Деятельность современного учителя - как творчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 17:30, статья

Описание работы

В настоящее время в образовании ставят задачи, подготовки учителя-гуманиста. Современная модель учителя предполагает наличие знаний и творческого подхода.[6] У учителя должны преобладать организаторские способности, а так же умение грамотно, понятливо, интересно и доступно объяснять материал учащимся.

Файлы: 1 файл

статья по педагогике Елизарова.docx

— 24.40 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

Министерство образования Московской области

ГОУ ВПО Московский государственный областной социально гуманитарный институт

 

 

 

Статья

По педагогике

На тему: «Деятельность современного учителя - как творчество»

 

 

 

 

 

Студентки 1 курса

Технологического факультета

Елизаровой  Анастасии

 

 

 

 

2013 г.

           В настоящее время в образовании ставят задачи, подготовки учителя-гуманиста. Современная модель учителя предполагает наличие знаний и творческого подхода.[6] У учителя должны преобладать организаторские способности, а так же умение грамотно, понятливо, интересно и доступно объяснять материал учащимся.

Когда человек решается связать свою судьбу с преподавание, то есть стать учителем. Он должен выявить в себе следующие качества: любовь к детям; способность объяснять; содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность; умение влиять на людей; организаторские способности; наблюдательность; требовательность; умение выслушивать собеседника и т.д. Тогда его профессия это- педагог. Устойчивое побуждение к деятельности по избранной профессии, стремление реализовать в ней себя, применить свои знания, способности отражает сформированность профессиональной направленности личности. Это сложное, интегративное качество. 
       Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствования, профессиональные позиции личности. В них отражаются отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку.

Учитель - это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.[5]

Сегодня, как и во все века, учитель - это не только и не столько хранитель знаний, образец поведения, подражания для детей, сколько мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих учеников на учение.

Конечно же, настоящий учитель обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. И, наконец, очень важную роль играют личностные качества школьного учителя: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, учителю с многолетним опытом работы. А как же быть молодому педагогу, только что окончившему университет? "Легко ли быть молодым учителем в современной школе?" - именно этот вопрос ставят перед собой выпускники педагогических вузов, решая, идти ли им работать в школу.

За время обучения в вузе студенты обычно проходят педагогическую практику на выпускных курсах. Тесная связь теории педагогики с практикой помогает студентам почувствовать уверенность в себе, в своих действиях, осознать цели и задачи учительской профессии. Однако не каждому студенту, получавшему отличные оценки на практике, удается успешно начать свою работу в школе.

Школа - это мир, в котором свои обычаи и правила. Приступив к работе, молодой педагог быстро осознает, что знания, полученные им в университете, конечно же, хороши, но только теоретически, а в жизни - все иначе!

Молодой педагог должен: [5]

  • Проявлять большую инициативы в адрес учащихся.
  • Жить с детьми полной жизнью. Радоваться и огорчатся вместе с ними. Увлекаться и удивляться. Шутить и наставить.
  • Учить быть нетерпеливыми ко лжи и насилию. Учить справедливости, упорству, правдивости.
  • Не скрывать от детей своих добрых чувств, но помнить: среди них никогда не должно быть особого места для "любимчиков".
  • Постарайтесь в каждом ребенке увидеть предначертанное ему, откройте  ему самому, и развейте в нем, то скрытое, о чем он и не подозревает.   Входить в класс с улыбкой.
  • При встрече заглянуть каждому в глаза, узнать его настроение и поддержать, если ему грустно.
  • Нести детям добрую энергию и всегда помнить, что "ученик - это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь".
  • Постараться вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.

