Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 00:05, реферат
Деятельность человека (ДЧ) имеет определенное сходство с активностью животного (АЖ), но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.
1) ДЧ - приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, поменяв в то же время свой образ жизни. АЖ - приспособление к условиям среды прежде всего путем перестройки собственного организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые средой.
Деятельность человека
Деятельность — способ отношения
человека к внешнему миру, состоящий
в преобразовании и подчинении его
целям человека.
Деятельность человека (ДЧ) имеет определенное
сходство с активностью животного (АЖ),
но отличается творческо-преобразующим
отношением к окружающему миру.
1) ДЧ - приспособление к природной среде
путем ее масштабного преобразования,
ведущего к созданию искусственной среды
существования человека. Человек сохраняет
свою природную организацию неизменной,
поменяв в то же время свой образ жизни.
АЖ - приспособление к условиям среды прежде
всего путем перестройки собственного
организма, механизмом которой являются
мутационные изменения, закрепляемые
средой.
2) ДЧ - целеполагание в деятельности. АЖ
- целесообразность в поведении.
3) ДЧ - сознательная постановка целей,
связанных со способностью анализировать
ситуацию (раскрывать причинно-следственные
зависимости, предвидеть результаты, продумывать
наиболее целесообразные способы их достижения).
АЖ - подчинение инстинкту, действия изначально
запрограммированы.
4) ДЧ - воздействие на среду специально
изготовленными средствами труда, создание
искусственных объектов, которые усиливают
физические возможности человека. АЖ -
воздействие на среду осуществляется,
как правило, органами тела, данными природой.
Отсутствие способности изготавливать
орудия труда с помощью раннее созданных
средств.
5) ДЧ - продуктивный, творческий, созидательный
характер. АЖ - потребительский характер:
не создает ничего нового по сравнению
с тем, что дано природой.
Основные компоненты деятельности
Субъект деятельности — это тот, кто осуществляет
деятельность (человек, коллектив, общество).
Объект деятельности — это то, на что направлена
деятельность (предмет, процесс, явление,
внутреннее состояние человека)
Мотив — совокупность внешних и внутренних
условии вызывающих активность субъекта
и определяющих направленность деятельности.
В качестве мотивов могут вы ступать: потребности;
социальные установки; убеждения; интересы;
влечения и эмоции; идеалы.
Цель деятельности — это осознанный образ
того результата, на достижение которого
направлено действие человека. Деятельность
состоит из цепи действий. Действие —
это процесс, направленный на реализацию
поставленной цели.
Методы и средства
Процесс
Результат (продукт)
Виды действий (классификация немецкого
социолога, философа, историка М. Вебера
(1864—1920) в зависимости от мотивов действий):
1) Целенаправленное действие - характеризуется
рационально поставленной и продуманной
целью. Целенаправленно действует тот
индивид, чье поведение ориентировано
на цель, средства и побочные результаты
его действий.
2) Ценностно-рациональное действие - характеризуется
осознанным определением своей направленности
и последовательно планируемой ориентацией
на него. Но смысл его состоит не в достижении
какой-либо цели, а в том, что индивид следует
своим убеждениям о долге, достоинстве,
красоте, благочестии и т. д.
3) Аффективное (от лат. af f ectus — душевное
волнение) действие - обусловлено эмоциональным
состоянием индивида. Он действует под
влиянием аффекта, если стремится немедленно
удовлетворить свою потребность в мести,
наслаждении, преданности и т.д.
4) Традиционное действие - основано на
длительной привычке. Часто это автоматическая
реакция на привычное раздражение в направлении
некогда усвоенной установки.
Деятельность людей развертывается в
различных сферах жизни общества, ее направленность,
содержание, средства бесконечно разнообразны.
Виды деятельности, в которые неизбежно
включается каждый человек в процессе
своего индивидуального развития: игра,
общение, учение, труд.
Игра — это особый вид деятельности» целью
которого не является производство какого-нибудь
материального продукта, а сам процесс
— развлечение, отдых.
Характерные черты игры: происходит в
условной ситуации, которая, как правило,
быстро меняется; в ее процессе используются
так называемые замещающие предметы; нацелена
на удовлетворение интереса ее участников;
способствует развитию личности, обогащает
ее, вооружает необходимыми навыками.
Общение — это вид деятельности, при котором
происходит обмен идеями и эмоциями. Часто
его расширяют, включая обмен и материальными
предметами. Этот более широкий обмен
представляет собой коммуникацию [материальную
или духовную (информационную)].
Существует несколько классификаций общения.
Например, по используемым средствам общения:
- непосредственное — с помощью естественных
органов — рук, головы, голосовых связок
и т.д.;
- опосредованное — с помощью специально
приспособленных или изобретенных средств
— газета, компакт-диск, след на земле
и т. д.;
- прямое — личные контакты и непосредственное
восприятие друг друга;
- косвенное — через посредников, которыми
могут выступать другие люди.
