Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 22:05, научная работа
Данная статья посвящена актуальной проблеме настоящего времени – прогностической компетентности педагогов в современной школе. Большинство учителей встречаются с трудностями в практической деятельности, эти трудности часто обусловлены недостаточно развитыми способностями предвидеть исход педагогических действий и взаимодействий, определить потенциальные возможности ученика, а также с отсутствием умений и навыков мгновенно реагировать на внезапные изменения условий педагогического процесса. С подобными трудностями преимущественно сталкиваются именно молодые специалисты, выпускники педагогических вузов. В статье представлены результаты исследований, проведенных со студентами педагогического вуза по разным компонентам прогностической деятельности. По результатам исследования можно сделать вывод, что в целом прогностическая компетентность студентов педагогического вуза по аспектам компонентов находится у студентов на низком уровне.
Диагностика сформированности прогностической компетентности студентов педагогического вуза
Данная статья
посвящена актуальной проблеме настоящего
времени – прогностической
Ключевые слова: педагог, педагогический процесс, прогностическая компетентность, выпускники педагогических вузов.
Проблема прогностической компетентности педагогов в настоящее время достаточно актуальна, поскольку непрерывно меняющееся общество, предъявляет новые требования к личности педагога, его знаниям, умениям в педагогическом процессе. Педагог обязан уметь действовать в пространстве нынешней культуры, предвосхищать результат изменений в образовании, прогнозировать ход и особенности педагогического процесса и в частности конкретную педагогическую ситуацию.
Большинство учителей встречаются с трудностями в практической деятельности, эти трудности часто обусловлены недостаточно развитыми способностями предвидеть исход педагогических действий и взаимодействий, определить потенциальные возможности ученика, а также с отсутствием умений и навыков мгновенно реагировать на внезапные изменения условий педагогического процесса. С подобными трудностями преимущественно сталкиваются именно молодые специалисты. Выпускники педагогических вузов, уже с накопившимся определенным педагогическим опытом и имеющие необходимые для прогнозирования знания, не всегда умеют продуктивно использовать их в своей деятельности. Опыт и проницательность как бы заменяют в сознании и деятельности этих педагогов теоретические знания или же присутствуют с ними в разнообразных, не совпадающих сферах. Эти трудности необходимо решать, но как это осуществить, если у студентов педагогического вуза систематически не формируют прогностическую компетентность.
Единого понятия прогностической
компетентности в настоящее время
не существует. Многие исследователи
пытаются дать наиболее полное определение
прогностической
Так, например, А.Ф. Присяжная понимает под прогностической компетентностью качество образования, при котором уровень подготовленности учителя к деятельности, его знания, умения, качества позволяют адекватно ставить цель, планировать, программировать, проектировать деятельность; оперировать знаниями и умениями процесса прогнозирования с целью профессионального роста [1, с. 77].
Формирование
прогностической компетентности у
студентов педагогического вуза
тесно связано с формированием
педагогического
Взяв за основу
структуру прогностических
Так, в знаниевом компоненте мы формируем знания о прогнозировании (знание логической структуры прогнозирования, процедура прогнозирования образовательного процесса; знания различных стратегий прогнозирования, принципов прогнозирования образовательного процесса; владение терминологией прогнозирования образовательного процесса) в процессе обучения студентов самопрогнозированию в учебной деятельности; в деятельностном формируем умения прогнозировать деятельность учащихся (умения устанавливать причинно – следственные связи, реконструкцию и преобразование представлений, выдвигать и анализировать гипотезы, осуществлять планирование) в квазипрофессиональной деятельности; в мыслительном компоненте, развиваем качества мыслительных процессов (аналитичность, глубина, осознанность, гибкость, перспективность, доказательность мышления) при обучении прогнозированию учащихся в профессиональной деятельности.
В нашем исследовании приняли участие 67 студентов 3 курса специальности «История» и «Иностранный язык» Ишимского государственного педагогического института им. П.П.Ершова.
Для изучения знаниевого компонента прогностической компетентности студентов педагогического вуза нами применялась методика «Диагностика знаниевого аспекта прогностической компетентности» (составленная автором исследования). Мы получили следующие результаты:
Уровень знаниевого компонента прогностической компетентности |
Количество |
% | |
Низкий |
34 |
51 | |
Средний |
31 |
46 | |
Высокий |
2 |
3 |
Для изучения деятельностного компонента прогностической компетентности мы использовали методику «Прогностическая задача» (Л.А. Регуш, стандартизирована Н.Л. Сомовой) по которой получили такие данные:
Уровень деятельностного компонента прогностической компетентности |
Количество |
% | |
Низкий |
39 |
58 | |
Средний |
28 |
42 | |
Высокий |
0 |
0 |
При изучении
мыслительного компонента
Уровень мыслительного компонента прогностической компетентности |
Количество |
% |
Низкий |
33 |
49 |
Средний |
32 |
48 |
Высокий |
2 |
3 |
Таким
образом, анализируя
Список литературы