Деятельность социального педагога в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Современная школа остро нуждается в поддержке и развитии системы социально-психологического сопровождения учащихся. Рост детской преступности, подростковая наркомания, компьютерная зависимость и «виртуальная» агрессия у детей, отсутствие системы общечеловеческих ценностей у подрастающего поколения (толерантности, умения общаться, культуры) – все эти проблемы остро стоят перед школой, и всем обществом в целом. Их решение невозможно без профессиональной работы профильных специалистов – социальных педагогов и психологов.

Содержание работы

Введение
1. Актуальность работы социального педагога в школе в современных условиях
2. Содержание работы социального педагога в общеобразовательной школе
3. Взаимодействие школьного социального педагога с другими работниками школы и с семьями учащихся
4. Основные формы, методы работы, документация, права и обязанности школьного социального педагога
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Деятельность социального педагога в школе.docx

— 62.80 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Актуальность работы социального педагога в школе в современных условиях

2. Содержание работы социального педагога в общеобразовательной школе

3. Взаимодействие школьного социального педагога с другими работниками школы и с семьями учащихся

4. Основные формы, методы работы, документация, права и обязанности школьного социального педагога

Заключение

Список  использованной литературы

 

Введение

 

Современная школа остро нуждается  в поддержке и развитии системы  социально-психологического сопровождения  учащихся. Рост детской преступности, подростковая наркомания, компьютерная зависимость и «виртуальная»  агрессия у детей, отсутствие системы  общечеловеческих ценностей у подрастающего  поколения (толерантности, умения общаться, культуры) – все эти проблемы остро стоят перед школой, и  всем обществом в целом. Их решение  невозможно без профессиональной работы профильных специалистов – социальных педагогов и психологов.

В сферу  профессиональных обязанностей социальных педагогов входит работа с детьми, подростками, молодежью и их родителями, взрослыми в семейно-бытовой среде, с подростковыми и молодежными  группами, объединениями.

Это означает, что главной  сферой деятельности социального педагога является социум (сфера ближайшего окружения личности, сфера человеческих отношений). При этом приоритетной (особенно в современных условиях) является сфера отношений в семье и  ее ближайшем окружении, по месту  жительства. Социальный педагог работает с детьми, их семьями, семейно-соседским  окружением и цель его деятельности – организация профилактической, социально-значимой деятельности детей  и взрослых в социуме. В задачи практической деятельности социального  педагога входит очень широкая сфера  деятельности от непосредственной работы с ребенком, имеющим проблемы с  социализацией в окружающем обществе до всех социальных организаций и  социальных институтов, участвующих  в социальном воспитании подрастающего  поколения. 

В зависимости от профиля местом работы социального педагога могут  быть:

  • социально-педагогические службы образовательных учреждений (дошкольных общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, общеобразовательных школ, специальных коррекционных образовательных учреждений, лицеев, гимназийх, школ-интернатов, детских домов, средних специальных учебных заведений, вузов);
  • социальные службы специализированных учреждений (центров реабилитации, социальных приютов);
  • службы муниципальных органов (органы опеки и попечения, центров социальной психолого-педагогической помощи, отделов по социальной защите населения, отделений социальной помощи семье и детям).

Таким образом, социальный педагог:

  • организует воспитательную работу в классе, группе, общежитии, на курсе, потоке, во взводе образовательных учреждений, направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, уважение к окружающей природе;
  • изучает психолого-педагогические особенности личности и её микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся и воспитанникам;
  • выступает посредником между личностью и образовательным учреждением, семьёй, средой, органами власти;
  • способствует реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны их жизни и здоровья;
  • создаёт условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся во внеурочное время;
  • взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодёжных служб занятости и других служб в оказании помощи обучающимся, детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, детям с ограниченными физическими возможностями, а также попавшим в экстремальные ситуации;
  • участвует в разработке, утверждении и реализации образовательных программ учреждения, несёт ответственность за качество их выполнения в пределах своей компетенции.

В своей работе мы рассмотрим принципы, содержание, формы и методы работы социального педагога в общеобразовательной  школе.

