Деятельность негосударственных и добровольческих служб, оказывающих социально педагогическую и психологическую помощь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2011 в 19:01, реферат

Описание работы

Институт добровольчества широко распространен во многих странах и представляет собой социальный феномен, исходящий из природы людей, их фундаментальной естественной потребности помочь другим, объединять свои усилия с ними в создании более справедливой и достаточной жизни для всех членов человеческой семьи.

Файлы: 1 файл

Деятельность негосударственных и добровольческих служб.docx

— 38.46 Кб (Скачать файл)

     ВВЕДЕНИЕ

     Институт  добровольчества широко распространен во многих странах и представляет собой социальный феномен, исходящий из природы людей, их фундаментальной естественной потребности помочь другим, объединять свои усилия с ними в создании более справедливой и достаточной жизни для всех членов человеческой семьи.

     Во  всем мире более 110 миллионов человек  участвуют в различных добровольческих  проектах, программах, инициативах. Широкое  признание получили международные  молодежные волонтерские лагеря. Первый волонтерский проект был осуществлен  в 1920 году во Франции, под Страсбургом. Участники проекта, французская  и немецкая молодежь, восстанавливали  разрушенные первой мировой войной фермы.

     Добровольчество основывается на добровольном труде, не требующем оплаты. Следовательно, его мотивы — не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей. Отличительным признаком добровольчества выступает также социальная значимость работы, которую выполняют волонтеры. Добровольческая деятельность характеризуется значительным многообразием, однако, во все времена и во всех странах цель ее была одна — помочь наиболее нуждающимся группам населения, условия жизни которых делают их в силу различных причин экономически и социально зависимыми от общества. Рассматривая добровольчество как образовательную инициативу, можно выявить ряд отличительных черт, позволяющих говорить о непрерывном образовании всех участников данного движения.

     Идея  добровольчества наиболее успешно  реализуется в среде молодежи, и поэтому особое внимание уделяется  развитию волонтерского движения среди школьников и студентов, поскольку добровольчество является одной из удобных форм организации, активизации и самореализации молодежи. Но для организации эффективной деятельности волонтерских объединений необходимо грамотное руководство, которое в нашей стране чаще всего осуществляют учителя и социальные педагоги. Однако также важна и основательная подготовка самих руководителей, которая невозможна без собственного волонтерского опыта. В настоящее время развитие третьего (или благотворительного) сектора экономики позволяет все большему количеству людей принимать активное участие в практической деятельности общественных организаций, тем самым способствуя профессиональному становлению и росту специалистов, особенно будущих.

               Добровольчество (волонтерство) - это  участие людей независимо от  возраста, расы, пола и вероисповеданий  в мероприятиях, направленных на  решение социальных, культурных, экономических,  экологических проблем в обществе, не связанных с извлечением  прибыли. 

     Volunteering - добровольчество (перевод с английского), в русском языке часто используется  определение "волонтерство".

     Волонтерство  – удивительное движение, которое  помогает человеку подняться над  собственными проблемами и увидеть  беды и заботы других людей, а главное, щедро дарить окружающим радость, надежду  и душевное тепло.

     В основе волонтерского движения лежит  старый как мир принцип: хочешь почувствовать  себя человеком — помоги другому.

 

  1. НОРМАТИВНО  ПРАВОВАЯ БАЗА ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ  СЛУЖБ 

     Нормативной правовой базой, на которой основана деятельность добровольческих объединений  и организаций во многих странах, являются следующие документы:

     Всеобщая  декларация прав человека (1948 г.);

     Конвенция о правах ребенка (1989 г.);

     Всеобщая  Декларация Добровольцев, принятая на Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE) и др.

     УКАЗ  ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

4 апреля 2006 г. № 200

         Об утверждении  республиканской программы «Молодежь  Беларуси» на 2006–2010 годы

         Изменения и дополнения:

         Указ Президента Республики Беларусь от 12 января 2007 г. № 23 (Национальный реестр правовых актов  Республики Беларусь, 2007 г., № 16, 1/8265) <P30700023>;

         Указ Президента Республики Беларусь от 28 мая 2008 г. № 286 (Национальный реестр правовых актов  Республики Беларусь, 2008 г., № 133, 1/9730) <P30800286>;

         Указ Президента Республики Беларусь от 16 апреля 2009 г. № 211 (Национальный реестр правовых актов  Республики Беларусь, 2009 г., № 96, 1/10627) <P30900211>

         В целях дальнейшей реализации государственной молодежной политики постановляю:

         1. Утвердить прилагаемую  республиканскую программу «Молодежь  Беларуси» на 2006–2010 годы (далее –  республиканская программа).

         Министерству образования  довести данную программу до заинтересованных и совместно с ними обеспечить ее реализацию.

         2. Местным исполнительным  и распорядительным органам в  установленном порядке разработать  и утвердить региональные программы  «Молодежь» на 2006–2010 годы, предусмотрев  их финансирование за счет  средств соответствующих местных  бюджетов.

