Детское развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 09:24, статья

Описание работы

Все мы обладаем творческим потенциалом, дарованным природой, — это неотъемлемая часть человека. Не каждого, но многих с раннего детства отлучили от творческого начала. И эта, быть может, робкая жилка незаметно угасла . С возрастом мы начинаем осознавать, что не желаем быть равным среди равных , серой массой. Переживая очередной возрастной кризис, душа вдруг потребует полета , свободы мысли. Мы почувствуем прилив сил в принятия судьбоносных решений . Хочется воссиять пусть не для всех, но для близких , для собственных детей. Как измениться ради себя самого. Сделать открытие вселенского масштаба. А каждый человек и есть вселенная . Есть мнение ,что творческое начало не исчезает бесследно. Его непросто возродить в зрелом возрасте, но необходимо поддерживать и развивать в детях.

Файлы: 1 файл

ОТ ТВОРЦА К ГЕНИЮ.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

                              От творца  к гению! 

 

                                                   Ребёнок – это не сосуд, который надо заполнить,

                                                   а огонь, который надо зажечь.    

                                                                                                  Плутарх                                                                                                                    

Все мы обладаем творческим потенциалом, дарованным природой, — это неотъемлемая часть человека. Не каждого, но многих  с раннего детства отлучили от  творческого начала. И эта, быть может, робкая жилка  незаметно угасла . С возрастом мы начинаем осознавать, что не желаем быть равным среди равных , серой массой. Переживая очередной возрастной кризис, душа вдруг потребует полета , свободы мысли.  Мы почувствуем прилив сил в принятия судьбоносных решений . Хочется воссиять пусть не для всех,  но для близких , для собственных детей. Как измениться ради себя самого. Сделать открытие вселенского масштаба. А каждый человек и есть вселенная . Есть мнение ,что творческое начало не исчезает бесследно.  Его непросто возродить в зрелом возрасте, но необходимо поддерживать и развивать в детях.

Сегодня наш собеседник Мария Головина, детский психолог, но предпочитает называться педагогом развития. Она более 9 лет практикует работу с детьми  в семьях, руководитель семейного клуба «Зелёный домик».

- ВШ: Мария Викторовна,  должно ли воспитание считаться с природным началом? Корректно ли учить детей, совершенно не принимая во внимание тех инстинктов и тех способностей, которыми они одарены и которые не зависят от обучения? С чего лучше начать?

 

- МГ:  С себя, и только с себя. Только изменив свой взгляд на мир и его явления, я иначе понимаю задачи воспитания. А свой взгляд можно изменить, если сильно этого хочешь. К.Д Ушинский писал: «Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом - вот первый  и самый главный метод воспитания!»  
Чтобы наилучшим образом обучить младенца, матери следует обучить себя. Первое, что впитывает ребёнок – это сердечные качества. Сердечные качества – это наиболее глубинные качества человека, свойства мозга закладываются позже; именно сердечные качества образуют фундамент всей дальнейшей жизни и закладываются матерью в период вынашивания плода и в младенчестве.

 

 

В большей мере это касается детей одаренных, детей с особенностями развития. Такие ребятишки, прежде всего не вписываются в рамки нормального развития и нормального поведения, потому что их способности к восприятию и познанию мира очень часто сопровождаются высокой чувствительностью нервной системы. Дети имеют разный потенциал жизненных сил и разные темпераменты. Одни малыши импульсивны, другие крайне сдержанны. Нередко именно «особенным детям» свойственны всевозможные страхи, отчего существует вероятность быть непонятыми сверстниками или, что еще тревожнее, близкими взрослыми.

 

- ВШ: Вы имеете ввиду  болезненность маленьких вундеркиндов? Известно ведь, что и став взрослыми,  некоторые великие ученые, музыканты, писатели не отличались отменным здоровьем, и душевным, в частности.