 

 

1. Актуальность работы социального педагога в школе в современных условиях

 

Школьный социальный педагог – действует в общеобразовательной или профессиональной школе, внешкольных и дошкольных учреждениях, социальных приютах, детских домах, школах-интернатах, школах реабилитации и других образовательных учреждениях.  В организации своей работы школьный социальный педагог даёт приоритет созданию здорового микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений, способствует реализации способностей каждого, защите интересов личности, организации досуга, включению в социальную полезную деятельность, изучает специальные проблемы школьников и учителей, принимает меры к их решению. Социальный педагог поддерживает постоянную связь с семьями учащихся. Особое внимание он уделяет проблемам защиты ребёнка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности.

Социально-педагогическая деятельность – это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребёнку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье,  в школе, в обществе. 

В современных условиях в работе различных структур в области  социальной защиты определились основные направления социальной работы, которой занимается и социальный педагог. Это:

  • оказание материальной помощи (денежная, патронат, пособия и льготы, помощь в быту);
  • организация социальной заботы (работа с людьми, подбор сотрудников, проверка, пропаганда лучшего опыта);
  • влияние на человека.

Процесс влияния на человека – это процесс педагогического  и психологического воздействия. Этим занимается социальный работник, социальный педагог.

Что же является главным в работе социального педагога, чем она  отличается от работы педагога школы, педагога – предметника и даже классного руководителя или воспитателя  школы – интерната или группы продлённого дня?

Учителю чаще всего приходится работать с классом или группой, и, в  основном, его методы направлены на работу с коллективом. Социальный педагог  работает с отдельной личностью, с отдельным ребёнком, подростком, а если с группой, то небольшой, если с семьёй, то и здесь с каждым в отдельности.

Социальный педагог работает в  области защиты ребёнка, подростка, оказывает ему социальную или  медицинскую помощь; он должен уметь  организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию.        

Сегодня образование, определив в  своей деятельности, как первостепенную, задачу воспитания ребёнка, формирования личности, изменяет своё содержание и  методы работы. Среди сфер, где особенно нужен социальный педагог, – школа, и его работа в школе – особый вопрос.

В различных странах существуют два подхода к его работе. Или  социальный педагог сотрудничает со школой, или он является её штатным  работником.

Сотрудничая со школой, прикреплённый  социальный педагог часто посещает школу, помогает родителям и школьникам в нормализации отношений, выясняет причины непосещений учениками школы. Он выявляет семьи, где жестоко обращаются с детьми, детей, отстающих в физическом и умственном развитии, детей, страдающих от обездоленности. Чтобы помочь ребёнку или семье, он привлекает юриста, врача, работников милиции, полиции. От школьного врача он узнаёт о длительной болезни ребёнка, её причинах, и, чтобы предотвратить отставание в учёбе, помогает заниматься дома или в больнице.

Так, в Германии социальный педагог введён в штат школы. Он работает с неблагополучными семьями, отстающими учениками, создаёт детские объединения для проведения свободного времени, привлекает к этому родителей.

Социальный педагог выявляет нуждающихся  в социальной помощи детей. Это неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьного курса. Это дети, которые переживают стрессы или в коллективе сверстников в школе или в семье. Это больные дети, с теми или иными недостатками, школьники, которые приобщались к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они состоят на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних. Кроме того – социальный педагог работает с одаренными детьми.     

Иногда помощь этим детям может  состоять только в том, чтобы разобраться  в их отношениях с окружающими. В  другом случае – научить контролировать свои поступки, быть в себе уверенным. Но в том и другом случаях от социального педагога требуются  чуткость и сердечность.

Сегодня актуальна проблема нехватки различных секций и клубов, разнообразных  трудовых, туристических и краеведческих отрядов. Как следствие – внеучебное время школьника мало занято в организационном плане. Социальный педагог становится организатором внеучебного времени школьника, объединяясь в своей воспитательной работе с родителями.

Социальный педагог координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью  микрорайона, что также немаловажно  сегодня. Он периодически информирует  педагогический коллектив школы  о психологическом климате в  классах, о каждом трудном ученике  и об оказании ему помощи, а также  играет главную роль в подготовке и составлении плана социальной работы школы.