 

Этому всему нельзя научится, это должно быть заложено в человеке. Обнаружилось, например, что «творческость» (креативность) не есть некоторая особая характеристика познавательных процессов,  а представляет собой  одну из самых глубоких характеристик личности.[3]

 

Проблема  творчества стала в наши дни настолько актуальной, что многие ученые считают её «проблемой века»,  и решение её лежит в целом ряде областей, в том числе и в образовательной, т. е. в современной школе. В этой ситуации на первый план выдвигается личность педагога, ведущей профессиональной чертой которого является способность к творчеству. Именно педагогическое творчество учителя способно решать проблему функционирования любого общеобразовательного учреждения, обеспечивать потребность общества в высококвалифицированных специалистах, способных эффективно решать поставленные перед ними задачи, нестандартно реагировать на изменения современного техногенного общества. [7]

Про творчество учителя написано значительное количество работ. Но все авторы связывают творчество учителя с профессиональной компетентностью. В педагогической деятельности это - методическое и диагностическое творчество (поиск новых методов и приемов обучения; нахождение новых способов изучения учащихся). В педагогическом общении – это коммуникативное творчество (поиск и нахождение новых коммуникативных задач; новых средств мобилизации межличностного взаимодействия учащихся на уроке; создание новых форм общения в групповой работе и т. д.). В сфере личности – это самореализация учителя на основе осознания себя творческой индивидуальностью, определение путей своего профессионального развития, построение программы самосовершенствования. [2]

*******************************************************

Педагогическая деятельность имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Специфику работы учителя можно оценить, определив уровень его творческого отношения к своей деятельности, а также его мастерства. [1]

Педагогическое мастерство – это синтез личностно-профессиональных качеств и свойств личности, которые обусловливают высокую результативность педагогического процесса.

К составляющим педагогического мастерства относятся специальные знания, умения, навыки и привычки, которые обусловливают чистое владение основными приемами того или иного вида деятельности. В мастерстве педагога выделяют четыре части:

1) мастерство организатора общей и индивидуальной деятельности детей;

2) мастерство убеждения;

3) мастерство передачи своих познаний и опыта;

4) мастерство владения педагогической техникой. Согласно Н. Н. Тарасевичу педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, высокий уровень профессиональной деятельности, гуманистическая установка личности учителя, высокопрофессиональные знания, педагогические способности и техника.

Ядром педагогического мастерства является совокупность знаний и установок личности. Успешность определяется способностями, а общность направленности и результативности – качественным овладением педагогической техникой.

Педагогическая техника – это умение найти верный стиль и тон в общении с воспитанниками.

Также необходимы правильная дикция и поставленный голос.

Педагогическое творчество – это процесс решения педагогических задач в меняющихся условиях.

Педагогическое творчество – это следствие мастерства. Творческие способности педагога формируются на базе накопленного им общественного опыта, педагогических и психологических знаний, позволяющих находить новые решения и методы, улучшать свои профессиональные навыки. [1]

Педагогическое творчество охватывает все стороны педагогической деятельности: планирование, организацию, осуществление и анализ результатов.

В творческой деятельности в целостности выражаются познавательная, эмоционально-волевая и мотивационно-потребностная составляющие личности. [1]

Чтобы обучиться творческой деятельности, необходимо присутствие устойчивой мыслительной активности и творческой познавательной мотивации у будущих учителей.

В область проявления творчества учителя входит решение как педагогических задач, так и коммуникативных, которые служат фоном для педагогической деятельности. В. А. Кан-Калик к коммуникативным задачам относит умение распоряжаться своим психическим и эмоциональным состоянием, особенно в публичной обстановке. Сочетание всех творческих свойств личности педагога определяет ее креативность.

Е. С. Громов и В. А. Моляко выделяют признаки креативности: оригинальность, эвристич-ность, фантазию, активность, концентрирован-ность, четкость, чувствительность.

 

Список литературы:

    1. http://libsib.ru/pedagogika
    2. Статья Кротенко В.Н. старший  преподаватель кафедры педагогики и психологии  ДОИППО
    3. С. Д.Смирнов «Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности»
    4. http://www.coolreferat.com
    5. http://www.chitaaty.siteedit.ru
    6. http://argo1.com.ua/
    7. http://rita-baraeva.narod.ru/

Информация о работе Деятельность современного учителя - как творчество