 

- МГ:  Я даже в самых непростых случаях предпочитаю выражение «особенный ребенок» вместо  «больной или болезненный». Размышляя о детях, я имею ввиду два фактора: потенциал жизненных сил и чувствительность нервной системы к процессам восприятия. Тестирование  не всегда и не в полном объёме н может определить уровень развития малыша, тем более его потенциал.

Здоровье  означает приоритет творчества над  податливостью. По мере приобретения опыта  и умения видеть мир и подходить  к миру творчески, ребенок становится способен уступать, не теряя при  этом лица. В случае обратной модели, когда доминирует подчинение, можно предполагать нарушения психической деятельности и плохую основу для развития индивидуума. Здесь, в первую очередь, страдают дети с особыми возможностями.

 

- ВШ: Так как же узнать предрасположенности, наклонности , способности , наконец? Раскрыть их, не пропустить, не упустить время?

 

- МГ: Только наблюдая, внимательно и профессионально. Всегда оказывать малышу поддержку - сопереживая вместе с ним удачи и падения. Ведь тестирование- это в большей или меньшей мере, но стресс. Многие считают, что опытный педагог  наметанным профессиональным взглядом без труда выделит в своей  группе детей того, кто и рисует лучше всех, и компьютером овладел рано, и рассказы сочиняет, и читает, и пишет не по возрасту. Но, в то же время, огромный риск в том, что именно этот  педагог пропустит  великолепные задатки ребенка, который не готов себя проявить в атмосфере авторитарности и соревновательности. А это основные принципы традиционной педагогики. «Любимчики» чаще бывают среди типично развивающихся детей с хорошими манипулятивными способностями. Не все дети имеют равные внутренние возможности к развитию. Это необходимо учитывать, родителям- в первую очередь!

 

Почему именно наблюдение и сопереживание  помогают увидеть, почувствовать способности  ребёнка, его внутренний потенциал?

 Например, берег реки. Камни.  Галька. Почти однородная масса. Возьмём один камень, возможно, он даже нам не понравился. Окинем его своим объективным взглядом. «Протестируем» его. Потрогаем, погладим, переложим из руки в руку, поднесём поближе, вообразим - откуда он родом, чем он был когда-то, что его окружало. У нас появилось к нему какое-то отношение. Я думаю, он стал нам чуть ближе, чуть роднее, чуть симпатичнее. Теперь мы его нарисуем. Очень трудная работа! Нам захочется в точности передать все линии, все выпуклости и впадины, весь его рисунок и даже его текстуру. Результат удивит! Нет, не рисунок, что получился. Нас удивит наше отношение к камню и к рисунку. Если мы старались, камень станет нам родным, потому что мы внимательно наблюдали его и пытались его почувствовать. А вот рисунок нас может не удовлетворить вовсе. Мы вдруг опытным путём откроем для себя: как прекрасен и индивидуален  ПРОСТО камень! И как несовершенна наша попытка  передать ЭТО качество окружающему миру.

Что же говорить о РЕБЁНКЕ?!

 

- ВШ: В каких образовательных условиях ребёнок проявит себя лучше всего?

 

- МГ: А вот это самая распространенная ошибка родителей  - раннее начало обучению. Азбуке, чтению, счёту, иностранному языку, даже с инициативным творческим репетитором, можно начинать учить ребёнка только, когда готова к этому его психика. Раннее обучение обкрадывает  мозговую деятельность, задействует жизненные силы организма, необходимые для роста органов и систем. Это доказано последними нейропсихологическими и нейрофизиологическими исследованиями . Несвоевременное, оторванное от реальных жизненных процессов (приготовление пищи, выращивание овощей, процесс отопления помещений, ручная стирка белья и прочее) воспитание и обучение не формирует живого мышления, творческого взгляда на мир. Всегда нужно помнить, у дошкольника ведущая деятельность  -игровая. А что происходит? Поступая в первый класс, дети приходят пресыщенными учёбой, нет блеска в глазах, нет желания учиться. Ребёнок уже потерял жизненные силы в процессе обучения по дошкольным программам, даже если он делал это с интересом. Привлечение интереса к неадекватной возрасту деятельности также задействует жизненный потенциал в ущерб здоровью. Дошкольники должны играть как можно больше! Современные дети играть не умеют.

