабилизацией долговременных следов, обеспечивающих устойчивость к разным воздействиям и сохранение запоминаемого материала на длительное время, возможно, на всю жизнь.

Оперативная память обеспечивает непосредственно осуществляемые человеком  актуальные действия, операции. В оперативной  памяти образуется «рабочая смесь» из материалов, поступающих из кратковременной  и долговременной памяти. Продолжительность  оперативной памяти ограничивается временем соответствующей деятельности, так, мы запоминаем элементы фразы, чтобы осмыслить ее в целом, помним условие задачи, которую решаем, помним промежуточные цифры при сложных вычислениях.


Информация о работе Ценности и цели современного образования. Память - общая характеристика