Деятельность человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 00:05, реферат

Описание работы

Деятельность человека (ДЧ) имеет определенное сходство с активностью животного (АЖ), но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.
1) ДЧ - приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, поменяв в то же время свой образ жизни. АЖ - приспособление к условиям среды прежде всего путем перестройки собственного организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые средой.

Файлы: 1 файл

Деятельность человека.docx

— 17.68 Кб (Скачать файл)

Деятельность человека

 
 
Деятельность — способ отношения  человека к внешнему миру, состоящий  в преобразовании и подчинении его  целям человека.  
 
Деятельность человека (ДЧ) имеет определенное сходство с активностью животного (АЖ), но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.  
 
1) ДЧ - приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, поменяв в то же время свой образ жизни. АЖ - приспособление к условиям среды прежде всего путем перестройки собственного организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые средой.  
 
2) ДЧ - целеполагание в деятельности. АЖ - целесообразность в поведении.  
 
3) ДЧ - сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следственные зависимости, предвидеть результаты, продумывать наиболее целесообразные способы их достижения). АЖ - подчинение инстинкту, действия изначально запрограммированы.  
 
4) ДЧ - воздействие на среду специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человека. АЖ - воздействие на среду осуществляется, как правило, органами тела, данными природой. Отсутствие способности изготавливать орудия труда с помощью раннее созданных средств.  
 
5) ДЧ - продуктивный, творческий, созидательный характер. АЖ - потребительский характер: не создает ничего нового по сравнению с тем, что дано природой.  
 
Основные компоненты деятельности  
 
Субъект деятельности — это тот, кто осуществляет деятельность (человек, коллектив, общество).  
 
Объект деятельности — это то, на что направлена деятельность (предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека)  
 
Мотив — совокупность внешних и внутренних условии вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. В качестве мотивов могут вы ступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы.  
 
Цель деятельности — это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. Деятельность состоит из цепи действий. Действие — это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.  
 
Методы и средства  
 
Процесс  
 
Результат (продукт)  
 
Виды действий (классификация немецкого социолога, философа, историка М. Вебера (1864—1920) в зависимости от мотивов действий):  
 
1) Целенаправленное действие - характеризуется рационально поставленной и продуманной целью. Целенаправленно действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий.  
 
2) Ценностно-рациональное действие - характеризуется осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на него. Но смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д.  
 
3) Аффективное (от лат. af f ectus — душевное волнение) действие - обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Он действует под влиянием аффекта, если стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности и т.д.  
 
4) Традиционное действие - основано на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки.  
 
Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.  
 
Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.  
 
Игра — это особый вид деятельности» целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых.  
 
Характерные черты игры: происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.  
 
Общение — это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].  
 
Существует несколько классификаций общения.  
 
Например, по используемым средствам общения:  
 
- непосредственное — с помощью естественных органов — рук, головы, голосовых связок и т.д.;  
 
- опосредованное — с помощью специально приспособленных или изобретенных средств — газета, компакт-диск, след на земле и т. д.;  
 
- прямое — личные контакты и непосредственное восприятие друг друга;  
 
- косвенное — через посредников, которыми могут выступать другие люди.  
 
Или, к примеру, по субъектам общения:  
 
- между реальными субъектами;  
 
- между реальным субъектом и иллюзорным партнером у которому приписываются несвойственные ему качества субъекта общения (это могут быть домашние животные, игрушки и т. д.);  
 
- между реальным субъектом и воображаемым партнером проявляется во внутреннем диалоге («внутренний голос»), в диалоге с образом другого человека;  
 
- между воображаемыми партнерами — художественными образами произведений.  
 
Функции общения:  
 
1) социализации - формирование и развитие межличностных отношений в качестве условия становления человека как личности;  
 
2) познавательная - познание людьми друг друга;  
 
3) психологическая - осуществление определенного воздействия на психическое состояние человека;  
 
4) отождествления (противопоставления) - выражение причастности человека к группе: «Я — свой» или «Я — чужой»;  
 
5) организационная - организация совместной деятельности людей.  
 
В современной науке существует несколько подходов к вопросу связи между деятельностью и общением:  
 
— общение — это элемент любой деятельности, а деятельность — необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства;  
 
— общение — один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т.д.;  
 
— общение и деятельность — это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.  
 
Учение — это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.  
 
Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный дополнительный результат).  
 
Учение может приобрести характер самообразования  
 
По вопросу, что такое труд, существует несколько точек зрения:  
 
— труд — это любая сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром можно говорить о труде;  
 
— труд — один из видов деятельности, но далеко не единственный.  
 
Труд — это вид деятельности, которая направлена ни достижение практически полезного результата.  
 
Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности преобразование внешней среды обитания человека.  
 
В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.  
 
Основные классификации деятельности:  
 
1) по субъекту деятельности – индивидуальная и коллективная;  
 
2) по характеру самой деятельности – репродуктивная (деятельность по образцу) и творческая (деятельность с элементами новаторства, отхода от шаблонов и стандартов);  
 
3) по соответствию правовым нормам – законная и незаконная;  
 
4) по соответствию моральным нормам – моральная и аморальная;  
 
5) по соотношению с общественным прогрессом – прогрессивная и реакционная;  
 
6) по зависимости от сфер общественной жизни – экономическая, социальная, политическая и духовная;  
 
7) по особенностям проявления человеческой активности - внешняя (движения, мышечные усилия, действия с реальными предметами) и внутренняя (умственные действия).  
 
Творчество — это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).  
 
Творчество — это компонент какой-либо деятельности человека и самостоятельная деятельность (например, деятельность ученых, изобретателей, писателей и т. д.).  
 
Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или пропасть. Поэтому необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, ее важнейшие механизмы.  
 
Важнейшие механизмы творческой деятельности:  
 
1) Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний.  
 
2) Воображение — способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.  
 
3) Фантазия (гр. phantasia — психический образ, плод воображения) — характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.  
 
4) Интуиция (лат. intueri — пристально смотреть) — знание, условия получения которого не осознаются.  
 
Таким образом, деятельность является способом существования людей и характеризуется следующими чертами:  
 
— сознательный характер — человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит ее результаты;  
 
— продуктивный характер — направлена на получение результата (продукта);  
 
— преобразующий характер — человек изменяет окружающий мир и самого себя;  
 
— общественный характер — человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.


Информация о работе Деятельность человека