Дети с нарушением речевого развития в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 10:44, реферат

Описание работы

Особенности интеллектуального развития и речи
Особенности игры
Особенности моторики
Особенности поведения
Рекомендации родителям
Развивающие игры

Файлы: 1 файл

нарушение речи.docx

— 20.92 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Дети с нарушением речевого развития в семье»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Галенская Анна Геннадьевна

(гр. 3-10)

Проверила: Арнст Елена Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

  1. Особенности интеллектуального развития и речи
  2. Особенности игры
  3. Особенности моторики
  4. Особенности поведения
  5. Рекомендации родителям
  6. Развивающие игры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности интеллектуального  развития и речи.

 

Проблема умственного развития изучается отечественными психологами  в неразрывном единстве с речевым  развитием детей, исходя из представлений  о том, что язык является средством  общения, взаимопонимания, закрепления и передачи знаний, опыта.

В формировании высших психических  функций у ребенка как личности речь играет исключительную, ни с чем  не сравнимую роль. Выполняя функцию общения ребёнка со взрослым, она является базой для развития мышления; обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребёнка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом.

Онтогенетический путь речевого развития ребёнка, сначала в виде речевых  реакций, претерпевает существенные изменения, которые относятся как к обогащению словарного запаса и совершенствованию  структуры речи, так и к усложнению взаимодействия её с другими высшими  психическими функциями.

Усвоение слов помогает формированию мыслительных действий с образами предметов, с развитием речи у детей появляется возможность решать задачи не только с помощью практических действий, но и в уме. На этом этапе развития мышления у нормально развивающегося ребёнка речь начинает играть роль вспомогательного средства мыслительной деятельности, приобретает функцию  планирования решений. Это происходит вследствие того, что слово является элементом не только речи, но и речевого мышления, так как в нём заключены  все виды семантики: значение – общая  единица речи и мышления, смысл  и предметная отнесённость. Таким  образом, речь включается в процесс  мышления и становится одним из его  компонентов.

В трудах Л.С. Выготского отмечается, что единство мышления и речи возникает  в развитии и является характерным  для человеческой интеллектуальной деятельности.

По мысли С.Л. Рубинштейна, единство мышления и речи заключается в  следующем: "Создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление в  речи не только выражается, но по большей  части оно в речи и совершается".

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности игры

Игровая деятельность. Для детей-дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет  свое значение и роль как необходимое  условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако недостатки звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, нарушения грамматического  строя речи, а также изменения  темпа речи, ее плавности — все  это влияет на игровую деятельность детей, порождает определенные особенности  поведения в игре. Так, например, дети со сложными формами функциональных дислалий, ринолалиями и дизартриями нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками в игре из-за неправильного звукопроизношения, неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешным, хотя правила и содержание игры им доступны. Ослабленность условно-рефлекторной деятельности, медленное образование дифференцировок, нестойкость памяти затрудняют включение этих детей в коллективные игры. Нарушение общей и речевой моторики, особенно у дизартриков, вызывает быстрое утомление ребенка в игре. У детей с речевыми нарушениями нередко возникают трудности при необходимости быстрой переделки динамического стереотипа, поэтому в играх они не могут сразу переключаться с одного вида деятельности на другой.

Дети с пониженной возбудимостью  коры головного мозга, склонные к  тормозным реакциям, проявляют в  игре робость, вялость, их движения скованны, они быстро утомляются. Детям с  повышенной возбудимостью не хватает  сосредоточенности, внимания и настойчивости  в доведении игры до конца. Неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость  в поведении, речевая утомляемость затрудняют включение в групповую  игру.

Для детей с алалией, у которых  нередко наблюдается и значительная задержка интеллектуального развития, содержание игр и их правила долгое время остаются недоступными. Игры этих детей носят однообразный, подражательный характер. Чаше они производят манипулятивные, а не игровые действия с игрушкой. Ребенок с алалией воспринимает окружающую действительность поверхностно, поэтому его игра не имеет замысла и целенаправленных действий. В коллективе говорящих сверстников дети - алалики держатся в стороне или, играя вместе с другими детьми, выполняют только подчиненные роли, не вступают в словесные взаимоотношения. Даже в дальнейшем, когда ребенок приобретает на логопедических занятиях определенный запас слов и навыки фразообразования, в игре эти навыки он самостоятельно не использует. Слово в игре употребляется в основном для называния предметов, при этом отсутствует название действий с ними.

