Девиантное поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 22:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить особенности подросткового возраста, показать сложный и противоречивый характер данного периода, его решающее влияние на развитие личности. Раскрыть данную тему в доступном изложении.
Объект исследования: девиантное поведение.
Предмет исследования: предрасположенность к скуке как основной фактор, определяющий отклонения в поведении личности в свободное время.

Файлы: 1 файл

Основное.docx

— 48.48 Кб (Скачать файл)

В исследовании Н.В. Майсак установлено, что личностные особенности младших подростков с девиантным и нормативным поведением сходны в основных своих характеристи­ках — в уровне напряженности, повышении экстравертированности, эмоциональной возбудимости, связанных с началом подросткового кризиса, — но отличаются своеобразием лич­ностных черт. В то время как младшему подростку с норма­тивным поведением свойственны социальная лабильность, опе­рациональная напряженность, эмпатия, общительность, ори­ентация на социальные нормы и ценности, интеллектуальность, а также позитивный образ родителей, свидетельствующий о по­ложительно окрашенных взаимоотношениях подростка в семье, подросток с девиантным поведением имеет свои особенности:

• негативную психическую напряженность;

• акцентуированную готовность к  риску;

• психическую ригидность;

• выраженную ориентацию на нормы  девиантной подро­стковой группы;

• непредсказуемость поведения;

• высокую агрессивность.

Выделенные личностные особенности  младшего подростка с девиантным поведением создают особую напряженность, ко­торая поддерживает составляющие условного «личностного комплекса». Проявление и закрепление специфических лич­ностных особенностей младшего подростка с девиантным поведением зависит от позиций конфронтации в отношениях с родителями и частотности повторения отклоняющихся форм поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Динамика девиантности.

Описывая динамику отклоняющегося поведения подростка, Б.Н. Алмазов указывает три стадии его социальной дезадаптации:

1) компенсаторно-уступчивая стадия, когда подросток стремится снять внутреннее напряжение в связи с неблагоприятными обстоятельствами внешней среды, дезактуализацией главной цели, переориентацией на цели более общего порядка;

2) стадия конфликтно-демонстративная  возникает, если пред­шествующая линия поведения не приносит желаемых результатов;

3) стадия внутренней средовой  изоляции, когда учащийся пе­рестает считать себя членом группы и начинает ориентиро­ваться на мнение единомышленников.

Нарушая дисциплину, демонстрируя деструктивные  способы поведения, подросток часто  хорошо осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этими нарушениями стоит  одна из четырех мотивационных целей: привлечение внимания, власть, месть, избегание неудачи.

Привлечение внимания. Ощущая недостаток внимания, подростки придумывают различные выходки, суть которых — демонстративность. Существуют тысячи способов привлече­ния внимания. Различают активную и пассивную формы при­влечения внимания. Эта потребность обусловлена недостат­ком получаемого внимания. Неадекватные дерзкие выходки обусловлены тем, что других социально приемлемых способов привлечения внимания у детей нет, они им неведомы. Сильная сторона этой мотивационной цели — жизненность, дети изо всех сил показывают, что им необходимо внимание. Чем боль­ше внимания дети получать в ответ на свои демонстративные способы, тем более укореняется этот вариант поведенческого паттерна.

Власть. Властолюбивое поведение проявляется в актив­ной и пассивной формах. Активную форму составляют крик, визг, нежелание слушать, хамство. В пассивной форме улыба­ются, говорят то, что нужно, а делают, что хотят. Ни в грош не ставят взрослых, воспитателей, постоянно прибегают к раз­личным оправданиям, легко врут. При попытках прекратить, остановить подобное поведение возникает конфронтация. При­чины такого поведения кроются в субъективном прочтении де­мократии, равенства и свободы в отношениях— делаю, что хочу. Другой причиной выступает мода на сильную личность, которая понимается как проявление силы и властолюбия.

Месть как мотивационная цель поведения присуща злоб­ным детям. Она может быть следствием властолюбия, на кото­рое последовала реакция применения силы. Обида может быть случайной, но в ответ следуют активные формы проявления мстительности: жестокость, удары. Проявление мстительнос­ти может носить непрямой характер: такие дети портят, лома­ют, крушат все, что только можно (портят мебель, рвут книги, могут украсть кошелек, порвать чужую одежду и пр.)- Такие действия совершаются не с отчаяния, побудительной силой выступает ненависть к обидчику, в пределе — к другому вооб­ще. Такие дети легко находят слабые места противника. В пас­сивной форме мстительность проявляется в виде отчужденно­го избегания. Во всех вариантах при применении силы в ответ на свое дурное поведение дети отвечают эскалацией мститель­ности — «встают на тропу войны». Природа подобного поведе­ния кроется в культивации насилия, способом защиты своего существования и психического выживания выбрана агрессия.

Избегание неудачи как мотивационная цель поведения проявляется в пассивной форме, лишь изредка возможен взрыв отчаяния. Конкретными способами избегания неудачи становится откладывание на потом, недоведение до конца, вре­менная утрата работоспособности, ложь во спасение, поиск и перебор других видов {вполне возможно и социально нео­добряемых) деятельности, выученная беспомощность, неса­мостоятельность и зависимость. Природа такого поведения кроется в боязни совершить ошибку при самостоятельном принятии решения, неоправданно высокие ожидания, которые предъявлялись таким детям, перфекционизм, упор на соревнование (выиграть, проиграть, не играть совсем). Сильная сторона реализации такого варианта мотивационной цели, быть не­превзойденным хоть в чем-то одном, а это в свою очередь дает обильные всходы в девиациях поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Практическое  исследование.

