Деятельность социального педагога по профилактике алкоголизма среди подростков
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 07:58, курсовая работа
Описание работы
Цель: исследовать особенности социально - педагогической деятельности с несовершеннолетними, склонными к алкоголизму.
Объект исследования: профилактика алкоголизма среди подростков.
Предмет исследования: деятельность социального педагога по профилактике алкоголизма подростков.
Содержание работы
Введение …………………………………………………………………………………….с.3
Глава 1. Социально-педагогическая деятельность по профилактике алкоголизма.
1.1. Алкоголизм как социальная проблема…………………………….с.6
1.2. Особенности алкоголизма у подростков…………………………..с.8
1.3. Социально-педагогическая деятельность с подростками, склонными к употреблению алкоголя…………………………………………………………….с.12
1.4. Профилактика алкоголизма в образовательных
учреждениях………………………………………………………………………………с.16
Глава 2. Практическое исследование деятельности социального педагога по профилактике алкоголизма.
2.1. Организация и проведение анкетного опроса.....................с.20
2.2. Анализ результатов анкетного опроса.................................с.20
2.3. Рекомендации по антиалкогольному воспитанию в образовательном учреждении и семье …………………………………………………………………..с.24
Заключение………………………………………………………………...................с.27
Список литературы………………………………………………………………………с.28
Приложение…………………………………………………………………………………с.31
Файлы: 1 файл
Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО Омский государственный педагогический университет
Кафедра социальной педагогики
Курсовая работа
на тему: «Деятельность социального педагога по профилактике
алкоголизма среди подростков»
Выполнила: студентка 35 группы
Абенова У.Ж.
Научный руководитель:
Хохлова Е.А.
Омск-2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………………….с.3
Глава 1.
Социально-педагогическая деятельность по профилактике
алкоголизма.
1.1. Алкоголизм как социальная проблема…………………………….с.6
1.2. Особенности алкоголизма у подростков…………………………..с.8
1.3. Социально-педагогическая деятельность с подростками, склонными к
употреблению алкоголя…………………………………………………………….с.12
1.4. Профилактика алкоголизма в образовательных
учреждениях………………………………………………………………………………с.16
Глава 2. Практическое исследование деятельности социального педагога по
профилактике алкоголизма.
2.1. Организация и проведение анкетного опроса.....................с.20
2.2. Анализ результатов анкетного опроса.................................с.20
2.3. Рекомендации по антиалкогольному воспитанию в образовательном
учреждении и семье …………………………………………………………………..с.24
Заключение………………………………………………………………...................с.27
Список литературы………………………………………………………………………с.28
Приложение…………………………………………………………………………………с.31
2
Актуальность темы заключается в том, что борьба с алкоголизмом – это
крупнейшая социальная и медицинская проблема любого государства.
Подростковый и детский алкоголизм стал серьёзной проблемой в наши
дни. В
силу индивидуально-психологических и
физиологических
особенностей и психическая, и физическая зависимость от алкоголя у
подростка вырабатываются гораздо быстрее. Излечиться от пагубной страсти
подростку намного сложнее, чем взрослому, если, конечно, родители не
забьют тревогу уже в самом начале заболевания.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработаны
рекомендации педагогическому коллективу и родителям по профилактике
алкоголизма, что позволит своевременно организовать соответствующую
работу с молодёжью в условиях общеобразовательного учреждения.
Цель: исследовать особенности социально - педагогической деятельности
с несовершеннолетними, склонными к алкоголизму.
Объект исследования: профилактика алкоголизма среди подростков.
Предмет исследования: деятельность социального педагога по
профилактике алкоголизма подростков.
Задачи исследования:
1. проанализировать теоретический аспект по проблеме;
2. провести анкетирование среди учащихся 9 класса и проанализировать
полученные результаты;
3. дать рекомендации педагогическому коллективу образовательного
учреждения и родителям.