Заикающиеся дети ведут себя в игре иначе. Эти дети робки, не верят в  свои силы, не умеют поставить себе цель в игре. Они чаще выступают  в играх зрителями или берут  на себя подчиненные роли. С усилением  заикания дети становятся более замкнутыми, просто отказываются от игр со сверстниками. Иногда наблюдаются случаи, когда  заикающийся дошкольник в играх проявляет неуместное фантазерство, отличается резонерством, некритичен к своему поведению.

Игровая деятельность детей с речевой  патологией складывается только при  непосредственном воздействии направляющего  слова взрослого и обязательного  повседневного руководства ею. На первых этапах игровые действия протекают  при очень ограниченном речевом  общении, что порождает сокращение объема игр и их сюжетную ограниченность. Без специально организованного  обучения игра, направленная на расширение словаря и жизненного опыта детей  с речевыми нарушениями, самостоятельно не возникает. Основные свои знания и  впечатления дети получают только в  процессе целенаправленной игровой  деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности моторики

 

Исследованиями установлено, что уровень развития речи детей  находится в прямой зависимости  от развития мелкой моторики рук.

В системе коррекционно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях  для детей с нарушениями речи необходимо уделять больше внимания формированию тонких движений пальцев  рук. Целенаправленная работа по совершенствованию  движений пальцев, как известно, весьма полезна и для подготовки руки к письму. Особенно велика ее роль в  группах для дошкольников с общим  недоразвитием речи, где у многих детей наблюдаются выраженные отклонения в развитии движений пальцев рук: движения неточные, нескоординированные, затруднены изолированные движения пальцами.

Работу по развитию мелкой моторики у детей с общим недоразвитием  речи желательно проводить систематически, уделяя ей по 3 — 5 мин ежедневно. С  этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения.

Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев  рук, способствующие вместе с тем  повышению внимания и работоспособности  детей, целесообразно включать в  занятия логопеда и воспитателя. Они могут проводиться также  в часы, отведенные для игр, и во время прогулок.

Если ребенок затрудняется в  самостоятельном выполнении движений, упражнения рекомендуется включать в индивидуальные занятия, где ребенок  выполняет движения пальцами пассивно, с помощью взрослого. В дальнейшем, в результате тренировки, движения пальцев совершенствуются и дети выполняют их активно.

Для формирования тонких движений пальцев  рук могут быть успешно использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов-потешек. Эти игры создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи. Кроме того, народные потешки являются прекрасным материалом для обучения разговорной речи, так как большинство из них построено на диалогах.

Наряду с описанными играми для  тренировки тонких движений пальцев  рук могут быть использованы разнообразные  упражнения без речевого сопровождения.

 

 

 

 

 

 

 

Особенности поведения.

 

Речевые нарушения у детей могут  также приводить и к нарушениям их эмоционально-волевой сферы, что  может стать причиной возникновения  патологических форм поведения.

У детей с отклонениями в развитии речи можно довольно часто наблюдать  переоценку собственных сил и  возможностей и своего положения  в группе, то есть неадекватно завышенный уровень притязаний. Такие дети некритично стремятся к лидерству, реагируют  негативизмом и агрессией на любые  затруднения, сопротивляются требованиям  взрослых либо отказываются от выполнения деятельности, в которой могут  обнаружить свою несостоятельность. В  основе возникающих у них резко  отрицательных эмоций лежит внутренний конфликт между притязаниями и неуверенностью в себе. Однако часто можно наблюдать  и прямо противоположное явление - недооценку своих возможностей.

Поведение таких детей отличается нерешительностью, конформностью, крайней неуверенностью в своих силах. Часто можно встретиться с некритичным оцениванием как собственной деятельности, так и действий других. Они легко подпадают под чужое влияние. Искаженное восприятие самого себя и окружающего мира, ошибочная оценка своих способностей и личностных свойств ведут к нарушению взаимодействия с окружающей средой и снижению эффективности деятельности, что препятствует оптимальному развитию личности. Дети с дефектами речи всегда в какой-то форме чувствуют свое невыгодное положение, вытекающее из дефекта, что, в свою очередь, может проявиться в чувстве неполноценности.


Информация о работе Дети с нарушением речевого развития в семье