Дидактическая игра, как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 22:59, статья

Описание работы

В статье раскрыто значение дидактической игры, посредством развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, доказывается необходимость реализации условий педагогами дидактической игрой.

Файлы: 1 файл

дидиктическая игра статья.docx

— 25.09 Кб (Скачать файл)

Иванова С.И,

Некрасовский педколледж № 1,

 Санкт-Петербурга

ivan@mail.ru

 

 

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

 

Аннотация: в статье раскрыто значение дидактической игры, посредством развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, доказывается необходимость реализации условий педагогами дидактической игрой.

Ключевые слова: игра, мышление, логическое мышление.

                  

         

         Старший дошкольный возраст – это период, когда основная деятельность – игра. В игре проще усваиваются знания, умения, навыки, при помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребенка, он лучше запоминает материал. Игра способствует расширению представлений об окружающем мире, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях, а также способствует опыту общения детей с взрослыми и сверстниками. Игра делает процесс обучения более легким, занимательным. Процесс игры вызывает интерес детей, возбуждает их активность, желание играть, способствует развитию мышления.

        К концу дошкольного периода начинает формироваться словесно – логическое мышление. «Формирование логического мышления является важным как для общего развития ребёнка, так и для его дальнейшей адаптации в социуме»1. Оно связано с использованием и преобразованием понятий. Все виды мышления тесно связаны между собой. Если с детьми проводить специальные занятия, то развитие мышления будет проходить намного быстрее. Уже в старшем дошкольном возрасте можно и необходимо начинать работу по развитию логического мышления. Для того, чтобы помочь детям понять то, что им неясно задаём вопросы, поясняем отдельные слова, образные выражения, изображённые предметы. Вопрос – это сформулированная в речи задача. При проведении занятий, игр, при общении ребёнка с другими детьми вопрос побуждает к логическому мышлению.

          Часто, приведя ребенка в детский  сад, мы слышим словосочетание  «дидактические игры», но редко  задумываемся, а что это такое? Из самого определения вроде  как понятно, что речь идет  об играх, в которых участвуют  дети, но если углубляться в  этимологию данного понятия, выясняется, что это не совсем так. Как известно, лучший способ научить ребенка – обеспечить его такими игровыми материалами, которые наряду с развлекательной целью будут еще и обучать его. Самым простым и эффективным методом являются дидактические игры. Это наиболее оптимальный способ совместить игровой процесс и познавательную деятельность.

         «Дидактическая игра - является наиболее эффективным средством развития мышления»2. На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления. Очень актуальны в наши дни занятия по развитию логического мышления, так как они имеют важное значение для будущего школьника. Основными и главными критериями развития логического мышления у детей являются: умение выделять существенные признаки из второстепенных, умение рассуждать, сравнивать, анализировать, классифицировать предметы, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи, развивать нестандартность мышления. Развитие ребёнка и его обучение должно осуществляться через соответствующие данному возрасту виды деятельности и педагогические средства и должно быть непринужденным. К таким развивающим средствам для дошкольников относится игра. Такие игры учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы. Какими бывают подобные игры? Давайте разберемся.

        «Любые дидактические игры – это сочетание трех компонентов: игрового замысла, действий и определенных правил»3. Причем принимать в ней участие может как один ребенок, так и целая группа – в этом преимущество данного метода организации деятельности детей. Игровой замысел нужен для развития познавательной активности, он позволяет каждому ребенку проявить свои умения и способности, знания и навыки. Правила дают возможность регулировать поведение детей в процессе деятельности. Важно, чтобы каждая дидактическая игра была законченной, дети должны четко видеть конечный результат. Современные дидактические игры – это широкое разнообразие средств для обучения различным навыкам. Причем если игровой процесс ведется коллективно, то все равно воспитатель должен по максимуму учитывать индивидуальные особенности каждого малыша и задание подбирать, исходя из его способностей. Дидактические игры – это комплексный метод обучения дошкольников, который включает в себя и самостоятельно выстроенную игровую деятельность, и обучение основам сюжетно-ролевой игры.

         Дидактические игры на уроках  могут быть организованы в  разных формах: путешествия, поручения, предложения, загадки и беседы  – все это лишь малая часть  того, как можно преобразить урок, сделать деятельность ребятишек  более цельной и интересной. Например, суть игры-путешествия в том, что  дети должны двигаться к определенной  цели для решения каких-то поставленных  задач. Причем такое путешествие  может быть и виртуальным –  в воображении. А отгадывание  загадок как способ организации  урока – это отличное решение, чтобы сделать учебное время более информативным. Очень популярны дидактические игры по математике для дошкольников. Эта наука довольно сложна для ребятишек, поэтому следует подходить к организации урока грамотно и ответственно. Например, при изучении понятия «величина» можно предложить детям разложить фрукты разного размера по соответствующим корзинам. Урок позволит ребятам осознать такие понятия, как большой, средний и маленький. Второй разновидностью игры может стать распределение овощей и фруктов по соответствующим коробкам. Важно, чтобы дети учились понимать разницу между «больше» и «меньше», например, путем строительства домиков разной формы. Кстати, любой наглядный материал (дидактические игрушки, настольные развлечения или сюжетные картинки) позволяет сделать процесс обучения более интересным для детей, а значит, и запоминающимся.