4
Гипотеза
исследования:
социально-педагогическая
профилактика
алкоголизма несовершеннолетних будет успешной, если:
использовать в работе комплексный подход: участие специалистов,
педагогического коллектива и семьи;
выбрать наиболее эффективные методы профилактики и подготовить
благоприятную среду для дальнейших действий;
знать индивидуальные особенности учащегося (индивидуальный
подход);
Методы исследования:
1)
теоретический анализ
литературы по
теме
исследования;
количественный и качественный анализ полученных результатов;
2)
эмпирический метод - анкетирование
Базой исследования являлась средняя образовательная школа № 8 г. Омска
(9 «В» класс)
5
рассказывающего о развитии ребёнка, дающего социально-педагогический
совет;
консультанта, разъясняющего вопросы семейного, трудового,
административного и уголовного характера, а так же вопросы,
касающиеся области психологии, педагогики и социальной педагогики;
консультирует по вопросам решения проблемных жизненных
ситуаций, по вопросам воспитания детей в семье;
защитника, действующего в случаях нарушения прав ребёнка со
стороны родителей, учителей и ближайшего окружения.
Таким образом, напрашивается следующий вывод: результатом
реализации
социально-педагогической
деятельности
с
несовершеннолетними, склонными к алкоголизму, является постановка
социального диагноза развития ребёнка, поддержка в воспитании и
развитии такого школьника через осуществление конкретных мероприятий:
профилактика, коррекция, реабилитация или комплекс каких-либо других
мероприятий.
1.4. Профилактика алкоголизма в образовательных учреждениях.
Профилактика алкогольной зависимости тема очень значимая и важная в
воспитательной работе каждого учебного заведения. В связи с этой
тематикой актуальными становятся несколько морально-этических вопросов,
которые невозможно обойти стороной. Один из главных вопросов: как
сделать так, чтобы эффект от проведённого мероприятия был именно
профилактическим, то есть повышающий
информированность,
формирующий установки на здоровый образ жизни и способствующий
принятию единственно верного решения не пробовать алкоголь.
16
Личность формируется с детства. Поэтому профилактика алкоголизма
начинается, прежде всего, с детского и подросткового возраста, с
формирования здоровой в психическом и физическом плане личности.
Профилактика - это целая система комплексных государственных,
общественных, социально-экономических, медико-санитарных, психолого-
педагогических и психологических мероприятий *29, с.123+
На мой взгляд, профилактика детского и подросткового алкоголизма
должна проходить одновременно в нескольких направлениях:
Профилактика алкоголизма на уровне семьи: создание здорового
образа жизни, отказ от злоупотребления алкоголем в семье,
рациональное питание, соблюдение
режима дня
и сна,
антиалкогольное воспитание в семье.
Профилактика алкоголизма на уровне школы: педагогический такт,
установление контакта учителя с учащимися, приобщение к активному
занятию физкультурой и спортом, организованная работа школьного
врача по профилактике алкоголизма, осуществление санитарно-
просветительской работы.
Профилактика со стороны государства: запрет продажи алкогольной
продукции детям моложе 18 лет; запрет рекламирования пива по
телевидению до 21:00; предусмотрение строгой уголовной
ответственности за вовлечение несовершеннолетних в пьянство,
доведение до состояния алкогольного опьянения; запрет приёма
несовершеннолетних на работу, связанную с производством,
хранением и торговлей спиртными напитками.
17
Особое значение в профилактике алкогольной зависимости подростков, а
также в реабилитации подростков, употребляющих спиртные напитки,
принадлежит социальным педагогам, деятельность которых направлена на
оказание помощи индивидам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации,
в том числе и алкогольной зависимости.
Система работы социального педагога по профилактике алкоголизма в
образовательном учреждении должна включать два этапа:
I этап
• Выявление подростков с асоциальным поведением.
• Установление проблемы (склонность к пьянству и алкоголизму).
• Сбор информации об интересах подростка, о круге его общения.
• Установление характера влияния социума на личность учащегося с
алкогольной зависимостью.
• Изучение типов и особенностей семейных взаимоотношений.
II этап
• Установление причин пьянства и алкоголизма.
• Составление коррекционной программы с учётом индивидуальных
особенностей учащихся *8, c.201+.
В целом подготовка специалистов к ведению профилактической работы
должна быть направлена на решение двух групп задач:
18
- воспитательных (осознание педагогами личной ответственности за
здоровье и безопасность воспитанников, формирование готовности к
непосредственному участию в процессе педагогической профилактики);
- образовательных (формирование представления о различных аспектах
алкоголизма несовершеннолетних) *22, c.154+.
