Дети с трудностями в поведении (тревожность, агрессивность, застенчивость, гиперактивность). Причины и признаки нарушений психического р

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 18:11, реферат

Описание работы

Трудные дети – это те, чьё поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. М. Раттер отмечает, что психологические трудности, а так же временные эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей. Это неотъемлемая часть детского развития.
Учёные и практики к группе трудных относят детей разных категорий. Это дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют одарёнными и дети, имеющие различного рода проблемы, например, гиперактивность, девиантные отклонения, тревожность, агрессия, застенчивость.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………..3
2. Гиперактивность. Методы коррекции………………………………………………..............3
3. Тревожность. Методы коррекции………………………………5
4. Агрессивность. Методы коррекции…………………………….7
5. Застенчивость. Методы коррекции……………………………..8

Файлы: 1 файл

дет. прак. пихол..doc

— 43.50 Кб (Скачать файл)

Пермский  государственный педагогический университет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

По детской  практической психологии.

Дети с  трудностями в поведении (тревожность, агрессивность, застенчивость, гиперактивность).

 Причины  и признаки нарушений психического  развития дошкольников. 

                                                                  
 
 
 

                                                                Выполнила студентка III курса   ОЗО

                                                                 факультета дошкольной педагогики

                          и психологии:

                           Кокшарова С.И.                    
 
 
 

Пермь 2008

 

Содержание. 

  1. Введение…………………………………………………………..3
  2. Гиперактивность. Методы коррекции………………………………………………..............3
  3. Тревожность. Методы коррекции………………………………5
  4. Агрессивность. Методы коррекции…………………………….7
  5. Застенчивость. Методы коррекции……………………………..8

 

Введение.

    Трудные дети – это те, чьё поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. М. Раттер отмечает, что психологические трудности, а так же временные эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей. Это неотъемлемая часть детского развития.

     Учёные  и практики к группе трудных  относят детей разных категорий. Это дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют одарёнными и дети, имеющие различного рода проблемы, например, гиперактивность, девиантные отклонения, тревожность, агрессия, застенчивость. 

       Гиперактивность.

       Гиперактивность считается видом расстройства поведения, связанным с дефицитом внимания у ребёнка.

      Существуют  различные степени гиперактивности:  у одних детей это проходит  в мягкой форме, у других  имеет самые острые проявления.

Не следует любого возбуждённого ребёнка относить к гиперактивным. Если ребёнок полон энергии, отчего малыш часто становится упрямым и непослушным, это не значит, что он гиперактивен. И, наконец, ребёнок, имеющий мотивированные отклонения в поведении, тоже не относится к разряду гиперактивных.

        Гиперактивные дети в младенческом  возрасте много плачут, мало спят, трудно успокаиваются, тревожны, плохо едят.

         Внешне они мало отличаются  от здоровых, разве что повышенной  активностью, однако постепенно  отклонение отдельных психических функций нарастает, что приводит к патологии, которая чаще всего называется лёгкой дисфункцией мозга.

          Гиперактивные дети бывают чрезмерно  подвижны, беспокойны, капризны, неусидчивы. Для них характерна повышенная  отвлекаемость, нарушение концентрации внимания. Такие дети часто бывают негативистами и довольно агрессивны.

             Одной из причин гиперактивности  у детей является противоположный  тип воспитания. Сначала дети  не знают никаких запретов, но  на определённом этапе родители  убеждаются в том, что воспитание было неправильным, и поэтому решают изменить своё отношение к ребёнку: предъявлять завышенные требования, начинают ломать старые стереотипы.

Методы  коррекции:

  1. поддержание единых принципов в отношении к ребёнку дома и в ДОУ.
  2. помощь и поддержка взрослых, совместная деятельность.
  3. избегание директивных указаний.
  4. избегать постоянных «одёргиваний» ребёнка.
 
 
 
 

 

Тревожность.

  Тревожность  – это переживание эмоционального  дискомфорта, связанного с ожиданием  неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. Выделяют два вида тревожности:

  1. Ситуативная тревожность, порождённая некоторой конкретной ситуацией;
  2. Личностная тревожность – черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживанию тревоги в различных жизненных ситуациях, характеризующаяся состоянием безотчётного страха.