- ВШ: А какие условия развития для малышей, Вы, считаете лучшими?

-  МГ: Первое, это семья. Лучше – полная и нравственно здоровая. Семья формирует характер, ценности, отсюда развиваются наклонности и раскрываются способности. Мама помогает малышу обрести доверие к миру, убедиться, что мир добрый. Отец проводник между обществом и семьёй. Он формирует социальные компетенции ребёнка, учит его социальным правилам и нормам. Если семья этого ребёнку не даст, то  социальная «неуспешность» подрастающей  личности гарантирована.

Второе , не нарушать природосообразность процесса развития ребёнка.  Не подчинять малыша придуманным укладам и режимам. Природные ритмы и режим дня имеют огромную разницу! Позвольте ребенку спать, когда хочет, есть, когда голоден. За этим лозунгом стоит развитая чувствительность родителей к природным ритмам. Педагогическая работа очень тонкая, но результат не заставит себя ждать. «Педагогика не наука, а искусство, и как любое искусство требует врождённого таланта», - писал     К.Д. Ушинский.

 И третье – это учет  темперамента. Психологи много спорят  по этому поводу. Но, безусловно, принадлежность к определенному типу темперамента - это уже индивидуальность. Поддерживать и развивать правильную направленность темперамента - это и есть созидание. «Запущенный темперамент» мы можем наблюдать при детских истериках, инфантильности, необузданности эмоций и т.д.. Есть мнение, что пыл буйного непоседы, холерика, охладит одежда спокойных , сдержанных тонов. Это не так! Только яркая одежда красных тонов их успокаивает, приглушает высокую чувствительность и сглаживает эмоциональные реакции. Правда, необходимо выбирать из разных оттенков красного. Мелочь? Но какая важная…

Кто сказал, что мальчикам нельзя играть в куклы? Дети до 3-х лет должны иметь богатый опыт игр с куклой-малышом. В этих играх они  проявляют свои сердечные качества - выражают своё «Я», демонстрируют усвоенные модели поведения. В этих играх мы можем наблюдать отношение ребёнка к себе самому, даже если он подражает родителям. Прекрасный повод воспитателям делать выводы !

- ВШ: Сегодня такой выбор игрушек и умных и развивающих. Что Вы посоветуете для развития?

- МГ: Выбор игрушек большой, но бестолковый. Игрушки сегодня редко несут в себе развивающий элемент. Главное психическое новообразование дошкольного возраста – это процесс воображения. Если он сформирован к школе, мы можем быть уверены – ребёнку будет интересно учиться. На современных игрушках, книгах, мультфильмах, кинофильмах воображение сформировать нельзя. Игрушка должна оставлять пространство для воображения. Современные игрушки проработаны до мелочей. Родители считают, что лучше купить красивую куклу, чем сделать её из тряпочек или сшить самостоятельно. Распространённое заблуждение! Где ребенку образно помыслить, дать простор фантазии?  Конечно, родители могут многого не знать. Но что такое родительская ответственность? Если ребёнок – это самое выгодное инвестирование, то почему тогда, вкладывая в него массу знаний, родители не думают о качестве «сосуда»? Правильный выбор детского, сада, воспитателя, учителя, наставника опять же обусловлен сегодня не задачами сохранения здоровья и приумножения жизненного и мыслительного потенциала ребёнка, а популяризацией раннего интеллектуального обучения, объёмом знаний и учебных навыков и умений. Конечно, чтобы иметь дома диван или кофеварку нам не обязательно уметь их делать самим. Мы потрудимся найти того, кто давно и успешно все это производит. Кажется, что так и с воспитанием, и с обучением. Отчасти. Чтобы понять, что лежит в основе талантливости, необходимо иметь собственную педагогическую точку зрения. Для этого необязательно знакомиться с педагогическими направлениями и программами, существующими сегодня в мировой практике. Важно быть активным наблюдателем тех процессов в обществе, которые являют нам результат массовых педагогических образовательных трудов. Надо интересоваться последними исследованиями психологии, нейрофизиологии, особенно в области детства. Если, конечно, родители хотят видеть своего ребёнка в 21 год здоровым, успешным, талантливым, радостным, пытливым и культурным.

