Диагностика игровой деятельности детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 16:25, контрольная работа

Описание работы

В последнее время в системе дошкольного образования Российской Федерации все большее распространение получает практика проведения психолого-педагогической диагностики, в том числе тестирования, детей дошкольного возраста. Само по себе использование диагностики является позитивным моментом образовательного процесса.
Диагностика – деятельность, направленная на постановку диагноза.

Виды диагностики:
медицинская (предмет диагностики – состояние здоровья и физического состояния ребёнка);
психологическая (предмет диагностики – психическое состояние ребёнка);
педагогическая (предметом диагностики является освоение ребёнком образовательной программы);

Содержание работы

Роль проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования.
Диагностика уровня сформированности игровых навыков.
Игра как метод диагностики развития детей.
Приложение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 49.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по предмету:

«Теоретические и методические основы игровой деятельности детей  раннего и дошкольного возраста»

 

на тему:

«Диагностика игровой  деятельности детей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

  1. Роль проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования.
  2. Диагностика уровня сформированности игровых навыков.
  3. Игра как метод диагностики развития детей.
  4. Приложение.
  5. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль  проведения диагностики развития ребенка  в системе дошкольного образования

 

В последнее  время в системе дошкольного  образования Российской Федерации  все большее распространение  получает практика проведения психолого-педагогической диагностики, в том числе тестирования, детей дошкольного возраста. Само по себе использование диагностики является позитивным моментом образовательного процесса.

Диагностика – деятельность, направленная на постановку диагноза.

 

Виды  диагностики:

  • медицинская (предмет диагностики – состояние здоровья и физического состояния ребёнка);
  • психологическая (предмет диагностики – психическое состояние ребёнка);
  • педагогическая (предметом диагностики является освоение ребёнком образовательной программы);
  • управленческая (предмет диагностики – деятельность образовательного учреждения).

 

Направления диагностической работы:

- диагностическая работа с детьми;

- диагностическая  работа с родителями;

- диагностическая  работа с сотрудниками.

 

Принципы  организации диагностической работы:

1. Принцип законности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться на законных основаниях, с соблюдением нормативно-правовых документов: Конвенции о правах ребёнка; Конституции Российской Федерации; Закона Российской Федерации «Об образовании»; приказов и инструктивных писем Министерства образования РФ и субъекта Федерации; Устава образовательного учреждения; Договора с родителями; решений педагогического совета ОУ; приказов руководителя ОУ.

2. Принцип научности – предполагает, что диагностическая работа в ОУ должна опираться на научные исследования, обосновывающие выбор изучаемых показателей, методы, сроки и организацию обследования.

3. Принцип этичности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться с соблюдение этических норм и правил.

4. Принцип оптимальности – предполагает, что минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации – столько, сколько может быть использовано в работе образовательного учреждения.

Формы проведения диагностики  могут быть разные: групповые и  индивидуальные, письменное выполнение заданий, устное на итоговых занятиях, в беседах, тестирование.

Диагностика развития детей  дошкольного возраста, будучи включена в дошкольное образование, призвана помогать педагогам и родителям  ребенка правильно строить с  ним педагогическое общение. Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему педагоги и родители. Психолого-педагогическая наука безоговорочно признает тот факт, что реальные способности ребенка могут проявиться достаточно поздно, и то образование, которое он получает, в большой мере способствует их проявлению.

Проведение диагностики  всегда связано с этапом интерпретации, т. е. объяснения полученных данных с точки зрения развития ребенка. Известно, что наиболее информативные диагностические методики допускают наибольшую свободу в интерпретации их результатов. В руках квалифицированного психолога эти методики являются инструментом получения Проведение любой диагностики всегда связано с вопросами: с какой целью она проводится? как будут использованы ее результаты? Данные диагностики позволяют педагогам и родителям следить за ходом развития ребенка и осуществлять индивидуальный подход. В этом заключается позитивная роль диагностики в системе дошкольного образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностика уровня сформированности игровых навыков

Игра - одно из замечательных  явлений жизни, деятельность, как  будто бесполезная и вместе с  тем необходимая. Невольно чаруя  и привлекая к себе как жизненное  явление, игра оказывается весьма серьёзной  и трудной проблемой для научной  мысли.

Об обучающих и развивающих возможностях игры известно давно. Многие выдающиеся педагоги и психологи справедливо обращали внимание на эффективность их использования в процессе обучения. В частности, А.С. Макаренко считал, что "хорошая игра" обеспечивает высокую эффективность любой деятельности и вместе с тем способствует гармоничному развитию личности, так как обязательно содержит в себе усилие (физическое, эмоциональное, интеллектуальное или духовное), доставляет радость (радость творчества, победы или эстетическую), а кроме того полагает определённую ответственность на её участников.

Игра важна для развития детей любого возраста, но особенно - в дошкольником, когда она является ведущим видом деятельности. И  именно в процессе игры у дошкольников формируются личностные образования, необходимые для дальнейшего школьного обучения.

Игровая деятельность на протяжении дошкольного возраста не остаётся неизменной. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме позволяет выделить следующие основные направления  развития игровой деятельности на протяжении дошкольного возраста:

  • изменение количества участников и взаимоотношений между ними;
  • обогащение игровых действий;
  • развитие содержания сюжетной игры;
  • расширение тематики игр;
  • изменение требований к игрушке.

 

Дошкольники, имеющие  развитые игровые навыки в соответствии со своим возрастом, имеют адекватный уровень развития произвольного внимания, логического мышления, речи, воображения, т. е. адекватный уровень познавательного развития, что является важной предпосылкой школьной готовности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра как  метод диагностики развития детей

Игра имеет разные целевые функции: обучающую, воспитывающую, социализирующую, но особо следует  отметить ее диагностическую роль. Игры ребенка — важный показатель общего развития.

Если ребенок не выражает интереса к играм, проявляет пассивность, если его игры стереотипны и примитивные по содержанию — это серьезный сигнал неблагополучия в развитии ребенка, неутешительный прогноз для школьного обучения.

В диагностике развития детей большое значение имеют игры с правилами. В этих играх как бы отрабатывается механизм учебной деятельности. В любой дидактической игре, имеющей игровую задачу, которую ребенку надо понять, принять (узнать, каких предметов болыпе, меньше, убратьлишние, подобрать недостающие, найти одинаковые и т.д.), чтобы ее решить, необходимовыполнитьопределенныедействия (сравнить, проанализировать, измерить, сосчитать и т.д.). Игровое поведение также определяется правилами (нельзя подсматривать за ведущим, задавать некоторые вопросы или произносить определенные слова, нужно точно следовать очередности: «сначала опиши игрушку — потом достань»). С помощью игр с правилами можно выявить у детей наличие произвольного поведения и общения со взрослыми и сверстниками, умение поддерживать внимание, осуществлять элементарный самоконтроль.

При использовании игры с целью диагностики педагогу нужно: 
— четко и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры; 
— варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания; 
— осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к детям через вариативностъ игровых заданий и правил.

Педагогу важно уяснитъ, что игра может быть использована как метод диагностики и как  средство коррекционной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Ершов П.М. Развитие игровой деятельности/под. ред. Н.Ф. Губанова - М., 2008
  2. Новиков А.М. Методология игровой деятельности. – М.: Издательство «Эгвес», 2006
  3. Бакина М. Современные дети, современные игры//Дошкольное воспитание – 2006 - № 4

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Диагностика игровой деятельности детей