Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 19:49, статья
Большая часть нашей жизни так или иначе связана со школой. Все мы когда-то учились в школе, десять или одиннадцать лет в нее ходят наши дети. Но как часто это время превращается в кошмар. Дневник пестрит замечаниями, в тетрадях двойки. Почти все свободное время тратится на приготовление уроков. Некогда заняться спортом, посмотреть кино, просто поболтать. Все разговоры крутятся вокруг школьных проблем.
На самом деле прежде всего нужно понять, что такой ребенок развивается совершенно особым образом, что ему необходима помощь, для того чтобы это развитие проходило нормально и, что такую помощь можно получить, потому что существуют люди, которые умеют это делать. Обычно такими проблемами занимаются психологи, работающие в специальных центрах помощи детям.
До сих пор мы обсуждали трудности, с которыми сталкиваются дети в школе, обусловленные явными психологическими проблемами. Однако причиной школьной дезадаптации могут стать и соматические расстройства. Конечно, если ребенок страдает тяжелым хроническим заболеванием, то это не может не сказаться на его развитии, формировании отношений со сверстниками, возможностях адаптации. Психологические исследования показывают, что часто болеющие дети являются изгоями, что обусловлено хроническим отсутствием ребенка в классе – дети о нем просто забывают. Такой ребенок, несомненно, нуждается в помощи психологов и педагогов.
К счастью описанная выше ситуация встречается относительно редко. Значительно чаще приходится сталкиваться с заболеваниями, не приводящими к длительной изоляции ребенка. В то же время число таких заболеваний постоянно растет. Согласно многочисленным исследованиям за последние годы здоровье школьников значительно ухудшилось, что связывается с неблагополучной экологической обстановкой, социально – экономическим кризисом, ухудшением медицинского обслуживания. У школьников до 14 лет отмечается рост заболеваний желудочно-кишечного тракта, системы кровообращения, эндокринной системы, опорно-двигательного аппарата. В старших классах наблюдается еще более интенсивный рост заболеваний, среди которых выделяются болезни эндокринной системы, аллергические заболевания, особенно бронхиальная астма, заболевания почек, близорукость. Надо сказать, что, по крайней мере, три из выше перечисленных вида расстройств, а именно бронхиальная астма, некоторые болезни желудочно-кишечного тракта (язва желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенный колит) и органов кровообращения, относятся к так называемым психосоматическим заболеваниям. Именно они в последние годы стали объектом многочисленных психологических исследований. Дело в том, что особенностью психосоматических расстройств является тесная связь психологических проблем и соматических нарушений. Для этих больных характерны специфические личностные особенности, в первую очередь крайне высокий уровень тревожности, страхи, снижение коммуникативных возможностей. Несомненно, психотравмирующие ситуации не являются единственной причиной возникновения соматического заболевания, однако они играют далеко не последнюю роль в его развитии и часто являются провоцирующим фактором, приводящим к обострению болезни.
Описанные выше расстройства характеризуются структурными изменениями в больном органе и требуют специального лечения. Но к заболеваниям психосоматического круга принято относить и так называемые соматоформные нарушения – психогенные функциональные нарушения органов, при которых отсутствуют их морфологические изменения. Дети с соматоформными нарушениями часто жалуются на боли в животе, головные боли, у них без видимой причины может подниматься температура. Медицинское обследование, как правило, не выявляет каких – либо отклонений в состоянии здоровья. Но, несомненно, эти дети находятся в группе риска по психосоматическим заболеваниям.
Дети с психосоматическими расстройствами испытывают серьезные трудности школьной адаптации. С одной стороны они обусловлены состоянием здоровья. Действительно, плохое самочувствие затрудняет обучение в школе. Учитывая, что обострение болезни часто провоцируется психологическими причинами, необходимо выявлять и по возможности предотвращать стрессовые ситуации. Иногда травматическая ситуация является достаточно прозрачной, например, каждый раз перед контрольной появляются боли в животе. Понятно, что в данном случае необходимо постараться уменьшить возникающий страх, при этом следует помнить, что нельзя ругать ребенка, считая, что он притворяется. Как правило, у него действительно болит живот.Однако гораздо чаще не удается выявить прямой связи между стрессогенной ситуацией и обострением заболевания.
Во-первых, пугающей часто становиться самая безобидная с обывательской точки зрения ситуация, поскольку такой ребенок в силу особенностей организации нервной системы, всегда готов реагировать тревогой.
Во-вторых, нередко причиной подобных реакций на самом деле является тесная, по сути симбиотическая, связь ребенка с матерью, которая тоже часто отличается высокой тревожностью и боязливостью и не позволяет детям развивать самостоятельность. В этих случаях формируется некий порочный круг: чем дольше ребенок пропускает занятия в школе, тем сильнее нарастает социальная изоляция, возникают отставания в учебе и опасения при возвращении в школу. Ребенок начинает бояться, что одноклассники будут считать его либо прогульщиком и лентяем, либо больным.
Надо сказать, что матери испытывают не меньшие трудности при разлуке с ребенком. Они часто реагируют раздражением или депрессией на попытки ребенка стать более самостоятельным и независимым. Поэтому в этих случаях помощь необходима не только самому ребенку, но и его семье.
Конечно, круг школьных проблем далеко не ограничивается описанными выше. На самом деле их гораздо больше. Кроме того, они имеют свойство по-разному проявляться в различные возрастные периоды. То, о чем говорилось в этой статье, чаще всего встречается в младшем школьном возрасте, хотя многие предвестники будущей школьной неуспешности можно обнаружить и в более младшем возрасте, а значит и постараться предотвратить ее. Множество новых проблем возникает и в подростковый период. Но обо всем этом – в следующий раз.
Информация о работе Дети с трудностями в обучении. Почему детям трудно в школе?