     Задачи практического исследования:

     1. Провести психодиагностику  тенденции  испытывать скуку;

     2. Выявить особенности поведения в различных жизненных ситуациях, демонстрирующее проявления скуки или устойчивость к ней;

     3. Произвести профилактическую помощь  и оказать коррекцию;

     4. Сделать выводы;

      Выборка: в исследовании приняли  участие 7 подростков 4 мальчика и 3 девочки в возрасте от 14 до 15 лет.

 

      Для диагностики тенденции испытывать  скуку у подростков была использована  методика Р.Ф. Фармера и Н.Д. Сандберга.

      Проведение и анализ результатов исследования.

      Назначение методики: В методике приведены утверждения, описывающие поведение в различных жизненных ситуациях, демонстрирующее проявления скуки или устойчивость к ней.

       Стимульный материал и оборудование: Для проведения методики необходим текст опросника, регистрационный бланк, ручка.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1: Характеристика выборки.

Испытуемые

Состав семьи

Занятие  кружках в  неуч.время

Материальная обеспеченность в семье

Возраст

Антон

Полный

Картинг,музыка

Обеспечена

14

Тарас

Нет отца

Нет

Обеспечена

14

Андрей

Полный

Нет

Мало обеспечена

15

Игорь

Мать, отчим

Английский яз.

Средне обеспечена

14

Алина

Полный

Танцы

Обеспечена

15

Марина

Нет отца

Музыка

Средне обеспечена

14

Настя

Полный

Вышивание дома

Средне обеспечена

14


 

     Данные собраны в результате опроса группы людей при участии главного представителя  по ВР шк. 163.

     В исследовании приняли участие  подростки в возрасте 14 – 15 лет.

     Для углубленного изучения тенденции скуки, в предварительной выборке были избраны участники из разных типов семей, что позволило выявить волнения проявления скуки более четко.

      Результаты исследования представлены  в виде таблицы.

      Регистрационные карточки в виде приложения, конфендациальны и хранятся в архиве школы.

      Образец индивидуальных психодиагностических  карточек со способом обработки  прикреплен к работе под названием  документа Приложение 1.

Таблица 2: Результаты исследования.

 

Испытуемые

Индекс скуки

Антон

-10

Тарас

+34

Андрей

+55

Игорь

+22

Алина

-15

Марина

+18

Настя

+8


 

       У всех испытуемых было выявлено проявление скуки от минимального до умеренного. Следовательно девиантное поведение выявлено не у всех участников в отрицательном виде. Поведение сходно в основных своих характеристиках — в уровне напряженности, повышении экстравертированности, эмоциональной возбудимости, связанных с началом подросткового кризиса, — но отличаются своеобразием личностных черт. Стоит отметить что подростки проявляют положительные стороны данного поведения. Из таблицы видно, что более склонны к скуке подростки из неблагополучных семей как в материальном так и в духовном состоянии. Более яркая черта подчеркивающая взятую тенденцию проходит в неполных, материально необеспеченных семьях. По рег. карточкам можно отследить как варьирует индекс в зависимости наличия в семье старших братьев или сестер. По характеристикам выборки видно как влияет на скуку занятность дня – посещение подростками кружков вне учебное время.

       Подтверждается гипотеза: если выявить  склонности к девиантному поведению и провести комплекс психопрофилактических мероприятий, то можно избежать отрицательного формирования отклоняющегося поведения.

 

Выводы

   Анализ  проблемы позволяет прийти к  следующим выводам.

   Тема  далеко не однозначная и требует  более глубокого изучения девиантного поведения. Большую роль на проявление скуки оказывает воспитание и пример родителей и др. членов семьи.

    Работа так же дает представление о том, что формирование д. поведение происходит не под влиянием одного фактора, а под влиянием совокупности факторов.

   Так  же на формирование положительных  и отрицательных форм девиантного поведения оказывают влияние преподователи как воспитатели. Сюда входят работа над сплочением коллектива и показом образцового поведения, стимуляция к стремлению совершенства и проведение индивидуальных бесед для выявления проблем в целом.

     Для профилактики досрочного проявления нестандартного поведения в группах подростков должны производиться ряд исследований способом применений комбинаций методик, что позволяет полностью понять с какой стороны начать работу с подростком. Комбинация должна гармонировать содержанием исследования, например методику выявления тенденции скуки приведенной в работе можно совместить с методикой «Измерение скуки в свободное время» разработанную Водановичем С.Н. и методикой выявления психологических проблем подростков ППП  Регуш Л.А.

 

Заключение

    Данное  исследование было посвящено  изучению девиантного поведения подростков.

    Был  проделан анализ литературы по  теме возрастных кризисов авторов таких как Андреева Д.А., Абрамова, Выготский Л.С. и др.   в ходе которых были изучены психофизиологические особенности подростков.

    В  работе было проведено полноценное  исследование в группе предворительно отобранных 7 ми участников.

    Результаты  показали, что у девочек подростков  в меньшей степени проявляется  нестандартное поведение, что подтверждает плоды изучения данной темы основоположниками термина и их последователей.

    Гипотеза  исследования подтверждена. Проведена  работа по профилактике с людьми  и оказание коррекции им.

    Цели и задачи выполнены полностью. Тема раскрыта в полном объеме.


Информация о работе Девиантное поведение подростков