Специфические задачи подготовки педагогов к профилактической работе
предполагают расширение информированности участников о различных
аспектах алкоголизма, осознание и коррекцию (при необходимости)
личностного отношения к наркотическим веществам, освоение основных
приёмов организации профилактической работы в детском коллективе.
Проблемы подростков асоциального поведения, склонных к пьянству, в
рамках учебного заведения должны решаться комплексно, всем
педагогическим коллективом путём чёткого планирования и тесного
сотрудничества всех участников воспитательного процесса, ученического
коллектива и самих учащихся.
Таким образом, следует сделать вывод о том, что решить проблему
алкоголизации подростков только с помощью запретительных, медицинских
и юридических ограничений невозможно. Основные усилия должны быть
сосредоточены на формировании «внутренних» ограничителей, то есть на
воспитании личностной устойчивости к алкогольному соблазну. Это
обуславливает необходимость применения социально-педагогических
подходов в профилактике алкоголизма, и, тем самым, подчёркивает
актуальность данной темы исследования.
19
Глава 2. Практическое исследование деятельности социального
педагога по профилактике алкоголизма.
2.1. Организация и проведение анкетного опроса.
Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы
№ 8 г. Омска.
С целью выявления «группы риска» (подростков, подверженных
алкоголизации) я провела практическое исследование, в качестве которого
выступил анкетный опрос.
Анкета состояла из 13 вопросов (см. Приложение) и проводилась анонимно.
Генеральной совокупностью являются подростки в возрасте 15-16 лет из
общеобразовательного (по профилю) 9 класса. В проведении практического
исследования приняли участие 27 человек из них: 12-мальчиков и 15-
девочек.
Анкетирование проводилось в первой половине дня, на классном часу в
присутствии непосредственно социального педагога и классного
руководителя исследуемой мной группы.
2.2. Анализ результатов анкетного опроса.
По полученным результатам анкетного опроса учащихся 9 «В» класса было
выяснено, что 42,4 % учащихся употребляют алкоголь (см. Табл.1). Из них
регулярно употребляют – 30,3 %.
В том числе 66 % юношей и 22 % девушек более подвержены
алкоголю, то есть существует вероятность, что они могут попасть в
«группу риска».
20
Таблица 1.
Степень употребления алкоголя в 9 «В» классе.
Пол
Варианты ответа
мужской
женский
1) употребляют алкоголь
42,4 %
2) регулярно употребляют
30,3%
3) подвержены алкоголю
66 %
22 %
Основными вопросами, выступавшими в роли показателей склонности к
алкоголизму, являются следующие:
1. «Как часто вы употребляете спиртные напитки?» Ответ на данный
вопрос показывает степень зависимости от алкоголя (см. Табл.2).
50 % юношей употребляют не более одного раза в неделю и большая часть
девушек класса 70 % не более двух раз в месяц.
21
Таблица 2.
Степень зависимости от алкоголя.
пол
Варианты
мужской
женский
1) употребляют алкоголь
ежедневно
0 %
2) не более 3 раз в неделю
0%
3) не более одного раза в неделю
50 %
0 %
4) не более 2 раз в месяц
50 %
70 %
2. «Всегда ли вы можете отказаться от предложения выпить?» Данный
вопрос показывает готовность подростка отказаться от употребления
алкоголя и степень его зависимости от внешних влияний.
На предложение выпить 33,3 % учащихся ответили, что не могут (53,3 %
юношей и 16,6 % девушек). Только 66,6 % подростков могут всегда отвергать
предложение (46,6 % юношей и 83,3 % девушек) (см. Табл.3).
22
Таблица 3.
Степень готовности отказа от употребления алкоголя.
Пол
Варианты
мужской
женский
всего
1) не могут отказаться
53,3 %
16,6 %
33%
2) всегда могут отказаться
46,6 %
83,3 %
66,6%
3. Ну почему же, с какой целью подростки начинают употреблять
алкогольные напитки? На вопрос: «С какой целью Вы употребляете
спиртные напитки?» в основном юноши и девушки выбрали два
первых варианта (см. Табл.4)
Таблица 4.
Мотив употребления алкоголя.