Особое внимание требуется от социального  педагога к детям, исключённым из школы. Он помогает устроить их в другую школу, помочь освоиться в новом  коллективе.

Социальный педагог выявляет детей-школьников, которые незаконно заняты на работе в учебное время, решает вопрос об их учёбе, проверяет, выполняются ли правовые нормы детского труда. А  уж этот вопрос стоит очень остро  в современных условиях, и эта  проблема сегодня актуальна.

 Он следит за детьми-школьниками:  все ли нуждающиеся посещают  реабилитационные центры, помогает  им, контролирует получение всех  социальных привилегий многодетными  семьями: бесплатные «школьные»  завтраки, приобретение одежды, транспортные расходы.

Для решения всех вышеописанных  задач социальный педагог изучает  ребёнка, его состояние, уровень  кризиса, планирует пути его преодоления. В этом одна из главнейших задач социального педагога.

Снижение жизненного уровня населения  сказалось на детях, их нравственном, физическом и психическом здоровье. Дети и подростки оказались наиболее незащищенными среди населения  страны. Отсутствие государственных  мер защиты детей и подростков сказывается на их деятельности, общении, приводит к антиобщественному поведению, погоне за деньгами любыми средствами, росту преступности.

Кризис образования, остаточное финансирование вылились в нехватку кадров; оторванность школы от общественных процессов  сказывается на воспитании подрастающего  поколения.

Сегодня более 50% подростков, совершающих  преступления, – из неполной семьи; более 30% детей с психическими отклонениями росли без отца.

На  сегодняшний день в России 4 млн. беспризорных, ежегодно совершается  подростками 6 тыс. преступлений, 2 тыс. детских самоубийств. Комиссия по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ отмечает, что за последние 5 лет число детей-сирот и детей-инвалидов увеличилось на 70%. Резко сократилось число детей, которых берут под опеку. Что касается детей-беглецов, то в основном это подростки 15-16 лет, чаще дети из городских семей, меньше – из сельских.

Из детей, убегающих из семьи, 56,7% – девочки, 43,3% – мальчики, 8% из них  прогуливают школу, 17% были исключены  из школы, 5% временно бросили школу, 69% – учились, 1% – окончили школу. Причиной побега являются волнения ребенка  из-за неудач в достижении цели, конфликты  в семье. Убегающие девочки чаще беременны или пережили сексуальное  насилие, их чаще всего втягивают  в раннюю половую жизнь.

Безнадзорность, стрессовость, отравления и несчастные случаи увеличили смертность детей. Почти в 3 раза выросло число  инфекционных заболеваний.

Сократилось число детей-дошкольников, 17,3% из них имеют хронические заболевания, 67,7% – функциональные отклонения. Только 10% выпускников общеобразовательной  школы здоровы. Число девушек, имеющих  к окончанию школы хронические  заболевания, составляет 75%, юношей – 35,3%.

На 15% увеличилось количество детей-инвалидов  до 16 лет. Особый вопрос – здоровье подростков. Всё более распространяется раннее курение, наркомания, алкоголизм, психозы, ранее начало половой жизни.

К числу факторов, отрицательно влияющие на здоровье ребенка, можно отнести  и современную систему образования. В детском саду наблюдается переуплотнение групп, отсутствие нужной мебели. В  школе переход на пятидневную  неделю привел к переутомлению и  увеличению заболеваемости детей с 15% до 24%. Уменьшение числа санаторно-курортных  школ (с 91% до 85%) сократила возможность  лечения детей. Созданные школы-интернаты  для детей-инвалидов требуют финансирования. Не хватает оборудования, средств  для проведения оздоровительных  мероприятий.

Медики часто сталкиваются с  детскими травмами, которые являются результатом плохого отношения  к детям в семье. Существует термин «синдром избитого ребенка». Очевидностью плохого обращения являются следы  побоев на теле ребенка. Виновниками  плохого обращения являются родители (92,2%), из них 85% – родные родители. Из них 60% – женщины, 39,2% – мужчины. Родители или лица, их замещающие, плохо ухаживают за ребенком (88%), совершают физическое насилие (87%). Родные матери виновны в плохом обращении и уходе почти в 3 раза чаще, чем отцы (75% против 41%).

Информация о работе Деятельность социального педагога в школе