Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 18:27, реферат
Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач.
Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.
Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач.
Виды делового общения.
1.По способу обмена информацией. Различают устное и письменное деловое общение. Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические. К монологическим видам относятся: Приветственная речь; Торговая речь (реклама); Информационная речь; Доклад (на заседании, собрании).
Диалогические виды:1.Деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему.
2.Деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений.
3.Переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому – либо вопросу.
4.Интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио,телевидения.
5.Дискуссия;
6.Совещание (собрание);
7.Пресс-конференция.
8.Контактный деловой разговор - непосредственный, "живой" диалог.
9.Телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию.
Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.
2.По содержанию общение может быть разделено на:
-Материальное - обмен предметами и продуктами деятельности;
-Когнитивное - обмен знаниями;
-Мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями;
-Деятельностное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.
3.По средствам общения возможно деление на такие четыре вида:
-Непосредственное - осуществляемое с помощью естественных органов, данных
живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.;
-Опосредованное - связанное с использованием специальных средств и
орудий;
-Прямое - предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг
другом общающихся людей в самом акте общения;
Косвенное - осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.
Деловое общение выделяет
шесть следующих основных принципов:
1. Пунктуальность (делайте все вовремя). Принцип делать все вовремя распространяется на все служебные задания.
2. Конфиденциальность (не болтайте лишнего). Секреты учреждения, корпорации или конкретной сделки необходимо хранить так же бережно, как тайны личного характера. Нет также необходимости пересказывать кому-либо услышанное от сослуживца, руководителя или подчиненного об их служебной деятельности или личной жизни.
3. Любезность, доброжелательность
и приветливость. В любой
4. Внимание к окружающим (думайте о других, а не только о себе).Внимание к окружающим должно распространяться на сослуживцев,начальников и подчиненных. Уважайте мнение других, старайтесь понять,почему у них сложилась та или иная точка зрения.
5. Внешний облик (одевайтесь как положено). Главный подход - вписаться в ваше окружение по службе, а внутри этого окружения - в контингент работников вашего уровня. Необходимо выглядеть самым лучшим образом, то есть одеваться со вкусом, выбирая цветовую гамму к лицу. Большое значение имеют тщательно подобранные аксессуары.
6. Грамотность (говорите и пишите хорошим языком). Внутренние документы или письма, направляемые за пределы учреждения, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные переданы без ошибок.
Деловое (официальное, служебное) общение в зависимости от обстоятельств может быть прямым и косвенным. В первом случае оно проходит при непосредственном контакте субъектов общения, а во втором - с помощью переписки или технических средств.
Как в процессе прямого, так и косвенного общения используются различные методы влияния или воздействия на людей. Среди наиболее употребительных из них выделяют следующие: 1.Убеждение - воздействие посредством доказательств, логического упорядочения фактов и выводов.
2.Внушение-большую роль во внушении играет сила примера, вызывающая сознательное копирование поведения, а также бессознательное подражание.
3.Принуждение - наиболее насильственный метод воздействия на людей. Предполагает стремление заставить человека вести себя вопреки его желанию и убеждениям, используя угрозу наказания или иного воздействия, способного привести к нежелательным для индивида последствиям.
Коммуникативная культура —
это знания, умения, навыки в области
организации взаимодействия людей
и собственно взаимодействия в деловой
сфере, позволяющие устанавливать
психологический контакт с
В основе коммуникативной культуры лежат общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности:
1.Вежливость —это выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству, проявляющееся в приветствиях и пожеланиях, в интонации голоса, мимике и жестах.
2.Корректность —умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях, прежде всего, конфликтных. Особенно важно корректное поведение в спорах, в ходе которых осуществляется поиск истины, появляются новые конструктивные идеи, проверяются мнения и убеждения. Однако если спор сопровождается выпадами против оппонентов, он превращается в обычную свару.
3.Тактичностьтакже является одной из важных составляющих коммуникативной культуры. Чувство такта — это прежде всего чувство меры, чувство границ в общении, превышение которых может обидеть человека, поставить его в неловкое положение. Бестактными могут быть замечания по поводу внешнего вида или поступка, сочувствие, выраженное в присутствии других по поводу интимной стороны жизни человека и т. д.
4.Скромность в общении означает сдержанность в оценках, уважение вкусов, привязанностей других людей. Антиподами скромности являются высокомерие, развязность, позерство.
5.Точность также имеет большое значение для успеха деловых отношений. Без точного выполнения данных обещаний и взятых обязательств в любой форме жизнедеятельности дела вести трудно. Неточность нередко граничит с аморальным поведением — обманом, ложью.
6.Предупредительность — это стремление первым оказать любезность, избавить другого человека от неудобств и неприятностей.
Высокий уровень коммуникативной культуры определяется наличием у субъекта общения следующих личностных качеств: • эмпатия — умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они;
•доброжелательность— уважение, симпатия, умение понимать людей, не одобряя их поступки, готовность поддерживать других;
• аутентичность — способность быть самим собой в контактах с другими людьми;
• конкретность — умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать однозначно на вопросы;
• инициативность — способность «идти вперед», устанавливать контакты, готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать;
•непосредственность— умение говорить и действовать напрямую;
• открытость — готовность открывать другим свой внутренний мир и твердая убежденность в том, что это способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими, искренность;
• принятие чувства —
умение выражать свои чувства и готовность
принимать эмоциональную
• самопознание — исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, готовность принимать от людей любую информацию о том, как они воспринимают тебя, но при этом быть автором самооценки.
В деловом общении выделяют три аспекта :
1.Коммуникативный аспект общения — это обмен информацией и ее понимание, причем средства коммуникации подразделяют на: речевые; невербальные (жесты, мимика, пантомимика); паралингвистические (качество голоса, его тональность, диапазон); экстралингвистические (паузы, смех, плач, темп речи); пространственно-временные (дистанция, время).
2.Интерактивный аспект общения — взаимодействие партнеров, в котором различают:
сотрудничество; — общение, при котором оба партнера содействуют друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных и общих целей совместной деятельности.
противоборство— общение, при котором партнеры противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей.
уклонение от взаимодействия- партнеры стараются избегать активного сотрудничества.
однонаправленное содействие— один из партнеров способствует достижению целей другого, а второй уклоняется от сотрудничества.
контрастное взаимодействие один из партнеров старается содействовать другому, который, однако, активно противодействует ему.
компромиссное взаимодействие— оба партнера отчасти содействуют, отчасти противодействуют друг другу.
3.Перцептивный аспект общения — это восприятие одним партнером другого. Оно зависит от личностных качеств воспринимающего, от его жизненного опыта, моральных установок, ситуаций и т.д.
Исходя из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что овладение
навыками делового общения является необходимым для будущих деловых
людей: менеджеров, экономистов
и других. Это не просто, как кажется,
но и не сложно. Эти навыки в будущем
могут сыграть важную роль при
заключении сделки или подписании контракта.
Поэтому я считаю, что нам всем
еще предстоит многому