Пол
Варианты
мужской
женский
1) потому что друзья употребляют
19,4 %
24,2 %
2) потому что скучно
16,6 %
18,1 %
3) чтобы получить удовольствие
8 %
12 %
23
Ответы на вопросы о вреде алкоголя на здоровье (см. Приложение) знала
почти вся исследуемая группа. Большинство подростков отрицательно
относятся к употреблению алкоголя (80%), но всё-таки оставшаяся часть (20%)
ещё не осознаёт негативного действия спиртных напитков, поэтому есть
вероятность предрасположенности включения этих подростков в так
называемую «группу риска алкоголизации».
На основании полученных данных, можно сделать вывод, что в 9 «В»
классе СОШ №8 есть учащиеся, которых можно отнести к «группе риска
алкоголизации», в связи с этим я предложила мной были предложены
рекомендации по проблеме алкоголизма среди подростков, в том числе и по
антиалкогольному воспитанию.
2.3. Рекомендации по антиалкогольному воспитанию в
образовательном учреждении и семье.
Центральное место в деятельности социальных педагогов со
школьниками, склонными
к употреблению
алкоголя, отводится
антиалкогольному воспитанию, являющемуся частью нравственного и
социального воспитания, нацеленному на формирование у школьников
отрицательного отношения к алкоголю. Целью антиалкогольного воспитания
школьников с отклонениями в поведении является возврат их к норме.
В
процессе
социального
воспитания
необходимо
раскрыть
безнравственность употребления алкоголя, в том числе и в небольших дозах.
Следует делать акцент не столько на последствия алкоголизма, сколько на
безнравственность самого факта употребления алкоголя. Необходимо
обратить внимание на моральный урон, который наносит алкоголик
окружающим людям, родным, близким.
24
Рекомендации педагогическому коллективу.
Проанализировав научную литературу, я выдвинула свои рекомендации по
антиалкогольной работе. Здесь следует избегать:
•
использования тактики запугивания;
•
искажения и преувеличения негативных последствий злоупотребления
спиртными напитками при описании их воздействия;
•
разового характера действий, направленных на профилактику, так как
такой подход не даёт возможности подросткам развивать навыки
противостояния алкоголю;
•
ложной информации, даже после однократной её подачи вся
дальнейшая информация будет отторгаться подростками, которые сегодня
достаточно хорошо информированы;
•
упоминаний о культурных предпосылках употребления наркотиков;
•
оправдания употребления спиртных напитков.
Исследование проблемы - эта часть подготовительного этапа, которая даёт
возможность определить стратегию профилактической работы в данном
образовательном учреждении и выбрать наиболее подходящие методы
психолого-педагогической профилактики с учётом различных средовых
факторов.
Осведомленность учителей об ориентациях, поступках, поведении учащихся
имеет, конечно, важное значение, но а какова реакция родителей?
Каждому нужно попытаться защитить себя, своих близких, и, конечно же,
своих детей. В этом большую роль играет семья.
25
Если ребенок растёт в семье, где его воспитанием и коррекцией поведения
никто не занимается, где родители злоупотребляют алкоголем; если ребёнок
растёт в атмосфере скандалов, то все аномалии характера ещё больше
усиливаются. Важно разъяснить родителям, что отношение детей к жизни, их
отношение к пьянству во многом зависит от того, как к ним относятся сами
родители. Дети, как правило, во всем стараются подражать родителям.
Последние должны помнить об этом и не подавать детям дурных примеров.
Рекомендации для родителей.
После систематизации и анализа научной литературы я предложила свои
рекомендации для родителей:
•
ребёнок не должен увидеть пьяного отца, тем более матери;
•
с первых дней ребёнка начинать воспитывать отрицательные взгляды
по отношению к спиртным напиткам;
•
чувствовать, к чему направлена личность ребёнка, и не жалеть ни
времени, ни сил на подготовку и расширение круга его интересов;
•
всегда беседовать с ребёнком, быть другом для него;
•
знать, куда он ходит, с кем дружит;
•
стараться во всех ситуациях быть для него примером
Таким образом, напрашивается вывод: без поддержки и активного
сотрудничества родителей невозможно рассчитывать на эффективность
профилактических мероприятий. Поэтому можно создать инициативную
группу среди родителей, имеющих возможность непосредственно
участвовать в профилактических мероприятиях.
26
27. Рожков М.И. Ковальчук М.А. Профилактика наркомании у подростков. –
М.: Издательство «ВЛАДОС», 2004. – 144 с.