-ВШ: И все же вы сказали, что начать то, надо с себя.

- МГ: Да! Лао Цзы говорил: «Познавшие других обрели мудрость, познавшие себя достигли  просветления».                                                         

Прочь уныние! Спросите себя – все ли детские мечты воплощены, какой я, к чему стремлюсь? Каких людей я ценю, что я делаю полезного для других? В чём моя жизненная задача?... Порой родители возлагают на детей свои нереализованные желания и всеми правдами и неправдами заставляют их жить чужую жизнь.

Нам всем не хватает веры – веры друг в друга, веры в способности  наших детей.  Эрих Фромм писал  об этом: «…Другая сторона веры в человека – наша вера в возможности  других. Самая примитивная форма, в которой существует эта вера, - это то, как мать верит в своего новорожденного ребёнка: верит, что он будет жить, расти, ходить и разговаривать. Однако развитие ребёнка в этом смысле происходит настолько закономерно, что ожидание этого не требует, как кажется, никакой веры. Другое дело, если речь идёт о тех задатках, которые могут не развиться: способность любить, быть счастливым, размышлять, а также особые способности и таланты. Это семена, которые растут и проявляются только в благоприятных условиях, и если таких условий нет, они могут остаться в подавленном состоянии – как если бы их не было. Самое важное из этих условий состоит в том, чтобы человек, который много значит для ребёнка, верил в его возможности. Наличие такой веры составляет разницу между обучением и манипулированием. Обучать – значит помогать ребёнку осознать свои возможности. Обучению противостоит манипулирование, основанное на отсутствии веры в то, что задатки ребёнка разовьются, и на убеждении, что ребёнок только тогда пойдёт по верной дороге, когда взрослые вложат в него всё желательное и подавят всё, что кажется им нежелательным».  

Начало  жизни для человека имеет большую  важность, чем последующая часть, потому что именно в детстве выстраивается  та дорога, по которой ему предстоит  идти вперёд всю жизнь. Дорогу выстраивает  для младенца его родитель - воспитатель. Если дорога не сложилась, а сознание воспитателя спит, то ребёнка, когда он вырастет, подстерегают большие трудности…Обучение, имеющее наибольшее значение в жизни души, происходит в младенчестве. Ребёнок – это воплощённая душа, чувства, эмоции, а не учёный с сухими знаниями о мире. Именно душевно-духовное воспитание необходимо дошкольнику, оно базис его мышления и познавательной активности. Развитие душевных качеств происходит в творческой работе, в занятиях рисованием, живописью, музыкой, пением, в рассказывании сказок, в напевании колыбельных, в подготовке и проведении важных праздников года, и, конечно, в приобщении к православию.

Вдохновение, желание созидательных преобразований, наслаждение прекрасным, любовь к миру и людям – драгоценные дары Творца человеку. Сохранить эти дары в детях – важнейшая задача каждого взрослого, причастного к воспитанию!       Мария Головина

 

ВШ: Некоторые  советы  людям , решившим  изменить себя. 

Будьте исследователем. Это один из способов открыть дорогу свежим мыслям, совершенно по-другому искать неординарные идеи. Исследователь постоянно пробует новые, неизведанные пути решения обычных, казалось бы, задач. Он верит в то, что ждут открытия незнакомые миры, варианты, изделия, услуги, друзья.

Информация о работе Детское развитие