Или, к примеру, по субъектам общения:
- между реальными субъектами;
- между реальным субъектом и иллюзорным
партнером у которому приписываются несвойственные
ему качества субъекта общения (это могут
быть домашние животные, игрушки и т. д.);
- между реальным субъектом и воображаемым
партнером проявляется во внутреннем
диалоге («внутренний голос»), в диалоге
с образом другого человека;
- между воображаемыми партнерами — художественными
образами произведений.
Функции общения:
1) социализации - формирование и развитие
межличностных отношений в качестве условия
становления человека как личности;
2) познавательная - познание людьми друг
друга;
3) психологическая - осуществление определенного
воздействия на психическое состояние
человека;
4) отождествления (противопоставления)
- выражение причастности человека к группе:
«Я — свой» или «Я — чужой»;
5) организационная - организация совместной
деятельности людей.
В современной науке существует несколько
подходов к вопросу связи между деятельностью
и общением:
— общение — это элемент любой деятельности,
а деятельность — необходимое условие
общения, между ними можно поставить знак
равенства;
— общение — один из видов деятельности
человека наряду с игрой, трудом и т.д.;
— общение и деятельность — это разные
категории, две стороны социального бытия
человека: трудовая деятельность может
протекать и без общения, а общение может
существовать без деятельности.
Учение — это вид деятельности, целью
которого является приобретение человеком
знаний, умений и навыков.
Учение может быть организованным (осуществляется
в образовательных учреждениях) и неорганизованным
(осуществляется в других видах деятельности
как их побочный дополнительный результат).
Учение может приобрести характер самообразования
По вопросу, что такое труд, существует
несколько точек зрения:
— труд — это любая сознательная деятельность
человека. Там, где есть взаимодействие
человека с окружающим миром можно говорить
о труде;
— труд — один из видов деятельности,
но далеко не единственный.
Труд — это вид деятельности, которая
направлена ни достижение практически
полезного результата.
Характерные черты труда: целесообразность;
нацеленность на достижение запрограммированных
ожидаемых результатов; наличие мастерства,
умений, знаний; практическая полезность;
получение результата; развитие личности
преобразование внешней среды обитания
человека.
В каждом виде деятельности ставятся специфические
цели, задачи, используется особый арсенал
средств, операций и методов для достижения
поставленных целей. Вместе с тем ни один
из видов деятельности не существует вне
взаимодействия друг с другом, что обусловливает
системный характер всех сфер общественной
жизни.
Основные классификации деятельности:
1) по субъекту деятельности – индивидуальная
и коллективная;
2) по характеру самой деятельности – репродуктивная
(деятельность по образцу) и творческая
(деятельность с элементами новаторства,
отхода от шаблонов и стандартов);
3) по соответствию правовым нормам – законная
и незаконная;
4) по соответствию моральным нормам –
моральная и аморальная;
5) по соотношению с общественным прогрессом
– прогрессивная и реакционная;
6) по зависимости от сфер общественной
жизни – экономическая, социальная, политическая
и духовная;
7) по особенностям проявления человеческой
активности - внешняя (движения, мышечные
усилия, действия с реальными предметами)
и внутренняя (умственные действия).
Творчество — это вид деятельности, порождающей
нечто качественно новое, никогда ранее
не существовавшее (например, новая цель,
новый результат или новые средства, новые
способы их достижения).
Творчество — это компонент какой-либо
деятельности человека и самостоятельная
деятельность (например, деятельность
ученых, изобретателей, писателей и т.
д.).
Современная наука признает, что любой
человек в той или иной мере обладает способностями
к творческой деятельности. Однако способности
могут развиваться или пропасть. Поэтому
необходимо овладевать культурой, языком,
знаниями, осваивать способы творческой
деятельности, ее важнейшие механизмы.
Важнейшие механизмы творческой деятельности:
1) Комбинирование, варьирование уже имеющихся
знаний.
2) Воображение — способность создавать
новые чувственные или мыслительные образы
в сознании.
3) Фантазия (гр. phantasia — психический образ,
плод воображения) — характеризуется
особой силой, яркостью и необычностью
создаваемых представлений и образов.
4) Интуиция (лат. intueri — пристально смотреть)
— знание, условия получения которого
не осознаются.
Таким образом, деятельность является
способом существования людей и характеризуется
следующими чертами:
— сознательный характер — человек сознательно
выдвигает цели деятельности и предвидит
ее результаты;
— продуктивный характер — направлена
на получение результата (продукта);
— преобразующий характер — человек изменяет
окружающий мир и самого себя;
— общественный характер — человек в
процессе деятельности, как правило, вступает
в разнообразные отношения с другими людьми.