Девиантное поведение среди молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: исследование девиантного поведения среди молодёжи.
Объект исследования: девиантное поведение молодёжи.
Предмет исследования: девиантное поведение среди молодёжи
Гипотеза исследования:
Задачи:
Теоретически обосновать проблему девиантного поведения среди молодёжи.
Изучить особенности девиантного поведения среди молодёжи.
Проанализировать результаты изучения и сделать выводы.

Файлы: 1 файл

курсовище.docx

— 57.97 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Практически вся жизнь  любого общества характеризуется наличием отклонений.

Социологи называют отклоняющееся  поведение девиантным. Оно подразумевает  любые поступки или действия, не соответствующие писаным или  неписаным нормам.

Проблема девиантного  поведения изучается давно, но несмотря на это в современном мире она  не становится менее актуальной. Дело в том, что девиантное поведение, как правило, закладывается в  подростковом возрасте, ведь в течение  этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который  пронизывает все стороны развития подростка: анатомофизиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его  деятельности. Кроме того, общеизвестно, что подростки в наше время, как  и в любое другое, являются одним  из наименее защищенных слоев населения.

Ведь все чаще среди  молодежи можно встречается девиантное поведение. С развитием информационной системы, произошло свержение раннее устоявшейся системы поведения, контролировать молодое поколение  сейчас практический невозможно. Легкая доступность спиртной, табачной продукции  просто вышла за пределы разумного. В наше время с легкостью можно  достать алкогольную и сигаретную продукцию, да что говорить, сейчас уже и наркотики доступны даже школьникам. Это заставляет задуматься. Для того чтобы лучше понять что такое – девиантное поведение, для начала необходимо дать определение понятию “социальные нормы”.

Социальные нормы –  предписания, требования, пожелания  и ожидания соответствующего (общественно  одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), определяющие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в  конкретных ситуациях. Существуют два  типа социальных норм:

Первый тип – это  нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодежных тусовках, компании друзей, семье, рабочих  бригадах, спортивных командах). Они  называются “групповыми привычками”.

Второй тип – это  нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в  обществе в целом. Они называются “общими правилами”. Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи, этикет. Есть светский этикет, есть манеры поведения  молодежи. Есть общенациональные традиции и нравы.

Итак подведём итог, под  девиантным поведением понимается:

1) поступок, действия человека, не соответствующие официально  установленным или же фактически  сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям.  В данном случае девиантное  поведение выступает как предмет  психологии, педагогики, психиатрии.

2) социальное явление,  выражающееся в относительно  массовых и устойчивых формах  человеческой деятельности, не соответствующих  официально установленным или  же фактически сложившимся в  данном обществе нормам и ожиданиям.  Здесь девиантное поведение рассматривается  как предмет социологии, социальной  психологии.

Цель курсовой работы: исследование девиантного поведения среди молодёжи.

Объект исследования: девиантное поведение молодёжи.

Предмет исследования: девиантное поведение среди молодёжи

Гипотеза исследования:

Задачи:

  1. Теоретически обосновать  проблему девиантного поведения среди молодёжи.
  2. Изучить особенности девиантного поведения среди молодёжи.
  3. Проанализировать результаты изучения и сделать выводы.

Методы исследования:

  1. анализ литературы по проблеме исследования;
  2. психолого-педагогический эксперимент;
  3. тестирование;
  4. качественная и количественная обработка исследования.

База исследования: исследование проводилось на базе МОУ «СОШ №1»    с. Большеугренёво.

Структура курсовой работы

Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретическая и экспериментальная), заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы девиантного поведения среди молодёжи

 

    1. Понятие девиации, девиантного поведения

Девиация – это нарушение  норм, ценностей, культурных традиций того сообщества, в котором существует (работает) индивид. Формами девиаций могут выступать и алкоголизм, и наркомания, и воровство, пока эти  явления не переходят в делинквентность  – прямое законодательно зафиксированное  противоправное действие, обычно подпадающее  под действие Административного  кодекса РФ.                                                                              

 Алкоголизм – это тяжелое заболевание, которое может сформироваться в результате употребления спиртных напитков на протяжении периода от полугода до нескольких лет. Наиболее тяжелое течение заболевания формируется у женщин, и женский алкоголизм трудноизлечим. Существует несколько стадий и видов алкоголизма.

    Стадии алкоголизма: начальная (бытовое пьянство), средняя и тяжелая (патологический алкоголизм). На начальной стадии возможен благоприятный исход лечения, но в тяжелой стадии говорить о прогнозах сложно и обычно прогноз неблагоприятный.

   Виды алкоголизма: пивной, водочный, полиалкогольный. Пивной алкоголизм наиболее характерен для западных стран, где этот напиток более популярен, хотя последнее время существует тенденция формирования российского пивного алкоголизма. Наиболее медленное и незаметное привыкание к алкоголю и формирование алкогольной зависимости именно у потребителей пивной продукции. Водочный – типично российский тип алкоголизма, формируется быстрее, чем пивной, и оказывает разрушительное влияние на организм. Полиалкогольный алкоголизм предполагает употребление различных по крепости и вкусовым и ценовым характеристикам спиртных напитков.