         3. Установить, что  финансирование республиканской  программы осуществляется в пределах  средств, предусмотренных на эти  цели государственным заказчикам  в республиканском бюджете, а  также за счет собственных  средств организаций-исполнителей.

         4. Возложить персональную  ответственность за своевременное  и качественное выполнение республиканской  программы на руководителей государственных  органов и иных организаций,  являющихся ее государственными  заказчиками и исполнителями.

         5. Контроль за  выполнением республиканской программы  возложить на Заместителя Премьер-министра  Республики Беларусь, курирующего  вопросы молодежной политики, и  Министра образования. 

 

  1. ПРИНЦИПЫ  ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА

     Говорить  о волонтерском движении как о  явлении можно, только учитывая, что  все волонтеры руководствуются  в своей деятельности одним общим  принципом — помогать людям.

     Благотворительная деятельность – «добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки».

     Цели  благотворительной  деятельности: социальная защита и поддержка, реабилитация, помощь пострадавшим в стихийных бедствиях, укрепление мира и дружбы между народами, укрепление престижа и роли семьи в обществе, охрана окружающей среды, охрана исторических памятников и т.д.

     Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций. Фонд – не имеющая членства, некоммерческая организация. Основа – добровольные взносы. Учреждение – некоммерческая организация, созданная для управления благотворительной деятельностью.

     Участники благотворительной  деятельности – граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, а так же граждане и юридические лица, в отношении которых эта деятельность осуществляется (благотворители, добровольцы, благополучатели).

 

  1. ВИДЫ  ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        Виды  добровольческой деятельности:

    • работа с социально-незащищенными слоями населения (пожилые, люди без определенных занятий и места жительства, люди с ограниченными возможностями).
    • работа с детьми и молодежью (в детских домах, интернатах для детей с ограниченными возможностями, школах, детских садах и т.д.)
    • участие в проектах, направленных на решение проблем местных сообществ
    • реализация проектов, направленных на предотвращение конфликтов, развитие идей терпимости в обществе.
    • развитие проектов, направленных на пропаганду идей здорового образа жизни среди молодежи, профилактику курения, алкоголизма, употребления наркотиков.
    • и многое другое

 

  1. ЗАДАЧИ  ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     Основными задачами волонтерской деятельности являются:

    • вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития;
    • предоставление возможности молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание в России;
    • развитие созидательной активности молодежи;
    • интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

     К прикладным задачам относятся:

    • обучение молодых граждан определенным трудовым навыкам и стимулирование профессиональной ориентации;
    • получение навыков самореализации и самоорганизации для решения социальных задач;
    • сохранение профессиональных навыков, знаний и компетенций после получения профессионального образования в период временного отсутствия работы, занятости;
    • замещение асоциального поведения социальным;
    • гуманистическое и патриотическое воспитание;
    • обеспечение определенного временного формата занятости молодежи (замещающего обычные общественные работы) в период социально-экономического кризиса;
    • формирование кадрового резерва.

 

  1. МОТИВАЦИИЯ  ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     Среди мотивов добровольческой (волонтерской) деятельности можно выделить общественные мотивы (высокая требовательность к  себе, коллегам, результатам своего труда, чувство ответственности, долга, патриотизма, сострадания и др.), познавательные мотивы, прагматические мотивы, увлечение внешними признаками, мотивы подражания.

     Основными мотивами добровольческой деятельности являются:

     Реализация  личностного потенциала. Реализация личностного потенциала, проявление своих способностей и возможностей, осуществление человеческого предназначения должны стать ведущими мотивами участия человека в социально значимой деятельности.

     Общественное  признание, чувство  социальной значимости. Для человека важно получить положительное подкрепление своей деятельности со стороны значимых окружающих, утвердиться в собственных глазах, ощутить свою причастность к общеполезному делу.

     Самовыражение и самоопределение. Возможность проявить себя, заявить о своей жизненной позиции, найти свое место в системе общественных отношений. Потребность человека в осознании собственной индивидуальности, уникальности своего внутреннего мира и желание выполнять в обществе роль, согласно своей индивидуальности – основа мотивации самовыражения и самоопределения.

     Профессиональное  ориентирование. Добровольческая деятельность позволяет человеку, особенно молодому, лучше сориентироваться в различных видах профессиональной деятельности, получить реальное представление о предполагаемой профессии или выбрать направление профессиональной подготовки.

     Приобретение  полезных социальных и практических навыков. Добровольческая (волонтерская) деятельность позволяет приобрести полезные навыки, напрямую не относящиеся к профессиональному выбору человека, но важные для жизни.

     Добровольческая деятельность должна способствовать развитию таких социальных навыков, как:

    • развитие коммуникативных способностей;
    • опыт ответственного взаимодействия;
    • лидерские навыки;
    • исполнительская дисциплина;
    • защита и отстаивание прав и интересов;
    • делегирование полномочий;
    • инициативность.

Информация о работе Деятельность негосударственных и добровольческих служб, оказывающих социально педагогическую и психологическую помощь