28. Самыгин П.С. Девиантное поведение молодёжи. Ростов-на-Дону, Феникс,
2006. – 441 с.
29. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма. –
М.: Изд. «Академия», 2003. – 176 с.
30. Скворцова Е.С. Методические рекомендации по организации
антиалкогольного просвещения в школе. - М.: Б. И., 2002. - 30 с.
31.
Социальная педагогика: курс лекций; учеб. пособие для студентов
высш. пед. учеб. заведений / Под редакцией Ф.А. Мустаевой. - М.:
Академический проект, 2005. - 67 с.
32. Социальная профилактика правонарушений: советы, рекомендации //
под ред. Перишова Д.А. – М., 2006. - 145 с.
33. Социология молодежи. Учебник / Отв. ред. В.Т.Лисовский. - СПб:
Издательство СПбургского университета, 2004. -78 с.
34. Сугоняко А.П. Системное изучение социально-психологических
механизмов формирования алкоголизма // Психологический журнал, 2006.
35. Такала И.Р. Веселие Руси: История алкогольной проблемы в России. –
СПб: Изд. «София», 2002. – 254 с.
36. Шарыгина И. Трудности взросления и алкоголь // Народное
образование.№9. М., 2001г. – 35 c.
37. Щуркова Н.Е. Взгляд со стороны: путь от алкоголизма // Классный
руководитель. №1.М., 2009. – 108 c.
30
Приложение
Анкета
Уважаемые старшеклассники! Предлагаем Вам ответить на анкету по
проблемам профилактики алкоголизма среди молодёжи. Анкета является
анонимной.
Инструкция по заполнению анкеты.
Прочтите различные варианты ответов, затем отметьте любым условным
обозначением тот вариант ответа, который соответствует Вашему мнению.
Заранее благодарим Вас!
Укажите свой пол _________________
Укажите свой возраст______________
Состоите ли Вы на учёте в Инспекции по делам несовершеннолетних
или на внутришкольном учёте: ______
1. Употребляете ли вы алкоголь?
а) да;
б) нет
2. С какой целью Вы употребляете спиртные напитки?
а) потому что мои друзья пьют;
б) потому что мне скучно;
в) чтобы получить удовольствие
3. Ваш интерес к алкоголю появился:
31
а) из-за желания испытать новые ощущения;
б) пример друзей, родственников старшего возраста;
в) чтобы не быть «белой вороной» в компании;
г) не употребляю
4. Во сколько лет первый раз Вы попробовали алкоголь и какого вида был
спиртной напиток?
_________________________________________________________
5. Как часто Вы употребляете спиртные напитки?
а) ежедневно;
б) не более трёх раз в неделю;
в) не более одного раза в неделю;
г) не более двух раз в месяц;
д) не употребляю
6. Первое знакомство с алкоголем было ли в присутствии родителей?
а) да;
б) нет
7. В вашей семье кто-нибудь употребляет алкоголь?
а) да;
б) нет
32
8. Каким спиртным напиткам Вы отдаёте предпочтение?
а) только крепким (водка, коньяк и т.д.);
б) более слабым (вино, пиво, шампанское и т.д.);
в) в одинаковой мере и тем, и другим;
г) никаким
9. В компании Вы употребляете спиртные напитки, потому что:
а) это необходимо для общения;
б) так делают все;
в) меня заставляют;
г) не употребляю
10. Всегда ли Вы можете отказаться от предложения выпить?
а) да;
б) нет
11. Молекулы алкоголя способны проникнуть в мозг; повреждают лёгкие;
почки человека; разлагают печень; нарушают сердцебиение; приводят к язве
желудка и т.п. Вы об этом знаете?
а) нет;
б) да;
в) узнал(а) только тогда, когда начал(а) употреблять алкогольные напитки
33
12. На Ваш взгляд алкоголизм - это:
а) болезнь;
б) увлечение спиртными напитками;
в) дурная, вредная привычка;
г) обыкновенная привычка, не хуже остальных
13. Если Вы употребляете алкоголь, хотели бы Вы «бросить»?
а) да;
б) нет;
в) об этом никогда не думал(а)
34
Информация о работе Деятельность социального педагога по профилактике алкоголизма среди подростков