Основной ущерб от алкоголизма:

  1. прогулы;
  2. опоздания;
  3. ошибки и несчастные случаи;
  4. низкая производительность труда;
  5. неэффективность труда;
  6. потерянные деньги на обучение.

  В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес  к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в криминологии, психопатологии, социологии, социальной работе, педагогике.

  Изучение  отклонений в поведении имеет  свою историю. Еще Платон, пытаясь  объяснить разнообразие в поведении  людей.

  К  сожалению, не существует такого счастливого  общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Термин "отклонение" означает поведение индивида или  группы, которое не соответствует  общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются.

  Отклонения могут  принимать самые разные формы: преступники, отшельники, аскеты, святые, гении и  т.д. Во все времена общество пыталось подавлять, устранять нежелательные  формы человеческой жизнедеятельности  и их носителей.

   Методы и средства определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, интересами правящей элиты. Проблемы социального "зла" всегда привлекали интерес  ученых. Один индивид  может иметь отклонения в социальном поведении, другой в личностной организации, третий и в социальной сфере, и  в личностной организации.

   У истоков социологии девиантного (отклоняющегося) поведения стоял французский  ученый Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - создатель  французской социологической школы. Он выдвинул понятие социальной аномии, определив ее как "состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились".

  Конституированию в качестве самостоятельного научного направления теория девиантного поведения обязана прежде всего Р. Мертону и А. Коэну.        Мертон проанализировал, каким образом социальная структура побуждает некоторых членов общества к несоответствующему предписаниям поведению.

 Американский социолог А. Коэн называет отклоняющимся поведением такое, которое "идет вразрез с институционализированными ожиданиями", а англичанин Д.Уолш, представитель феноменологической социологии, утверждает, что "социальное отклонение - это в значительной степени приписываемый статус", то есть только субъективное обозначение, "ярлык", а не объективное явление. По его мнению, отклонение - это не внутреннее, присущее определенному действию качество, а результат социальной оценки и применения санкций.

  Очевидно, что подобные характеристики отклоняющегося поведения полностью не раскрывают его природу и объективные антинормативные свойства.

  Более широкую  трактовку определения  девиации дает Г.А.Аванесов: "Под  отклоняющимся  поведением следует  понимать действия, не соответствующие  заданным обществом нормам и типам", то есть речь идет о нарушении  любых  социальных норм.

   Отклонения могут  происходить в сфере индивидуального  поведения, они представляют собой  поступки конкретных людей, запрещаемые  общественными нормами. Вместе с  тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. Такие  отклонения определяются как групповые.

  Как пишет профессор  социологии Калифорнийского  университета в Беркли (США) Нейл Джозеф Смелзер, девиация с трудом поддается  определению, что связано с неопределенностью  и многообразием поведенческих  ожиданий. Девиация ведет за собой  изоляцию, лечение, исправление или  другое наказание. Смелзер выделяет три основных компонента девиации:

а)человека, которому свойственно определенное поведение;

б)норму  или  ожидание, являющееся критерием оценки поведения как девиантного;

в)другую группу или  организацию, реагирующую  на данное поведение.

  Таким образом, под девиантным поведением понимаются:

1. Поступок, действия человека, не  соответствующие официально установленным  или фактически сложившимся в данном обществе нормам, «будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали».

2. Социальное явление, выраженное  в массовых формах человеческой  деятельности, не соответствующих  официально установленным  или фактически сложившимся в данном обществе нормам.

  В первом значении девиантное поведение  является преимущественно предметом  общей и возрастной психологии, педагогики, психиатрии.

  Во втором значении – предметом  социологии и социальной психологии.

 

 

 

       1.2.  Основные  формы девиантного  поведения

 

 

  К основным формам девиантного поведения  в современных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, наркоманию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою специфику. 

 Преступность. 

   Социология рассматривает преступность в качестве социального явления, которое носит деструктивный для общества характер. Ее можно определить как относительно устойчивую распространенную форму девиантного поведения, достигшую степени общественной опасности и определяемую уголовным законодательством.

   Понятие преступности среди несовершеннолетних и молодежи связана с возрастными группами от 14-29 лет, хотя ряд тенденций имеет место и в младших возрастных группах. Специфическими чертами преступности несовершеннолетних и молодежи являются:

1) во-первых его высокая латентность (т.е. не полнота выявленных преступлений). Из-за нее фактически уровень преступности в два три раза выше чем зарегистрирована. Латентность связана со следующими факторами:

· взрослые потерпевшие не всегда обращаются в правоохранительные органы;

· значительная часть преступлений совершается в своей же среде, взаимоотношения в которой специфичны и в ряде случаев исключают сообщения родителям учителям работникам милиции;

· у правоохранительных органов в настоящее время не достаточно сил и средств, и поэтому они стремятся сосредоточить их на борьбе с тяжкими преступлениями, в том время как заявления о менее тяжких преступлениях часто остаются без регистрации и меры по ним не принимаются;

   2) во-вторых, в среде молодого поколения повышенной криминальной активностью отличаются несовершеннолетние. Уровень преступности среди подростков в 1/5 раза превышает аналогичный показатель среди других молодежных групп;

  3) в-третьих, преступность несовершеннолетних носит преимущественно групповой характер – три из пяти совершаемых преступлений;

Информация о работе Девиантное поведение среди молодёжи