Ребёнок, подверженный такому состоянию постоянно находится  в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, которые воспринимаются им как пугающие и враждебные. У детей дошкольного возраста доминирует ситуативная тревожность.

      Причины:

- неправильное воспитание  и неблагоприятные отношения  ребёнка с родителями;

- следствие симбиотических  отношений ребёнка с матерью,  когда мать ощущает себя единым  целым с ребёнком, пытается оградить  его от препятствий и трудностей. В результате ребёнок испытывает  беспокойство, когда остаётся без  матери;

- завышенные требования к ребёнку;

- ситуации соперничества,  конкуренции;

- воздействие на  ребёнка негативным сказочным  персонажем: бабой ягой, бармалеем,  волком и т.д.

        Тревожные дети отличаются особой  чувствительностью, низкой самооценкой,  на занятиях они зажаты и напряжены, отвечают на вопросы тихим голосом, могут заикаться. Склонны к вредным привычкам невротического характера: грызут ногти, сосут пальцы, выдёргивают волосы – это снимает у них эмоциональное напряжение.

        Вести коррекционную  работу следует по трём направлениям:

  1. повышение самооценки ребёнка;
  2. учить ребёнка снимать мышечное напряжение, расслабляться;
  3. обучать умению управлять собой в ситуациях, вызывающих наибольшее беспокойство.
 

Агрессивность.

        У дошкольников агрессивность  проявляется в порче игрушек, швырянии предметов, эпизодически грубым обращением с животными, пассивно-агрессивной реакции протеста, неуступчивости и повышенном упрямстве.

        Систематически агрессивное поведение  детей больше обусловлено биологическими  факторами (пол, темперамент, пренатальная энцефалопатия)  и нарушениями в эмоционально-волевой сфере, а так же ранней эмоциональной депривацией.

           Причины: нехватка родительской  любви, заботы, преобладание метода  наказания в воспитании, постоянные  угрозы, запугивание, ограничение двигательной деятельности. Родители в основном передают пример агрессивного поведения.

Коррекция агрессивности:

  1. спокойное отношение в случае незначительной агрессии:

- полное игнорирование  чувств ребёнка («конечно, тебе  обидно..»),

- переключение внимания, предложение какого-нибудь задания,

- позитивное обозначение  поведения.

  1. Акцентирование внимания на поступках (поведение), а не личности.
  2. Установление с ребёнком обратной связи: констатация фактов, вопросы, раскрытие мотивов агрессивного поведения.
  3. Контроль за своими собственными негативными эмоциями.
  4. Снижение напряженности ситуации.
  5. Демонстрация модели не агрессивного поведения.

Застенчивость.

          Это особенность характерная  как для детей, так и для  взрослых. Быть застенчивым, это значит – бояться общения. В психологии распространена точка зрения, что эта черта формируется в результате негативных переживаний, которые возникают у ребёнка в процессе общения и постепенно закрепляются в сознании.

       Застенчивость может быть как избирательной, так и распространяться на всё социальное окружение малыша. Одной из её причин может быть заниженная самооценка или неуверенность в себе. Часто детская застенчивость и замкнутость является следствием того, что ребёнка не научили общаться. Застенчивость может проявляться, как особенность темперамента – интроверсия. Проявление застенчивости возникает чаще в семьях с гиперопёкой, где преобладает авторитарный стиль воспитания.

          Застенчивые дети боятся двигаться,  танцевать под музыку, у них нередко плохо сформированы навыки речевого общения. Такой ребёнок уклоняется от того, чтобы первым начать разговор, общаясь со сверстниками он говорит меньше, чем другие.

 Методы коррекции:

  1. групповая форма работы с целью тренировки взаимодействия ребёнка со взрослыми и детьми.
  2. установление эмоционального контакта.
  3. необходимо завоевать доверие ребёнка, помочь забыть ему о неудачном опыте, восстановить и укрепить потребность в общении.
  4. игра поможет изменить отношение ребёнка к себе и другим.
  5. помощь ребёнку в преодолении его страха.

Информация о работе Дети с трудностями в поведении (тревожность, агрессивность, застенчивость, гиперактивность). Причины и признаки нарушений психического р