          Дидактические игры, используемые  как форма обучения детей, включают  в себя две составляющие: познавательное  и занимательное. В ходе занятия  воспитатель является и наставником, и полноценным участником игры, он так же, как и дети, включен  в игровой процесс. Для углубления  и закрепления знаний дошкольников, педагог задает наводящие вопросы, загадывает загадки, стимулирует  познавательную активность детей, направляет детей на поиск  решения выхода из созданной  ситуации. Воспитатели широко используют в практике игры с правилами – подвижные и дидактические, сюжетно - дидактические которые помогают детям лучше усваивать знания, закреплять навыки, полученные на занятиях. В последнее время в дошкольных учреждениях воспитатели стали чаще обращаться к народным играм, которые способствуют развитию ловкости, силы, трудовых навыков, учат мыслить, несут большой воспитательный заряд.      

         Дидактические игры являются  одним из главнейших средств  воспитательного процесса. Ведь  развивается малыш, в основном, во  время занятий. И чем они разнообразнее, тем разностороннее детское развитие. Любую игру можно превратить  в дидактическую, если правильно  поставить задачи и на основании этого придумать или немного изменить условия. Ведь даже древнейшие «классики» можно назвать дидактической игрой, развивающей у детей физическую культуру. Такие игры в старшей группе интересны, познавательны и полезны. Они обязательно помогут детям в будущем. Ведь именно в детском возрасте понятие «игра» ассоциируется с познанием. Дидактические игры с дошкольниками могут проводиться во время занятий, подготовки проектов по заданной теме, в свободное время, а также в рамках дополнительных занятий по экологии, в процессе проведения развлечений и праздников. С требованиями к проведению игр могут быть ознакомлены родители для закрепления знаний дошкольников в домашних условиях.

          «Дошкольный возраст – один из самых важных этапов в жизни человека, когда не только складываются его личностные задатки, но формируются общие умения, нужные для полноценной жизнедеятельности»4. Дидактические игры в детском саду – это один из общепризнанных в воспитательной системе методов, которые зарекомендовали себя как наиболее рациональный способ всестороннего развития маленькой личности. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает первые урок коллективного мышления. Это обстоятельство имеет принципиальное важное значение, если принят во внимание, что будущее ребенка связано с общественно полезным трудом, главнейшее качество которого – совместное решение задач, направленных на достижение обжей цели. Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению. Я надеюсь, что данная статья помогла Вам понять и определить, какое все же значение имеют дидактические игры в развитии логического мышления у детей и как игры влияют на развитие мышления.

 

Список литературы:

 

  1.  Возрастная и педагогическая психология /Под ред. В. Давыдова. – М.: Просвещение, 2012.-118 с.
  2. Дональдсон, М. Мыслительная деятельность детей /Под ред. В.И. Любовского. – М.: Педагогика, 2012.- 14-47 с.
  3. Дорофеева, А. Логика, мышление: Школа семи гномов. 6-7 лет./А. Дорофеева. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 16 с.
  4. Запорожец, А.В. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста//Вопросы психологии. –2011. - №5.- 14-25 с.
  5. Люблинская, А.А. Воспитание мышления у детей //Дошкольное воспитание. - 1991. - №12. - 26-34 с.
  6.   Петровский, А.В., Учебное пособие для ВУЗов, «Детское мышление», 2012. – 120 с.

Рекомендовано к публикации:

научный руководитель работы

рецензент

Адрес и телефон Некрасовского педколледжа № 1:

196247, Санкт-Петербург, ул. Кубинская, 32 (1 корпус)

ул. Примакова, 10 (3 корпус)

Телефон: 784-78-42

 

1 Запорожец, А.В. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста//Вопросы психологии. –2011. - №5.- 14-25 с.

2 Люблинская, А.А. Воспитание мышления у детей //Дошкольное воспитание. - 1991. - №12. - 26-34 с.

3 Дорофеева, А. Логика, мышление: Школа семи гномов. 6-7 лет./А. Дорофеева. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 16 с.

4 Возрастная и педагогическая психология /Под ред. В. Давыдова. – М.: Просвещение, 2012.-118 с.


Информация о работе Дидактическая игра, как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста