Иванова С.И,
Некрасовский
педколледж № 1,
Санкт-Петербурга
ivan@mail.ru
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО
РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Аннотация: в статье
раскрыто значение дидактической игры,
посредством развития логического мышления
у детей старшего дошкольного возраста,
доказывается необходимость реализации
условий педагогами дидактической игрой.
Ключевые слова:
игра, мышление, логическое мышление.
Старший дошкольный возраст – это период,
когда основная деятельность – игра. В
игре проще усваиваются знания, умения,
навыки, при помощи игровой ситуации легче
привлечь внимание ребенка, он лучше запоминает
материал. Игра способствует расширению
представлений об окружающем мире, закреплению
и применению знаний, полученных на занятиях,
а также способствует опыту общения детей
с взрослыми и сверстниками. Игра делает
процесс обучения более легким, занимательным.
Процесс игры вызывает интерес детей,
возбуждает их активность, желание играть,
способствует развитию мышления.
К концу
дошкольного периода начинает формироваться
словесно – логическое мышление. «Формирование
логического мышления является важным
как для общего развития ребёнка, так и
для его дальнейшей адаптации в социуме»1. Оно связано с использованием
и преобразованием понятий. Все виды мышления
тесно связаны между собой. Если с детьми
проводить специальные занятия, то развитие
мышления будет проходить намного быстрее.
Уже в старшем дошкольном возрасте можно
и необходимо начинать работу по развитию
логического мышления. Для того, чтобы
помочь детям понять то, что им неясно
задаём вопросы, поясняем отдельные слова,
образные выражения, изображённые предметы.
Вопрос – это сформулированная в речи
задача. При проведении занятий, игр, при
общении ребёнка с другими детьми вопрос
побуждает к логическому мышлению.
Часто, приведя ребенка в детский
сад, мы слышим словосочетание
«дидактические игры», но редко
задумываемся, а что это такое?
Из самого определения вроде
как понятно, что речь идет
об играх, в которых участвуют
дети, но если углубляться в
этимологию данного понятия, выясняется,
что это не совсем так. Как известно,
лучший способ научить ребенка – обеспечить
его такими игровыми материалами, которые
наряду с развлекательной целью будут
еще и обучать его. Самым простым и эффективным
методом являются дидактические игры.
Это наиболее оптимальный способ совместить
игровой процесс и познавательную деятельность.
«Дидактическая
игра - является наиболее эффективным
средством развития мышления»2.
На основе образного мышления формируется
логическое мышление. Оно является высшей
стадией развития мышления. Очень актуальны
в наши дни занятия по развитию логического
мышления, так как они имеют важное значение
для будущего школьника. Основными и главными
критериями развития логического мышления
у детей являются: умение выделять существенные
признаки из второстепенных, умение рассуждать,
сравнивать, анализировать, классифицировать
предметы, аргументировать свою точку
зрения, устанавливать причинно-следственные
связи, развивать нестандартность мышления.
Развитие ребёнка и его обучение должно
осуществляться через соответствующие
данному возрасту виды деятельности и
педагогические средства и должно быть
непринужденным. К таким развивающим средствам
для дошкольников относится игра. Такие
игры учат детей применять имеющиеся знания
в различных игровых условиях, активизируют
разнообразные умственные процессы. Какими
бывают подобные игры? Давайте разберемся.
«Любые
дидактические игры – это сочетание трех
компонентов: игрового замысла, действий
и определенных правил»3. Причем принимать в ней участие
может как один ребенок, так и целая группа
– в этом преимущество данного метода
организации деятельности детей. Игровой
замысел нужен для развития познавательной
активности, он позволяет каждому ребенку
проявить свои умения и способности, знания
и навыки. Правила дают возможность регулировать
поведение детей в процессе деятельности.
Важно, чтобы каждая дидактическая игра
была законченной, дети должны четко видеть
конечный результат. Современные дидактические
игры – это широкое разнообразие средств
для обучения различным навыкам. Причем
если игровой процесс ведется коллективно,
то все равно воспитатель должен по максимуму
учитывать индивидуальные особенности
каждого малыша и задание подбирать, исходя
из его способностей. Дидактические игры
– это комплексный метод
обучения дошкольников, который включает
в себя и самостоятельно выстроенную игровую
деятельность, и обучение основам сюжетно-ролевой
игры.
Дидактические игры на уроках
могут быть организованы в
разных формах: путешествия, поручения,
предложения, загадки и беседы
– все это лишь малая часть
того, как можно преобразить урок,
сделать деятельность ребятишек
более цельной и интересной. Например,
суть игры-путешествия в том, что
дети должны двигаться к определенной
цели для решения каких-то поставленных
задач. Причем такое путешествие
может быть и виртуальным –
в воображении. А отгадывание
загадок как способ организации
урока – это отличное решение,
чтобы сделать учебное время более информативным.
Очень популярны дидактические игры по
математике для дошкольников. Эта наука
довольно сложна для ребятишек, поэтому
следует подходить к организации урока
грамотно и ответственно. Например, при
изучении понятия «величина» можно предложить
детям разложить фрукты разного размера
по соответствующим корзинам. Урок позволит
ребятам осознать такие понятия, как большой,
средний и маленький. Второй разновидностью
игры может стать распределение овощей
и фруктов по соответствующим коробкам.
Важно, чтобы дети учились понимать разницу
между «больше» и «меньше», например, путем
строительства домиков разной формы. Кстати,
любой наглядный материал (дидактические
игрушки, настольные развлечения или сюжетные
картинки) позволяет сделать процесс обучения
более интересным для детей, а значит,
и запоминающимся.
Дидактические игры, используемые
как форма обучения детей, включают
в себя две составляющие: познавательное
и занимательное. В ходе занятия
воспитатель является и наставником,
и полноценным участником игры,
он так же, как и дети, включен
в игровой процесс. Для углубления
и закрепления знаний дошкольников,
педагог задает наводящие вопросы,
загадывает загадки, стимулирует
познавательную активность детей,
направляет детей на поиск
решения выхода из созданной
ситуации. Воспитатели широко используют
в практике игры с правилами – подвижные
и дидактические, сюжетно - дидактические
которые помогают детям лучше усваивать
знания, закреплять навыки, полученные
на занятиях. В последнее время в дошкольных
учреждениях воспитатели стали чаще обращаться
к народным играм, которые способствуют
развитию ловкости, силы, трудовых навыков,
учат мыслить, несут большой воспитательный
заряд.
Дидактические игры являются
одним из главнейших средств
воспитательного процесса. Ведь
развивается малыш, в основном, во
время занятий. И чем они разнообразнее,
тем разностороннее детское развитие.
Любую игру можно превратить
в дидактическую, если правильно
поставить задачи и на основании этого
придумать или немного изменить условия.
Ведь даже древнейшие «классики» можно
назвать дидактической игрой, развивающей
у детей физическую культуру. Такие игры
в старшей группе интересны, познавательны
и полезны. Они обязательно помогут детям
в будущем. Ведь именно в детском возрасте
понятие «игра» ассоциируется с познанием.
Дидактические игры с дошкольниками могут
проводиться во время занятий, подготовки
проектов по заданной теме, в свободное
время, а также в рамках дополнительных
занятий по экологии, в процессе проведения
развлечений и праздников. С требованиями
к проведению игр могут быть ознакомлены
родители для закрепления знаний дошкольников
в домашних условиях.
«Дошкольный возраст – один из самых важных
этапов в жизни человека, когда не только
складываются его личностные задатки,
но формируются общие умения, нужные для
полноценной жизнедеятельности»4. Дидактические игры в детском
саду – это один из общепризнанных в воспитательной
системе методов, которые зарекомендовали
себя как наиболее рациональный способ
всестороннего развития маленькой личности.
Через игру ребенок входит в мир взрослых,
овладевает духовными ценностями, усваивает
предшествующий социальный опыт. Можно
считать, что в игре ребенок получает первые
урок коллективного мышления. Это обстоятельство
имеет принципиальное важное значение,
если принят во внимание, что будущее ребенка
связано с общественно полезным трудом,
главнейшее качество которого – совместное
решение задач, направленных на достижение
обжей цели. Овладение логическими формами
мышления в дошкольном возрасте способствует
развитию умственных способностей и необходимо
для успешного перехода детей к школьному
обучению. Я надеюсь, что данная статья
помогла Вам понять и определить, какое
все же значение имеют дидактические игры
в развитии логического мышления у детей
и как игры влияют на развитие мышления.
Список литературы:
- Возрастная и педагогическая психология /Под ред. В. Давыдова. – М.: Просвещение, 2012.-118 с.
- Дональдсон, М. Мыслительная деятельность детей /Под ред. В.И. Любовского. – М.: Педагогика, 2012.- 14-47 с.
- Дорофеева, А. Логика, мышление: Школа семи гномов. 6-7 лет./А. Дорофеева. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 16 с.
- Запорожец, А.В. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста//Вопросы психологии. –2011. - №5.- 14-25 с.
- Люблинская, А.А. Воспитание мышления у детей //Дошкольное воспитание. - 1991. - №12. - 26-34 с.
- Петровский, А.В., Учебное пособие для ВУЗов, «Детское мышление», 2012. – 120 с.
Рекомендовано
к публикации:
научный руководитель
работы
рецензент
Адрес и телефон Некрасовского
педколледжа № 1:
196247, Санкт-Петербург, ул. Кубинская,
32 (1 корпус)
ул. Примакова, 10 (3 корпус)
Телефон: 784-78-42
1 Запорожец, А.В. Развитие логического
мышления у детей старшего дошкольного
возраста//Вопросы психологии. –2011. - №5.-
14-25 с.
2 Люблинская, А.А. Воспитание мышления
у детей //Дошкольное воспитание. - 1991. -
№12. - 26-34 с.
3 Дорофеева, А. Логика, мышление: Школа
семи гномов. 6-7 лет./А. Дорофеева. – М.:
Мозаика-Синтез, 2009. – 16 с.
4 Возрастная и педагогическая психология
/Под ред. В. Давыдова. – М.: Просвещение,
2012.-118 с.